МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Оценка 4.8

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
03.04.2017
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В статье рассмотрены основные аспекты формирования здорового образа жизни в современной студенческой среде. При этом основное внимание, по мнению авторов, следует уделять мотивационно-ценностной составляющей жизненного мира современных студентов, способствуя укреплению и закреплению у них потребности в здоровом образе жизни. Этим процессом необходимо управлять в целях получения более высоких результатов.
ИНФОУРОК 1.docx
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В   статье   рассмотрены   основные   аспекты   формирования   здорового образа   жизни   в   современной   студенческой   среде.   При   этом   основное внимание,   по   мнению   авторов,   следует   уделять   мотивационно­ценностной составляющей   жизненного   мира   современных   студентов,   способствуя укреплению и закреплению у них потребности в здоровом образе жизни. Этим процессом   необходимо   управлять   в   целях   получения   более   высоких результатов. Актуальность темы данной статьи во многом обусловлена тем, что результатом обучения студентов в профессиональных образовательных   учреждениях   сегодня   являются   не   только сумма знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, но и набор ключевых компетенций, в число которых входит самостоятельность. Известно, что здоровый образ жизни (далее – ЗОЖ), а также положительное отношение к нему, в том числе  –   к  занятиям   спортом   и   физической   культурой закладывается еще в раннем детстве и продолжает развиваться в подростковом   возрасте.   Поэтому   одна   из   основных   ролей преподавателей   современных   техникумов,   институтов   и университетов   состоит   в   регулирующем   воздействии   на процессы   формирования   у   студентов   мотивации   к   здоровому образу жизни [4, 8]. Рассмотрение некоторых теоретических и практических   аспектов   заявленной   темы   является   основной целью данной статьи. Практическая значимость выбранной темы связана с тем, что   одной   из   главных   задач   государственной   политики   по обеспечению   активной   адаптации   личности   к   полноценной жизни   в   современном   российском   обществе   является формированию у студентов мотивации к ЗОЖ. На наш взгляд, ее решение возможно лишь только при грамотно разработанной системе  управления   формированием   мотивации   студентов   к здоровому   образу   жизни,   ориентированной   на   создание педагогических   условий   для   удовлетворения   возрастающих потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом, отказом от вредных привычек и т.п.  Управление формированием у студентов мотивации к ЗОЖ напрямую   связано   с   удовлетворением   их   растущих потребностей,   соответствующих   сензитивному   периоду развития.   Это   также   должно   способствовать   превращению имеющихся у подростков тех или иных «побуждений» в зрелую мотивационную   сферу   с   устойчивой   структурой,   с доминированием   и   преобладанием   отдельных   мотивов   и избирательностью   ЗОЖ,   реализацией   смыслообразующей функции мотивов при включении студентов в различные виды деятельности.   Формирование   у   студентов   мотивации   к здоровому   образу   жизни   является   одним   из   важнейших элементов   их   жизнестойкости   [3],   без   которой   немыслима полноценная жизнь. Технология   управления   формированием   у   студентов мотивации к ЗОЖ представляет собой систему взаимосвязанных функций,   наполненных   конкретным   содержанием   и отражающим   специфику   здоровьеразвивающей   деятельности профессионального   образовательного   учреждения.   Она   деятельностный, реализует: рефлексивный,   компетентностный, личностно ориентированный подходы [1, с. 57].    культурологический,   системный,   мотивационный, Управление   формированием   у   студентов   мотивации   к здоровому   образа   жизни  предполагает  создание   личностно развивающей   образовательной   среды,   формирующей   у студенчества   систему   ценностных   ориентаций   и   установок активной   жизненной   позиции,   позитивной   мотивации   к саморазвитию   и     принятию ответственности   за   свою   судьбу,   заинтересованности   в поддержке собственного здорового образа жизни [2, с. 406]. самосовершенствованию, В   профессиональном   образовательном   учреждении функцию профилактики и пропаганды здорового образа жизни в пределах своей компетенции выполняют социальный педагог и педагог­психолог.   Если   коротко,   то   она   заключается   в следующем:   осуществление   профилактической   работы   по предупреждению   различных   форм   аддиктивного   поведения, семейного   неблагополучия,   вредных   привычек,   асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни. Сюда   же   входит   деятельность,   направленная   на   диагностику, профилактику и регулирование различных типов конфликтов: внутриличностных,   межличностных,   между   личностью   и группой,   а   также   внутренних противоречий, с необходимостью конструктивного разрешения которых сталкиваются современные студенты [6].    межгрупповых   [9–11], Большую роль в этом процессе играет медико­социальная работа. Не секрет, что многие современные студенты имеют со здоровьем   серьезные   проблемы   [8].   Сюда   же   входит   и   такая важнейшая   сфера,   как   инклюзивное   образование,   уровень развития которого является одним из показателей гуманности общества   [5,  В   ходе   медико­социальной   работы используются методы, сложившиеся как в системе социальной защиты населения, так и в системе здравоохранения: медико­ социальная диагностика, профилактика, реабилитация, а также целый   ряд   специальных   методик,   направленных   на формирование здорового образа жизни студентов.   7]. Всю свою деятельность по  управлению формированием у студентов   мотивации   к   ЗОЖ  социальный   педагог   и   педагог­ психолог осуществляют с учетом возрастных и индивидуальных и   психологических   особенностей   студентов.   Забота   о физическом и духовном здоровье «подопечных» [12, с. 3] – это важнейшая   составляющая   охранно­защитной   функции социально­психологической   службы   любого   образовательного учреждения   [3,   8],   в   том   числе   –   и   Белгородского машиностроительного   техникума,   студенческое   сообщество которого является предметом нашей неусыпной заботы. Эта функция может быть конкретизирована в следующих аспектах: 1) профилактика, укрепление и охрана здоровья; 2) корректировка   индивидуальных   качеств   и   контактов личности. Основными   направлениями   деятельности   педагога­ психолога   и   социального   педагога   по   формированию   у студентов мотивации к ЗОЖ являются: – создание   единого   информационного   банка   данных   о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних,   а   также   данные   обо   всех   студентах, состоящих на профилактическом учете; – своевременная   диагностика   курения,   употребления алкогольных напитков, токсических средств, а также выявление основных   причин,   «побуждающих»   студентам   к   различным формам   аддиктивного   или   девиантного   поведения   (методы работы:   индивидуальное   или   групповое   консультирование, беседы, простое и включенное наблюдение, мониторинг, встречи с   родителями   и   членами   семьи,   изучение   социального окружения студентов); – осуществление мероприятий по разработке и внедрению новых   форм   профилактики   вредных   привычек   среди несовершеннолетних,   в   том   числе   –   проведение   акций   по профилактике наркомании, алкоголизма, ВИЧ­инфекций среди студентов; – усиление   информационно­методического   обеспечения деятельности по профилактике различных форм аддиктивного и девиантного   поведения   среди   студентов,   особенно   – несовершеннолетних. Здоровье   подрастающего   и   формирующегося   человека   – это не только социальная, но и нравственная проблема. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Поэтому своевременное приобщение студентов к проблеме сохранения собственного здоровья – это, прежде всего, процесс их грамотной социализации и адаптации к довольно непростым условиям современной жизни. Это также деятельность,   направленная   на   сознание   высокого   уровня душевного комфорта. В   целом   же   для   формирования   устойчивой   мотивации студентов к ЗОЖ необходимы совместные усилия  родителей, педагогов, психологов, спортсменов и представителей старших поколений.   У   современных   студентов   необходимо сформировать   многие   полезные   навыки   и   привычки, направленные на формирование более зрелого и ответственного отношения к собственному здоровью [4, 8]. Подводя общий итог, следует отметить, что деятельность социально­психологической службы должна быть направлена на диагностику и профилактику различных форм аддиктивного и девиантного   поведения   современных   студентов.   Большое внимание также следует уделять организации досуга студентов, который должен заключаться не в бессмысленных скитаниях по барам,   дискотекам   или   «ночным   клубам»,   а   в   полноценных занятиях   в   научных   кружках,   лабораториях,   спортивных секциях и тренажерных залах.  В   данном   случае   важно,   чтобы   в   процессе   воспитания развить   разумные   потребности,   «нагружать»   студентов интересными   и   общественно­полезными   делами,   грамотно планировать   и   организовывать   их   деятельность,   чтобы   у   них практически не оставалось ненужного и крайне вредного для их развития   «свободного»   времени.   Учеба,   спорт   и   творчески ориентированный   досуг   –   вот   три   источника   формирования мотивации к здоровому образу жизни у современных студентов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аршанов К.И.  Здоровый   образ   жизни   студентов   как педагогическая   проблема   //   Сборник   научных   трудов   по материалам Международной научной конференции. – Кемерово, 2006. С. 57–62.  –  2. Васильева   О.С.  Валеология  –  актуальное   направление современной психологии // Психологический вестник РГУ.  –   1997. – Вып.3. – С. 406–411. 3. Волобуева Н.М.,   Сережко Т.А.  Жизнестойкость   и религиозность  как  ресурсы  современного  человека  в трудных жизненных   ситуациях   //   Научные   ведомости   Белгородского государственного университета. –  Серия:  Гуманитарные науки. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. – 2015. –  № 12 (209). – Вып. 26. – С. 151–158. 4. Жукова И.В.  Вариативное   управление   процессом формирования здорового образа жизни студентов вуза: Дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2014. – 221 с. 5. Невлева   И.М.  Человек   в   концепциях   социальной работы  //   Социология   и   социальная   работа   в   системе профессионального   образования:   Материалы   международной научно­практической   и   методической   конференции профессорско­преподавательского   состава   и   аспирантов.   7–8 апреля 2014 г. –  Белгород: Издательство  БУКЭП, 2014.  –  С. 244–254. 6. Поддубный Н.В.  Внутриличностные   противоречия студентов   как   факторы   профессионального   становления   // Психологическое   знание   в   научной   картине   мира:   Материалы международной   научно­практической   и   научно­методической конференции   профессорско­преподавательского   состава   и аспирантов. 31 марта – 1 апреля  2015 г. – Белгород: Изд­во БУКЭП, 2015. – С. 219–229. 7. Сережко Т.А.  Духовно­нравственный аспект современного   социального   образования   //   Социология   и социальная работа в системе профессионального образования: материалы   международной   научно­практической   и   научно­ методической   конференции   профессорско­преподавательского состава и аспирантов. 4–6 апреля 2016 г. – Белгород: Изд­во БУКЭП, 2016. – С. 152–160.   8. Сережко Т.А.  Философия воспитания здорового образа жизни   в   образовательном   пространстве   //   Педагогическое образование   в   системе   высшей   школы:   Материалы международной конференции «Педагогическое   образование   в   системе   высшей   школы»   и международной конференции «Особенности   методических   подходов   в   образовательном процессе   2015 г. – Белгород: Изд­во БУКЭП, 2015. – С. 139–149. научно­методической научно­практической   школы». высшей апреля               1 9. Трунов А.А.  Диалектика конфликта. – Белгород: Изд­во БУКЭП, 2011. – 305 с. 10. Трунов А.А. Профилактика межличностных конфликтов в   педагогической   практике   //   Педагогическое   образование   в системе   высшей   школы:   Материалы   международной   научно­ практической   конференции   «Педагогическое   образование   в системе   высшей   школы»   и   международной   научно­ методической   конференции   «Особенности   методических подходов в образовательном процессе высшей школы». 1 апреля 2015 г. – Белгород: Изд­во БУКЭП, 2015. – С. 118–130. 11. Трунов А.А.,   Смыкалов Д.Г.  Межличностные конфликты   в   педагогической   практике   //   Роль   студенческой науки   в   развитии   экономики   и   кооперации:   Материалы международной   студенческой   научной   конференции.   16–18 апреля 2013 г. В 4 ч. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. – С. 390–399. 12. Чарлтон Э.  Основные   принципы   обучения   здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 3–14.

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017