МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
03.04.2017
В статье рассмотрены основные аспекты формирования здорового образа жизни в современной студенческой среде. При этом основное внимание, по мнению авторов, следует уделять мотивационно-ценностной составляющей жизненного мира современных студентов, способствуя укреплению и закреплению у них потребности в здоровом образе жизни. Этим процессом необходимо управлять в целях получения более высоких результатов.
ИНФОУРОК 1.docx
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В статье рассмотрены основные аспекты формирования здорового
образа жизни в современной студенческой среде. При этом основное
внимание, по мнению авторов, следует уделять мотивационноценностной
составляющей жизненного мира современных студентов, способствуя
укреплению и закреплению у них потребности в здоровом образе жизни. Этим
процессом необходимо управлять в целях получения более высоких
результатов.
Актуальность темы данной статьи во многом обусловлена
тем, что результатом обучения студентов в профессиональных
образовательных учреждениях сегодня являются не только
сумма знаний, умений и навыков, необходимых для получения
профессии, но и набор ключевых компетенций, в число которых
входит самостоятельность. Известно, что здоровый образ жизни
(далее – ЗОЖ), а также положительное отношение к нему, в том
числе – к занятиям спортом и физической культурой
закладывается еще в раннем детстве и продолжает развиваться в
подростковом возрасте. Поэтому одна из основных ролей
преподавателей современных техникумов, институтов и
университетов состоит в регулирующем воздействии на
процессы формирования у студентов мотивации к здоровому
образу жизни [4, 8]. Рассмотрение некоторых теоретических и
практических аспектов заявленной темы является основной
целью данной статьи.
Практическая значимость выбранной темы связана с тем,
что одной из главных задач государственной политики по
обеспечению активной адаптации личности к полноценной
жизни в современном российском обществе является
формированию у студентов мотивации к ЗОЖ. На наш взгляд,
ее решение возможно лишь только при грамотно разработанной
системе управления формированием мотивации студентов к здоровому образу жизни, ориентированной на создание
педагогических условий для удовлетворения возрастающих
потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и
спортом, отказом от вредных привычек и т.п.
Управление формированием у студентов мотивации к ЗОЖ
напрямую связано с удовлетворением их растущих
потребностей,
соответствующих сензитивному периоду
развития. Это также должно способствовать превращению
имеющихся у подростков тех или иных «побуждений» в зрелую
мотивационную сферу с устойчивой структурой,
с
доминированием и преобладанием отдельных мотивов и
избирательностью ЗОЖ,
реализацией смыслообразующей
функции мотивов при включении студентов в различные виды
деятельности. Формирование у студентов мотивации к
здоровому образу жизни является одним из важнейших
элементов их жизнестойкости [3], без которой немыслима
полноценная жизнь.
Технология управления формированием у студентов
мотивации к ЗОЖ представляет собой систему взаимосвязанных
функций,
наполненных конкретным содержанием и
отражающим специфику здоровьеразвивающей деятельности
профессионального образовательного учреждения.
Она
деятельностный,
реализует:
рефлексивный,
компетентностный,
личностно ориентированный подходы [1, с. 57].
культурологический,
системный,
мотивационный,
Управление формированием у студентов мотивации к
здоровому образа жизни предполагает создание личностно
развивающей образовательной среды,
формирующей у
студенчества систему ценностных ориентаций и установок
активной жизненной позиции, позитивной мотивации к
саморазвитию и
принятию
ответственности за свою судьбу, заинтересованности в
поддержке собственного здорового образа жизни [2, с. 406].
самосовершенствованию,
В профессиональном образовательном учреждении
функцию профилактики и пропаганды здорового образа жизни в пределах своей компетенции выполняют социальный педагог и
педагогпсихолог. Если коротко, то она заключается в
следующем: осуществление профилактической работы по
предупреждению различных форм аддиктивного поведения,
семейного неблагополучия, вредных привычек, асоциального
поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди
обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни.
Сюда же входит деятельность, направленная на диагностику,
профилактику и регулирование различных типов конфликтов:
внутриличностных, межличностных, между личностью и
группой,
а также внутренних
противоречий, с необходимостью конструктивного разрешения
которых сталкиваются современные студенты [6].
межгрупповых [9–11],
Большую роль в этом процессе играет медикосоциальная
работа. Не секрет, что многие современные студенты имеют со
здоровьем серьезные проблемы [8]. Сюда же входит и такая
важнейшая сфера, как инклюзивное образование, уровень
развития которого является одним из показателей гуманности
общества [5,
В ходе медикосоциальной работы
используются методы, сложившиеся как в системе социальной
защиты населения, так и в системе здравоохранения: медико
социальная диагностика, профилактика, реабилитация, а также
целый ряд специальных методик,
направленных на
формирование здорового образа жизни студентов.
7].
Всю свою деятельность по управлению формированием у
студентов мотивации к ЗОЖ социальный педагог и педагог
психолог осуществляют с учетом возрастных и индивидуальных
и психологических особенностей студентов. Забота о
физическом и духовном здоровье «подопечных» [12, с. 3] – это
важнейшая составляющая охраннозащитной функции
социальнопсихологической службы любого образовательного
учреждения [3, 8], в том числе – и Белгородского
машиностроительного техникума, студенческое сообщество
которого является предметом нашей неусыпной заботы. Эта функция может быть конкретизирована в следующих
аспектах:
1) профилактика, укрепление и охрана здоровья;
2) корректировка индивидуальных качеств и контактов
личности.
Основными направлениями деятельности педагога
психолога и социального педагога по формированию у
студентов мотивации к ЗОЖ являются:
– создание единого информационного банка данных о
семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных
условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам
несовершеннолетних, а также данные обо всех студентах,
состоящих на профилактическом учете;
– своевременная диагностика курения, употребления
алкогольных напитков, токсических средств, а также выявление
основных причин, «побуждающих» студентам к различным
формам аддиктивного или девиантного поведения (методы
работы: индивидуальное или групповое консультирование,
беседы, простое и включенное наблюдение, мониторинг, встречи
с родителями и членами семьи, изучение социального
окружения студентов);
– осуществление мероприятий по разработке и внедрению
новых форм профилактики вредных привычек среди
несовершеннолетних, в том числе – проведение акций по
профилактике наркомании, алкоголизма, ВИЧинфекций среди
студентов;
– усиление информационнометодического обеспечения
деятельности по профилактике различных форм аддиктивного и
девиантного поведения среди студентов,
особенно –
несовершеннолетних.
Здоровье подрастающего и формирующегося человека –
это не только социальная, но и нравственная проблема. Ребенок
сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в
будущем здоровых детей. Поэтому своевременное приобщение
студентов к проблеме сохранения собственного здоровья – это, прежде всего, процесс их грамотной социализации и адаптации к
довольно непростым условиям современной жизни. Это также
деятельность, направленная на сознание высокого уровня
душевного комфорта.
В целом же для формирования устойчивой мотивации
студентов к ЗОЖ необходимы совместные усилия родителей,
педагогов, психологов, спортсменов и представителей старших
поколений.
У современных студентов необходимо
сформировать многие полезные навыки и привычки,
направленные на формирование более зрелого и ответственного
отношения к собственному здоровью [4, 8].
Подводя общий итог, следует отметить, что деятельность
социальнопсихологической службы должна быть направлена на
диагностику и профилактику различных форм аддиктивного и
девиантного поведения современных студентов. Большое
внимание также следует уделять организации досуга студентов,
который должен заключаться не в бессмысленных скитаниях по
барам, дискотекам или «ночным клубам», а в полноценных
занятиях в научных кружках, лабораториях, спортивных
секциях и тренажерных залах.
В данном случае важно, чтобы в процессе воспитания
развить разумные потребности,
«нагружать» студентов
интересными и общественнополезными делами, грамотно
планировать и организовывать их деятельность, чтобы у них
практически не оставалось ненужного и крайне вредного для их
развития «свободного» времени. Учеба, спорт и творчески
ориентированный досуг – вот три источника формирования
мотивации к здоровому образу жизни у современных студентов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аршанов К.И. Здоровый образ жизни студентов как
педагогическая проблема // Сборник научных трудов по
материалам Международной научной конференции. – Кемерово,
2006.
С. 57–62.
–
2. Васильева О.С. Валеология – актуальное направление
современной психологии // Психологический вестник РГУ. –
1997. – Вып.3. – С. 406–411.
3. Волобуева Н.М.,
Сережко Т.А. Жизнестойкость и
религиозность как ресурсы современного человека в трудных
жизненных ситуациях // Научные ведомости Белгородского
государственного университета. – Серия: Гуманитарные науки.
Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. – 2015. –
№ 12 (209). – Вып. 26. – С. 151–158.
4. Жукова И.В. Вариативное управление процессом
формирования здорового образа жизни студентов вуза: Дис. …
канд. пед. наук. – Казань, 2014. – 221 с.
5. Невлева И.М. Человек в концепциях социальной
работы
// Социология и социальная работа в системе
профессионального образования: Материалы международной
научнопрактической и методической конференции
профессорскопреподавательского состава и аспирантов. 7–8
апреля 2014 г. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. – С.
244–254.
6. Поддубный Н.В.
Внутриличностные противоречия
студентов как факторы профессионального становления //
Психологическое знание в научной картине мира: Материалы
международной научнопрактической и научнометодической
конференции профессорскопреподавательского состава и
аспирантов. 31 марта – 1 апреля 2015 г. – Белгород: Издво
БУКЭП, 2015. – С. 219–229. 7. Сережко Т.А.
Духовнонравственный
аспект
современного социального образования // Социология и
социальная работа в системе профессионального образования:
материалы международной научнопрактической и научно
методической конференции профессорскопреподавательского
состава и аспирантов. 4–6 апреля 2016 г. – Белгород: Издво
БУКЭП, 2016. – С. 152–160.
8. Сережко Т.А. Философия воспитания здорового образа
жизни в образовательном пространстве // Педагогическое
образование в системе высшей школы:
Материалы
международной
конференции
«Педагогическое образование в системе высшей школы» и
международной
конференции
«Особенности методических подходов в образовательном
процессе
2015 г. – Белгород: Издво БУКЭП, 2015. – С. 139–149.
научнометодической
научнопрактической
школы».
высшей
апреля
1
9. Трунов А.А. Диалектика конфликта. – Белгород: Издво
БУКЭП, 2011. – 305 с.
10. Трунов А.А. Профилактика межличностных конфликтов
в педагогической практике // Педагогическое образование в
системе высшей школы: Материалы международной научно
практической конференции «Педагогическое образование в
системе высшей школы» и международной научно
методической конференции «Особенности методических
подходов в образовательном процессе высшей школы». 1 апреля
2015 г. – Белгород: Издво БУКЭП, 2015. – С. 118–130.
11. Трунов А.А.,
Смыкалов Д.Г.
Межличностные
конфликты в педагогической практике // Роль студенческой
науки в развитии экономики и кооперации: Материалы
международной студенческой научной конференции. 16–18
апреля 2013 г. В 4 ч. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. –
С. 390–399.
12. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому
образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 3–14.
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.