Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл
23.04.2017
Сознательное стремление к школе, наличие у ребёнка интереса к школьно-учебной деятельности - это и есть сформированность школьной мотивации.
Что же делать, если у ребенка отсутствует школьная мотивация?
Необходимо предоставлять ему больше самостоятельности; стараться показывать необходимость каждого знания; связывать новые знания с уже усвоенными, понятыми; создавать положительный эмоциональный фон; отмечать его «рост», терпение, старание; оценивать объективно возможности и способности ребенка.
Мотивация учебной деятельности.docx
Мотивация учебной деятельности и её формирование
Одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из
показателей готовности малыша к обучению является его сознательное
стремление к школе, наличие у него интереса к школьноучебной
деятельности, т.е. сформированности школьной мотивации. Она включает в
себя:
• наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение
задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
• понимание необходимости учения как обязательной, ответственной
деятельности;
• минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно
занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
• эмоциональноблагополучное отношение к школе.
Что же делать, если у ребенка отсутствует школьная мотивация?
Не играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «Надо!»? Но в
этом случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к
интеллектуальным занятиям, и еще до школы эти занятия будут
восприниматься им как тяжелый труд, он так и не научится получать
удовольствие от него. В результате процесс учения в школе будет мукой и для
него, и для вас. А если постоянно играть с ребенком, предоставлять ему
полную свободу выбора занятий, тогда что же он будет делать в нашей
«нормативной» школе?
Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и
творческого подхода, а главное, умения уловить момент, когда можно
переходить от сформированного игрового мотива к учебному. Ведь
потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода
обучения в начальной школе. Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка
чтото делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как
заинтересовать.
Как заинтересовать ребенка?
1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает
«открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите
примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. Задание не должно
быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным.
4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный
эмоциональный
фон.
5. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост»,
терпение,
старание.
6. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка.
Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой.
Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму. Как быстро он
выполнил это задание, не то, что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты
выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет
ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались в школе. Но подчас приходится с сожалением
констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а
желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не
сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Каждый
учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к
учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к
ним. Поэтому перед ним стоит задача по формированию и развитию у
ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой
проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что
говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных
и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или,
наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится
ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.
Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность
нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда
помогает.
Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде
всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными
даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения
одних и тех же целей. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной
деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами,
целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Следует различать понятия мотив и цель.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый
человеком.
Мотив побуждение к достижению цели.
Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает,
почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной
деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся
реально действующими. Например, первоклассник всячески старается
оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить
уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что
учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть
недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь,
что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть.
Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В
сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить
хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы.
Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным
является мотив «получить возможность погулять». В конечном итоге,
вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить
уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок
сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый
действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку,
теперь в этом смысл приготовления заданий.
Типы мотивации учебной деятельности.
Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него
лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать
наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не
интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями,
увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с
результатами учения:
• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под
отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные
осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут
возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей,
одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным
результатам;
• мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с
мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация
выступает в двух формах.
В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для
личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед
страной, перед близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению
больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в
жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает
существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления
известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это
наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка
не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не
обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не
деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.
Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение
окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть
выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например
мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой
категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных
знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом
процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная
активность, реализация своих способностей и пр.).
группы
различать
Принято
учебных
мотивов:познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и
процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными
социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).
большие
две Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на
овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе:
реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на
повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за
дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное
отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в
свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие
познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к
новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным
свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к
закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к
ключевым идеям и т.д.;
2)учебнопознавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на
усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке:
самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к
их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после
получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы,
относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес
при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к
анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие
внимания и сосредоточенности;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на
самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их
проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о
способах рациональной организации учебного труда и приемах
самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные
действия школьников по осуществлению самообразования (чтение
дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана
самообразования и т . д.).
Социальные мотивы включают:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания
на основе осознания социальной необходимости, долженствования,
ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к
взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о
готовности поступиться личными интересами ради общественных;
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в
стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с
окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками,
обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение
товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу;
количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы
работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение
предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее,
готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.
Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия,
проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны
учителей, родителей и товарищей;
мотивы,
социальные
называемые мотивами
3)
социального
сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с
другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы
своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по
классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы
коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных
способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску
наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с
индивидуальной работы на коллективную и обратно
Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной,
устойчивой мотивации к учебной деятельности у учащихся начальной и
средней школы.
1. Содержание учебного материала.
2. Организация учебной деятельности.
3. Стиль педагогической деятельности учителя.
4. Коллективные, групповые формы учебной деятельности. 5. Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в
сравнительной динамике.
В контексте данной темы предлагаем мотивационный цикл, позволяющий
учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока в
начальной и средней школе.
1й этап. Возникновение мотивации. На данном этапе нужно зафиксировать у
детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над
предыдущей
относительной
неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой
темы.) Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между
тем это вам понадобится в такихто ситуациях.)
темой.) Вызвать
мотивы
2й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. На этом этапе
используются чередование разных видов деятельности, материала различной
степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или
отрицательные
и
неудовлетворенность результатом деятельности.
Целесообразно также
активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих
учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
удовлетворенность
эмоции,
3й этап. Мотивация завершения. Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из
деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла
позитивная установка на дальнейший процесс учения, т.е. положительная
мотивация перспективы. Для этого необходимо усилить оценочную
деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной отметкой
учителя.
Позитивное восприятие учителем школьников и самого себя – одно из
важнейших факторов эффективности его работы,
так как
способствует развитию у школьников позитивной самооценки и внутренней
учебной мотивации. Иными словами, деятельность учителя будет
эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в
классе атмосферу взаимного уважения, доверия и тепла.
О формировании мотивации учения. Роль внутренней мотивации велика, это
такие мотивы, как любопытство, стремление к накоплению опыта, умений,
знаний, которые связаны с интересом. Сильный внутренний мотив познавательный интерес, занимает одно из
центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит
бескорыстный характер.
Для формирования теоретического познавательного интереса немалое
значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность должна
отвечать следующим требованиям:
а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались
условия происхождения понятий;
в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной
деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами,
как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.
Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию
внутренней мотивации, познавательных интересов.
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные
подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика,
которые объединяются в три группы: исходные,
отрицательные,
положительные. Исходные – это или отсутствие оценки, недооценивание
одного при одновременном оценивании других, или оценка одного ученика
через оценку другого, или неопределенную оценки. К отрицательным
оценкам относятся замечание, отрицание, порицание, к положительным
согласие, одобрение, ободрение. Каждый ее вид определенным образом
влияет на учение и в целом на личность учащегося.
Отсутствие оценки может заставить ученика строить собственную самооценку
не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования
отношения к нему учителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная
оценка.
При систематическом ее применении может возникнуть
отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса.
Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это
могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих
школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной
мотивации ученика (отсутствие учебных, интересов, отсутствие убежденности
в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации
положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и
желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в
деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений;
низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих
волевых качеств.
Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников,
могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого
учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не
способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не
соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или
слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет);
2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению
активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке,
вопросы, рассчитанные только на запоминание);
3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам
отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика
угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения
является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было
организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг
продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы
формирование положительной мотивации в учебной деятельности было
успешным.
Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Мотивация учебной деятельности и её формирование. Выступление на семинаре учителей начальных классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.