«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
математика
Взрослым
02.10.2018
Основной целью учителя является раскрытие необходимости формирования положительной учебной мотивации учащихся на каждом уроке математики. . Свою работу я начала с изучения мотивации учащихся своей школы. Результаты диагностики показали, что у учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению математики выше, чем у учащихся 7-8 классов. Сформировать эту заинтересованность можно через поисковую деятельность.проект
proekt_.docx
«Мотивация учебной деятельности учащихся
на уроках математики»
Подготовил:
учитель математики
МОБУ СОШ с.Миловка
Манахова Л.Ф “Личность – звено между
мотивацией и ее реализацией”
З. Фрейд
Тема проекта: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке
математики»
Актуальность
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения
можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее
актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой
задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения
знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной
позиции. Что не возможно без интереса учащегося к предмету. Каждый
учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились,с желанием занимались
на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование
мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных
задач современной школы.
Цель проекта: раскрытие необходимости формирования положительной
учебной мотивации учащихся на каждом уроке математики.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Изучить необходимую психологопедагогическую и учебно
методическую литературу по теме мотивации обучения к математике.
Провести диагностику мотивации к изучению математики в средних и
старших классах
Определить средства, способствующие формированию мотивов к
изучению математики. Проверить эффективность предложенных средств в реальной
практике.
O бъектом исследования является мотивационная сфера учения школьников
на уроках математики. Предметом исследования являются вопросы,
связанные с организацией мотивационного этапа урока для формирования у
учащихся положительных мотивов учения.
Мотив это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов,
нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя,
следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для
личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее
сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает
“удовольствие от самой деятельности, значимости для личности
непосредственного ее результата”
Процесс формирования положительного отношения к учению считаем
для себя значимым и основополагающим. Свою работу мы начали с изучения
мотивации учащихся. С этой целью была проведена диагностика мотивации к
изучению математики в средних и старших классах. Результаты диагностики
показали, что у учащихся 56 классов уровень положительной мотивации к
изучению математики намного выше, чем у учащихся 78 классов. Этим
объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих
классах. Результаты диагностики в 910 классах72%,в 11классе –показали,
что у 92%, присутствует мотив самореализации и осознание социальной
необходимости учебы. Но были и такие ответы: “Математику не люблю, но
учить буду, так как нужно сдать ЕГЭ”.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель
не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем
старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда
вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке. Иногда мы слышим от учеников “Нам тогда все понятно, когда интерес
но”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что
“интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рас
сматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с
интересом – личностно – значимо каждому” , то мы опять видим, что интерес
стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка?
Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на
уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов
обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
В своей работе мы применяем технологию проблемного обучения, личностно
ориентированную технологию обучения,
дифференциации, информационнокоммуникационные технологии.
технологию уровневой
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно
выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
В начале урока математики создать условия для осознания учеником того, что
полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное,
какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока
математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации
для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать
ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке,
сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце
урока математики создать условия для оценки достижения задач,
поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи,
постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока
состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный
опыт.
Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный
цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность,
включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы
результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
(удовлетворенность или неудовлетворенность
Чтобы обучение было понастоящему эффективным, у ученика должна
возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые
предлагает учитель, а также желание активно действовать по их
приобретению. Изза высокого уровня мотивации у ученика формируется цель
и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в
самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик
переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не
стимулирует работу ума, как удивительное. поэтому нами используются
такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы,
лежащие в основе интереса.
Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:
(приложение 1)
1. Апелляция к жизненному опыту детей
2. Создание проблемной ситуации
3. Ролевые и деловые игры
4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику
5. Элементы занимательности
6. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и т.п.
Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности
(приложение 2):
1. Ситуация удивления.
2. Ассоциации вместо правил
3. Презентации, творческие домашние задания
4. Накопительная система оценок, рефлексия 5. Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный
микроклимат на уроке
Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей
работе чемто необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся
вовлечься в работу с первых минут урока.
Методическая ценность приемов:
учащихся;
активное
свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а
включение
работу
всех
в
выбирает
обеспечивается
факты,
ему
системность
знакомые
знаний
и
и
понятные);
умений;
обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с
исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами
учащиеся);
развитие математической “зоркости”,
формирование произвольного
внимания.
Заключение
На практике мы убедилась, что перечисленные приёмы и методы
обучения способствуют формированию компонента мотивационной сферы
учения – эмоций и интереса.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным,
когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать,
открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание
через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это
возможно только в процессе самостоятельной учебнопознавательной
деятельности на основе современных педагогических технологий.
И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без
положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив
следа в нем.
Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и
внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к
мотивированию. Когото надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого
то мотивировать поощрениями, а когото предоставленной свободой. Но
неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык
со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые
начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе.
Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на
уроках.
Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению
успешности и эффективности обучения.
Использование в учебной деятельности методов и приемов современных
педагогических технологий формирует положительную мотивацию
детей, способствует развитию основных мыслительных операций,
коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
В заключение хотелось бы повторить такие слова «Если ты идешь на
урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим
любимым уроком к ученикам…» Приложение №1
Приемы формирования мотивации к изучению математики
1. Апелляция к жизненному опыту детей
На уроках решения задач на «Движение по течению реки» возможно
вспомнить жизненной ситуации «ветра», прием достаточно прост для
понимания, после введения которого учащиеся хорошо усваивают этот
материал.
При изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел»
известен старинный прием с «долгом» (отрицательные числа) и «налом»
(положительные числа).
При изучении темы «Проценты» можно взять такую задачу: Курящие
какова
дети сокращают себе жизнь на 15%.
предположительная продолжительность жизни нынешних курящих
Определите,
детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет или
«Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой 25%
годовых. Куда выгоднее вложить деньги?»
2. Создание проблемной ситуации
В качестве парадоксальной ситуации можно использовать софизмы. Пример: 2 х 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5
Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках
равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…
Урок решения одной задачи очень мотивирует учащихся к поиску
различных решений
3. Ролевые и деловые игры
уроксказка
«Аукцион математических знаний»(для старших классов)
4.Решение нестандартных задач на смекалку и логику
Для развития сообразительности можно проводить упражнения со спичками,
заполнения магического квадрата, уместны старинные занимательные
задачи, задачи на «разрезание» и «склеивание».
5.Элементы занимательности
Например, при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел»
школьники хорошо усваивают алгоритм действий, если использовать такой
прием: «числа с одинаковыми знаками любят друг друга, поэтому их надо
сложить и поставить общий знак, а числа с разными знаками ссорятся – «Кто
сильнее, чья возьмет?». А при решении линейных уравнений используется
прием «разведчика»: при переходе границы («=») необходимо сменить форму
(знак) на чужую.
5.Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие задания и т.п.
В 56 классах на урока хорошо идет такой прием, как числовые ребусы,
Целесообразно предлагать учащимся кроссворды на закрепление
математических понятий, разгадывание ребусов для введения темы урока, А
больше им нравится придумывать математические сказки, которые они с
удовольствием читают всему классу. Приложение №2
Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности
Например:
1. Поэт Сеф в шутливой форме писал:
“Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.
А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать рациональные числа.
2. “Недостаточно овладеть премудростью,
Нужно так же уметь пользоваться ею”
Цицерон
недостаточно знать правила, надо уметь их применять
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать коллективно! Решать оперативно!
Отвечать доказательно! Бороться старательно!
И открытия нас ждут обязательно! 3. Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в
очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас
сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие.
Великий ученый, математик Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться
настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймет…». Поэтому и
нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые …
4. Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех.
Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего
урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный
предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил:
“Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать
их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны,
внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся
вам в дальнейшей жизни.
5. Расшифровать тему урока:
ребус
6.
Найди лишнее и аргументируй. Разгадайте анаграмму и определите,
7. какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой?
Зачада гукр Варунение извененаяст
8.
9. 6. «Остров ошибок»
10.1) Найдите и выделите ошибку в записи
11.а) (2а1) * (3а +2) = 6а2 – 3а +4а + 2 = 6а2 + а +12;
12.б) (3х2) * (3х – 1) = 9х2 – 6х – 3х – 2 = 9х2 – 9х – 2; 13.2) Уравнение:
14.13 – 4x = 3(x + 2), 13 – 4x = 3x + 6, 4x – 3х = 13 – 6, x = 7.
15.3) Пример: 2 ∙ 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5
16.Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны,
их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…
17.7. Отражение исторического аспекта.
18.Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре».
«Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр
этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5
поверхности шара». Проверьте правильность утверждения.
вместо правил
19.8. Ассоциации
20. «Тригонометрией в ладони» ,8 класс
21.
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.