РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы развития навыков смыслового чтения у современных школьников. Раскрывается понятие и структура процессов развития навыков смыслового чтения. Определяется значение, место и роль смыслового чтения в жизнедеятельности современного человека. Уточняется, что развитие навыков смыслового чтения является одной из задач в контексте современного образования и требований федеральных государственных образовательных стандартов. Характеризуются некоторые подходы к развитию навыков смыслового чтения и, в частности, возможности реализации данных процессов на уроках математики. По итогам исследования делается вывод о том, что важнейшей задачей при развитии навыков смыслового чтения становится учет индивидуальных особенностей и выявление первопричин в нарушении развития навыков смыслового чтения с их последующей компенсацией, индивидуализированным воздействием на обучающихся.
Ключевые слова: смысловое чтение, развитие смыслового чтения на уроках математики, читательская грамотность, навыки смыслового чтения
В практике преподавания современных учителей достаточно распространенной становится проблема непонимания школьниками содержания текстов. В процессе обучения школьники демонстрируют не просто отсутствие понимания текстов, но и невозможность критического анализа информации, что в современных условиях становится достаточно негативным фактором. Учитывая современную цифровизацию и информатизацию общества, работа школьников с текстами закладывает первостепенные основы дальнейшей гармоничной адаптации личности.
Актуальность изучения проблемы развития навыков смыслового чтения обусловлена тем, что оно закладывается в основу современных подходов к обучению. При отсутствии достаточно развитых навыков смыслового чтения ребенок демонстрирует неспособность вычленять смысл из прочитанного, что в комплексе негативно сказывается на результатах самообучения и предопределяет возможные проблемы с памятью,
успеваемостью, речью и т. д. Проблема развития навыков смыслового чтения при
отсутствии объективных подходов к её разрешению способна сделать невозможной работу детей с текстом и с информацией в сети Интернет.
Цель исследования – охарактеризовать современное состояние и перспективы преодоления проблемы развития навыков смыслового чтения у школьников(на примере уроков математики).
Объект исследования – развитие навыков смыслового чтения у школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие навыков смыслового чтения.
2. Выявить проблемные аспекты в развитии навыков смыслового чтения у современных школьников.
3. Уточнить перспективы и подходы к преодолению проблем развития навыков смыслового чтения.
4. Описать практический подход к развитию навыков смыслового чтения
на уроках математики.
Научная новизна исследования заключается в характеристике условий и подходов к организации процессов развития навыков смыслового чтения на уроках математики.
В условиях стандартизации образования и реализации школьного обучения на основе ФГОС вопросы развития смыслового чтения как метапредметного навыка приобретают основополагающее значение, связанное с дальнейшим гармоничным существованием человека в социуме.
Навыки смыслового чтения в этом контексте образуют достаточно сложную и комплексную структуру, определяющую готовность личности решать жизненные задачи,
осмысляя прочитанное и применяя полученную информацию на практике. Рассмотрим понятие и составляющие, образующие смысловое чтение.
Смысловое чтение включает в себя такие значительные операции, как:
– понимание целей чтения, их постановка и построение деятельности в соответствии с целями (просмотр информации, изучение, рефлексия и др.);
– разделение информации на основную (значительную) и второстепенную (менее значительную);
– ориентирование в тексте, восприятие разножанровых текстов (художественные, научные, официально-деловые и др. тексты);
– понимание, осмысление и ориентирование в текстах, размещенных в СМИ.
Навыки смыслового чтения образуют фундамент для развития читательской грамотности школьников, расширении их кругозора. Первичным элементом на пути к развитию навыков смыслового чтения является активная работа с речью ребенка и овладение различными техниками чтения; это обеспечивает возможность сознательного понимания прочитанного. Смысловое чтение является важнейшим компонентом современной личности. Проблема формирования навыков смыслового чтения, имеет дидактический характер, требующий вовлечения детей в читательскую деятельность путем формирования соответствующего интереса с младшего школьного возраста. Развитие интереса к чтению выступает в качестве основополагающей задачи в процессе
освоения программ начального образования.
Опыт показывает, что при недостаточном интересе ребенка, низкой концентрации внимания, неразвитости навыков смыслового чтения процесс обучения приобретает затруднительный характер. В частности, на уроках математики дети с низким уровнем развитости навыков смыслового чтения неспособны понимать инструкции, сущность задач, выявлять контекст, а также оперировать фактами. Более того, при недостаточном развитии навыков смыслового чтения наблюдаются затруднения в освоении понятий, формировании связей между отдельными составляющими, низкая продуктивность при прочтении, снижение скорости в решении задач, речевые затруднения и др.
Преимущественно развитие навыков смыслового чтения, обеспечивающего понимание значения прочитанного, происходит в период до 4-х классов включительно (начальная школа). Ребенок должен не просто понимать смысл прочитанного, но и четко осознавать назначение, задающее простор для осуществления предметных действий.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон поведения. Мысль заложена внутри текста, задания. Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность, нацеленная на понимание смыслового содержания текста, извлечение из него необходимой информации (определение основной и второстепенной). В связи с этим отметим, что чем позднее будут сформированы необходимые навыки смыслового чтения, тем большие трудности будет испытывать ребенок в ряде процессов, сопряженных с обучением и личностным обогащением.
В контексте обучения на уроках математики развитие смыслового чтения становится двусторонней проблемой. С одной стороны, перед учителем математики стоит задача организации работы с учебным материалом согласно учебному плану и программе, соответствующим темам, посредством эффективных форм, методов и средств организации учебного процесса. С другой стороны, при недостаточной степени развитости навыков смыслового чтения, что на практике становится все более распространенной проблемой, восприятие математических текстов и задач приобретает проблемный характер; фактически это делает невозможным результативное обучение математике, определяя необходимость стимулирования развития навыков смыслового чтения у детей, смещение центра образовательной направленности в сторону компенсации недостающих умений.
Навыки смыслового чтения невозможно развить при сугубо внешних воздействиях учителя. Требуется вовлечение в данные процессы непосредственно самого ребенка и его окружающих (родители и сверстники, другие педагоги). Не менее значимым фактором является своевременность обучения чтению, закладывающим основы развития навыков смыслового чтения. Таким образом, первопричинами нарушения процессов развития навыков смыслового чтения, за исключением тех случаев, когда неразвитость данных навыков становится следствием заболеваний ребенка или его индивидуальных особенностей, можно выделить:
1. Неразвитость техники чтения, низкая скорость чтения (и другие особенности, связанные непосредственно с чтением).
2. Отсутствие мотивации к чтению, неуспеваемость (и другие особенности, приводящие к отсутствию желания ребенка читать и развивать технику чтения).
3. Плохая концентрация внимания, отвлекаемость, высокий уровень сменяемости действий (и другие особенности, обусловленные нарушением процессов чтения ввиду тенденций использования гаджетов, перехода от реального общения к виртуальному, недостаточности коммуникаций и др.).
Развитие навыков смыслового чтения детей напрямую зависит от их возраста и индивидуальных особенностей. В случае если речь идет об обучающихся начальной школы, преимущественно процессы развития организуются в школе, тогда как укрепление позитивных изменений осуществляется в ходе внешкольной деятельности, при выполнении домашних заданий и др. Первичной задачей при работе с детьми с неразвитыми навыками смыслового чтения становится выявление и компенсация причин с перспективой преодоления ключевого последствия. На перспективу данная деятельность сменяется развитием навыков смыслового чтения за счет специальных упражнений, что возможно, в том числе, и на уроках математики.
Развитие навыков смыслового чтения на уроках математики требует первично формирования условий, при которых ребенок будет демонстрировать способность извлекать главный смысл из прочитанного математического задания, понимать информацию и закладывать её в основу решения поставленной задачи. Предлагается использовать такие приемы развития навыков смыслового чтения на уроках математики, как чтение теоретического материала, установление догадок о содержании текста, работа с понятиями из текста, использование верных и неверных утверждений по тексту с элементами математики, вопросы на проверку понимания и т. п. Отметим, что
подобная работа должна осуществляться на регулярной основе с применением математических заданий из учебника с постепенным обогащением опыта и включением схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, требующих осуществления аналогичных операций понимания, включения условных обозначений и формул.
В методической науке выделяют различные способы формирования навыка смыслового чтения: аналитический или структурный, синтетический или интерпретационный и критический.
Технология смыслового чтения включает в себя три блока работы с текстом: предварительная подготовка, представленная в работе до чтения; работа с текстом (чтение); работа по итогам чтения (выводы, систематизация).
На каждом из этапов реализуются собственные задачи, и воспроизводится комплекс соответствующих упражнений, что позволяет не только подготовить детей к работе с информацией, но и погрузить в математическое знание. Развитие навыков смыслового чтения на уроке математики может осуществляться посредством таких упражнений, как объединение компонентов текста в единый смысл; проверка правильности информации; соотнесение действий и операций (понятие и смысл); применение наводящих вопросов; работа с рисунками, таблицами, диаграммами; составление вопросов по тексту; составление условий задачи под решение; описание алгоритма действий по задаче; решение текстовых задач; головоломки; использование исторического материала (межпредметный материал); «верно –неверно»; поиск ключевых слов; работа с понятиями (составление синквейнов, кроссвордов, древа понятий) и др.
В целях развития навыков смыслового чтения рассмотрим следующие системы заданий:
1. Применение текстов (схем) задач с отсутствующим вопросом (первичная задача ребенка – составить вопрос к условиям задания) + составить всевозможные вопросы к данным условиям. Данный тип задач требует концентрации внимания обучающихся на тексте математического задания, анализа условий и прогнозирования возможностей их использования. Предварительная разработка определяет понимание назначения данных и условий, что делает возможным погружение ребенка в смысл прочитанного.
2. Применение усложнённых вариантов данного задания при включении дополнительных условий, например, для решения задачи необходимо использовать конкретное число действий. Подобный подход является способом вовлечения ребенка в активную продуктивную деятельность, в ходе которой типовой алгоритм решения математической задачи подвергается частичной корректировке в целях обеспечения соответствия установленным условиям. Позитивно сказывается на развитии возможностей прогнозирования, являющейся частью навыков смыслового чтения.
3. Решение задач несколькими способами. Выбрать тот способ, который не только более понятен для обучающегося, но и рационален. Позволяет продемонстрировать понимание текста задачи без ориентира на конкретный алгоритм действий, владение несколькими способами интерпретации условий для достижения поставленной цели. Выбор наиболее рационального способа определяет возможность оптимизации деятельности ребенка.
4. При изучении новой темы заполнение методических материалов, подготовленных
педагогов (впишите понятие, заполните схему, таблицу и др.) Предполагает организацию репродуктивной деятельности с перспективой ориентирования в тексте, восприятия смыслов со стороны обучающегося.
5. Самостоятельная интерпретация текста изучаемого материала или новой теории, с
выделением смысловых частей, схем, таблиц, их самостоятельным заполнением. Предварительное изучение теоретического материала при фиксации определений и краткой характеристики сути изложенного. Ориентировано на продуктивную деятельность. Фактически определяет необходимость фокусирования ребенка на ключевых моментах темы, разделения основной и второстепенной частей.
6. Групповая и парная работа при работе с текстами, объяснение пройденного материала друг другу, взаимная проверка работ. Определяет необходимость тщательного рассмотрения задания оппонента (при работе в парах) и сверку с правильными ответами. Положительно сказывается на концентрации внимания, требует объективности и вовлеченности, стимулирует коммуникативные практики.
7. Обсуждение с обучащимися уровней применения знаний по данной теме, с последующим совместным отбором материала для подготовки к написанию итоговой работы. Является одним из самых сложных для реализации заданий. Обсуждение с учащимися уровней применения знаний по данной теме, с последующим совместным отбором материала для подготовки к написанию итоговой работы. Является одним из самых сложных подходов к работе по развитию навыков смыслового чтения; определяет комплексное объединение различных ранее описанных авторских подходов и их применение с учетом конкретных обстоятельств. Положительно резюмирует итоги проделанной работы и позволяет объективно оценить степень понимания содержания прочитанного или пройденного материала.
Не менее значительным условием становится развитие критического мышления в целом, которое неразрывным образом связано с речью ребенка, коммуникацией, памятью, концентрацией и навыками смыслового чтения, в процессе работы с каждым из которых вносится весомый вклад в индивидуальное развитие ребенка.
Все эти условия являются важным резюмирующим элементом развития навыков смыслового чтения у обучающихся на уроках математики, закладывающим фундамент обучаемости ребенка.
Вывод: Таким образом, адаптивное и вариативное применение описанных и многих других приемов для развития навыков смыслового чтения на уроках математики определяет соразвитие как читательской, так и математической грамотности школьников. Важнейшей задачей в этих условиях становится учет индивидуальных особенностей и выявление первопричин в нарушении развития навыков смыслового чтения с их последующей компенсацией, ндивидуализированным воздействием на обучающихся с перспективой роста результатов подготовки. Развитие смыслового чтения приобретает особое значение в условиях современной практики образования. При этом от навыков смыслового чтения зависит не только дальнейшая обучаемость, но и социализация личности и возможность функционировать в информационном мире.
Список литературы:
1. Кутузова О.Б. Формирование и развитие смыслового чтения школьников: проблемы и пути решения. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019; № 2 (18): 29–34.
2. Николаева К.С. Развитие у младших школьников умений смыслового чтения. Известия института педагогики и психологии образования. 2020; № 4: 176–180.
3. Бозоева Я.М., Манаенкова М.П. К проблеме формирования интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Наука и Образование. 2021; Т. 4, № 2: 1–7.
4. Сиднева А.Н., Степанова М.А., Плотникова А.В. Особенности понимания учебных текстов школьниками 4–8 классов как показатель их умения учиться. Вестник
Московского университета. Серия 14: Психология. 2021; № 3: 291–322.
5. Мансуров В.А., Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд. Вестник Института социологии. 2022; Т. 13, № 3:
122–141.
6. Пудовкина Н.В. Эффективное исследование проблемы формирования метапредметных учебных действий младших школьников в процессе овладения смысловым чтением. Вестник Таджикского национального университета. 2018; № 2: 214–220.
7. Чеснокова А.А., Коврова М.А. Развитие навыка смыслового чтения в процессе составления аннотаций к художественным произведениям у четвероклассников. Поволжский педагогический поиск. 2021; № 2 (36): 64–73.
8. Жуйкова Н.С., Чебыкина А.В. Читательский дневник как средство развития у младших школьников навыков смыслового чтения Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020; № 2 (46): 68–75.
9. Филина Е.В. Педагогические инструменты развития навыков чтения и понимания текста школьниками. Современное педагогическое образование. 2023; № 4: 92–96.
10. Найденова Н.В. Развитие навыков смыслового чтения на уроках математики. Вестник научных конференций. 2017; № 3-1 (19): 77–79.
11. Фурина О.В., Климова Т.С. Формирование смыслового чтения на уроках математики в начальной школе. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2020; № 1 (64): 157–162.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.