Мотивированные моменты на занятиях Истории Казахстана среди учащихся колледжа.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 02.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества). • Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным). • Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии). • Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты). • Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам). • Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.). • Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени). • Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место). • Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию). • Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Иконка файла материала Мотивационные моменты на уроках.docx
Доклад НА ТЕМУ: «Мотивационные моменты на ураках» ОПИ-11 Подготовил: Танатаров Нурсултан, учащийся группы г. Степногорск По   мнению   многих   педагогов­практиков,   одним   из   наиболее   сложных   условий обеспечения   высокого   качества   образования   в   контексте   компетентностно­ориентированного   обучения   является   формирование   и   поддержание   на   оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.    По направленности и содержанию мотивы могут быть:   Социальные   (долг,   ответственность,   понимание   значимости   обучения   для   всего общества).   Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).  Профессионально­ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).   Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).   Коммуникативные   (возможность   расширять   круг   общения   благодаря   повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).   Статусно­позиционные   (стремление   через   учение   или   общественную   деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).   Традиционно­исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).   Утилитарно­практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).   Учебно­познавательные   (стремление   усвоить   отдельный   интересующий   предмет   и научиться самообразованию).   Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).  Причины желания Как известно, на мотивацию в целом влияют различные факторы. Например, по результатам проведенного нами опроса среди старшеклассников   г. Степногорска были определены следующие причины нежелания  идти в в школу :  требовательность учителей;  сложность объяснений урока;  большая учебная нагрузка;  "рано вставать";  "трудные" уроки;   конфликты с учителями;  "не выучил урок";  "другие (личные) дела";   внешние условия (погода, хорошая телепередача, семья и др.);конфликты в классе и школе с другими учащимися.  Наиболее актуальные факторы, положительно влияющие на отношение к учебе (по результатам опроса тех же старшеклассников):   нужен хороший аттестат для поступления в вуз;   школьное образование необходимо для продолжения обучения в вузе;   важность образования вообще в жизни;   ругают учителя и классные руководители;   заставляют родители хорошо учиться;   убеждают родственники, знакомые;   чтобы не получить "двойку" в журнале;   нравятся учителя и школа;   убеждают друзья, сверстники;   просто интересно учиться, нравятся уроки.  Необходимо   рассматривать   факторы   и   условия   мотивации   не   с   позиций традиционного учителя ("не помогает семья", "мешает социум", "дезориентируют средства массовой   информации",   "не   требует   сложившаяся   экономическая   и   идеологическая модели" и т. п.), а с позиций современного, компетентного педагога ­ как педагогическую функцию  (мотивировать,  значит  побуждать  к  деятельности   и  общению  для  достижения целей педагогического процесса).  Как классическая западная психология мотивации (достаточно привести знаменитую формулу Хекмана ­ Олдхэма: "Человек переживает положительные эмоции в той степени, в   какой   он   узнает   (знание   результатов),   что   он   лично   (переживание   ответственности) хорошо выполнил задание (переживаемая значимость)"), так и современная отечественная педагогическая психология особое внимание в решении этой проблемы уделяют созданию позитивного   эмоционального   фона   деятельности   как   ведущего   фактора   мотивации. Следовательно,   в   зависимости   от   того,   как   педагог   учитывает   при   проектировании   и реализации   урока   его   "фоновые"   условия,   так   он   и   выстраивает   значительный   перечнь мотивационных ресурсов учебного занятия. На каждом этапе урока учителю необходимо обращать   внимание   на   различные   моменты,   которые   могут   в   определенной   степени повлиять на мотивационный фон. Данные позиции могут использоваться при тематическом анализе/самоанализе   урока   в   контексте   его   мотивационной   функции.   Для   этого   была разработана специальная схема анализа/самоанализа мотивационных ресурсов урока.Обращение   учителя   к   мотивационным   моментам   урока   в   значительной   степени способствует в целом повышению его эффективности. Анализ мотивационных  ресурсов урока позволяет выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты учителей­ практиков:   1. Если учитель не уложился в отведенное время урока, то это чаще всего свидетельствует о плохом хронометраже урока, неоптимальности отбора содержания знания и видов работы на   уроке.   Как   правило,   под   сокращение   попадают   наиболее   важные,   с   точки   зрения обеспечения мотивации обучения и качества достигаемых результатов, моменты урока:  четкая работа с целью и задачами с позиций их практико­полезной и значимой для  детей интерпретации;  обобщение результатов каждого этапа урока в контексте формирования целостного образа знания или способа деятельности (мы сейчас сделали это для того, чтобы делать дальше мы получили продукт, который нам необходим для того, чтобы ... и т. п.);  рефлексия на разных этапах урока с активным включением самих учащихся в обсуждение результатов;  четкое определение критериев оценивания, работа с оценкой как средством мотивации;    Работа с домашним заданием.    1.   Наиболее   существенные   проблемы   в   работе   педагогов   проявляются   на   этапах целеполагания (формализация этапа, снижение его мотивационно­го ресурса и т. д.).    2.   Значительная   часть   педагогов   привержена   однообразным   формам   урока (преимущественно   комбинированный   с   незначительными   вариациями)   и   видам   работы учащихся на уроке, что снижает мотивационный фон в отличие от менее традиционных и принимаемых учащимися в качестве оригинальных форм проведения урока.3.   К   сожалению,   многие   "традиционные"   учителя   стремятся   подменить   средства мотивации   средствами   контроля,   "отмотивировать"   ученика   негодными   средствами, смешивая таким образом две различные функции управления ­ стимулирование и контроль.   Приведем   наиболее   эффективные   средства   мотивации   учащихся,   часто встречающиеся в психолого­педагогической литературе:   Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися (на основе учета эффекта аттракции).   Поощрение ­ открытое, объективное, справедливое и принимаемое в таком качестве большинством класса.   Ответ как "право свободно высказаться".   Закрепление   материала   как   предоставление   возможности   освоить   не   усвоенное знание.   Психологическое состояние учителя, часто передающееся классу.  В отличие от приведенной "пятерки" следующие 5 позиций, как правило, в большей степени   призваны   контролировать,   а   не   мотивировать   учащихся,   т.   к.   могут   снизить позитивный эмоциональный фон учебной деятельности:  отметка (в силу не всегда объективной, часто ­ фоновой природы. Например, "5" в сильном классе и слабом ­ порой разные оценки; или "4" стабильно занимающемуся ученику и "4" слабому, однажды подготовившемуся к уроку и получившему ее с завышением в целях создания упрощенно понимаемой учителем "ситуации успеха");  угрозы (например: "Если вы не выполните задание к понедельнику, то ...");  жесткие сроки (в зависимости от тех или иных психологических особенностей учащихся установки типа "До конца урока осталось 5 минут. А вы не выполнили еще 2 задания" могут их дестабилизировать, сбить, т. е. привести к обратному эффекту);  навязанные   цели   (вызывают,   как   правило,   отторжение,   если   не   поняты   и   не   приняты объектом);  личностные   оценки   (часто   связаны   с   оцениванием   не   учебного   результата,   а дисциплинарного момента; при таком подходе ученик оценивается не по учебному труду и его результату, а по качествам личности).  Руководителю образовательного учреждения и самому педагогу важно знать и то, какие факторы мотивации действуют на них самих. Для этого предлагаем разработанный нами с учетом теории мотивации Ф. Герцберга небольшой тест "Какова моя мотивация?"(приложение   2),   а   также   памятку   руководителю   образовательного   учреждения   по использованию средств мотивации и стимулирования.