Мотивированные моменты на занятиях Истории Казахстана среди учащихся колледжа.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
02.04.2018
• Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
• Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
• Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
• Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
• Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
• Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
• Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
• Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
• Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
• Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Мотивационные моменты на уроках.docx
Доклад
НА ТЕМУ: «Мотивационные моменты на
ураках»
ОПИ-11
Подготовил: Танатаров Нурсултан, учащийся группы
г. Степногорск
По мнению многих педагоговпрактиков, одним из наиболее сложных условий
обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном
уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
По направленности и содержанию мотивы могут быть:
Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего
общества).
Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
Профессиональноценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности
и таланты).
Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению
интеллектуального уровня и новым знакомствам).
Статуснопозиционные (стремление через учение или общественную деятельность
утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
Традиционноисторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились
с течением времени).
Утилитарнопрактические (необходимость в дипломе, который позволяет получить
заветное рабочее место).
Учебнопознавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и
научиться самообразованию).
Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и
полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Причины желания Как известно, на мотивацию в целом влияют различные факторы.
Например, по результатам проведенного нами опроса среди старшеклассников
г. Степногорска были определены следующие причины нежелания идти в в школу :
требовательность учителей;
сложность объяснений урока;
большая учебная нагрузка;
"рано вставать";
"трудные" уроки;
конфликты с учителями;
"не выучил урок";
"другие (личные) дела";
внешние условия (погода, хорошая телепередача, семья и др.); конфликты в классе и школе с другими учащимися.
Наиболее актуальные факторы, положительно влияющие на отношение к учебе (по
результатам опроса тех же старшеклассников):
нужен хороший аттестат для поступления в вуз;
школьное образование необходимо для продолжения обучения в вузе;
важность образования вообще в жизни;
ругают учителя и классные руководители;
заставляют родители хорошо учиться;
убеждают родственники, знакомые;
чтобы не получить "двойку" в журнале;
нравятся учителя и школа;
убеждают друзья, сверстники;
просто интересно учиться, нравятся уроки.
Необходимо рассматривать факторы и условия мотивации не с позиций
традиционного учителя ("не помогает семья", "мешает социум", "дезориентируют средства
массовой информации", "не требует сложившаяся экономическая и идеологическая
модели" и т. п.), а с позиций современного, компетентного педагога как педагогическую
функцию (мотивировать, значит побуждать к деятельности и общению для достижения
целей педагогического процесса).
Как классическая западная психология мотивации (достаточно привести знаменитую
формулу Хекмана Олдхэма: "Человек переживает положительные эмоции в той степени,
в какой он узнает (знание результатов), что он лично (переживание ответственности)
хорошо выполнил задание (переживаемая значимость)"), так и современная отечественная
педагогическая психология особое внимание в решении этой проблемы уделяют созданию
позитивного эмоционального фона деятельности как ведущего фактора мотивации.
Следовательно, в зависимости от того, как педагог учитывает при проектировании и
реализации урока его "фоновые" условия, так он и выстраивает значительный перечнь
мотивационных ресурсов учебного занятия. На каждом этапе урока учителю необходимо
обращать внимание на различные моменты, которые могут в определенной степени
повлиять на мотивационный фон. Данные позиции могут использоваться при тематическом
анализе/самоанализе урока в контексте его мотивационной функции. Для этого была
разработана специальная схема анализа/самоанализа мотивационных ресурсов урока. Обращение учителя к мотивационным моментам урока в значительной степени
способствует в целом повышению его эффективности. Анализ мотивационных ресурсов
урока позволяет выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты учителей
практиков:
1. Если учитель не уложился в отведенное время урока, то это чаще всего свидетельствует
о плохом хронометраже урока, неоптимальности отбора содержания знания и видов работы
на уроке. Как правило, под сокращение попадают наиболее важные, с точки зрения
обеспечения мотивации обучения и качества достигаемых результатов, моменты урока:
четкая работа с целью и задачами с позиций их практикополезной и значимой для детей
интерпретации;
обобщение результатов каждого этапа урока в контексте формирования целостного образа
знания или способа деятельности (мы сейчас сделали это для того, чтобы делать дальше мы
получили продукт, который нам необходим для того, чтобы ... и т. п.);
рефлексия на разных этапах урока с активным включением самих учащихся в обсуждение
результатов;
четкое определение критериев оценивания, работа с оценкой как средством мотивации;
Работа с домашним заданием.
1. Наиболее существенные проблемы в работе педагогов проявляются на этапах
целеполагания (формализация этапа, снижение его мотивационного ресурса и т. д.).
2. Значительная часть педагогов привержена однообразным формам урока
(преимущественно комбинированный с незначительными вариациями) и видам работы
учащихся на уроке, что снижает мотивационный фон в отличие от менее традиционных и
принимаемых учащимися в качестве оригинальных форм проведения урока. 3. К сожалению, многие "традиционные" учителя стремятся подменить средства
мотивации средствами контроля, "отмотивировать" ученика негодными средствами,
смешивая таким образом две различные функции управления стимулирование и контроль.
Приведем наиболее эффективные средства мотивации учащихся, часто
встречающиеся в психологопедагогической литературе:
Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися (на
основе учета эффекта аттракции).
Поощрение открытое, объективное, справедливое и принимаемое в таком качестве
большинством класса.
Ответ как "право свободно высказаться".
Закрепление материала как предоставление возможности освоить не усвоенное
знание.
Психологическое состояние учителя, часто передающееся классу.
В отличие от приведенной "пятерки" следующие 5 позиций, как правило, в большей
степени призваны контролировать, а не мотивировать учащихся, т. к. могут снизить
позитивный эмоциональный фон учебной деятельности:
отметка (в силу не всегда объективной, часто фоновой природы. Например, "5" в сильном
классе и слабом порой разные оценки; или "4" стабильно занимающемуся ученику и "4"
слабому, однажды подготовившемуся к уроку и получившему ее с завышением в целях
создания упрощенно понимаемой учителем "ситуации успеха");
угрозы (например: "Если вы не выполните задание к понедельнику, то ...");
жесткие сроки (в зависимости от тех или иных психологических особенностей учащихся
установки типа "До конца урока осталось 5 минут. А вы не выполнили еще 2 задания"
могут их дестабилизировать, сбить, т. е. привести к обратному эффекту);
навязанные цели (вызывают, как правило, отторжение, если не поняты и не приняты
объектом);
личностные оценки (часто связаны с оцениванием не учебного результата, а
дисциплинарного момента; при таком подходе ученик оценивается не по учебному труду и
его результату, а по качествам личности).
Руководителю образовательного учреждения и самому педагогу важно знать и то,
какие факторы мотивации действуют на них самих. Для этого предлагаем разработанный
нами с учетом теории мотивации Ф. Герцберга небольшой тест "Какова моя мотивация?" (приложение 2), а также памятку руководителю образовательного учреждения по
использованию средств мотивации и стимулирования.
Мотивированные моменты на занятиях Истории Казахстана среди учащихся колледжа.
Мотивированные моменты на занятиях Истории Казахстана среди учащихся колледжа.
Мотивированные моменты на занятиях Истории Казахстана среди учащихся колледжа.
Мотивированные моменты на занятиях Истории Казахстана среди учащихся колледжа.
Мотивированные моменты на занятиях Истории Казахстана среди учащихся колледжа.
Мотивированные моменты на занятиях Истории Казахстана среди учащихся колледжа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.