Мотивирующая образовательная среда, школьный климат, здоровьесберегающие технологии как системообразующий механизм сохранения и укрепления образовательного пространства школы
Педагог-психолог
МБОУ ХМР НОШ п.Горноправдинск
Ооржак А. Д.
«Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей».(Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16)
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся
задача-оптимум
задача-минимум
заключается в формировании,
укреплении здоровья учащихся,
воспитании у них культуры здоровья, а также в охране здоровья педагогов и содействии им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье
Задачи здоровьесбережения в образовательном процессе
Принципы здоровьесбережения
«Не навреди!»
Приоритет заботы о здоровье
учителя и учащегося
Непрерывность и
преемственность
Субъект-субъектные
взаимоотношения
Соответствие содержания и
организации обучения возрастным особенностям учащихся
Комплексный,
междисциплинарный подход
Успех порождает успех
Активность
Ответственность за свое
здоровье
Технологии Невербального общения
Метод групповой терапии, в основе которой лежит
использование двигательной экспрессии.
Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика. Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).
Преимущества:
а) Позволяет лучше понимать себя и других.
б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.
в) Присутствует возможность для самовыражения.
Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.
ТЕХНОЛОГИИКинезиологические упражнения
Направлены на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.
1) Дыхательные упражнения:
• Укрепление иммунитета у детей.
• Ускорение обменных процессов в организме.
2) Глазодвигательные упражнения:
• Укрепление зрения.
• Снижение умственного утомления.
3) Телесные упражнения:
• Нормализация работы нервной системы.
• Снижение тревожности и стрессовых состояний.
Преимущества:
а) Не утомляет обучающихся.
б) Повышает мотивационную деятельность.
в) Возможность осуществлять произвольный контроль.
Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.
Материалы
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/21/uprazhneniya-i-igry-na-razvitie-mezhpolusharnogo
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/05/28/didakticheskaya-igra-na-razvitie-mezhpolusharnogo
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/09/10/uprazhneniya-i-igry-na-razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodeystviya
Арт-терапевтические технологии
Комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).
1) Изотерапия:
• Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).
• Работа с воском, нитками, природным материалом.
2) Игротерапия:
• Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).
• Имаготерапия (воздействие через образ) – сюжетные инсценировки.
3) Сказкотерапия:
• Библиотерапия (использование литературных текстов).
• Мульттерапия.
Преимущества:
а) Позитивный эмоциональный настрой детей.
б) Выражение чувств на символическом уровне.
в) Облегчение процесса коммуникации.
Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.
Танцевальная терапия «Делай как я».
Во время перемен в актовом зале среди учащихся 1-4-ых классов проводилась танцевальная терапия, где дети с радостью принимали активное участие.
Цель танцевальных упражнений:- снятие эмоционального и мышечного напряжения, развить творческое воображение, коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста.
Задачи танцетерапии- снятие эмоционального напряжения у детей после уроков, развитие коммуникативных навыков учащихся, особенно у детей, испытывающих проблемы в общении, снятие мышечного напряжения, развитие творческой активности.
Здоровье учителя
67% педагогов
считает свое здоровье удовлетворительным и плохим
54% педагогов
имеют нарушения
массы тела
70% педагогов
имеют нарушения опорно-двигательного аппарата
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
61% педагогов отмечает наличие
у себя хронических болезней
Тренинг для учителей «Профилактика эмоционального выгорания».
Среди педагогического коллектива проведена групповая работа.
Цель: -сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания.
Задачи:
1.Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
2.Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
3.Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.
В профилактической работе активное участие приняли 18 человек.
Проведены упражнения «Знакомство от третьего лица», «Нравится, не нравится», «Стиральная машина».
Упражнение «Нравится- не нравится».
Психолог просит участников группы разделиться на два круга, на внешний и внутренний. Внутренний круг стоит на месте, внешний двигается по часовой по кругу и участники дают друг другу ответы на вопросы: что мне не нравится в школе; что мне не нравится дома; что мне не нравится вообще в жизни. Участники тренинга по очереди рассказывают сначала о том, что им не нравится, затем - о том, что им нравится в школе, дома и в жизни. Важно соблюдать последовательность обсуждения ответов: сначала негативные, затем позитивные, показав, что все в жизни не так уж и плохо, есть позитивные моменты и хорошие люди. Данное упражнение позволяет получить информацию о характере взаимоотношений участника членами семьи, окружающими; о том, какие место и роль определяет для себя участник, как участник воспринимает себя среди сверстников, родных, в окружающем мире.
Упражнение «Стиральная машина»
Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
Задачи тренинга:
- снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
Инструкция: участники занятия выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.
Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть при чем вещь обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для себя режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др., а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «стиральную машину» не пройдет каждый участник игры.
Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья:
Начинайте каждый день с чувством радости и поддерживайте это состояние в течение дня.
Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
Питайтесь регулярно и разнообразно.
Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
Не переедайте на ночь.
Спите не менее 8-ми часов в сутки.
Занимайтесь физическими упражнениями.
Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
Любите свою душу и тело.
Старайтесь окружить их комфортом.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности, считаю – важным и необходимым способом развития и сохранения психологического здоровья контингента школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.