Потребность — состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму человека.
Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических, органических потребностей имеет еще материальные, духовные, социальные.
Общеизвестна классификация потребностей А. Маслоу.
Основными характеристиками человеческих потребностей являются: сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.
Дополнительной, но весьма существенной характеристикой,
особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности,
т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть
удовлетворена.
Мотивация тесно связана с потребностями человека,
так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо,
она есть начальный этап психической и физической активности.
Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет собой множество диспозиций
(внутренние факторы, определяющие поведение личности). Процессы мотивации имеют направление —
достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее;
сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными.
Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие,
связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания,
которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения
принято называть мотивацией.
Мотивация — это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности, и количество энергии,
мобилизуемой для выполнения этой деятельности.
Фрейд считал, что существует два фундаментальных побуждения: инстинкт жизни и инстинкт смерти.
Приведем список мотивационных факторов (по Гилфорду).
A. Факторы, соответствующие органическим потребностям:
1 — голод; 2 — сексуальное побуждение; 3 — общая активность.
Б. Потребности, относящиеся к условиям среды:
4 — потребность в комфорте, приятном окружении;
5 — потребность в порядке, чистоте (педантичность);
6 — потребность в уважении к себе со стороны окружающих.
B. Потребности, связанные с работой:
7 — общее честолюбие; 8 — упорство; 9 — выносливость.
Г. Потребности, связанные с положением индивида:
10 — потребность в свободе;
11 — независимость; 12 — конформизм; 13 — честность.
Д. Социальные потребности:
14 — потребность находиться среди людей; 15 — потребность угождать; 16 — потребность в дисциплине; 17 — агрессивность.
Е. Общие потребности:
18 — потребность в риске или безопасности; 19 — потребность в развлечении; 20 — интеллектуальные потребности (в исследовательской деятельности, любознательность).
Р. Кэттел выделил семь побудительных структур-"эргов" — мотивационных факторов:
1)половой, сексуальный инстинкт;
2) стадный инстинкт;
3) потребность опекать;
4) потребность в исследовательской деятельности, любознательность;
5) потребность в самоутверждении, признании;
6) потребность в безопасности;
7) нарциссическая потребность в удовольствии.
Указанные факторы связаны с пятью чувствами, имеющими отношение:
1) к профессии;2) спорту и игре;3) религии;4) техническим и материальным интересам;5) самоощущению.
Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека
и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще.
В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями,
могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка,
и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность,
т.е. система факторов, детерминирующих поведение;
2) процесс образования, формирования мотивов,
характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность
на определенном уровне.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Осознаваемые мотивы:
- интересы (эмоциональное проявление познавательных потребностей);
убеждения (система осознаваемых мотивов, побуждающих поступать в
соответствии со своими взглядами и принципами);
стремления (выражающие потребность человека в условиях существования,
которых нет, но могут сложиться как результат целенаправленной деятельности).
К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения,
установки, фрустрационные состояния.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач
в различных видах деятельности установила закономерность,
что зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности
не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется
в связи мотивации достижения успехов и качества работы.
Качество работы является наилучшим при среднем уровне мотивации и,
как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем
становятся чертами личности человека.
К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи,
а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.
Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.
Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.
Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.
Уровень притязаний — желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация),
мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность.
Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.
Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей,
наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения.
Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания,
который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.
Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.
Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям,
антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и
интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.
Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям,
причинить им неприятность.
Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и мотив торможения агрессивных действий,
связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.