Моя наставническая практика
«Профессиональный дуэт»
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, школа нуждается в притоке молодого поколения педагогов, которые родились на стыке тысячелетий и готовы работать в новой образовательной среде с применением цифровых технологий.
Найти такого специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.
Я понимаю, что молодой педагог, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, возникающие из-за отсутствия необходимого опыта.
Педагог – это не профессия, это образ жизни. Современная жизнь требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания.
Важную роль играют и личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что получившему образование?
И вот в колледж пришел молодой преподаватель. С какими трудностями он сталкивается? Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении учебного материала, а самое главное - испытывает чувство неуверенности в своих действиях.
Кроме того, начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить отношения с обучающимися, с родителями, уметь грамотно и эмоционально говорить и заинтересовать обучающихся на уроках. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. Для начинающего педагога - это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают коллеги, воспитанники и родители.
Молодой педагог в новой деятельности испытывает высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов. И вот здесь ему необходима постоянная товарищеская помощь- помощь наставника.
Мой опыт подсказывает, что начинающему педагогу легче работать, если он чувствует поддержку старших коллег, стремящихся ободрить, подсказать, поделиться опытом. Такой подход оптимизирует процесс профессионального становления молодого специалиста, сформирует у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Именно наставничество заслуживает сегодня пристального внимания потому, что отражена жизненная необходимость молодого педагога получить поддержку профессионала, который способен предложить теоретическую и практическую помощь на рабочем месте.
Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода.
Общая цель наставничества: формирование профессионально- адаптированного, компетентного молодого педагога-практика.
Общие задачи:
- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
- способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;
- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми и поиск возможных путей их преодоления;
- стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности;
- способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.
Моя педагогический опыт довольно большой. 27 лет я преподаю в колледже. Более 15 лет являюсь председателем цикловых методических комиссий.
В 2022 году в наш колледж пришел молодой педагог (бывший мой студент), преподаватель спец. дисциплин. И я стала для него педагогом- наставником.
Наша совместная деятельность молодого педагога и учителя – наставника началась с составления плана.
Моё наставничество строилось на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в команде. Чтобы взаимодействие с молодым педагогом стало конструктивным и приносило желаемый эффект, я придерживалась следующих правил общения: не приказывать, не обязывать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не ставить диагноз.
Процесс взаимодействия с молодым педагогом выстраивала, используя классическую модель «менторинг». Данная модель известна с давних времен. Часто ее называют «наставничество один на один», как бы внутренний круг наставничества с опорой на внешний круг взаимодействия с другими участниками педагогического процесса.
Так как тесное общение происходит системно, то между мной и подопечным устанавливаются дружеские, доверительные отношения, способствующие быстрому вхождению в профессию.
Свою работу я выстроила планомерно в три этапа:
І этап (первый год работы) – период адаптации, самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться педагога- наставника.
ІІ этап (второй год работы) – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди обучающихся, родителей, коллег.
ІІІ этап (третий год работы) – обобщение своего опыта работы. Рефлексивная деятельность педагога: анализ педагогической деятельности, определение проблем и новых перспектив.
Процесс наставничества молодого педагога я строила с учетом следующих факторов: уровня базового образования, теоретической подготовленности, индивидуальных особенностей уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хочет добиться), наличия практического опыта работы с обучающимися.
Целью первого этапа было создание условий для профессиональной адаптации молодого учителя в коллективе педагогов, учеников и родителей, также вхождению педагога в профессиональную деятельность. Целью первого этапа было создание условий для профессиональной адаптации молодого учителя в коллективе педагогов, учеников и родителей, также вхождению педагога в профессиональную деятельность.
Задачи:
Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
Обеспечить постепенное вовлечение во все сферы жизни колледжа.
Включить молодого педагога в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого педагога.
Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям
Прогнозируемый результат: молодой специалист с сформированными навыками самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и умениями в области поурочного планирования, анализа и самоанализа урока
Формы работы:
- диагностика;
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков;
- тренинги;
- анализ урока;
На этом этапе молодой специалист нуждается в практических советах педагога-наставника. Поэтому я обратила внимание на требования к организации учебного процесса, ведению документации, формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся.
Я считаю, что работа с молодыми специалистами наиболее эффективна, если использовать различные памятки:
- методическая копилка по определению типа урока;
- эффективный выбор работы с учащимися, анализ и самоанализ урока;
- памятка классного руководителя, как правильно организовать работу с родителями;
- методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий, и др. Перед встречей с молодым специалистом подготавливаю необходимые информационные материалы. В течение всего периода адаптации нахожусь в постоянном контакте с педагогом. Вместе мы выявляем актуальные вопросы профессиональной деятельности, позволяющие ускорить процесс адаптации и становления молодого учителя.
Для определения направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики выявляются проблемы, которые испытывает молодой учитель в начале своей профессиональной деятельности.
Основным методом работы на первом этапе является посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у них затруднений.
В процессе наблюдения уроков и занятий, их анализа особое внимание следует обращаю на подготовку к уроку, организационные стороны учебного процесса, знакомлю с методами и приемами работы опытных учителей. Предлагаю методические рекомендации и практические советы.
На этом этапе оказывается помощь и в проведении воспитательных мероприятий, что способствует формированию тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.
Организую участие молодого педагога в практикумах по планированию собственной методической работы и работы с детьми, проектированию методической структуры занятия в зависимости от его типа и вида, оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов занятия.
Изучаем вопросы объективной оценки знаний учащихся, управление развитием творческих способностей учащихся, личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, анализ и самоанализ деятельности педагога.
Профессиональное становление молодого преподавателя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности.
Молодой педагог может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время равнодушно относиться к своей педагогической деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня.
Все вышеперечисленное делает процесс вхождения молодого специалиста в образовательную педагогическую среду менее болезненным. Преподаватель чувствует себя увереннее, закрепляется убеждение в правильном выборе профессии.
Очень важно, в первый месяц работы молодому специалисту предоставить некую свободу действий, в этот период он знакомится со своим классом, завоевывает авторитет, формирует «дисциплинарное пространство».
С моей стороны необходимо методическое сопровождение учебных занятий, классных часов, внеурочных мероприятий.
Сохранение и наращивание уровня мотивации к профессиональной деятельности, к освоению современных образовательных технологий и самообразованию различными способами - главная проблема следующего этапа.
Для решения этой задачи я стараюсь:
- раскрыть профессиональный потенциал молодого специалиста;
- привлечь его к участию в общественной жизни коллектива;
- формировать у него общественно значимые интересы;
- содействовать развитию его творческих способностей.
Процесс адаптации молодых преподавателей в значительной мере обусловлен степенью и характером помощи, который молодой педагог получает от администрации школы, опытных учителей, коллег по работе.
Совет. Этап адаптации-довольно насыщенный процесс. Молодой учитель находится в поле зрения администрации школы, педагога – наставника, педагогов–предметников, обучающихся, родителей, психолога и социального педагога. Необходимо помнить о дозированности мероприятий. Нельзя допустить перегрузки молодого педагога. Поэтому некоторые методические практикумы можно перенести на второй этап – проектировочный.
Второй год наставничества - этап проектировочный.
Цель: формирование потребности молодого специалиста в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков.
Здесь необходимо понимать, что знает или не знает молодой педагог, умеет или не умеет делать. В процессе диалога с ним необходимо эффективно распределить ресурсы и выбрать соответствующие стратегии адресного развития подопечного.
Задачи:
- стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста посредством использования эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов; - сформировать умение планировать и организовать свою деятельность;
- обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Прогнозируемый результат: молодой специалист, способный к проектированию и рефлексии своей деятельности, со сформированной потребностью в постоянном самообразовании.
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- самоанализ уроков;
- мастер-классы;
- открытые уроки;
- внеурочные занятия;
- работа над темой самообразования;
На этом этапе осуществляется планирование методической работы, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого преподавателя.
Я вижу сильные и слабые стороны моего наставляемого, адекватность восприятия ситуации, оценку собственных знаний и навыков, открытость к обратной связи.
Здесь целесообразно провести анкетирование педагога с целью выявления зоны роста, сфокусировать дальнейшее развитие и предотвратить недооценку молодым учителем своих знаний и умений.
На этом этапе продолжаются занятия в «школе молодого педагога», где проводятся педагогические чтения, взаимопосещение уроков с последующим анализом и т.д.
Эффективным обучение молодых педагогов не может быть без показательных уроков учителей-предметников, на которых они видят, как план урока претворяется в жизнь и как некоторые этапы урока специально изменяются в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся для лучшего усвоения учебного материала.
Понятно, что идеальных уроков не бывает, поэтому важно провести для молодого педагога рефлексию каждого этапа урока.
На данном этапе усилия направляются на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Анализ урока молодого преподавателя позволяет определить области, которые нуждаются в усовершенствовании.
Немаловажную роль играет постоянная мотивация начинающего учителя к инновационным методическим находкам, поиску оптимальных педагогических технологий, подчеркивающих становление профессионального стиля педагога. Знакомство с новыми технологиями осуществляются на лекциях и во время методических мероприятий, например на педагогических чтениях.
Для формирования практических умений можно применять комплексные методы работы:
- педагогические мастерские,
- работу в творческих группах, где молодой преподаватель изучает передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, готовит дидактические материалы, дает открытые уроки и др.
Совместная работа педагогов вколледже, способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой преподаватель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.
Такая активная методическая работа в различных формах (мастер-классы, открытые уроки, семинары, практикумы, мини-лекции и т.д.) позволяет молодым преподавателям развивать профессиональную компетентность и не испытывать чувство профессионального ограничения.
Важно, чтобы учитель погрузился в атмосферу психологического комфорта, которая создается благодаря взаимодействию и поддержке.
Вовлечение молодого учителя в инновационную деятельность возможно через такие формы и методы обучения:
- проблемно-деловая игра;
- рефлексивно-деловая игра;
- работа в составе творческой группы;
- лекция,
- семинар,
- практическое занятие;
- педагогические чтения;
- групповые и индивидуальные консультации;
- посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы;
- педагогические мастерские.
Для непрерывного роста профессионализма молодого педагога важно постоянно наблюдать, как молодые специалисты планируют, реализуют и анализируют свои занятия.
Необходимо вести работу в трех направлениях: планирование – проведение урока – методический анализ для достижения надлежащего эффекта в развитии молодых специалистов. Совет. Не нужно осваивать множество технологий, методов и приемов ведения урока. Необходимо найти то, что у молодого педагога получается хорошо и эффективно!
Третий год наставничества – обобщение своего опыта работы.
Рефлексивная деятельность педагога: анализ педагогической практики, определение проблем и новых перспектив.
На «рефлексивном» этапе усилия наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого преподавателя, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.
Целью этого этапа является: создание условий для развития профессиональной рефлексии педагогов в педагогической деятельности, содействовать становлению молодого педагога как самостоятельного преподавателя.
Задачи: сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием.
Прогнозируемый результат: молодой специалист, умеющий планировать собственную и ученическую деятельность, применять нетрадиционные формы работы, психологически и профессионально готовый к самостоятельной деятельности, творческому поиску и самообразованию.
Формы работы:
- индивидуальные, групповые консультации;
- посещение уроков;
- самоанализ учебных занятий;
- мастер-классы;
- открытые уроки,
- внеклассные мероприятия;
- выступления на педсоветах, методических объединениях;
- участие в профессиональных конкурсах.
На этом этапе используются такие средства анализа профессиональной деятельности как: педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков и др.
Не так просто проанализировать то, что происходило на уроке, найти аспекты, которые требуют совершенствования, что позволило бы улучшить качество знаний обучающихся.
Навык эффективной рефлексии развивается медленно у молодых специалистов, которые только начинают свой путь. Самый лучший помощник в этом деле - посещение занятий друг друга, в результате каждый сможет со стороны оценить эффективность обучения на уроке. Необходимо инициировать оценочный процесс собственного преподавания молодого преподавателя, чтобы к окончанию урока им было понятно, какие методы и приемы помогают учащимся лучше усвоить материал, какие элементы необходимо доработать к следующему уроку.
А развитие творческого потенциала молодых преподавателей, усиление мотивации к педагогической деятельности осуществляется через участие в инновационной деятельности, в творческих конкурсах, в профессиональных педагогических сообществах.
Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников.
Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной деятельности учителя, которая и становится темой для обсуждения.
Это могут быть проблемы поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов и т. п.
Активное включение молодого педагога в такие формы работы ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии, а в результате молодые педагоги смелее идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию.
В рамках деятельности педагогов-наставников целесообразно применение следующих рефлексивных методов обучения.
Метод самонаблюдения как разновидность наблюдения. Выражается в словесных отчетах о том, что видит, чувствует, переживает, как действует сам человек. В процессе рефлексивного наблюдения и самонаблюдения должны быть поставлены задачи сравнения, анализа происходящих явлений и событий.
Метод «исследования себя». Как бы посмотреть со стороны, что есть «Я»? Оценить, проанализировать и увидеть проблемы, наметить пути их решения и определить перспективы.
Метод игры. Рефлексивно-деловые игры – современная активная форма работы с участниками образовательного процесса, представляющая собой организацию особой рефлексивной среды, в которой каждый участник не только приобретает новый когнитивный и поведенческий опыт, но и становится инициатором собственного личностного развития, а также развития своих партнеров.
Тренинговый метод как способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.
Метод микрообучения и самоанализа. Данный метод огромную значимость имеет в развитии и совершенствовании рефлексивных способностей. Аналогичным является кейс-метод (от англ. case – случай, ситуация, дело), один из популярных активных методов обучения, представляющий собой деловую игру в миниатюре.
Систематическая и целенаправленная работа с молодыми педагогами даёт следующие результаты:
- закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации;
- формирование у молодых педагогов потребности в непрерывном образовании;
- организация системы методической поддержки молодых учителей;
- привлечение молодых специалистов к инновационной деятельности образовательной организации;
- формирование у молодых педагогов индивидуального стиля педагогической деятельности.
Эффективность моей работы как наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между молодым преподавателем, другими сотрудниками и руководителем.
Здесь должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих к совместным действиям.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагога- наставника и молодого специалиста обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок.
Считаю, что правильно организованное сотрудничество, используемые формы методического сопровождения позволили молодому педагогу раскрыть свои творческие способности, таланты, профессиональные качества.
Результатами деятельности наставничества для нас стало:
Повышение качества самообразования молодого педагога.
Мой наставляемый, Грачев Денис Павлович успешно прошел отборочный муниципальный этап конкурса «Мастер года» и принял участие в региональном этапе всероссийского конкурса «Мастер года» в ХМАО-Югра.
Моим наставляемым разработаны методические материалы, в частности разработаны комплекты оценочных средств по преподаваемым модулям и учебно - методический комплекс. Также Денис Павлович участвует в разработке и является автором разработчиком рабочих программ по преподаваемым модулям.
Мой наставляемый активный участник внутриколледжных мероприятий, педагогических советов, методических мероприятий. Так мой наставляемый выступал с творческим докладом в педагогических чтениях «Сегодня «С днем Победы» мы говорим в восьмидесятый раз». В рамках декады технических дисциплин разрабатывает и проводит открытые мероприятия, например, качественно провел игру-конкурс «Устройство автомобиля» в группе 201. Общедидактическая цель мероприятия: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия. Для осуществления цели моим наставляемым поставлены и выполнены следующие задачи:
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с различными источниками информации; зрительской активности, компетенции сотрудничества в коллективе;
- расширить кругозор студентов об истории автомобилестроения;
- воспитывать интерес к профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Мой наставляемый готовит обучающихся к конкурсам и конференциям, так подготовил студентов к «Публичной защите проектов, где ребята успешно выступили и защитили свои проекты.
Мой наставляемый ведет экспертную деятельность, так был членом жюри на конференции по своему профессиональному направлению, имеет благодарности.
Рекомендации: С целью повышения эффективности наставничества необходимо знакомить педагога с прогнозированием и проектированием совместной деятельности. При этом немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации молодого педагога.
Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера и темперамента молодого педагога.
В процессе работы обращаю внимание на развитие личностно ориентированных отношений молодого специалиста с коллегами-педагогами.
И, пожалуй, одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл».
Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех колледжа и системы образования в целом.
Приложение 1.
Перед Вами анкета, которая поможет Вам определить, какими знаниями и навыками Вы уже обладаете и на каких зонах роста Вам необходимо сфокусироваться в работе с наставником!
Отметьте галочкой графы, которые в большей степени отражают Ваш уровень компетентности в каждой области. В последнем столбце отметьте
пункты, по которым Вы бы хотели вести тесную работу с наставником (всего 7 пунктов).
A. Низкая степень владения компетенциями
B. Степень владения компетенциями ниже среднего
C. Средняя степень владения компетенциями
D. Степень владения компетенциями выше среднего
E. Высокая степень владения компетенциями
Требуемые компетенции |
A |
B |
C |
D |
E |
Выберите 3 пункта, по которым Вам требуется помощь наставника |
|
Часть (1) КОМПЕТЕНТНЫЙ ПЕДАГОГ |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Составление и реализация интерактивных планов уроков |
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Организация урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС |
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Эффективное и целесообразное использование ИКТ на уроках |
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Соблюдение дисциплины и установление контакта с обучающимися |
|
|
|
|
|
|
1.5 |
Использование соответствующих методов оценивания результатов обучения |
|
|
|
|
|
|
1.6 |
Мониторинг образовательных результатов |
|
|
|
|
|
|
1.7 |
Предоставление формирующей обратной связи ученикам |
|
|
|
|
|
|
1.8 |
Работа с детьми с девиантным поведением, требующими повышенного внимания |
|
|
|
|
|
|
1.9 |
Установление контакта и взаимопонимания с учениками в классе во время обучения |
|
|
|
|
|
|
1.1 0 |
Дифференцированный подход в работе с одаренными детьми и/или с детьми с особыми образовательными потребностями |
|
|
|
|
|
|
Часть (2) ИННОВАЦИОННЫЙ ПРАКТИК |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 Проведение уроков с применением современных образовательных технологий |
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Организация учебного исследования и учебного проекта в учебной и внеурочной деятельности |
|
|
|
|
|
|
2.3 |
Создание предметно-обучающей среды с |
|
|
|
|
|
|
1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучите методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.
9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.
Приложение 3.
1. Говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии.
2. Быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос.
3. Быть активным (родители не должны брать интервью у педагога).
4. Учитывать эмоциональное состояние родителя.
5. Отказаться от поучений, нотации, высокомерия, разговаривать с позиции партнерства.
6. Предварительно планировать содержание беседы с родителями.
7. Быть доброжелательным.
8. Защищать интересы родителей, а не становиться инструментом в руках администрации.
9. Сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей.
1. Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа учителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.
2. Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.
3. Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка.
«Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой.
4. Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.
5. Также очень эффективный прием, особенно если педагогу необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент –
«Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».
6. После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации учителя в реальную жизнь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.