МОЯ ДОБРАЯ МАЛАЯ РОДИНА

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследовательская работа "Моя добрая малая родина", разработана для изучения села Илек и Илекского района, в ней рассматриваются вопросы такие как история возникновения села Илек, его многонациональность, разновидность этносов и взаимосвязь традиций народов. Исследование исторического прошлого и большая любовь к родному краю.
Иконка файла материала Моя малая добрая родина.doc
Отдел образования  администрации Илекского района МО «Илекский муниципальный район» МБОУ «Илекская средняя общеобразовательная школа №2» Региональная научно­практическая конференция «Юность России»    Секция: Этнография (культура и быт народов Оренбуржья) Тема: МОЯ ДОБРАЯ МАЛАЯ РОДИНА                                                                                                 ВЫПОЛНИЛ:                                                           РПДОО «Радуга»         Моргун Иван, ученик 6 класса E­mail: ilek22@yandex.ru Телефон: 2­11­60                                                                                                                                                         РУКОВОДИТЕЛЬ:                                                            Желудкова Ульяна Юрьевна,                                                             педагог дополнительного образования РОЗШ «Лидер»                                                            МБУДО «Дом творчества                                                            Илекского района Оренбургской области»Илек­2015 Содержание Введение                                          Подготовительный этан I.          1.1. Тема исследовательской работы «Моя добрая малая родина» 1.2. Сбор информации         Основной этап II.            1. История Оренбургского края            2. Происхождение села и его названия (Факты, легенды, домыслы) 3. Исследование исторического прошлого и настоящего села Илек                4. Численность населения 5. Знаменитые фамилии Вывод                                                                                                                        Литература                                                                                                                  ПриложениеЛюблю тебя, мой край родной И не ищу красы иной. Тебе любовь и силы отдаю Всего себя, всю жизнь свою   Н. Гумилев. Введение Я ученик,  человек… Я – сын  своих родителей, своего  времени  и  своей страны, а чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. В последние годы воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. В энциклопедиях  патриотизм описывается как принцип или чувство человека, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Тема: Моя добрая малая родина. Объект исследования: история возникновения и развития села Илек Цель:   воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей малой Родине. Для достижения цели должны решаться следующие задачи:  сохранять и развивать чувства гордости за свое село; его выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.  привить интерес к познанию и сохранению культурных ценностей  своего села. Актуальность  работы стало развитие патриотических чувств, изучение  исторического прошлого и настоящего своей малой Родины.Мир настолько прекрасен, что смотря фотографии  различных частей  света,  жалеешь, что не везде удастся побывать, но ничто не заменит лучшего  места на земле это ­ родное село, это дом, где твои родные и близкие. Гипотеза:  изучение   исторического   прошлого   родного   края   и   его настоящего будет способствовать развитию патриотизма. Методика: анализ литературы, информационных ресурсов, наблюдение.Основной этап II. 1. История Оренбургского края Оренбуржье – удивительный край. Мы любим его просторы, реки,  раздольные степи и леса, бодрый морозец зимой и жаркое лето. Сама природа оренбургских степей, а не горы, препятствующие общению, издревле объединяла людей, способствовала их продвижению, превращала  край в своеобразный мост, связывающий различные национальности. Основанный по мысли и по воле Петра I его талантливыми  сподвижниками Оренбургский край стал вскоре не только защитой империи  от кочевников, но и зоной процветания торговли на стыке Европы и Азии.  Оренбург тесным образом связал европейское и азиатское население России.  Здесь мирно уживались различные народы и религии, возникло и стало одним  из самых значительных казачье войско. На Меновом и Гостином дворах  зазвучала разноязыковая речь. Город и губерния стали поистине вратами  России в азиатские страны, а для последних­ в Европу. Оренбургский край стал эпицентром самой крупной в истории России и  Европы крестьянской войны. Не забыть и героическое участие оренбуржцев в Отечественной войне  1812 г.., в освобождении Европы. Наш край был местом ссылки, и это в немалой степени способствовало  пробуждению политического сознания людей. Из среды оренбуржцев вышли  видные представители народничества. Трагичны страницы истории края, как и всей страны, связанные со  сталинскими репрессиями. Величайшие испытания во время Великой Отечественной войны  оренбуржцы выдержали с честью. Широкое добровольческое движение,  полтора десятка дивизий, сражавшихся с фашизмом, бурный ростпроизводства для нужд фронта, поставки сельскохозяйственной продукции –  все это ярко свидетельствует о преданности наших земляков своей великой  Родине. В послевоенные годы шло наращивание промышленного  потенциала,  осваивались целинные  и залежные земли, мощная река оренбургского газа  потекла во многие районы страны.  Переход к рыночным отношениям открыл новые перспективы в развитии  России и Оренбуржья. Из любви к своим родным и близким, к своему селу, своему жилищу,  своей школе, своему району и области складывается великая любовь к  России. Чем краше и надежнее малая родина, тем мощнее и прекраснее  Россия. Неразрывно существуя, малая и великая немыслимы друг без друга.  Могущество России в расцвете ее областей, в процветающей великой Родине – гарантия и перспектива развития нашего Оренбуржья.  2. Исследование исторического прошлого и настоящего села Илек Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны – это множество историй сел, деревень, городов. Заинтересовавшись  вопросом, когда был основан Илек, мы сходили в историко­ краеведческий  музей нашего села, в районную библиотеку, удалось узнать о Илекском  городке, а именно так изначально назывался Илек, возник на берегу Яика как  военное укрепление. Обосновавшиеся в нем казаки долгие годы несли службу  по защите окраинных российских рубежей от степных кочевников.  Русский ученый Петр Симон Палас, побывавший  в 1768 году, описал  внешний вид Илецкого городка: "Это крепость, обнесенная бревенчатой  стеной с бойницами, пушками, окруженная глубоким рвом (ширина 10 аршин,  глубина 3 аршина), в городке имеется 300 дворов и стоит в центре его  деревянная церковь".В XVIII веке здесь разворачивались события Крестьянской войны под  предводительством Емельяна Пугачева, что нашло отражение в  произведениях А.С.Пушкина, посетившего Оренбуржье, в том числе и  Илекский городок, в 1833 году. В 1900 году великий русский писатель Владимир Галактионович  Короленко, совершавший поездку в Уральск, останавливался в Илеке и  ночевал в гостинице в здании "чайной". Об этом он написал в своей книге  очерков "У казаков", где ярко и красочно описал удивившую его своим  своеобразием природу уральских степей. До революции 1917 года в Илеке имелись четыре церкви, одна мечеть,  две школы. Токмаковская 4­классная школа была открыта в 1897 году  (нынешняя средняя школа № 1). Работали две паровые мельницы, несколько  ветряных, овчинно­кожевенный завод. Советская власть в Илеке была  установлена в 1918 году. 30 мая 1927 года постановлением ВЦИК РСФСР был образован Илекский район в составе 29 сельских Советов. В том же году, в  сентябре, в Илекский район уже входят 40 сельских Советов с населением в  50 тыс. человек, которые проживают в 80­ти населенных пунктах. Итак, за  свою историю Илекский район несколько раз менял свои границы, но основа  территории оставалась неизменной. Последнее административное  территориальное преобразование было в 1965 году, которое сохранилось до  настоящего времени. В истории Илека отразились многие яркие события, связанные со  становлением Оренбургского края, превращением его в крупный аграрно­ промышленный регион. Основавшие его уральские казаки положили начало  освоению заповедной степи, развитию скотоводства и землепашества.  Присущие им трудолюбие, упорство, стремление к лучшей жизни  унаследовали последующие поколения илекчан, много сделавшие для  укрепления села, приумножения его лучших традиций. 3. Происхождение села и его названия (Факты, легенды, домыслы).Изучая,  собранную информацию я отметил, тот факт, что многие ученые  задаются вопросом, в каком году образовался Илек. В 2012 году мы отмечали  275­летие, а в « Статическом описании Уральского казачьего войска»,  составленного  Бородиным, говорится: «Илецкий городок  основан  в 1730  году  по распоряжению  главного командира при Оренбургской комиссии  Татищева».                   Известный же биограф первого Оренбургского губернатора  И.И.Неплюева, В.И. Витевский в книге «И.И.Неплюев  и Оренбургский край»  с  возмущением пишет: «Это неправда: в 1730 году  не  было  никакой   Оренбургской  комиссии…», И  далее  автор, ссылаясь  на  документы, пишет, что  честь  основания  Илецкого  городка  принадлежит  двум  яицким   казакам «черкасского  рода» ­ Ивану(сыну  Никофора) Изюмскому  и   Андрею(сыну  Дениса) Черкасову, Это  они  1737 году  обратились  в   Оренбургскую  экспедицию  с  просьбой  дозволить  им  построить  в  устье   реки  Илек  городок. Указом  экспедиции  от  5 февраля  1737 года  им  было   дано  такое  согласие.          Так  кому  верить: Бородину  или  Витевскому?            Илек  основан, возможно,  еще  ранее,  чем  в  1730 году.  Однако,  прежде  чем  привести  доказательства, необходим  небольшой   исторический  экскурс  в  прошлое  нашей  Родины  и  Яицкого  (ныне   г.Уральска)  городка.  В  15 – 16 веках  вся  территория  от  Волги  до   Хивинского  ханства  и  Аральского  моря  была  во  владении  кочевых   племен  калмыков  и  киргиз­кайсаков.   Тучные  черноземы, богатые   охотничьи  угодья,  изобилие  рыбы  привлекали  к  этим  местам  внимание   русских.  Первыми  на  Яике  появились  донские  и  кубанские  казаки,  ходившие  в  походы  на  Туретчину.  Здесь  в  конце  16 века  они  построили   Яицкий  городок, который  стал  расти  за  счет  беглых  крепостных   крестьян, астраханских  казаков  и  освобожденных  из  плена  людей  разных   национальностей: русских,  башкир,  калмыков  и  т.д.Следует  добавить, что  и  беглецам  и  организованным  яицким  казакам, входящим  в  Яицкое  войско, жить  было  здесь  небезопасно. На  городки   очень  часто  нападали  воинственные  кочевники, мужчин  убивали, а  женщин и  детей  продавали  в  рабство. На  такое  место, где  расположен  сейчас  Илек, не  могли не  обратить   внимание  яицкие  казаки.  Высокое  место, недоступное  разливам, хорошие   черноземы, вековые  леса,  полные  дичи.  Второй  довод.  Первые  пограничные  крепости – все  без  исключения –  закладывались при   Кириллове, Татищеве,  Урусове  и  Неплюеве  на  правом   берегу  Яика: Рассыпная,  Нижнеозерная,  Татищевская,  Верхнеозерная,   Ильинская  и  др. В этом  был  определенный  смысл: река  становилась   естественной  преградой  от  внезапных  набегов  кочевников.  Не  случайно,   когда  И.И.Неплюев  посетил Илецкий  городок  в  1748 году, он  обратил   внимание,  что  крепость  легко  подвергается  нападению  со  стороны  улусов Малой  орды  и  предложил  перенести  городок  на  правую  сторону.  И  лишь после  многочисленных  просьб  казаков, что  такой  перенос  дорого   обойдется  им,  согласился  с  условием, что  скот  должен  пастись  только  на правой  стороне; в  рабочую  пору  дежурство  в  городке  ведут  не менее   трети  от  всей  численности  казаков;  гумна  и  овины  переносятся  к   крепости  и  т.д. И  наконец,  третий  довод. В  1738 году  в  Илецкой  крепости    проживало  450 казаков, подчиненных  Яицкому  войску. Были  здесь   мещеряки, татары  и  крещенные  калмыки. Могли ли  два  казака энтузиаста   этих  мест – за  такой  короткий  срок  собрать  такую  дружину?  Конечно,   нет.  Городок  рос  постепенно, но  так  как  он  не  проходил  по  реестрам   Оренбургской  комиссии  и  как  бы  не  существовал, то  его  официально   оформили  лишь  в  1737 году. 4. Численность населенияВ современной этнографической науке особую актуальность приобретает комплексное изучение полиэтнических хозяйственно­культурных общностей различных регионов России. Интересным в данном отношении районом, мне представляется Илек. Переселенцы, большинство из которых были русские, принесли с собой специфические культурно­бытовые особенности, оказавшие влияние   на   коренное   население,   но   с   другой   стороны   сами   подверглись значительному   культурному   воздействию   иноэтнического   местного населения.  Значительным источником прироста населения  в Илеке были и остаются миграции.   Современное   население  Оренбуржья  по   численности   и   составу является   результатом   длительного   исторического   процесса   освоения   и заселения.  В   древности   через   нашу   территорию,   как   через   ворота,   сжатые между Уральскими горами на севере и Каспийским морем на юге, проходили с востока на запад волны кочевых народов, оставивших здесь свой культурный след.   Население   прибывало   на   стройки   30­х   годов,   в   период   Великой Отечественной войны вместе с эвакуированными  предприятиями, в период освоения целинных земель и создания газового комплекса. Почти все население Илека относится к индоевропейской, алтайской и  уральской языковым семьям. Самые многочисленные ­ народы славянской  группы. Историческое ядро русского населения образует казачество,  расселившееся издавна в селе. История Илека, заселявшегося на протяжении нескольких столетий  представителями самых разных национальностей, объективно способствовала  тому, что на относительно небольшой территории сложилась уникальная  полилингвистическая ситуация, при которой соседствуют и развиваются  одновременно множесво языков.       На сегодняшний день преобладающим этносом на территории Илека  являются русские.     Этнический состав населения (расположены в порядке  численности)Русские   Украинцы   Татары   Казахи   Белорусы   Армяне   Азербайджанцы   Чуваши   Евреи   Цыгане   Таджики   Мордва   Корейцы   Узбеки   Башкиры МолдаванеМногие жители  Илека отличаются двуязычием, с детства усваивая два  языка, иногда совершенно не родственных. Духовная культура илекчан  складывается под влиянием многих этнокультур, общим для которых  является уважение к традициям другого народа, понимание его  самобытности, стремление заимствовать лучшее.  В процессе длительного совместного проживания происходило  взаимовлияние и взаимопроникновение культур народов. Так, русская  колонизация привела к оседлости башкир, к развитию среди них и других  народов хлебопашества и ремесел, к переселению из юрт в избы, к изменениям в одежде и питании. Большому влиянию русских культурных традиций  подверглись чуваши, удмурты, мордва и др. Русские приобрели здесь  некоторые черты культуры других народов. Например, знаменитый татарский  чак­чак ­ одно из любимых блюд всех илекчан. Существуют примеры  языковых заимствований.  Украинцы способствовали распространению свиноводства, птицеводства,  огородничества. Особенно среди казахского населения, проживающего там,  где и украинцы.  Взаимовлияние проявляется и в сфере профессионального искусства,  литературы, традициях, этикете. Илекчане не слишком религиозны, как и  большинство населения России. Однако религиозно­культурные традиции  влияют на особенности культуры, поведения, образ жизни. Разумеется,  религиозный состав не идентичен этническому, тем не менее традиционно  православными являются представители славянских и финноугорских  народов, среди верующих тюркского населения преобладают мусульмане.  У представителей разных народов растет интерес к соблюдению  религиозных обрядов. Так, свыше 65% русских крестят своих детей, свыше  96% празднуют Рождество. 77% татар празднуют Курбан­байрам. В последнее время изменилось отношение к верующим. Им переданы культовые здания,  строится новая церковь, отремонтирована мечеть.5. Знаменитые фамилии Заметной вехой в истории Илекского района стала Великая Отечественная  война. 9630 илекчан участвовали в борьбе с фашизмом, из них 4520 человек  остались на поле брани, семь стали Героями Советского Союза. Более 800  илекчан за свой ратный труд были награждены правительственными  наградами, 49 из них ­ двумя и более орденами Ленина, Октябрьской  Революции, Трудового Красного Знамени и другими. 16 работникам сельского хозяйства были присвоены высокие звания "Заслуженный работник сельского  хозяйства", 6 ­ звания "Заслуженный работник образования",  здравоохранения, культуры.  Илек ­ родина многих талантливых людей: П.И. Помещиков ­ ректор  Волгоградской сельхозакадемии, академик; В.Д. Пустовитов ­ доктор физико­ математических наук, профессор; B.C. Портов ­ доктор биологических наук,  профессор; В.М. Ковбаса ­ руководитель Мурманского народного хора,  доцент, композитор. Район ­ сельскохозяйственный.Вывод В жизни каждого человека происходи события, которые влияют на его  судьбу и определяют его суть на все оставшиеся годы. Мне посчастливилось  родиться и жить в таком месте, где меня окружают добрые, отзывчивые люди, мои родные и друзья. Этой работой я приоткрыл завесу времени и совершил экскурсию на 100 и  более лет назад. Моя работа  побудила интерес у моих сверстников к  историческому прошлому нашей малой родины, интерес к изучению  биографии прославленных земляков. Люди ­ самое главное наше богатство.  Нам есть чем гордится и «делать жизнь» с кого. Когда я вырасту, и может быть, уеду из села, самые лучшие моменты моей  жизни, связанные с Илеком, навсегда останутся в моей памяти. Свою работу я хочу закончить стихотворением Киры Зубаревой: «Малая Родина, малая Родина, Наша весна и любовь, Горечь рябины и сладость смородины, Осени хмурая бровь… Сколько бы ни было читано ­ пройдено Лет, километров и строк, С нами всегда наша малая Родина­ Наш благодатный исток».Литература 1. «Моя мала родина» под руководством В.И. Еремина, изд­во газета  «Урал»,  2007г.; 2. Газета «Урал», № 56 2012 г.; 3. «Тайны пятимаров» С.А. Попов, южно­уральское книжное изд­во,  2002г.; 4. Буклеты «Илеку­ 275 лет», «Илекский район­ 85 лет», «Метрика»,  «Илек­ наш край благословенный»; 5. «Мое родное село» сборник стихов, изд­во газета «Урал», 2007г.Приложение Старый Илек Изучение материала в районной библиотеке и краеведческом музееФестиваль казачьей  культурыРегиональной научно­практической конференции  Заявка  для участия в «Юность России» ФИО участника  Моргун Иван Александрович Год рождения (возраст). 21.05.2003г., 12 лет Место учёбы, класс. МБОУ Илекская СОШ № 2, 6 класс Наименование детской общественной организации или объединения   1. 2. 3. 4. (полное и сокращённое).  РПДОО «Радуга» 5. Юридический адрес ДОО. 461350 Оренбургская обл., Илекский р­он  с.Илек ул. Токмаковская,14 6. 7. 8.      ФИО и должность научного руководителя. Желудкова Ульяна Юрьевна,  педагог дополнительного образования. 9.      Мобильный телефон. +79096133981 Мобильный телефон. +79877823011 Личный E­mail. len.morgun2013@yandex.ruТезисы к исследовательской работе «Моя добрая малая родина» ФИО участника  Моргун Иван Александрович Наименование детской общественной организации или объединения  (полное и сокращённое).  РПДОО «Радуга» ФИО и должность научного руководителя. Желудкова Ульяна Юрьевна, педагог дополнительного образования. В своей работе я хотел рассказать о нашем селе Илек,чувство Родины всегда   неотделимо   от   чувства   истории.   В   последние   годы   воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. В энциклопедиях патриотизм   описывается   как   принцип   или   чувство   человека,   содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины Цель:    воспитание   патриотизма,   гуманизма,   толерантности,   любви   к своей малой Родине. Для достижения цели должны решаться следующие задачи:  сохранять и развивать чувства гордости за свое село; его выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.  привить   интерес   к   познанию   и   сохранению   культурных   ценностей своего села. Объект исследования: история возникновения и развития села Илек. Актуальность  работы стало развитие патриотических чувств, изучение исторического прошлого и настоящего своей малой Родины.  Мир настолько прекрасен, что смотря фотографии   различных частей света,  жалеешь, что не везде удастся побывать, но ничто не заменит лучшего места на земле это ­ родное село, это дом, где твои родные и близкие.Гипотеза:  изучение   исторического   прошлого   родного   края   и   его настоящего будет способствовать развитию патриотизма. Методика: анализ литературы, информационных ресурсов, наблюдение. Свое   исследование   я   начал   с   расспросов   своих   родителей.   Но     они немного знали о истории возникновения села.  Поэтому   продолжить   свое   исследование   я   решил   с   посещения районного историко­краеведческого музея. Мне рассказали о том, что наше   и   находился   на село   раньше   противоположенном   берегу   реки   Урал.   В   последствии,   после   восстания   называлось   Илецкий   городок,   Емельяна   Пугачева   чтобы   забыть   об   этом   эпизоде   в   истории   России императрица   Екатерина  II  издала   указ   об   изменении   названия   и   переносе места расположения села. Хотя историки до сих пор не могут определиться в дате возникновения села.  Изучил быт уральских казаков, их традиции и обычаи, также любимые блюда наших прадедов, мне показали макет Илецкого городка.   Продолжил   свое   изучение   истории   села   в   районной   центральной библиотеке. Мне рассказали о героической летописи и о знаменитых земляках села и Илекского района. В   краеведческом   отделе   библиотеки   рассказали   о   народах, проживающих на территории села, показали книги и буклеты. Многонациональность нашего края меня поразила, придя в школу я стал внимательно   смотреть   на   одноклассников   и   понял,   что   никакие   войны   и катаклизмы   нам   не   страшны,   живя   ни   один   век   все   вместе   мы   перестали замечать и разделять друг друга по национальной принадлежности ведь мы одна большая семья и одна большая нация –РОССИЯНЕ.