Моя Хакасия 8-9 кл
Оценка 4.9

Моя Хакасия 8-9 кл

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
география
Взрослым
08.11.2018
Моя Хакасия 8-9 кл
Моя Хакасия -это разработка урока, используя краеведческий материал. Учащиеся должны знать свою Малую родину.Хакасия - это удивительная республика, со всех сторон окружена горами, по - хакасски- тасхылами. Саяны, Кузнецкий Ала- Тау, Абаканский хребет. По территории протекает Енисей- Ким. С большой любовью о Хакасии говорят хакасские поэты: Н.Доможаков, И. Котюшев, М. Аршанов.Топонимика - это наука, изучающая названия.Географические названия встречаются всюду – на карте, в почтовом адресе, в газетной статье, слышны в разговорах. Они позволяют нам ориентироваться в пространстве и для изучения очень сложно, особенно когда эти названия касаются каких - либо народов, особенно хакасских. Но проживая на данной территории мы должны знать.
Топонимика Хакасия 8-9 класс.docx
Топонимика Хакасии.  Использование хакасских легенд и мифов при изучении географии. «Топонимика – язык земли, земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре». Н.И. Надеждин. “Названия, ­ подчеркивал К.Г.Паустовский, ­ это народное поэтическое  оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его  склонностях и особенностях быта”. Топонимика – это наука о  географических названиях. Географические названия встречаются всюду – на карте, в почтовом  адресе, в газетной статье, слышны в разговорах. Они позволяют нам  ориентироваться в пространстве и в то же время повергают  в ужас  школьников и студентов, которые вынуждены эти названия заучивать. Образное   определение   топонимики   принадлежит   русскому   языковеду, критику   Николаю   Ивановичу   Надеждину   (1804­1856),   который   писал: "Первой страницей истории должна быть географическая ландкарта, должна не только как вспомогательное средство, чтобы знать, где что случилось, но как богатый архив самих документов, источников". Название науки образовано из греческих корней topos – место и onyma – имя, т.е. говорит о том, что предмет науки – имена мест. Топонимика тесно связана с географией: изучать названия объектов можно лишь тогда, когда ясно   представляешь   себе   эти   объекты.   Несомненна   связь   топонимики   и   с историей: народы уходят, переселяются, но данные ими названия гор, рек, озер остаются в памяти тех народов, которые пришли им на смену, во многих географических   названиях   сохраняются   воспоминания   об   исторических событиях. Полноводные реки, лесные озёра, Цепи гор с ледниками вдали, И с густым разнотравьем степные просторы – Вот родная картина хакасской земли. Эту землю природа для нас подарила Ты Хакасию в сердце своем сохрани, Пусть от бед и от войн она будет хранима, Да продлятся в веках ее светлые дни! 1.Общая географическая номенклатура Республики Хакасия: Хакасия ­ Аскиз это спящая дева, одна грудь которой ­ Ульгу­тигей  находится в Июсских степях, вторая Имджек­таг по  р.Таштып, а подол ее омывает р.Енисей.  голодная девушка, селение асаков (в этом районе гора  Семь дев недалеко от деревни Казановка). Во время потопа на плоту спаслись 7 девушек. На Земле в живых никого не было, они голодали. Решили съесть одну из девушек, она  убежала, прокляла все и превратилась в каменное изваяние.      абаканский завод  пояс Земли золотые горы пестрые горы  большой водный путь (трасса), чистый водный поток.  Медвежья кровь, «Абы» ­ вода. «Ган » ­ путь, дорога,  трасса.  «Афу» ­ упоминается в VI веке в китайских  летописях. труднопроходимая река  память о революционере Я. Е. Бограде  «Точильный брусок» (оселковое озеро)  рыбная река  река (Белый, Черный Июс – это приток р. Чулым  (разливная река)) «Чайым» ­ разливающийся  собачье озеро (илiг/кол – озеро пятидесяти) священное место; место, защищенное от ветра  это название территории, где жили Хакасы, название  хакасского этноса. Кыргызское государство в VIII в. н.э. устье, заросшее камышом (подбрюшное) твердый склон  р. Каратуз – от названия реки «Черная наледь», «Черная  гора». Черный, наледь ­ Великий хребет. Согласно народным представлениям, он,  не прерываясь, опоясывает всю землю. фамилия князя Курага, который в XVIII веке основал это  селение.  красный  самодийское племя матур  много воды, теплая вода  осинное озеро малая река. «Мать»– так называют ее хакасы  кедровый «Сыралыгуус» городская гора, сторожевой город (т. к. внутри находилась  крепость) русское название  краска, жила (речка, текущая по красивым, красочным  местам)  подарок Абаза Алтай хр. Кузнецкий  Алатау   р. Абакан Бирикчуль Боград оз. Беле (Плё) Балыкса (У) Июс оз. Иткуль Изых Конгарай  (Хонгорой) Камышта пос. Каптырево г. Каратош   Кузнецкий Алатау  (Улгенir сын) пос. Курагино  (Хурага ­ Тура) г. Кызыл пос. Матур р. Минуса оз. Ошколь р. Она р. Оя (р.  Аны) с. Сарала хр. Саар хр.  Сахсаар г. Согра р. Сир Сыя лужа дождевая, снеговая (Салбыкский курган)  Верблюд, грудь  от племени, которое жило в этом районе, тубинцы  (Тубинское княжество) каменная, курган  каменное дело, камень.  поперечный, снежный. Племя тохаров  Соль, соленый устье волчьей реки Черная гора Чойiм – разливающийся, разливная река  название связано с шаманами. Шкура коня вешается у  могилы умершего хозяина. оз. Шира (Сыра) от «брага» ­ хмельное озеро – по­монгольски 2. Происхождение географических названий Бейского района. хр. Албанах Салбык Тея р. Туба Ташеба Таштып оз. Тагарское оз. Тус (з) с. Усть – Бюрь  (Бирь) г. Черногорск р. Чулым оз. Шутен р. Бея оз. Чалпан д. Монок д. Киндырла д. Койбалы с. Кирба д. Калы (Хаал) от имени мальчика (имя человека), «Албан» ­ налог. Гора  Албанах ­ около с.У ­ Киндарлы по р.Табат, место  горного жертвоприношения Чебодаевых. Река Албанах ­   левый приток Орасук. Топонимы произошли от личных  имен. вода, река Бейка – «кобылица». Самодийское  название.   Пии (самодийское «вода») – р.Бея правый  приток р.Абакан. Она образуется из 3­х речек Кiчiг Пии – Малая Бея, ОртыFы Пии – средняя Бея, СустунFан Пии – Бея, где распрягалась лошадь. Пии  ахсы – с.КуйбышевоЛетник Алахтаевых. Пии пилтiрi –  с.Шалгинов. Пии­тура – с.Бея возникло в 1746г. русское название (пермское, вятское). г. Чалпан – гора со скальными выходами  черника  конопля (конопляный)  племя хойбалов  гора в виде амфитеатра  возникли в XVIII в. из поселений, перешедших на  оседлость хакасов. Река Калы в Койбальской степи. Халл пилтiрi ­ д.Новониколаевка построенная в 1913г. в  результате Столыпинской реформы. Рядом с Саяногорском, возле ручья, расположился  небольшой поселок. И тот, и другой носят одно название  – Калы. которые происходили в этом регионе почти полторы    Возможно, это название связано с событиями, тысячи лет назад. Труднопроходимые горы, окружающие  Хакасско – Минусинскую котловину, обеспечивали  относительную изоляцию живших здесь кыргызов.  Широкими воротами во внешний мир был Енисей. Летом  по воде, а зимой по льду по нему легко могли проходить  не только мирные караваны, но и военные отряды. С  образованием Кыргызского Каганата на Енисее в районе  современной плотины Майнской ГЭС была построена  сторожевая крепость Омай – тура. Но она была бы  бесполезным сооружением, если бы не была обеспечена  охраной природного обходного пути, позволяющего без  особого труда попасть из степи в тыл крепости,  преодолев лишь легкий перевал между селами Калы и  Богословка, а затем спуститься по широкой долине реки  Уй, которая впадает в Енисей (выше плотины Майнской  ГЭС). Для охраны этого пути на Кальском перевале,  вероятно, стоял сторожевой пост и построены  крепостные сооружения. В тюркском языке  среднеазиатских народов широко используется слово  «кала», обозначающее (дословно) «крепость, укрепленное место». Отсюда и название ручья Калы (кала), который  начинает свой «бег» с этого привала. Село Калы возникло в XVIII веке  из поселения перешедших на оседлый образ  жизни хакасов и получило свое имя по названию ручья. ­ честь писателя Бондарева. Село Бондарево по р.Сос  названо хакасами из­за того, что здесь живут  представители секты молокан и субботников (с.Юдино). с.Бондарево  (Молокан) г.Аастаг (Зев­гора) ­ около д.Кайбалы. Ключ Адаяк ­  (Собачий). г.Ах­Комек (гора  Ах Кобека) ­ приток реки Дехановка. по р.Сос у с.Бондарево. По историческим преданиям,  здесь была ставка легендарного героя Ах Кобека (Ах  Комека), погибшего в битве с последним кыргызским  правителем Котен – ханом. (Могильная грива). По реке Табат. по р.Киндырла. Здесь князь Больчек подстрелил  бегущего оленя с золотыми рогами, оказавшегося его  собственной жизненой силой. по р.Бея около села Алахтаев. Почитаемая гора  хакасских шаманов. Место жертвоприношения  Алахтаевых. по  р.Табат. Культовое место, где ежегодно совершали  г.Сеокчалы ­ г.Сильбер ­ г.Тапсачы­Хая  (говорящая скала) ­ г.Ызых (священая гора) ­ Табат  ­ УУТ (солод) ­ Солбы  (самодийское) («би» ­ вода.) Сабинка моления ах­чаяну. река, правый приток р.Абакан.  Село ­ XVII веке был  поставлен бельтырами как форпост против койбальских  конокрадов. В1917г. здесь насчитывалось 26 хозяйств. река Уты правый приток р.Абакан. В селе Уты в XIX  веке располагался центр Койбальской степной думы. В  1917 году насчитывалось 80 хакасских и 15 русских  хозяйств. р.Солба или Сабинка в Койбальской степи, село Сабинка  по названию реки. Образовано по указу Николая I, в  1830г. как поселение для ссыльных. Село Сабинка, расположенное на одноименном ручье.  Оно так же, как и Сагайское, в 50 – ти километрах от  Минусинска, образовано по указу Николая I в 1830 году  как поселение для ссыльных. При этом поселение  Сабинское полагалось создать на правом берегу Енисея.  Его название произведено от проходящего недалеко  горного хребта Сабын (Сабынский), а поселение  Сагайское – на левом берегу Енисея, поскольку здесь  жило племя сагайцев. Но писарь Шушенского волостного управления, перепутав правый берег реки с левым,  поменял местами адреса этих поселений. И когда в 1830  году прибыла первая партия ссыльных для размещения в  Сабинское поселение, её направили в расположение  Означенного казачьего отряда, который разместил их на  месте современного села Сабинка. Протекающий здесь  ручей так же стали называть Сабинским. Когда ошибка  обнаружилась, название решили не менять, но другое  поселение для ссыльных в 50 – ти километрах восточнее  Минусинска назвали соответственно Сагайским. Таким  образом, был выполнен царский указ, а поселение  Сабинское и Сагайское поменялись названиями.  Исследователям не знакомым с этим фактом, приходится удивляться тому, как объяснить происхождение с.  Сабинка вдали от Сабинского хребта и как с. Сагайское  появилось за сотню километров от места жительства  сагайцев. 3. Географические названия: окрестности г. Саяногорска Карак ­ имеющий черный лог (найдены могилы XVIII в.) Между Означенным и п. Майна (Большой Карак и Малый  Карак). Названию Карак в рамках современных языков нет  логического объяснения. Это слово составное «кар+ак». В тюркских языках «кар» имеет несколько значений: «черный  камень», «скала». А «ак» означает «белый». Абсурд? Но  некоторые тюркологи высказывают версию, что в древнем  тюркском языке «ак» означало «поток». Тогда в рамках  этой версии «карак» означает «горный поток». ­ «Лживая река» тихий, спокойный. р. Джебаш смирная, тихая река (на языке эвенков) – «Большая вода, река». «Кем» - от народа Кеты – живут в районе г. Туруханска с VI-XVIII вв. хакасское название), на монгольском языке Шишхит. голец в виде гребенчатых клыков, -эти «Энесай» - мать – река (это чисто      Лог Джой хр.Джебаш  (Джебашский)   р. Енисей  «Чензей» Ергаки (Ыргых  тасхыл) гор. Ай ­ Дай г. Копёны Карлыган г.Борус  «Пургус  тасхыл» горы носят полное название «Ыргых – Таргах тигир тизи хайрахош», что означает Господин небесный зуб, в виде гребенчатого клыка. ­ по фамилии хакаса, Айдаев жил в Летнике, «Подобный  луне» у г.Саяногорска, в трех километрах западнее Означенного  (где находятся дачи) есть гора Айдай (принято писать Ай­ Дай). Это детское игровое название горы произошло от  фамилии хакасов Айдаевых, имевших здесь свое летнее  стойбище. чернь; в верховьях р.Джебаш находится снежный пик  Койпен тасхыл, по­русски Копёны. снежный царь. (Снежный хан) 1699м. В истоках р.Джой.  (в 1842 г. в китайских летописях «Царский  Борус»). На  горе Борус находятся духи – помощники шамана – Борус –  ясновидящий жил 700 лет. Адахман – родоначальник, отец шаманов (первые шаманы были женщины)  самая почитаемая гора у Хакасов, там дворец самого  главного шамана (во время всемирного потопа этот человек спасался на плоту, и в честь него назвали). Шаманы имеют  лишнюю кость или 6 пальцев и т. п. Шаманство передается  и по линии матери и по линии отца. «мокрое место», «семь острогов» ­ (вершина Буланташ  «Страна мертвых») г. Шаман (лосиная гора)  Среди снежных пиков Западных Саян выделяется  величественный пятиглавый Борус ­ священная для Летник (Иар азоа) п. Майна (Ымай­ тура) каждого хакаса горная вершина. Как гласят предания, в  далекие времена жил вещий старец Борус, который  предвидел надвигающийся всемирный потоп. Он соорудил  корабль, куда посадил всех зверей и птиц. Лишь  мифический зверь «аргылан» (мамонт) и птица Гаруда (Хан  – Киретi; двуглавый орел с телом человека) отказались  сесть на него, рассчитывая на свои силы. Но на 39 день  птица Гаруда не выдержала, села на голову «аргылана», и  они оба утонули. С тех пор, говорят, мифические чудовища  «аргылан» вымерли. Когда вода стала убывать, Борус  пристал к показавшейся суше. Это и была та самая вершина  Саянского хребта, которую в честь хакасского Ноя назвали  Борусом. От Боруса родились сыновья, ставшие  родоначальниками хакасских племенных групп. царство  умерших душ  конец яра  «Омай» (Ымай) ­ имя богини, хранительницы душ умерших детей. На хакасском языке бытует слово «майын»,  означающее: «слабый лед», «полынья». пос.Майна по р.Енисей, напротив горы Ымай­тас. Название  поселка Майна в ученых кругах связывается с легендой  хакасского народа. Якобы в горах на берегу Енисея  находится подземный храм жрицы Омай (Ымай)  хранительницы душ умерших детей. Древние  фортификационные сооружения на Енисее, в районе  плотины Майнской ГЭС, назывались Омай – тура. А в  дальнейшем это название по схеме «Омай – Май ­ Майна»  превратилась в название поселка. Но есть другая, не менее логичная, версия. В хакасском  языке бытует слово «майын», означающее: «слабый лед»,  «полынья». Старожилы помнят, что во время строительства СШГЭС и МГЭС из – за стремительного течения Енисея  здесь действительно во льду были полыньи. Третья версия связана с тем, что для освоения Майнского  месторождения медной руды были привлечены немецкие  специалисты, а на немецком языке «майна» означает «низ»,  «низина», что вполне соответствует характеру местности.  Тем более, что всем известно: названия новых поселков в то время рождались не в народе, а в чиновничьих кабинетах.  Теперь уже невозможно выяснить, что имел в виду  чиновник, давая название Майна поселку. г. Самбыл р. Сизая г. Саяны Кибик­ кордонское р. Амыл г. Амай г.Баштак   г.Байтаг г.Гладенькая г.Изербель (лог,  ручей)   г.Халган   Долина Бабик «славный» Западный Саян – 1721 г. был поставлен  пограничный знак «Сабене» ­ Западный Саян  дьявольская речка  ороним восходит к хакасскому термину «соян» ­ тувинец ,  и в переводе обозначает Тувинские горы. У хакасов  Саяны известны как Сабына сын. (Мраморное месторождение) На самодийском языке  «кибик» означает «вода», «река». А «кордон» ­ русское  слово, в настоящее время редко применяемое, означает  «пограничный пункт». В этом месте в XVIII веке  существовала речная пограничная застава. спокойная. «Омай тас» название богини «Храм богини» ­  покровительница новорожденных,  плодородия,  деторождения, беременных. Живет в облаках и смотрит за  всеми детьми мира. В храме находятся души маленьких  детей (до сих пор тувинские, монгольские шаманы ходят  туда.) Задобрить богиню – совершить жертвоприношение,  берёзу «нарядить» ленточками ­ для исполнения желания. напротив поселка Майна.Название имеет четкое толкование в рамках хакасского языка. Оно состоит из двух частей  "баш+так", где "баш" означает "голова", "вершина", а "так  (таг)" ­ "гора". В целом "Баштак" при переводе на русский  язык имеет значение «основная» или «главная» гора. Священная гора. Около п.Майна. В народе считается, что она названа так за ее округлую  безлесую вершину, но это мнение ошибочно. Это название  связано с Кибик­Кордоном (погранзаставой). Застава имела  наблюдательные пункты и лучшего места, чем гора  Гладенькая, не найти. Такие наблюдательные пункты  назывались забытым сегодня русским словом «глядень»,  поэтому название горы означает: «гора с наблюдательным  пунктом». (голец в виде конского седла) Находится в Западных  Саянах по р.Енисей. Название взято из тюркского языка,  состоит из двух частей: «изер»+ «бель». «Изер» означает  «седло», а «бель» ­ «перевал». В целом слово «Изербель»  имеет значение «седловидный перевал». (Гора с сухостоем). 1433м. По р.Джой. Находится в среднем течении реки Уй. Название произошло от русского слова «бабы», которым раньше называли  каменные изваяния, глыбы, столбы с изображенными на них г.Сундухтаг Кизi личинами женских божеств. Такие изваяния, широко  распространенные  по всей Хакасии, вероятно, были  найдены на Бабике. (Сундук ­ гора).г.Сундуки по р.Енисей в устье р.Джой. р.Киза около г.Саяногорска. Селение "Кизi Пазы" –  называют с.Новоенисейка.

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл

Моя Хакасия 8-9 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018