Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Моя работа с одаренными детьми.docx
Моя работа с одаренными детьми
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том,
чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому
сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности
ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности,
подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких
учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна
работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои
вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить
всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в
жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни,
помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность синоним талантливости. В психологии же под
ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной
успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности,
сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности
талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психологопедагогической науке существуют различные
концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических
моделей одаренности является концепция,
разработанная американским
исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех
основных характеристик:
∙ интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
∙ креативности;
∙ настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую
среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В
своих работах автор заменяет термин "одаренность” на "потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную
схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только
одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы.
Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе
достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не
востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта
связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно
с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым
занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с
такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода,
особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из
этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно
приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей
педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных
детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой
приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных,
региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и
соседней областей.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие
компоненты:
∙ выявление одаренных детей;
∙ развитие творческих способностей на уроках;
∙ развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады,
конкурсы, исследовательская работа);
∙ создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд
особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие
вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того,
диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка,
Беннета. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все
возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле
является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков
учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и
задачи.
На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для
способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с
недостающими или лишними данными.
Систематически я провожу уроки с практической направленностью. Основная
задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая
поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Провожу интегрированные уроки. Как использовать время, которое есть
у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях
очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее
время, 2) обогащение обучения. В практике свой работы использую
«горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает
расширение изучаемой области, а «вертикальное» более быстрое продвижение
к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют
ускорением).
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим
предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания
через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района,
областные научнопрактические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную
работу по предметам.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы
являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и
одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности,
подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в
разных областях, научной и практической деятельности.
Учащиеся моего класса участвуют в исследовательской работе.
Моя работа с одаренными детьми
Моя работа с одаренными детьми
Моя работа с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.