«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»
Оценка 5

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
искусство
7 кл
19.03.2018
«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»
Презентация для выступления учащегося на школьной конференции по теме «Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев» .
текст выступления.docx
Мардосевич Денис Юрьевич,  учащийся 7А класса МБОУ «СОШ №23»  г. Северодвинска Архангельской области «Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев» Интерес к истории Отечества возник у Ломоносова еще в юности. «В Славяно­греко­латинской академии будущий ученый много времени уделял изучению исторических документов. Позднее, уже став профессором химии Петербургской   академии,   он   показал   себя   знатоком   русской   истории, вдумчивым   исследователем,   внимательно   изучавшим   первоисточники».   [2, с.166] В 1748 году Ломоносов был назначен членом Исторического собрания Академии наук, занимался вопросами русской историографии, хорошо знал русские летописи и другие доступные в то время документы. Над «Древней Российской историей» Ломоносов начал работать еще в 1751 году и завершил ее первый том в 1758 году. Уже после смерти Ломоносова, в октябре 1766 года,   в   Академии   наук   было   отпечатано   2425   экземпляров   этой   книги   с предисловием Шлецера. Вопросы, поднятые Ломоносовым (о происхождении русского народа, о выступлении его на историческую арену и создании им своего   независимого   государства),   продолжали   сохранять   актуальность   в течении двух следующих веков.  «Из огромного числа деятелей XII­XVII вв. Ломоносов выделил лишь Владимира   Мономаха,   Александра   Невского,   Ивана   III   и   Ивана   Грозного. Этот подбор был неслучаен. В их деятельности Ломоносов видел выражение объединительной   политики,   сопротивления   иноземным   вторжениям, территориального   расширения   страны   и   как   результат   этого   ­   завоевание Россией достойного места среди других стран Европы». [1] Особое место в исторических работах ученого занимала тема Петра  I. Ломоносов   много   лет   собирал   различные   материалы   (рукописные   и литературные источники, свидетельства современников и очевидцев событий той поры). Одной из множества подобных работ стало «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи» о событиях в Москве в 1682 году. Для   Ломоносова   Петр   I   прежде   всего   гражданин,   государственный деятель, неустанно ведущий страну к прогрессу ­ «строитель, мореплаватель, в полях, в морях герой». Петр защищает Россию, строит города, создает флот, развивает науки, распространяет просвещение. [2, с.183] Свою естественнонаучную деятельность Ломоносов никогда не отделял от литературной и художественной. Раскрывая взаимосвязь наук, Ломоносов писал: «Нет сомненья, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как   физика   химии,   физике   математика,   нравоучительная   наука   и   история стихотворству». (т.5, стр.618) [2, с.175] Одной из важнейших сторон творческой деятельности М.В. Ломоносова является мозаичное искусство, которое от возродил в России в 18 веке. Если использовать   современную   терминологию,   это   была   инновация   и   с   точки зрения   создания   технологии   цветного   стекла   и   смальт,   и   с   точки   зрения художественного творчества ­ исторические сюжеты картин, созданные у него в мастерской.  Благодаря появлению лаборатории и фабрики цветного стекла в Усть­ Рудице, было произведено более 4000 опытов и создано 112 основных тонов и более   1000   разнообразных   оттенков,   а   также   специальный   раствор   для крепления. Ломоносов стал не только основателем мозаичного искусства в России,   но   и   создателем   собственной   школы.   В   мастерской   Ломоносова   которые   украшают   сегодня произведены   мозаичные   портреты, Государственный   Эрмитаж,   Русский   музей   и   музей   Ломоносова   в   Санкт­ Петербурге, Исторический музей в Москве и др. Уже в 1752–53 годах под его руководством русскими мастерами М. Васильевым и Е. Мельниковым был набран овальный портрет Петра I. К 1754 году   относится   парадный   погрудный   портрет   Петра,   выполненный Ломоносовым  собственноручно  как  пример  утверждения  и  увековечивания национального   дела   Петра   в   типичной   яркой   монументальной   манере   в доспехах и мантии.  «Ледовое побоище послужило сюжетом одной из картин, предложенных Ломоносовым.   В   его   мозаичной   мастерской   изготовлены   два   портрета Александра Невского, который упоминается в ряде ломоносовских од. Такое внимание   к   Александру   Невскому   вполне   понятно.   Последний   в   глазах Ломоносова   "Россов   усердный   защитник",   "храбрый   князь",   который "низложил зависть на Западе" и "Русь геройством спас", герой, сокрушивший немецкую и шведскую агрессию на "Невских берегах", то есть именно там, где впоследствии   было   прорублено   "окно   в   Европу"   и   основана   столица, являвшаяся   для   Ломоносова   символом   преобразований   и   распространения "драгих наук в любезном отечестве». [1]  «Крупнейший   специалист   по   изучению   Ломоносовских   мозаик   В.К. Макаров полагал, что этот портрет Невского изготовлен «с типично русского иконного   изображения   середины   XVIII   века».   При   создании   мозаичного портрета   Невского   Ломоносов   учитывал   и   его   иконописные   изображения, которые   появились   в   России   в   XVII   веке.   Но   основным   источником Ломоносова   явился   рукописный   «Титулярник»,   созданный   в   Посольском приказе в 1672 году по указу царя Алексея Михайловича». [3] Мозаичная   картина   «Полтавская   баталия»   (1762­1765)   явилась завершением всех трудов Ломоносова в области мозаики. Сюжет мозаики — окончание   исторической   битвы   русских   войск   со   шведами   под   Полтавой. Основной   замысел   картины   заключался   в   следующем:   сражение   еще   не закончено, но стойкость шведских войск уже поколеблена. На первом плане изображен Петр I на скачущей лошади с поднятой шпагой в руке, в окружении генералов и охраняющих его свиту солдат. Обстановка еще опасна для Петра и его окружения, сражение продолжается и враг еще не сломлен. За Петром следуют   его   соратники:   Меншиков,   Шереметев,   Голицын   и   др.  Изображен также раненый Карл XII, сидящий в простой коляске и пытающийся сдержать наступление русских войск.  «Полтавская   баталия»   осталась   единственным   произведением   из намеченного  комплекса   для  украшения  Петропавловского   собора. Замысел учёного   изготовить   другую   картину   этой   же   серии   —   "Азовское   взятие" остался неосуществлённым. После прекращения работ «Полтавская баталия» (размером   644*481   см)   была   передана   Академии   художеств.   С   1925   года картина находится на верхней площадке парадной лестницы главного здания Академии наук СССР на Университетской набережной (в настоящее время ­ Санкт­Петербургский научный центр Российской академии наук). Занимаясь   историей,   Ломоносов   подчеркивал   ее   огромное воспитательное   значение.   Он   считал   воспитание   гражданина   и   патриота главной   задачей.   Именно   поэтому   в   исторических   трудах   Ломоносова наиболее   ярко   выступила   патриотическая   направленность   всей   его деятельности.   Он   считал   своим   долгом   пропагандировать   исторические знания, прославлять героическое прошлое русского народа. Таким   образом,   можно   утверждать,   что   мозаичные   картины, выполненные   в   мастерской   Ломоносова   стали   яркой   страницей   в   истории русского   искусства.   Великому   русскому   учёному   принадлежит   заслуга   в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства.  Все   стороны   и   направления   многогранной   деятельности   Ломоносова были неразрывно связаны между собой. Он утверждал: «Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют». [2, с.166] Использованные источники: Белявский М.Т. М.В. Ломоносов и русская история. Вопросы истории, 1. № 11, 1961, C. 100 ­ http://lomonosov300.ru/ 2. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем /Сост. Г.Е. Павлова. А.С. Орлов. – М.: Современник,1989. – 493 с. 3. Моисеева   Г.Н.   Образ   Александра   Невского   в   творчестве   М.В. Ломоносова ­ http://www.a­nevsky.ru/

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»

«Мозаичное искусство М.В. Ломоносова как отражение величия России и побед русских полководцев»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018