Вопросы о том, как воспитывать ребенка встают перед каждым родителем, но всегда ли мы осознаем, какие качества на самом деле ценны, что является лучшим подарком от нас для наших детей.
Материал включает в себя притчи о воспитании детей. Может быть ипользован для индивидуальных бесед с родителями, на родительских собраниях и классных часах.
mudrye_pritchi_dlya_roditeley_i_detey_.docx
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Федоровский центр дополнительного образования»
Для родительского собрания
«Мудрые притчи для детей и родителей»
Составитель: Гареева Ольга Алексеевна,
педагог дополнительного образования
г.п. Федоровский
2017 г. Мудрые притчи для детей и родителей
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления.
Это удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость,
поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем,
развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогут детям задуматься над
своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Дети, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной,
сказочной и краткой форме. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно
найти много путей решения одной проблемы; что в жизни все не делится только на
хорошее.
черное
плохое
белое,
и
и
Притчи это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и
всходы.
дадут
свои
Как найти хорошую школу?
Родители выбрали для сына лучшего учителя.
Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук
вошли во двор, их окружили дети.
Какой смешной старик, засмеялся один мальчик.
Эй, маленький толстяк, скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут
учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало
урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
Ура, я не пойду в школу, обрадовался мальчик.
Пойдешь, но не в эту, сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать
лучшего учителя. Увидев какуюнибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда
учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика
внимания, в других – дразнили его. Дед, молча, поворачивался и уходил. Наконец, он
вошел в крохотный дворик маленькой школы, и устало прислонился к ограде.
Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, предложил один мальчик.
Хотите, я позову учителя? спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.
Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама
мальчика спросили деда:
Отец, Вы неграмотны. Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?
По ученикам узнают учителей, ответил дед.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, правильно ли дед искал школу?
:
• Какой должна быть школа, чтобы все дети ходили в нее с радостью?
• Представьте, что вам поручили разработать проект школы радости. Расскажите,
какие предметы дети будут изучать там, и как будут проходить уроки.
• Нарисуйте школу радости.
У кого руки чище?
Два ученика пришли учиться в мастерскую знаменитого скульптора.
Учитель сказал им: «Сначала вам нужно научиться работать с камнем. У меня во
дворе лежит большая каменная глыба. Обтешите ее с двух сторон так, чтобы
получились ровные плоскости. Я вернусь вечером и посмотрю вашу работу».
Затем скульптор дал ученикам инструменты и ушел.
Я не буду заниматься скучной работой. Такую грубую работу любой каменотес
может выполнить. Я хочу быть скульптором, а не каменотесом, заявил один ученик.
Не стыдно потеть за работой, если берешься с охотой, сказал второй ученик и
принялся за работу.
Первый ученик ушел и весь день отдыхал. Он вернулся только под вечер, когда вся
работа была сделана. Позже пришел учитель и, не посмотрев на работу, попросил
учеников показать свои руки. У первого ученика руки были чистыми и ухоженными. У
второго все руки были в мозолях, ссадинах и каменной пыли. Я сейчас вымою руки, учитель, сказал он, покраснев.
Чистые руки мыть не нужно, заметил учитель.
Чистота лучшая красота, заявил первый ученик и с гордостью оглядел свои
розовые руки.
Руки лентяя лишь с виду чисты. Понастоящему чисты вот эти руки, сказал
скульптор, показав на пыльные руки второго ученика. Они весь
день трудились и честно сделали всю работу.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, почему скульптор дал ученикам простую,
:
неинтересную работу?
• Почему учитель сказал, что у ученика, который выполнил
задание, руки чистые?
• Трудно ли вам выполнять неинтересную работу?
• Как вы поступаете, когда вас просят сделать то, что вам скучно и неинтересно?
• Как научиться находить смысл в любой работе?
• Рассмотрите руки своих родителей и расскажите, как руки человека зависят от того,
что он делает в жизни?
Как заставить сына учиться?
Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным
человеком, но учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под
страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик
любил лошадей. Все свободное время он проводил в конюшне или на скачках.
Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я, как будто
немой. Не могу я терпеть такую муку, сказал однажды сын.
Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать мое дело,
ответил отец.
Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к
лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили.
Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут
делает.
Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет, вступился за мальчика
один из строителей.
Он у нас на все руки, кроме науки, сердито произнес отец, но сына отпустил.
Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню пойду работать, упрямился сын.
Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и
предложил:
Я заплачу вам много денег, если вы будете дополнительно заниматься с моим сыном
и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником.
У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших
денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика.
Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет
пить.
Вопросы и задания:
• Почему учитель отказался от денег, предложенных ему отцом мальчика?
• Почему мальчик не любил учиться?
• Любите ли вы учиться? Какие предметы или занятия вам больше всего нравятся?
• Представьте, что в школе один день на всех уроках дети занимаются тем, чем они
хотят. Составьте расписание
этого дня.
Почему одному плохо?
Трое маленьких детей было у
уроков для
родителей
да одна старшая дочка –
С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.
помощница.
Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.
Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чейто посох. Вытащила
она посох из речки и видит, бабушка по берегу идет.
Бабушка, не ваш ли это посох? спросила девочка. Схватила бабушка посох, обрадовалась:
Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего
хочешь.
Больше всего я хочу отдохнуть денек, ответила девочка.
Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание
исполнит.
Это хорошо, обрадовалась девочка, но кто меня кормить будет?
Об этом не беспокойся, сказала бабушка и взмахнула посохом.
Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В
каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и
одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду. День
прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала:
Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, прозвучал чей
то голос.
Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай, сказала девочка.
В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один кушать
просит, другой попить, третий поиграть, а девочка рада.
Вопросы и задания:
• Как вы думаете, почему девочка не осталась в чудесном замке, хотя колдунья
сказала ей, что она будет работать до конца жизни без отдыха?
• Согласились бы вы жить на райском острове в одиночестве?
• Почему человеку одному плохо, даже если у него все есть?
• Может ли человек чувствовать себя одиноким, если он живет в большом городе?
• Нарисуйте волшебный остров с замком, а рядом себя и всех, кого вы любите.
Зачем нужен брат?
Больше всего на свете младший брат любил старшего. Однажды собрался старший
брат в соседний город по делам. Идти нужно было три дня, поэтому брат запасся всем
необходимым. Возьми меня с собой, я тебе в пути пригожусь, стал просить младший брат.
Нет, дорога опасная, а ты еще мал, отказался старший брат.
Мудрые говорят: «Гол тот, у кого сзади нет брата». Возьми его, попросила мать.
Чем мне может помочь маленький мальчик? усмехнулся старший брат.
Встал старший брат на рассвете и отправился в путь. Не заметил он, что младший за
ним увязался. Так целый день они и шли. Вечером устроился старший брат на ночлег,
костер развел, ужин сварил в котелке. У младшего уже давно живот сводило от
голода. Только он хотел из кустов выйти и во всем признаться, как появились двое
разбойников. Связали они старшего брата, вещи его забрали и приготовились съесть
его ужин. Младший брат был в отчаянье. Тут он вспомнил, что старший брат научил
его подражать голосам зверей и птиц. Набрал младший брат воздуха и зарычал
тигром. Так зарычал, что у разбойников кровь в жилах застыла от страха. Бросились
они бежать без оглядки и вещи побросали. Вышел младший брат из кустов, а старший
в страхе закричал:
Беги, брат, спасайся. Пусть лучше тигр меня растерзает.
Засмеялся младший брат, развязал старшего брата и рассказал обо всем. После ужина
старший брат заботливо уложил младшего спать, укрыл его плащом и сказал: «Гол
тот, у кого сзади нет брата».
Вопросы и задания:
• Почему младший брат всетаки пошел за старшим?
• Зачем детям нужны братья и сестры?
• Как вам помогают ваши братья и сестры?
• Представьте, что у вас есть один старший брат и один младший. Расскажите, чем вы
будете заниматься со старшим братом и чем с младшим.
• Почему иногда старшие братья или сестры не ценят младших?
• Нарисуйте двух братьев.
Если сын озорник
Пятеро детей было у матери. Четверо старших
трудолюбивые, а пятый – озорник. Он
попадал в неприятные ситуации. Однажды он
послушные и
постоянно
залез так высоко на дерево, что пришлось снимать его с помощью веревки. В другой раз пошел
в лес гулять и заблудился. Два дня его искали всей деревней. Мальчик залез в болото
и чудом не утонул, уцепившись за большую кочку. Собака нашла его след и залаяла.
Зачем ты полез в болото, сын? – удивился отец.
Поленился кругом обходить, хотел быстрее домой добраться, ответил мальчик.
Однажды озорник разорвал штаны и ногу поранил, когда удирал из огорода соседа.
Мать забинтовала рану, зашила штаны и с удивлением спросила:
Зачем ты полез в соседский огород? Разве в нашем огороде мало овощей?
У соседа огурцы вкуснее, признался мальчик.
Каждый день мать тревожилась за младшего сына. Порой ночь не спала от
беспокойства.
Зачем ты так переживаешь? – спросил мать сосед. У тебя же четверо чудесных
сыновей помощников растут.
За послушных сыновей у меня душа не болит, а за младшего сына боюсь. Вдруг с ним
чтото случится, ответила мать.
Пусть и случится, у тебя еще четверо хороших сыновей останутся, утешил мать
сосед.
Младший мой сын, как мизинчик на руке. Хоть он и
маленький, а боль от него большая, и не могу я спать спокойно,
объяснила мать. Болит палец, а не спит глаз.
Вопросы и задания:
• Почему мать переживала за младшего сына, несмотря на то,
что со старшими сыновьями у нее не было проблем?
• Как вы думаете, почему младший сын был непослушным?
• Представьте, что мать из притчи обратилась к вам за советом, как воспитывать
младшего сына. Какой совет вы ей дадите?
• Проведите эксперимент. Возьмите прищепку и оденьте ее на мизинчик. Когда
почувствуете боль, снимите прищепку. Засеките время, как долго вы держали
прищепку. Затем педагог обсуждает вместе с детьми, что боль даже в одном пальце
заставляет человека страдать. Самое трудное дело
Две дочки были у матери: одна трудолюбивая, другая ленивая. Одна целый день без
устали матери помогала, а другая поработает немножко и убежит во двор играть или
уснет на диване. Ругала мать ленивую дочку, а та в ответ огрызалась:
Почему я всегда должна работать, дайте мне хоть один денек отдохнуть.
Однажды спросила мать у мудреца, как научить ленивицу работать. Мудрец
посоветовал разрешить ленивице денек отдохнуть. Дал он матери сладкий орешек и
велел отдать его ленивой дочке.
Этот орешек лишит ленивицу возможности двигаться, думать и говорить. Пусть
лежит целый день на диване и отдыхает, объяснил мудрец и добавил:
Только она и кушать не сможет, придется вам кормить ее с ложечки. Вы не
беспокойтесь, орешек будет действовать только один день.
Взяла мать орешек, а сама думает: «Разве безделье научит ленивицу работать?» Все
таки она дала дочке орешек и сказала: «Скушай орешек и можешь лежать на диване
весь день». Обрадовалась дочка, съела орешек и легла на диван. Целый день лежала,
только глазами могла двигать, даже кормили ее с ложечки. На следующий день
вскочила ленивица раньше всех и принялась за работу. Пол подмела, посуду помыла,
печку растопила, кашу сварила.
Дочка, отдохни немного, предложила мать.
Спасибо, матушка. Я вчера измучилась от отдыха. Нет труднее дела, чем целый день
лежать без дела, ответила дочка.
Вопросы и задания:
• Как вы думаете, тяжело ли ничего не делать целый день?
• Как вы понимаете выражение: «Лучший отдых – это смена
деятельности»?
• Как лень мешает человеку? Мешает ли вам лень?
• Как вы думаете, может ли у человека ни о чем не думать голова,
если он не спит?
• Проведите эксперимент. Постарайтесь в течение пяти минут ни о чем не думать и
ничего не вспоминать. Затем расскажите, удалось ли вам отключить свои мысли. Гордость и мудрость
Принц был умен, образован и горд. Друзей у него не было, принц не дружил с теми,
кто был ниже его по происхождению. Королева боялась, что гордость помешает сыну.
Король, наоборот, считал, что гордость украшает принца. Однажды принц с охраной
отправился на рыцарский турнир. По дороге банда разбойников напала на принца и
его спутников в лесу. Никто не уцелел, кроме принца, который сражался, как лев. Но
разбойники набросили на него сетку и связали юношу. Увидев богатую одежду юноши,
атаман разбойников хотел получить за него выкуп. Но принц отказался говорить.
Тогда юношу избили и приковали в пещере железной цепью. Принца почти не
кормили. Он выжил благодаря одному бродяге, который тайком приносил ему воду и
лепешки. Бродяга тоже был пленником и носил железные цепи на ногах, но он мог
свободно ходить по лагерю. Однажды ночью бродяга пришел к принцу и
прошептал:
Я вижу, что ты благородный юноша, и хочу рассказать тебе свой план.
Принц пробормотал сквозь зубы:
Я не разговариваю с бродягами.
Бродяга замолчал и исчез. Оказывается, он какимто образом снял цепь и бежал.
Вскоре армия короля разгромила разбойников. Принц был еле жив. Когда доктора
поставили принца на ноги, отец сказал:
Сын, мы узнали о тебе, благодаря одному бедняку, который спасся от разбойников.
Он сказал, что хотел бежать вместе с тобой, но ты отказался с ним говорить.
Разговаривать с бедняками ниже моего достоинства, высокомерно ответил принц.
Глупость и гордость растут на одном дереве, вздохнув, заметила королева.
На горной вершине гордости не держится вода мудрости, согласился с ней король.
Вопросы и задания:
• Как вы думаете, помогает ли гордость в жизни?
• Может ли богатый и знатный человек быть простым, а бедняк, наоборот, гордым?
• Как вы думаете, чем в жизни можно гордиться, а чем – нет?
• Вспомните и перечислите все, чем вы гордитесь. • Возьмите у своих родителей интервью на тему: «Чем вы гордитесь больше всего в
жизни?»
О больном учителе
У школьного учителя был весьма тяжелый характер. И придумали мальчики, как
от него избавиться.
На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю,
что тот выглядит совершенно больным.
Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение. Он собрал
книги и ушел домой. Когда жена открыла дверь, то вид у него уже был бледный и
больной. Жена постелила ему постель, учитель слег и перестал ходить на
занятия.
Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже. Он совсем перестал
вставать с постели, глаза у него ввалились, все болело.
Тогда дети пожалели его и решили исцелить. Они стали проведывать его по
одному, и каждый говорил, что теперь учитель прекрасно выглядит. После всех
пришел самый старший из учеников и предложил учителю вместе прогуляться по
улице, чтобы окончательно выздороветь.
На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением.
Учитель радовался, и болезни перестали его мучить.
Словом можно как лечить, так и убить.
Легенда о маленьком фонарщике
В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили
фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький
фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он
ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари,
каждая темная улочка становилась светлей обычного. Семьи у него не было, он
был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети
насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после
любоваться ночным небом.
Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в
росте, однажды к нему подошел незнакомец и спросил: "Как ты можешь так
жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего
взамен, лишь оскорбления. Несправедливо, неправильно". На что он ответил:
"Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без
света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до
утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек
до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет".
Так и продолжал маленький старичок чиркать
спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что
не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что
вечерами стало очень темно.
Каждый человек в этой жизни очень много значит, каждый, даже если того сам не
замечает, вносит в жизнь других свет, и если не станет одного то другим,
возможно, в жизни станет темнее.
Притча о маленьком мальчике.
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке
учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький
мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница
остановила его. "Подожди, сказала она. Я же еще не объяснила, какой цветок
мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать …
красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить
цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же
остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и
как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже
другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А
потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не
рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок
и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе
нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства?
Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны
ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и
наблюдать рождение индивидуальности?
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Мудрые притчи для детей и родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.