Вопросы о том, как воспитывать ребенка встают перед каждым родителем, но всегда ли мы осознаем, какие качества на самом деле ценны, что является лучшим подарком от нас для наших детей.
Материал включает в себя притчи о воспитании детей. Может быть ипользован для индивидуальных бесед с родителями, на родительских собраниях и классных часах.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Федоровский центр дополнительного образования»
Для родительского собрания
«Мудрые притчи для детей и родителей»
Составитель: Гареева Ольга Алексеевна,
педагог дополнительного образования
г.п. Федоровский
2017 г.Мудрые притчи для детей и родителей
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления.
Это удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость,
поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем,
развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогут детям задуматься над
своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Дети, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной,
сказочной и краткой форме. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно
найти много путей решения одной проблемы; что в жизни все не делится только на
хорошее.
черное
плохое
белое,
и
и
Притчи это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и
всходы.
дадут
свои
Как найти хорошую школу?
Родители выбрали для сына лучшего учителя.
Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук
вошли во двор, их окружили дети.
Какой смешной старик, засмеялся один мальчик.
Эй, маленький толстяк, скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут
учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало
урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
Ура, я не пойду в школу, обрадовался мальчик.
Пойдешь, но не в эту, сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать
лучшего учителя. Увидев какуюнибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда
учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика
внимания, в других – дразнили его. Дед, молча, поворачивался и уходил. Наконец, он
вошел в крохотный дворик маленькой школы, и устало прислонился к ограде.
Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, предложил один мальчик.
Хотите, я позову учителя? спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.
Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама
мальчика спросили деда:
Отец, Вы неграмотны. Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?
По ученикам узнают учителей, ответил дед.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, правильно ли дед искал школу?
:
• Какой должна быть школа, чтобы все дети ходили в нее с радостью?
• Представьте, что вам поручили разработать проект школы радости. Расскажите,
какие предметы дети будут изучать там, и как будут проходить уроки.
• Нарисуйте школу радости.
У кого руки чище?
Два ученика пришли учиться в мастерскую знаменитого скульптора.
Учитель сказал им: «Сначала вам нужно научиться работать с камнем. У меня во
дворе лежит большая каменная глыба. Обтешите ее с двух сторон так, чтобы
получились ровные плоскости. Я вернусь вечером и посмотрю вашу работу».
Затем скульптор дал ученикам инструменты и ушел.
Я не буду заниматься скучной работой. Такую грубую работу любой каменотес
может выполнить. Я хочу быть скульптором, а не каменотесом, заявил один ученик.
Не стыдно потеть за работой, если берешься с охотой, сказал второй ученик и
принялся за работу.
Первый ученик ушел и весь день отдыхал. Он вернулся только под вечер, когда вся
работа была сделана. Позже пришел учитель и, не посмотрев на работу, попросил
учеников показать свои руки. У первого ученика руки были чистыми и ухоженными. У
второго все руки были в мозолях, ссадинах и каменной пыли. Я сейчас вымою руки, учитель, сказал он, покраснев.
Чистые руки мыть не нужно, заметил учитель.
Чистота лучшая красота, заявил первый ученик и с гордостью оглядел свои
розовые руки.
Руки лентяя лишь с виду чисты. Понастоящему чисты вот эти руки, сказал
скульптор, показав на пыльные руки второго ученика. Они весь
день трудились и честно сделали всю работу.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, почему скульптор дал ученикам простую,
:
неинтересную работу?
• Почему учитель сказал, что у ученика, который выполнил
задание, руки чистые?
• Трудно ли вам выполнять неинтересную работу?
• Как вы поступаете, когда вас просят сделать то, что вам скучно и неинтересно?
• Как научиться находить смысл в любой работе?
• Рассмотрите руки своих родителей и расскажите, как руки человека зависят от того,
что он делает в жизни?
Как заставить сына учиться?
Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным
человеком, но учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под
страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик
любил лошадей. Все свободное время он проводил в конюшне или на скачках.
Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я, как будто
немой. Не могу я терпеть такую муку, сказал однажды сын.
Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать мое дело,
ответил отец.
Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к
лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили.
Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Както увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут
делает.
Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет, вступился за мальчика
один из строителей.
Он у нас на все руки, кроме науки, сердито произнес отец, но сына отпустил.
Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню пойду работать, упрямился сын.
Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и
предложил:
Я заплачу вам много денег, если вы будете дополнительно заниматься с моим сыном
и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником.
У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших
денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика.
Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет
пить.
Вопросы и задания:
• Почему учитель отказался от денег, предложенных ему отцом мальчика?
• Почему мальчик не любил учиться?
• Любите ли вы учиться? Какие предметы или занятия вам больше всего нравятся?
• Представьте, что в школе один день на всех уроках дети занимаются тем, чем они
хотят. Составьте расписание
этого дня.
Почему одному плохо?
Трое маленьких детей было у
уроков для
родителей
да одна старшая дочка –
С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.
помощница.
Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.
Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чейто посох. Вытащила
она посох из речки и видит, бабушка по берегу идет.
Бабушка, не ваш ли это посох? спросила девочка.Схватила бабушка посох, обрадовалась:
Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего
хочешь.
Больше всего я хочу отдохнуть денек, ответила девочка.
Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание
исполнит.
Это хорошо, обрадовалась девочка, но кто меня кормить будет?
Об этом не беспокойся, сказала бабушка и взмахнула посохом.
Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В
каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и
одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду. День
прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала:
Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, прозвучал чей
то голос.
Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай, сказала девочка.
В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один кушать
просит, другой попить, третий поиграть, а девочка рада.
Вопросы и задания:
• Как вы думаете, почему девочка не осталась в чудесном замке, хотя колдунья
сказала ей, что она будет работать до конца жизни без отдыха?
• Согласились бы вы жить на райском острове в одиночестве?
• Почему человеку одному плохо, даже если у него все есть?
• Может ли человек чувствовать себя одиноким, если он живет в большом городе?
• Нарисуйте волшебный остров с замком, а рядом себя и всех, кого вы любите.
Зачем нужен брат?
Больше всего на свете младший брат любил старшего. Однажды собрался старший
брат в соседний город по делам. Идти нужно было три дня, поэтому брат запасся всем
необходимым. Возьми меня с собой, я тебе в пути пригожусь, стал просить младший брат.
Нет, дорога опасная, а ты еще мал, отказался старший брат.
Мудрые говорят: «Гол тот, у кого сзади нет брата». Возьми его, попросила мать.
Чем мне может помочь маленький мальчик? усмехнулся старший брат.
Встал старший брат на рассвете и отправился в путь. Не заметил он, что младший за
ним увязался. Так целый день они и шли. Вечером устроился старший брат на ночлег,
костер развел, ужин сварил в котелке. У младшего уже давно живот сводило от
голода. Только он хотел из кустов выйти и во всем признаться, как появились двое
разбойников. Связали они старшего брата, вещи его забрали и приготовились съесть
его ужин. Младший брат был в отчаянье. Тут он вспомнил, что старший брат научил
его подражать голосам зверей и птиц. Набрал младший брат воздуха и зарычал
тигром. Так зарычал, что у разбойников кровь в жилах застыла от страха. Бросились
они бежать без оглядки и вещи побросали. Вышел младший брат из кустов, а старший
в страхе закричал:
Беги, брат, спасайся. Пусть лучше тигр меня растерзает.
Засмеялся младший брат, развязал старшего брата и рассказал обо всем. После ужина
старший брат заботливо уложил младшего спать, укрыл его плащом и сказал: «Гол
тот, у кого сзади нет брата».
Вопросы и задания:
• Почему младший брат всетаки пошел за старшим?
• Зачем детям нужны братья и сестры?
• Как вам помогают ваши братья и сестры?
• Представьте, что у вас есть один старший брат и один младший. Расскажите, чем вы
будете заниматься со старшим братом и чем с младшим.
• Почему иногда старшие братья или сестры не ценят младших?
• Нарисуйте двух братьев.
Если сын озорник
Пятеро детей было у матери. Четверо старших
трудолюбивые, а пятый – озорник. Он
попадал в неприятные ситуации. Однажды он
послушные и
постоянно
залез таквысоко на дерево, что пришлось снимать его с помощью веревки. В другой раз пошел
в лес гулять и заблудился. Два дня его искали всей деревней. Мальчик залез в болото
и чудом не утонул, уцепившись за большую кочку. Собака нашла его след и залаяла.
Зачем ты полез в болото, сын? – удивился отец.
Поленился кругом обходить, хотел быстрее домой добраться, ответил мальчик.
Однажды озорник разорвал штаны и ногу поранил, когда удирал из огорода соседа.
Мать забинтовала рану, зашила штаны и с удивлением спросила:
Зачем ты полез в соседский огород? Разве в нашем огороде мало овощей?
У соседа огурцы вкуснее, признался мальчик.
Каждый день мать тревожилась за младшего сына. Порой ночь не спала от
беспокойства.
Зачем ты так переживаешь? – спросил мать сосед. У тебя же четверо чудесных
сыновей помощников растут.
За послушных сыновей у меня душа не болит, а за младшего сына боюсь. Вдруг с ним
чтото случится, ответила мать.
Пусть и случится, у тебя еще четверо хороших сыновей останутся, утешил мать
сосед.
Младший мой сын, как мизинчик на руке. Хоть он и
маленький, а боль от него большая, и не могу я спать спокойно,
объяснила мать. Болит палец, а не спит глаз.
Вопросы и задания:
• Почему мать переживала за младшего сына, несмотря на то,
что со старшими сыновьями у нее не было проблем?
• Как вы думаете, почему младший сын был непослушным?
• Представьте, что мать из притчи обратилась к вам за советом, как воспитывать
младшего сына. Какой совет вы ей дадите?
• Проведите эксперимент. Возьмите прищепку и оденьте ее на мизинчик. Когда
почувствуете боль, снимите прищепку. Засеките время, как долго вы держали
прищепку. Затем педагог обсуждает вместе с детьми, что боль даже в одном пальце
заставляет человека страдать.Самое трудное дело
Две дочки были у матери: одна трудолюбивая, другая ленивая. Одна целый день без
устали матери помогала, а другая поработает немножко и убежит во двор играть или
уснет на диване. Ругала мать ленивую дочку, а та в ответ огрызалась:
Почему я всегда должна работать, дайте мне хоть один денек отдохнуть.
Однажды спросила мать у мудреца, как научить ленивицу работать. Мудрец
посоветовал разрешить ленивице денек отдохнуть. Дал он матери сладкий орешек и
велел отдать его ленивой дочке.
Этот орешек лишит ленивицу возможности двигаться, думать и говорить. Пусть
лежит целый день на диване и отдыхает, объяснил мудрец и добавил:
Только она и кушать не сможет, придется вам кормить ее с ложечки. Вы не
беспокойтесь, орешек будет действовать только один день.
Взяла мать орешек, а сама думает: «Разве безделье научит ленивицу работать?» Все
таки она дала дочке орешек и сказала: «Скушай орешек и можешь лежать на диване
весь день». Обрадовалась дочка, съела орешек и легла на диван. Целый день лежала,
только глазами могла двигать, даже кормили ее с ложечки. На следующий день
вскочила ленивица раньше всех и принялась за работу. Пол подмела, посуду помыла,
печку растопила, кашу сварила.
Дочка, отдохни немного, предложила мать.
Спасибо, матушка. Я вчера измучилась от отдыха. Нет труднее дела, чем целый день
лежать без дела, ответила дочка.
Вопросы и задания:
• Как вы думаете, тяжело ли ничего не делать целый день?
• Как вы понимаете выражение: «Лучший отдых – это смена
деятельности»?
• Как лень мешает человеку? Мешает ли вам лень?
• Как вы думаете, может ли у человека ни о чем не думать голова,
если он не спит?
• Проведите эксперимент. Постарайтесь в течение пяти минут ни о чем не думать и
ничего не вспоминать. Затем расскажите, удалось ли вам отключить свои мысли.Гордость и мудрость
Принц был умен, образован и горд. Друзей у него не было, принц не дружил с теми,
кто был ниже его по происхождению. Королева боялась, что гордость помешает сыну.
Король, наоборот, считал, что гордость украшает принца. Однажды принц с охраной
отправился на рыцарский турнир. По дороге банда разбойников напала на принца и
его спутников в лесу. Никто не уцелел, кроме принца, который сражался, как лев. Но
разбойники набросили на него сетку и связали юношу. Увидев богатую одежду юноши,
атаман разбойников хотел получить за него выкуп. Но принц отказался говорить.
Тогда юношу избили и приковали в пещере железной цепью. Принца почти не
кормили. Он выжил благодаря одному бродяге, который тайком приносил ему воду и
лепешки. Бродяга тоже был пленником и носил железные цепи на ногах, но он мог
свободно ходить по лагерю. Однажды ночью бродяга пришел к принцу и
прошептал:
Я вижу, что ты благородный юноша, и хочу рассказать тебе свой план.
Принц пробормотал сквозь зубы:
Я не разговариваю с бродягами.
Бродяга замолчал и исчез. Оказывается, он какимто образом снял цепь и бежал.
Вскоре армия короля разгромила разбойников. Принц был еле жив. Когда доктора
поставили принца на ноги, отец сказал:
Сын, мы узнали о тебе, благодаря одному бедняку, который спасся от разбойников.
Он сказал, что хотел бежать вместе с тобой, но ты отказался с ним говорить.
Разговаривать с бедняками ниже моего достоинства, высокомерно ответил принц.
Глупость и гордость растут на одном дереве, вздохнув, заметила королева.
На горной вершине гордости не держится вода мудрости, согласился с ней король.
Вопросы и задания:
• Как вы думаете, помогает ли гордость в жизни?
• Может ли богатый и знатный человек быть простым, а бедняк, наоборот, гордым?
• Как вы думаете, чем в жизни можно гордиться, а чем – нет?
• Вспомните и перечислите все, чем вы гордитесь.• Возьмите у своих родителей интервью на тему: «Чем вы гордитесь больше всего в
жизни?»
О больном учителе
У школьного учителя был весьма тяжелый характер. И придумали мальчики, как
от него избавиться.
На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю,
что тот выглядит совершенно больным.
Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение. Он собрал
книги и ушел домой. Когда жена открыла дверь, то вид у него уже был бледный и
больной. Жена постелила ему постель, учитель слег и перестал ходить на
занятия.
Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже. Он совсем перестал
вставать с постели, глаза у него ввалились, все болело.
Тогда дети пожалели его и решили исцелить. Они стали проведывать его по
одному, и каждый говорил, что теперь учитель прекрасно выглядит. После всех
пришел самый старший из учеников и предложил учителю вместе прогуляться по
улице, чтобы окончательно выздороветь.
На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением.
Учитель радовался, и болезни перестали его мучить.
Словом можно как лечить, так и убить.
Легенда о маленьком фонарщике
В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили
фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький
фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он
ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари,
каждая темная улочка становилась светлей обычного. Семьи у него не было, он
был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети
насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому онпредпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после
любоваться ночным небом.
Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в
росте, однажды к нему подошел незнакомец и спросил: "Как ты можешь так
жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего
взамен, лишь оскорбления. Несправедливо, неправильно". На что он ответил:
"Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без
света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до
утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек
до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет".
Так и продолжал маленький старичок чиркать
спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что
не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что
вечерами стало очень темно.
Каждый человек в этой жизни очень много значит, каждый, даже если того сам не
замечает, вносит в жизнь других свет, и если не станет одного то другим,
возможно, в жизни станет темнее.
Притча о маленьком мальчике.
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке
учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький
мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница
остановила его. "Подожди, сказала она. Я же еще не объяснила, какой цветок
мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать …
красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить
цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же
остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и
как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленымстебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже
другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А
потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не
рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок
и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе
нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства?
Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны
ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и
наблюдать рождение индивидуальности?