Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид: комбинированный
Жанр: творческая лаборатория
ТСО: две балалайки, пульт, фортепиано;
ПК, сеть интернет; нотные учебные пособия;
дидактический материал:
«Дневник музыкальных впечатлений», мини-тест «Собери цветок», план анализа, планшет «Анализ музыкальных произведений», «Таблица-анализ музыкальных произведений», «Словарь музыкальных терминов»;
наглядный материал:
презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»;
иллюстрация к пьесе Аз. Иванова «Полька»;
карточки «Ритмические формулы»
диагностический материал: диагностическая карта
Место проведения: кабинет народных инструментов
Задачи:
образовательные:
обобщить и систематизировать знания о средствах выразительности;
освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений;
развивающие:
активизировать познавательную, музыкально-творческую деятельность;
совершенствовать исполнительские навыки на примере гаммы, упражнений, этюда;
развивать навык анализа и обобщения музыкального материала;
развивать музыкально-образное и двигательно-координационное мышление;
воспитательные:
воспитывать навык адекватного, эмоционально-образного восприятия музыки
Цель: выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки
Организация начала урока | Подготовка к основному этапу занятия | Основной этап | Объяснение домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
создание | сообщение темы и цели урока, | выявление, в процессе эксперимента, значения средств музыкальной выразительности в развития музыки | рефлексия |
3 минуты | 10 минут | 20 минут | 7 минут |
Структура урока
образовательная программа по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка»
конструкт урока по теме «Средства музыкальной выразительности как основа развития музыки»;
конспект урока
структура урока;
учебные пособия:
Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке [Ноты]./ П.И.Нечепорено, В.И.Мельников, – М.:Музыка, 1994.–С.151,С.175;
Цветков В. Школа игры на балалайке [Ноты] / В.Цветков. – М.: МОУМЦ, 2000.- С.59;
Хрестоматия для балалайки, 1-3 классы ДМШ: уч. пособие [Ноты]/ В.Д.Глейхман.– М.:Кифара, 2004.– С.63.
дидактический материал: «Словарь музыкальных терминов», план анализа, планшет «Анализ музыкальных произведений», «Таблица-анализ музыкальных произведений», «Дневник музыкальных впечатлений», мини-тест «Собери цветок»;
наглядный материал: презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности», иллюстрация к пьесе Аз. Иванова «Полька», карточки «Ритмические формулы»
диагностический материал: диагностическая карта № 2
Методическое обеспечение
I. Организационный момент
II. Подготовка к основному этапу урока (домашняя работа)
организация правильной посадки за инструментом;
организация игровых движений - исполнение гаммы До мажор;
обобщение знаний - презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»;
работа с учебным материалом В.Панин «Этюд-глиссандо», Ре мажор;
III. Основной этап урока
обобщение знаний о жанрах в музыке – иллюстрация, анализ;
выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки – эксперимент;
работа с учебным материалом Аз. Иванов «Полька» ритмические карточки;
элементарный анализ музыкального произведения – план анализа, планшет;
IV. Заключительный этап урока
обсуждение и подведение итогов урока;
инструктаж домашнего задания;
мини-тест;
оценка достигнутых результатов.
План урока
Подготовить к сдаче гамму До мажор и Этюд.
«Полька» – метро-ритмическая ровность, эмоциональное и образное исполнение.
«Колыбельная» – провести анализ пьесы, используя «План анализа», а также заполнить «Таблицу-анализ восприятия музыки».
Заполнить «Дневник музыкальных впечатлений».
Вашему вниманию был представлен открытый урок с ученицей второго класса Минхаеровой Арины. Тема урока «Средства музыкальной выразительности – как основа развития музыки». Урок проведён по адаптированной рабочей образовательной программе «Музыкальный инструмент. Балалайка», особенностью и новизной которой является использование в процессе проведения урока информационно-коммуникационных технологий, свободный выход в сеть Интернет.
Тема урока выбрана неслучайно, так как, наблюдая за работой ученицей, выявила проблему её непонимания значения средств выразительности в создании определённого музыкального образа. С одной стороны – Арина знает названия и умеет объяснить значение, а с другой – применяет их не осознанно. Умение выстроить звучность, форму, музыкальную драматургию, то есть всё то, что мы называем стильным исполнением, требует знания жанровых особенностей, умения анализировать и обобщать, то есть определённого уровня развития музыкального мышления.
Целью урока стало выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки.
Подведение итогов
Самоанализ урока
Для достижения цели нам необходимо: систематизировать и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности; освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений; провести эксперимент, решить кроссворд, ответить на вопросы мини-теста.
Форма работы – индивидуальная.
Принципы организации урока: диалектическая взаимосвязь цели и средств её достижения, единство художественного и технологического, признание самоценности личности ребёнка; учёт индивидуальных особенностей развития, межпредметная интеграция.
Методы обучения: анализ и обобщение, создание проблемной ситуации, словесный (мини-лекция, беседа), наглядно-иллюстративный (иллюстрация, мини-тест), проектный (презентация, творческое задание), практический (эксперимент).
Подготовительный этап прошёл быстро и чётко, ученица была готова к уроку, дисциплинирована, быстро настроилась на работу. Исполнение гаммы и этюда, помогло нам: организовать игровой аппарат; добиться свободы различных групп мышц; активизировать внимание, создать непринуждённую психологическую атмосферу; организовать познавательную деятельность.
Самоанализ урока
Основной этап урока характеризуется проведением ряда экспериментов, в ходе которых были обобщены и систематизированы знания о средствах музыкальной выразительности; выявлены изменения в характере пьесы, возникшие в результате изменения темпа, лада, ритма, динамики; освоен алгоритм элементарного анализа музыкального произведения (практическая работа с планшетом). Цель данного этапа – довести до осознания ученицей значение средств выразительности в развитии музыкального произведения. Для активизации познавательной деятельности использовала планшет «Средства музыкальной выразительности» и «План анализа музыкального произведения». Основной вид учебной деятельности - анализ музыкального произведения. Был использован комплекс методов: практический, наглядно-иллюстративный, словесный, поощрение.
На заключительном этапе урока был проведён мини-тест (творческое задание «Собери цветок»), который выявил в полной мере достижение поставленной цели. В завершении урока был проведён инструктаж выполнения домашнего задания.
Самоанализ урока
Самоанализ урока
Подводя итоги и анализируя урок, отмечу, что его цель, задачи и содержание, соответствуют возрастным особенностям обучающейся и содержанию рабочей образовательной программы по предмету «Музыкальный инструмент. Балалайка». Ученица была включена в активную познавательную и музыкально – творческую деятельность. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока.
При проведении учебного занятия, учитывались требования современного образования: обязательное включение в образовательный процесс информационных технологий.
На протяжении всего урока шла корректировка и организация игровых движений, поощрялась учебная мотивация. В результате успешной работы на уроке освоен алгоритм проведения элементарного анализа и обобщения музыкального материала.
На этапе подведения итогов урока ученица смогла самостоятельно рассказать (рефлексия) содержание урока, отметила яркие интересные для неё моменты.
Самоанализ урока
В завершение отмечу, что, на мой взгляд, структура урока была выстроена методически верно, все этапы урока логически связаны между собой, урок представлен как целостная система. Цель и задачи, поставленные на уроке, реализованы. Ученица заслужила положительную отметку.
Таким образом, считаю, что урок проведён результативно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.