Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»
Оценка 4.8

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
5 кл
28.06.2017
Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»
Краткая аннотация урока: интегрированный урок по теме «Воды суши. Реки». Используя метод исследования на уроке, дети получают целостное представление о реке, её частях, речной системе и роли в жизни человека. При изучении нового материала используются ИКТ (презентация). Посредством меж предметных связей воспитывается бережное отношение к природе, умение видеть красоту равнинных и горных рек, воспитывается качество толерантности личности, чувство коллективизма. Создаются комфортные условия, смена видов и форм организации деятельности, проводится физминутка.Поурочная разработка интегрированного урока по географии в 5 классе по теме "Воды суши. Реки"
Поурочная разработка.doc
Базовый учебник: «География» Начальный курс 5 класс. Автор А.А. Летягин; под общ. ред. В.П,  Дронова. ­  Москва. ; Издательский центр «Вентана­Граф», 2012 год Тема урока. Воды суши. Реки. Учитель: Голикова Галина Анатольевна Форма урока: урок – исследование, изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и  практических методов обучения. Общая дидактическая цель урока: создать условия для изучения сформированности  целостного представления о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.  Задачи: Образовательный аспект:  сформировать мировоззренческую идею о разнообразии вод суши, о реках. Развивающий аспект:           Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования  ключевых компетентностей учащихся:  Коммуникативной:  владеть   основными   приемами   устной   речи,   высказывать суждения,   давать   развернутые   ответы   на   вопросы,   использовать   приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.  Информационной:  использовать   источники   знаний   разного   типа   (презентации, иллюстрации, схемы, рисунки, географические карты, планы и др.);  Учебно­исследовательской:   самостоятельно   определять   наиболее   рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно­познавательных и практических задач. Просматривать   причинно­следственные   связи.   Давать   определения   понятий, терминов,   обобщать,   классифицировать,   систематизировать   учебный   материал, составлять описание географического объекта.  Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.   Рефлексивной:   анализировать   свою   учебную   деятельность,   выявляя   затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности работы в парах. Воспитательный аспект:   через интегрированный урок воспитывать любовь к рекам, необходимости бережного  отношения к природе, посредством межпредметных связей; видеть   красоту   равнинной   и   горной   реки;   воспитывать   качества   толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма. Межпредметные связи  На данном уроке используются меж предметные связи с экологией, литературой, ИЗО Здоровье и психосберегающая среда  создается на основе комфортных условий, активных  форм изучения   материала,   смены   видов   и   форм   организации   деятельности,   соблюдения   санитарно   – гигиенических требований, физминутки. Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах. Формирование УУД: Личностные: Оценивание усвояемого содержания, овладение основными навыками нахождения, использования географической информации. Познавательные: Умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно­следственные связи. Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке. Метапредметные результаты  обучения:   • • • • • умение работать с текстом, выделять в нем самое главное. Ставить учебную задачу под руководством учителя; Планировать свою деятельность под руководством учителя; Работать в соответствии с поставленной задачей и планом; Оценивать работу одноклассников; Получать различную информацию из различных источников. Оборудование:  карта полушарий,   физическая карта РФ,  план­карта Здвинска,  картины, на которых изображена река,  компьютер с проектором, экран  презентация. 1. Орг. Момент. Ход урока  Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;  Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок  Мотивация.  ­ Какую географическую оболочку мы изучаем?  (гидросферу)       Разминка. ­ Составьте синквейн  (пятистишие) к слову «Гидросфера». ( Слайд 1) 1­я строчка – 1 главное слово; 2 я строчка – 2 прилагательных; 3­я строчка – 3 глагола; 4­я строчка – крылатая фраза, утверждение; 5­я строчка – существительное, которое выражает суть первого слова. Пример: 1. Гидросфера. 2. Мокрая, твёрдая. 3. Испаряется, лечит, поит. 4. Ты – сама жизнь. Все чудеса природы. 5. Сок жизни. Стих. читает ученик. Ни умыться, ни напиться без воды, Листику не распуститься без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода! I. Актуализация знаний. Мы продолжаем изучать гидросферу и переходим к изучению второй части – воды суши. (слайд 2) ­Что к ним относится?  (слайд 3) Воды суши по их положению делят на две крупные группы: поверхностные и подземные. (слайд4) Поверхностные воды изучает наука – гидрология.  (слайд 5) II. Изучение нового материала. Мотивационная деятельность учащихся. 1) Сегодня на уроке мы начнем изучать один вид внутренних вод. Тему урока вы определите  сами, отгадав загадки: а) Течет, течет ­ не вытечет,     Бежит, бежит ­ не выбежит. б) Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. ­Вы уже поняли, что тема урока – «Реки». И так, мы открываем печатные рабочие тетради на с.50, записываем число (слайд 6). 2) Обратите внимание на картину русского художника А.М.Васнецова "Северный край",  которую он написал в 1899. на ней он показал мощь Урала и Сибири – реку.  (слайд 7) в) Зимой спит, а летом шумит. Очень впечатлительно изобразил реку ещё один великий художник И.И.Левитан на картине  "Большая вода".   (слайд 8) Почему он так назвал свою картину? Много  великих и прекрасных художников изображали на своих картинах реки, но не только  художники, но и писатели… кто не помнит Гоголевских строк «Чуден Днепр при тихой погоде»; (Ребята, только о какой реке можно так написать?),  или «Редкая птица долетит до середины Днепра…»  (А в этих строках что хотел сказать писатель о реке?) Любили реки и поэты. Много душевных строк посвятили они… Некрасов писал: О Волга!.. Колыбель моя,  Любил ли кто тебя, как я? А А.С.Пушкин писал о реке, на которой стоит С­Петербург: Нева всю ночь рвалася к морю… И спорить стало с ней невмочь… … Но силой ветра от залива перегороженная Нева обратно шла, гневна, бурлива, и затопляла острова. Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников.  ­ А мы попробуем в прозе  сказать, что такое река? Вопрос классу. ­Мы живём на берегу реки. А ведь есть на Земле районы, где нет рек. Как объяснить жителям этих  районов, что такое река?  ­ Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике (стр.96). ­ Совпало ваше определение с учебником? – даю вам отличную оценку.  (слайд 10) 2. Совершим путешествие по реке и узнаем о её строении ­Река состоит из истока, русла, устья, притоков. ­Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части, (рисунок должен быть на  1/3 страницы,. (слайды 13 – 19) ­Река течёт по уклону земной поверхности, поэтому её начало расположено выше окончания. ­Подумайте, как будет называться начало реки, а как окончание? ­Но рисунок у нас не завершен, что мы ещё не нарисовали? ­Давайте посмотрим на карту полушарий. Куда впадают все крупные реки? (Обучающиеся  отмечают на своём рисунке в тетради место впадения рек). ­(слайд 13) ­А теперь обратите внимание, что есть у Волги или Лены, при впадении в море? ­ У крупных рек устья могут распадаться на отдельные рукава – притоки, их называют дельтой.  (Слайд 14) ­Какую информацию мы можем добавить в наш рисунок? На рисунке мы не отметили, а откуда берут начало реки:  (слайд 15 – 19) ­Н.Палькин писал о Волге:            Вот отсюда, именно отсюда,            Из глубины лесного родника            Выбегает голубое чудо –            Русская великая река. Река Ангара берёт начало из озера Байкал. Обучающиеся работают с рисунком в тетрадях ­ Сколько притоков получилось у реки? (слайд 19) ­ А как мы будем различать притоки? Совершим воображаемое путешествие по реке от её истока к устью. Справа от нас будут располагаться правые притоки. А слева, соответственно, левые притоки.  ­ Главная река и её притоки образуют речную систему.  Речную систему называют по главной реке, т.к. она обычно наиболее длинная и многоводная   (слайд 20). ­ Территорию, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку,  называют бассейном реки (слайд 21). ­ Между двумя соседними бассейнами рек проходит линия водораздела  (слайд 22). ­ Все реки принадлежат к бассейнам океанов или внутреннего стока (слайд 23) Работа по карте «Принадлежность рек России к бассейнам океанов». ­Мы посмотрели по карте крупные реки России.  Физкультминутка.  Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Вопрос краеведческого плана: ­Ребята, а реки Новосибирской области к какому стоку относятся? ­ Почему они будут реками внутреннего стока? (Ответ: т.к. наша область находится за 1000 км от морей и океанов). ­ Посмотрим внимательно на карту Новосибирской области.  Реки Каргат, Чулым, Карасук и другие реки нашей области относятся к бассейну внутреннего  стока. ­ А теперь посмотрите на две фотографии. (слайд 24) Вы на фото посмотрите И скорее вы решите, Где здесь горная река, Где равнинная река? Объясните ­ почему. Может быть и я пойму. ­ Какие основные отличия этих рек? (Ответ детей: ­горная и равнинная) К отличительным особенностям этих рек, обратимся к учебнику страница 98. (Дети читают, объясняют, сравнивают и по ходу заполняют табличку в печатной тетради на с. 51). Особенности горных рек Особенности равнинных рек  Узкая, глубокая речная долина  Крутые склоны  Каменистое порожистое русло  Большая разница между истоком и устьем  Большая скорость течения  Глубина незначительна 1. Небольшая разница в высоте между  истоком и устьем 2. Небольшая скорость течения 3. Широкая, неглубокая речная долина 4. Поймы часто заболочены А почему об одной и той же реке М.Ю.Лермонтов сказал по разному? Двое обучающихся читают и обыгрываю стихи: 1. Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слёзы брызгами летят. 2. Но по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит… (многие реки начинаются в горах, а затем выходят на равнину)  Красивое и грандиозное зрелище представляют собой водопады. (слайд 27) Самые знаменитые водопады – Виктория в Африке, Ниагарский в Северной Америке, Анхель в  Южной Америке. (Демонстрируются слайды 25 – 34 рек) ­Ребята, красивая наша река Каргат на фотографии, а какое ваше участие может быть в  этом? (Дети отвечают о бережном отношении к реке) III. Закрепление материала Дидактические задания.  Тренируем внимание. «Заколдованное слово» (по первым буквам сложите слово, тема  урока)  Шуточная загадка рыба – ель – карась – апельсин утка – стол – тигр – ь – ель ­ Отчего утка плавает?  ­ Какие берега есть у реки, если плыть по ходу течения реки?  Тренируем быстроту мышления. «Загадочное слово» ­ Река с красивыми живописными берегами, носит имя девочки. ­ Река Новосибирской области, в переводе с тюрского языка «защита». Она впадает в озеро Чаны,  где когда­то были густые леса, куда бежало население податных округов, чтобы укрыться от  уплаты податей.  Тренируем логическое мышление «Кто лишний» – «Белая ворона» Волга, Лена, Байкал, Обь Исток, устье, болото, пойма Обь, Каргат, Волга, Чулым IV. Домашнее задание  (слайд 40) Инструктаж по его выполнению. 1. П. 17. Опишите по карте России реку Лена. Задание 4стр. 102 2. Проектная деятельность: ­ Составьте фотоколлаж «Водопады мира» (для творческого уровня)  ­ Составьте кроссворд «Реки» (для повышенного уровня) 3. Решите кроссворд «Реки»  (слайд 39), (для базового уровня) Вопросы к кроссворду: 1. Часть речной долины, по которой река течет во время разлива. 2. Поток воды текущий в выработанном углублении. 3. Начало реки. 4. Окончание реки. 5. Падение реки с высокого уступа. 6. Река в нашей местности. 7. Река, впадающая в более крупную реку. V. Рефлексия.  Самым активным учащимся вручаются дипломы: «Эрудит класса», «Лучший географ класса», «Самый сообразительный», «Самый любознательный», «За самый лучший ответ», «Самый активный», «Самый дисциплинированный».

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»

Мультимедийный интегрированный урок географии в 5 классе по теме «Воды суши. Реки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2017