Н.В.Ноева
Учитель химии и биологии
МБОУ лицей
ст. Каневская
«Использование инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях и во внеурочной работе».
Введение
Слово инновация означает «новшество», «нововведение», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых. Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать. Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.
Педагогическая инновация – это процесс
разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования,
которые помогают эффективно достигать поставленных целей. Инновации и цели
тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок
труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение
трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны
новые педагогические методики, приёмы и способы.
Главный критерий инновации – это ее новизна и актуальность.
Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:
v Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
v Мотивации познавательной деятельности обучающихся;
v Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
v Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.
Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.
Инновационные подходы в современном образовании
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий. Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией. В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься.
Компетентностный
подход
– новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения,
при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность
учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.
Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на
изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную
информацию. Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают
инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и
методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные
учреждения.
Новые
педагогические технологии в системе образования:
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе.
Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений. Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровые технологии выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
1.Прием «Вставь пропущенное слово».
1. Элемент находится в 3 периоде, 7 группе, главной подгруппе.
2. Этот элемент хлор.
3. Порядковый номер хлора № 17.
4. В атоме хлора 17 протонов и 17 электронов.
5. На внешнем уровне у атома хлора 7 электронов
6. Из строения атома следует, что элемент хлор типичный неметалл.
7. Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl 2
8. Вещество хлор по физическим свойствам – газ желто- зеленого цвета, ядовит.
9. По химическим свойствам хлор активно окисляет многие металлы и неметаллы, реагирует со сложными веществами
10. Хлор и его соединения применяют для дезинфекции помещений.
Из вставленных вами слов сформулируйте тему урока.
Тема урока: Хлор; строение атома, физические и химические свойства, применение.
Текст должен быть размножен в бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение».
2.Использование стихотворной формы на стадии рефлексии – синквейн.
Синквейн- способ творческой рефлексии в виде «стихотворения», написанного по определенным правилам:
1 строка – одно существительное;
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – крылатая фраза;
5 строка – одно существительное, которое выражает суть.
Например:
1 – водород;
2 – бесцветный, легкий.
3 – реагирует, восстанавливает, сгорает;
4 – в смеси с кислородом взрывоопасен;
5 – газ.
Написание стихотворений делает изучение или повторение материала более творческим, позволяет лучше усвоить сложные термины, выделить главные признаки. Одинаковую важную роль здесь играют и содержание, и форма написания.
3.Химический эксперимент. Например:
В одном царстве жил капризный царь, захотел он выкрасить весь дворец в белый цвет и позвал мастера. Выслушал мастер и спрашивает: «Где же я такой краски возьму, чтоб не портилась и на весь дворец хватило?». Рассердился царь и дал мастеру сутки сроку. Взял мастер металлическую пластину с крыши, растворил ее в желудочной микстуре (3%-ный раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой, выпал осадок белоснежный. Но, видно, не рассчитал, и исчез осадок. В другой раз аккуратнее он был. Получил осадок и отделил, потом на печке прокалил его. Так и получил он знатную краску, царь остался доволен.
Опишите химические превращения мастера.
Zn → ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnO
4.Прием «Кластер» -
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Может быть применен на стадии вызова, на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди. Большое значение данный прием имеет на стадии рефлексии – это исправления неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным моментом является презентация новых кластеров.
5. Применение ребусов при изучении химических элементов
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в российских школах. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение. Школы разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио помогает оценить
динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные
достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления
информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них
фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают
участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы.
Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные
характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Вывод:
Применение игровых технологий на уроках химии облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса к химии. Также игровые технологии позволяют снизить уровень психоэмоциональной нагрузки на уроках химии. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.
Список используемой литературы:
1. И.В.Маркина, Современный урок химии. – Ярославль: «Академия развития», 2008-287с;
2. Н.К.Смирнов, Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.:АРКТИ, 2003.
3. Г.И.Штремплер, Дидактические игры при обучении химии, М.:Дрофа, 2005.
4. Под ред. К.Н.Задорожного, Предметная неделя химии в школе. Ростов-на- Дону, «Феникс», 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.