ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Музееведение»
Возраст обучающихся - 11-14 лет
Срок реализации - 1 год
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Академик Д.С. Лихачев
…а, главное - музей будет действовать душеобразовательно…
И.Ф.Федоров
Пояснительная записка
Разработанная программа направлена на формирование у детей гражданственности патриотизма на основе изучения исторического краеведения и музееведения. Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм – это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.
По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает – не приходит совсем.
Почему? Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познакомиться.
Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.
Большое внимание в программе уделяется вопросам музееведения и истории материальной культуры. Социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы и может стать школьный музей – хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. В фондах школьного музея собраны коллекции предметов, которые можно использовать на занятиях. Члены объединения «Клуб любителей истории» получают возможность изучать историю края, используя подлинные документы и экспонаты из фондов музея.
Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в объединении, знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.
Программа дополняет и расширяет знания по истории родного края и его материальной культуре.
Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и городских музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.
Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, научно-исследовательскую работу, работу в музее по обработке новых поступлений, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.
Цель программы:
Формирование у детей гражданственности и патриотизма на основе изучения исторического краеведения и музееведения, готовности к творческой и исследовательской деятельности, воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.
Задачи программы:
· воспитание бережного отношения к культурному наследию;
· развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
· формирование исторического сознания;
· создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
· обучение основам исследовательской работы;
· воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
· формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
· воспитание активной жизненной позиции.
Структура программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа).
Возраст членов объединения - от 11 до 14 лет. Численный состав группы - 15 человек.
Занятия учебных групп проводятся:
4 часа в неделю;
· Вторник с 14 00 до 16 00;
● Пятница с 14 00 до 16 00.
Указанные часы распределяются на:
● аудиторные занятия;
● экскурсионные занятия;
● индивидуальные занятия.
Обучение проводится по двум взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям работы: краеведение и музееведение.
Краеведение предполагает следующие направления работы:
● знакомство с историей родного города и края;
● поисковую работу;
● исследовательскую работу;
● сбор предметов музейного значения;
● составление и изучение коллекции предметов;
● обработку собранных материалов.
Музееведение предполагает следующие направления работы:
● знакомство с основными направлениями работы городских музеев;
● изучение истории материальной культуры;
● исследовательскую работу по заданию музея;
● фондовую работу;
● изготовление муляжей и макетов в качестве вспомогательного музейного фонда.
Задачи экскурсий: визуальное знакомство с архитектурными и историческими памятниками; ознакомление с экспозициями столичных музеев, ознакомление с предметным миром изучаемого отрезка истории нашего края.
Воспитанники, обучающиеся по данной программе имеют возможность заниматься с педагогом индивидуально по следующим направлениям:
● исследовательская работа по изучению истории края;
● исследовательская работа по изучению истории предметов и документов, хранящихся в фондах школьного музея;
● подготовка к проведению экскурсии в музее по конкретно выбранной теме;
● изготовление предметов для вспомогательного фонда музея (плакаты, карты, муляжи и различные пособия к занятиям);
● изготовление макетов, иллюстрирующих различные изучаемые краеведческие темы
.
Практика работы показывает, что в течение года возможны ситуации, требующие замены темы или увеличения часов на изучение той или иной темы в связи с возникновением какой-либо экстремальной, непредвиденной, сенсационной или форсмажорной ситуации. В этом случае педагог оставляет за собой право корректировать учебно-тематический план, согласовывая это с администрацией Центра.
Методы и формы обучения
Методы обучения:
Словесный:
● объяснение нового материала;
● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
● самостоятельная работа с книгами;
● работа с иллюстрациями;
● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
● практическая работа по изготовлению макетов и муляжей;
● экскурсии в городские музеи города;
● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
● фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;
● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;
● изучение предметов материальной культуры из фонда школьного музея и составление исторической справки на уже имеющиеся экспонаты;
● атрибутирование, частичная или полная реставрация и каталогизация предметов музейного значения.
Содержание программы
Особенности
I этап: сентябрь-октябрь.
Первый этап обучения условно можно называть "обзорным", как бы подготовительным к более серьезной работе. Ребята получают начальное представление об истории края, истории материальной культуры, общие знания об устройстве музея и направлениях его работы.
Задачи:
● приобщить ребенка к культурным и историческим ценностям;
● дать представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей;
● научить воспринимать предметный мир как отражение исторической психологии людей прошлых эпох;
● научить пониманию значимости музейного предмета;
● сформировать осознание необходимости документирования исторического процесса;
● пробудить исследовательские интересы.
.
Параллельно с занятиями по краеведению проводятся начальные ознакомительные занятия по экспозиции музея и началам музейного дела. Изучаются понятия: экспозиция, устройство и интерьер русской избы, назначение крестьянской утвари (музейных предметов) в интерьере избы и т.д.
II этап: ноябрь-февраль
Специфика второго этапа обучения.
На II-м этапе они начинается изучение истории края. На занятиях используются слайды тех объектов – памятников истории, культуры и природы, с которыми дети познакомились на I-м этапе.
Изучение истории края представляет собой освещение наиболее важных событий и распределение их в хронологическом порядке.
На этом этапе больше внимания уделяется истории материальной культуры. Изучается деревенский, боярский, царский, дворянский, купеческий быт. Необходимо показать, как с течением времени изменялась архитектура жилища и предметы быта, окружающие человека. Предметный мир каждой эпохи изучается не вообще, а как принадлежащий конкретному историческому лицу, каким-либо образом связанному с нашей местностью.
На II этапе дети посещают городские музеи, в которых могут познакомиться с бытом, одеждой, хозяйственной утварью и этапами жизни изучаемых исторических персонажей. В результате этой работы в активный словарный запас ребят вводятся понятия: памятник времени, музейный предмет, источник (вещественный, изобразительный, письменный, фоно- и видеозапись) и т.д.
Практические занятия на II-м этапе обучения включают:
● активную работу с «лентой времени», карточки для которой изготовляют ребята самостоятельно;
● занятия во время музейной экспозиции;
● работу с музейными предметами в интерьере избы (во время экспозиции).
Специфика третьего этапа обучения.
На этом этапе дети знакомятся:
● с понятием «поисковая» и «исследовательская» работа;.
учатся:
● определять последовательность действий;
● обрабатывать полученный материал;
● приобретают навыки работы с литературой.
В разделе музееведения ребята знакомятся с такими темами, как:
● музей – хранилище памяти цивилизации;
● музей – источник информации;
● виды и свойства музейных предметов;
● способы составления коллекций музейных предметов.
Учебно-тематический план занятий объединения «Клуб любителей истории».
1-й год обучения
№ |
Тема занятий |
Общее количество часов |
В том числе теоретических |
В том числе практических |
1. |
Вводное занятие. Правила поведения в музее МОУ СОШ №24 и в городских музеях; правила дорожного движения; правила техники безопасности во время практических занятий в аудитории. |
2 |
2 |
|
2. |
Символы страны, родного города. |
2 |
2 |
|
3. |
Что такое историческое краеведение? |
6 |
4 |
2 |
4. |
Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают историку. |
22 |
16 |
6 |
5. |
Когда Симбирска еще не было… |
6 |
4 |
2 |
6. |
Здесь начинался Симбирский край. |
8 |
6 |
2 |
7. |
Народы Симбирского края. |
16 |
10 |
6 |
8. |
Народные праздники и святочные забавы. |
6 |
3 |
3 |
9. |
Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет народный костюм? |
8 |
5 |
3 |
10. |
Град Симбирск. |
16 |
10 |
6 |
11. |
Что ели наши предки? Кухонная утварь. |
6 |
3 |
3 |
12. |
Храмы и монастыри в жизни симбирян. |
10 |
5 |
5 |
13. |
Симбирский край в Петровскую эпоху XVIII века. |
12 |
8 |
4 |
14. |
Мир дворянской усадьбы в первой половине XIX века. |
6 |
4 |
2 |
15. |
Мир купеческой усадьбы во второй половине XIX века. |
6 |
4 |
2 |
16. |
Культура Симбирского края. |
10 |
6 |
4
|
17. |
Подведение итогов учебного года. |
2 |
2 |
|
18. |
Итого: |
144 |
94 |
50 |
Тематический план занятий группы I года обучения
№ |
Тема занятия |
Форма занятия |
Место занятия |
Цели и краткое содержание занятия |
Практическая часть |
Часы занятий |
||
1.
|
Вводное занятие. Планы на учебный год. Правила поведения в музее МОУ СОШ № 24, городских музеях и на экскурсиях. Техника безопасности во время практических занятий и поездках.
Обзорная экскурсия по экспозиции музея. |
Беседа.
Экскурсия.
|
Аудитория.
Музей.
|
Познакомить учащихся с правилами поведения в музее МОУ СОШ № 24. Объяснить правила поведения во время поездок по городу и в государственных музеях. Объяснить правила техники безопасности во время практических занятий в хранилище музея и в аудитории.
|
Экскурсия в музей. |
2
|
||
2.
|
Тема: «Символика страны, родного города». |
Рассказ. |
Аудитория. |
Дать объяснение понятию "наследие". Объяснить этимологию слова "памятник". Разъяснить обязанности современников: изучать, охранять, преумножать и передавать наследие следующему поколению. Познакомить с государственными символами: Гербом, Гимном, Флагом России. Познакомить с гербом города. |
Работа с иллюстративным материалом. |
2 |
||
3.
|
Тема: «Что такое историческое краеведение?» 1) Краеведческие возможности нашего края. Тематическая экскурсия по музею. |
Занятие с элементами игры. Самостоятельная работа по командам. |
Аудитория. |
Дать понятие истории как науки; рассказать о том, что изучает краеведение, какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.). |
|
2 |
||
4. |
Край, в котором мы живем.
Краеведческий музей. Какие еще бывают музеи? |
Диалог.
Рассказ-беседа. |
Аудитория.
|
Выявить знания о родном крае детей.
Дать представление о различных направлениях и назначениях музеев. Музей – дом муз; музеи бывают: краеведческие и исторические, военно-исторические, историко-художественные, архитектурные, мемориальные, музеи-ансамбли, музеи театра и кино, технические и отраслевые, художественные, литературные, естественнонаучные, народные и школьные. |
Работа с картой.
|
2 |
||
5.
|
3) Симбирский край, кто твои соседи? (в истории и современности)
Как возникают музеи? Методика сбора и обработки материалов.
|
Рассказ.
Рассказ. |
Аудитория. |
Познакомить с географическим расположением соседей. Объяснить значение слов: "коллекционер", "собиратель", "меценат", "подвижник".
Учет и хранение экспонатов |
Работа с картой.
Работа с иллюстративным материалом и музейными коллекциями. |
2
|
||
6.
|
Тема: «Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают историку». 1). Путешествие по реке времени.
Источники изучения времени. Что такое документ? |
Рассказ. Рассказ-беседа. Диалог |
Аудитория. |
Познакомить с понятиями: хронология – одна из вспомогательных дисциплин историка; историческое время, единицы измерения времени. Дать объяснение понятию "документ" во всем его многообразии. Пояснить, что остановленное время можно увидеть в картине, фотографиях, окружающих нас предметах, постройках и книгах. |
Работа с "лентой времени".
Работа с музейными предметами. |
2
|
||
7.
|
2). Что такое исторический источник?
Почему именно подлинный предмет хранится в музее? Для чего изготовляется копия предмета или документа? Учет и хранение экспонатов
|
Беседа.
Диалог.
|
Аудитория. |
Объяснить словосочетание "исторический источник". Какие бывают источники: письменные, вещественные, устное народное творчество.
Понятия «подлинник» и «копия». Примеры копий: театральный костюм, муляжи овощей для занятия, игрушки и т.д. |
Работа с музей-ными предметами: фронтовым письмом, другими документами.
Работа с музейными предметами. |
2 |
||
8.
|
3). Археология – наука о древности.
В какой отдел музея попадут находки археолога? Какие еще есть отделы в музее, как устроен музей? |
Рассказ.
Диалог. |
Аудитория. |
Познакомить с тем, как археологи помогают историкам в изучении прошлого Земли. Понятия: "археология", "культурный слой", "памятник времени".
Дать объяснения понятиям: "экспозиционный зал", "фонды хранения", "музейная библиотека". Мастерские реставраторов, художников, макетчиков, электриков. |
Работа с музейными предметами из археологического раздела. |
2 |
||
9.
|
4) О чем рассказывает наука топонимика?
Карта – один из важнейших документов времени. |
Рассказ.
Рассказ. |
Аудитория.
Фонды музея. |
Дать понятие о терминах "картография" и "топонимика" – науки о географических названиях на карте. История создания географических карт.
|
Работа с картой.. Начало работы над создание. Работа с картами, хранящимися в фондах музея. |
2 |
||
10.
|
5) Как появились имена и что могут рассказать фамилии?
|
Беседа. |
Аудитория. |
Дать понятие о терминах "антропонимика" и "ономастика"– науки о человеческих именах. Познакомить ребят со способами образования имен, отчеств и фамилий на Руси. |
Работа со словарем "Ономастикон". Подготовка к работе над проектом «Сохрани свою историю» |
2 |
||
11.
|
6). Что растет на ветках родословного дерева?
Что такое семейная реликвия?
|
Диалог.
Беседа. |
Аудитория. |
Дать понятие о терминах: "родословие", "родословное дерево", "предшественники", "колена", "поколения", "потомки". Познакомить учащихся с названиями родственников и свойственников: тесть – теща, свекровь – свекор, зять, невестка, деверь, золовка, сватья, свояченица – свояк, шурин, сноха, мачеха, падчерица, тетя – дядя, племянники, дедушка и бабушка.
Где живут дома семейные реликвии? (в шкатулке, ящике, столе, на чердаке). Понятие "мемориальный предмет". |
Работа над проектом «Сохрани свою историю». Рисование семейного герба воспитанников. Зарисовка родословного древа.
На схеме родословного дерева нарисовать рядом с именем родственника те вещи, которые сохранены в семье на память о нем. |
2 |
||
12.
|
7) Как прочитать гербы? |
Рассказ. |
Аудитория. |
Объяснить основные правила создания герба. Понятие "щит герба". Символика цвета фигур, металлических частей и поля герба. |
Работа над проектом «Сохрани свою историю». Рисование семейного герба воспитанников. |
2 |
||
13.
|
8) О чем расскажут историку найденные при раскопках монеты.
Кто очистит найденную монету и какие еще бывают музейные профессии?
|
Рассказ.
Беседа с элементами игры: "Музейные профессии". |
Аудитория. |
Дать понятие об одном из направлений исторической науки – нумизматике. Объяснить термины: «реверс», «аверс», «гурт», «гривна», «резаны», «куны», «нагаты», «белки», «рубль» и «полтина». Легенда о монете копейке.
Пояснить названия музейных профессий: хранители фондов музея, реставраторы, художники, экспозиционеры, электрики, экскурсоводы, смотрители зала. |
Работа с музейными предметами – нумизматической коллекцией музея.
Работа с музейной нумизматической коллекцией.
|
2 |
||
14.
|
9) Тайны вислой царской печати.
За что предметы попадают в музей, или что такое "предмет музейного значения?" |
Рассказ.
Беседа. |
Аудитория. |
Дать понятие о вспомогательной для историка дисциплине сфагистике – науке о печатях: знаках, удостоверяющих подлинность документа.
Выявление причин, по которым предметы могут попасть в фондовое хранилище музея (древность, редкость, красота, мемориальная значимость).
|
Работа с пластилином. Изготовление печатей с собственным оттиском.
Работа с предметами из музейного фонда. |
2 |
||
15.
|
10) Почем "фунт лиха" и почему в плечах "косая сажень"?
Что такое легенда предмета? |
Рассказ с элементами игры. |
Аудитория. |
Дать понятие о вспомогательной для историка науке метрологии. Объяснить значение вышедших из употребления, но часто встречающихся в поговорках и литературе терминов ( меры длины: верста, сажень, аршин, локоть, пядь десятина; меры веса: пуд, четверть золотник). Объяснить, как составляется и используется легенда предмета (история бытования, сведения о владельце, времени и способе поступления в музей и т.д.) |
Работа с музейными предметами: кружка - 1/4 ведра; бутыль - "четверть"; плечевые весы.
Работа с каталожными карточками фондов музея.
|
2 |
||
16.
|
Повторение темы. |
Викторина по пройденным темам с целью закрепления материала. |
Экспозиция музея. |
Дать возможность ребятам показать полученные знания путем решения различных занимательных заданий. |
Работа с музейными предметами. |
2 |
||
17.
|
Тема: «Когда Симбирска еще не было…» 1) Географическое положение Симбирска. |
Рассказ. |
Аудитория. |
Дать представление ребятам о географическом положении Симбирска. Объяснить понятия: рельеф, речная сеть города и округа, озера и родники. |
Работа с картой. |
2 |
||
18.
|
Что такое коллекция?
|
Рассказ.
Беседа. |
Экспозиция музея. |
Объяснить, что коллекция – это совокупность музейных предметов (семья предметов). Объяснить значение слов: "каталог", "кляссер", "картотека".
|
Работа с коллекциями из музейного фонда. |
2 |
||
19.
|
Восстановление макета, рассказывающего о растительном и животном мире на территории древнего Симбирска. |
Практическая работа. |
Аудитория. |
Сформировать навыки макетирования музейных предметов. |
Работа с природным материалом. |
2 |
||
20.
|
Восстановление макета, рассказывающего о растительном и животном мире на территории древнего Симбирска. |
Практическая работа. |
Аудитория. |
Сформировать навыки макетирования музейных предметов. |
Работа с природным материалом. |
2 |
||
21
|
Создание тематико-экспозиционного плана школьного музея. |
Практическая работа |
Музей. Аудитория |
Изучение экспозиции |
Разработка плана |
2 |
||
22-23.
|
Тема: «Здесь начиналась Симбирск». 1) Первые поселенцы симбирского края.
Зачем организуется в музее вспомогательный фонд и из чего он состоит? |
Рассказ. Практическая работа. |
Аудитория.
Экспозиция музея, отдел археологии.
|
Дать представление о жизни древних людей, живших на территории современной Ульяновской области. Объяснить понятия: «доисторический период» (до изобретения письменности), «палеолит» и «неолит» ("древний" и "новый" каменный век); стоянка.
Объяснить понятие "вспомогательный фонд" - часть музейного собрания, состоящая из различных научно-вспомогательных материалов. |
Работа с иллюстративным материалом, музейными предметами из археологической коллекции музея, "лентой времени" и макетом в экспозиции музея. Работа над макетом "Первые поселения в нашем крае".
Работа со схемами, картами и макетами, хранящимися в музейном фонде. |
4 |
||
24.
|
Занятия первых поселенцев симбирского края.
Какие еще фонды могут быть организованы в музее? |
Рассказ.
Беседа. |
Аудитория.
Хранилище музея.
|
Объяснить понятия и значение терминов: "дуплетный ", "научно-вспомогательный", "обменный", основной фонды. Составление инвентарных карточек на экспонаты |
Работа с иллюстративным материалом, музейными предметами из археологической коллекции музея, "лентой времени".
Работа с предметами из фондов и хранилища музея. |
2 |
||
25.
|
4). Следы древнейших поселений на территории нашего края. Кто похоронен под курганами?
Повторение темы.
|
Рассказ.
Диалог по пройденной теме с целью закрепления полученных знаний. |
Аудитория. |
Объяснить понятие "курган". Работая с картой: проследить постепенное возникновение поселений на территории родного края
Выявить полноту знаний учащихся по пройденной теме. |
Работа с иллюстративным материалом – картиной В.И.Семирадского "Похороны Руса". Работа с предметами из музейного фонда. |
2 |
||
26.
|
Тема: «Народы Симбирского края». 1) Общественные отношения. Торговля и войны. |
Беседа. |
Аудитория.
|
Объяснить значение терминов: деревня, село, пустошь, селище, город, городище. |
Работа с "лентой времени" |
2
|
||
27.
|
2). Верования наших предков.
|
Беседа, демонстрация слайдов. |
Аудитория. |
|
Работа с "лентой времени". Работа с некоторыми атрибутами традиционных народных и культовых праздников из фонда музея. |
2 |
||
28.
|
4) Жилища наших предков. Выбор места для строительства. Строительство дома.
|
Рассказ. Демонстрация слайдов. |
Аудитория. |
Объяснить древние названия частей дома при строительстве: сруб, клеть, охлупень, слеги, курицы, причелина, слуховое окно, волоковое окно, красное окно, сени, пакля, слюда, наличник.
|
Работа над макетом дома.
|
2 |
||
29.
|
5) Интерьер дома. Символика внешнего и внутреннего оформления дома. Традиции новоселья. |
Беседа с элементами игры. Показ слайдов. |
Музейная экспозиция. |
Дать объяснения привычным словосочетаниям: красный угол, бабий кут, поварня, полати, скамья, лавка, стол, поставец, амбар, лучина, сундук. |
Зарисовка орнаментальных символов. Работа по изготовлению избушки из бумаги (развертка). |
2 |
||
30.
|
6) Домашние занятия женщин, мужчин и детей в осенне-зимнее время.
Посуда: от глиняной до пластмассовой.
|
Беседа. |
Аудитория. |
Объяснить глубокий смысл русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу -зимой".
Краткая история предметов кухонного обихода. Их появление и эволюция. |
Зарисовка видов посуды |
2 |
||
31.
|
7) Обустройство хозяйственного двора.
Мебель. |
Беседа. |
Аудитория. |
Дать понятия: крестьянский двор, хлев, амбар, птичник, баня (мыльня), ледник, сарай, конюшня, дровни, розвальни, упряжь. Краткая история мебели. Ее необходимость в жилых домах и мода, меняющаяся со временем. |
Работа по изготовлению из бумаги предметов интерьера, орнаментального (внешнего и внутреннего) убранства дома. |
2 |
||
32. |
2) Исследовательская деятельность.
|
Беседа. Практическая работа. |
Аудитория |
Пояснить, что процесс выработки научных знаний – основная форма изучения объекта музееведения |
Выбор темы исследования |
2 |
||
33.
|
Тема: «Народные праздники и святочные забавы». |
Беседа. |
Музейная экспозиция. |
Изучение обрядов и традиций наших предков. |
Обыгрывание одного из обрядов или праздников. |
6
|
||
34.
|
Работа по каникулярному плану: экскурсии, работа по восстановлению и изготовлению новых макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д. |
Объяснение поставленной задачи каждой подгруппе ребят, получивших задание. |
Музей. |
Дать практические знания и умения по частичной реставрации документов и предметов, хранящихся в фондах музея. |
Полные или частичные реставрационные работы в фондах музея (подклейка документов, конвертов, склейка разбитых предметов). Изготовление вспомогательного материала для занятий и для новых экспозиций музея. |
4
|
||
35. |
Разработка и проведение экскурсий |
|
|
|
|
2 |
||
36.
|
8) Самые необходимые в жизни профессии (деревенские и городские ремесленники).
Повторение темы.
|
Беседа.
Диалог по пройденной теме с целью закрепления материала. |
Аудитория. |
Дать понятия о ремеслах, необходимых и в сельской, и в городской жизни. |
Работа с предметами музейного фонда. |
2 |
||
37.
|
Тема: «Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет народный костюм?» 1).Женский, мужской и детский костюмы. Украшения не просто для красоты.
Рассказ старого костюма.
|
Беседа, демонстрация слайдов.
Беседа с элементами игры.
|
Аудитория.
Музей. |
Рассказать о самобытном типе костюма, его конструктивных и декоративных особенностях, об обилии разновидностей одежды. Дать понятие о символике и названиях предметов одежды.
|
Работа с предметами из музейных фондов. "Шитье" одежды для кукол. Изготовление украшений-оберегов для одежды.
Практическое занятие по определению символики деталей русского народного костюма. |
2 |
||
38.
|
2) Головные уборы и обувь.
|
Беседа, демонстрация слайдов.
Игра в лото "Что носили на Руси". |
Аудитория. |
Дать понятие о разнообразии женских и мужских (сельских и городских) головных уборов и обуви в зависимости от социального статуса человека. Закрепить знания, полученные в ходе занятия. |
Работа с предметами из музейных фондов. "Шитье" одежды из бумаги для картонных кукол |
2 |
||
39.
|
Орудия труда
Игра в лото "Орудия труда русского крестьянина". |
Беседа, демонстрация слайдов. Демонстрация различных материалов, пригодных для изготовления одежды. |
Аудитория. |
Дать представления о торговле. Рассказать об инструментах, необходимых для работы.
Закрепить знания и зрительные образы предметов. |
Работа с иллюстративным материалом и предметами музейного фонда.
|
2
|
||
40.
|
4) Повторение темы. |
Проверочные задания. |
Аудитория. |
Предложить викторину и кроссворды для проверки усвоенных знаний. |
Девочки работают на игрушечном (но функционирующем) ткацком станке; мальчики изготавливают башмаки для куклы.
|
2 |
||
41.
|
Тема: «Град Симбирск». 1).Интерьеры и убранство богатых домов.
|
Беседа. |
Аудитория. |
История предметов быта; материалы и их назначение.
|
Раскрашивание иллюстрации "интерьер дома".
Работа с предметами музейного фонда. |
4 |
||
42.
|
4). Мосты, плотины и причалы, улицы и площади города.
|
Рассказ-беседа. |
Аудитория. |
|
Работа с иллюстративным материалом. |
4 |
||
43.
|
5) Занятия горожан.
Путешествие в прошлое народных промыслов.
|
Беседа. |
Аудитория. |
|
Работа с иллюстративным материалом. Знакомство с предметами русских народных промыслов из фондов музея. |
4 |
||
44.
|
7) Старая школа.
|
Рассказ.
|
Аудитория. |
Объяснить понятия: "церковно-приходская школа", "земская школа", "гимназия". Дать представление о старом школьном быте и реквизите. Одежда, письменные принадлежности, расписание уроков, учебники, поощрения и наказания, форма проведения уроков.
|
Работа с предметами из музейного фонда. Экскурсия в Музей «Симбирская классическая гимназия». |
2
|
||
45.
|
8) Игрушки сельских и городских детей.
Повторение темы |
Беседа. Демонстрация некоторых народных игрушек.
Викторина по пройденной теме.
|
Аудитория. |
Знакомство детей с игрушкой-самоделкой. Раскрыть некоторые "тайны" народных игрушек, дать представление о детской народной культуре как наследнице и хранительнице народной культуры взрослых.
Предложить викторину и кроссворды для проверки усвоенных знаний. |
Русские народные игры |
2
|
||
46.
|
Тема: «Что ели наши предки? Кухонная утварь».
|
Беседа. |
Музей. |
Продемонстрировать домашнюю утварь крестьянского дома. Акцентировать внимание на различиях домашней утвари в домах людей разного сословия. |
Работа с предметами музейного фонда.
Экскурсия в «Музей городского быта» |
4
2 |
||
47.
|
Игра " Домашняя утварь людей разных сословий ".
|
Беседа, демонстрация слайдов. |
Аудитория. |
Закрепить названия старинных предметов быта |
Работа с иллюстративным материалом. |
2 |
||
48.
|
Тема: «Храмы и монастыри в жизни симбирян». 1) Как устроен православный храм? |
Рассказ. Демонстрация слайдов. |
Аудитория. |
Дать представление о назначении храмовых построек на Руси, о типичном расположении внутренних элементов православного храма; о символике куполов и крестов; объяснить значение слов, обозначающих элементы внутреннего убранства: алтарь, паперть, трапезная, ризница, аналой, усыпальница и др. |
Работа с иллюстративным материалом. Работа по склеиванию макета храма
|
2 |
||
49.
|
2) История храмового строительства Симбирского края. |
Рассказ – беседа, демонстрация иллюстраций и слайдов.
|
Аудитория. |
Рассказать ребятам историю храмов, стоявших на их родной земле в XVI-XX веках. Рассказать о многочисленных событиях в истории города, в память о которых, по традиции, ставили храмы и часовни. |
Работа с иллюстративным материалом, с лентой времени. Работа по склеиванию макета храма |
4 |
||
50.
|
Работа по каникулярному плану: работа в музее, работа по восстановлению и изготовлению макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д.
|
Объяснение поставленной задачи каждой группе учащихся, получившей задание. |
Хранилище музея. |
Сформировать практические знания и умения по частичной реставрации документов и предметов, хранящихся в фондах музея. |
Изготовление вспомогательного материала для занятий и для новых экспозиций музея. Подготовка и проведение экскурсии |
4
|
||
51.
|
5) Храмовая живопись
Повторение темы.
|
Рассказ, демонстрация слайдов, иллюстраций.
Проверочные задания по пройденной теме. |
Аудитория. |
Дать представление о настенной живописи в храмах – "библии для неграмотных". Объяснить традиционное расположение росписей и их содержание.
|
Работа с "лентой времени". Работа с иллюстративным материалом.
Игра: «Назови храм и найди на карте округа, где он расположен». |
4 |
||
52.
|
Тема: «Симбмрский край в Петровскую эпоху –XVIIIв». 1). Реформы Петра и перемены в жизни.
|
Рассказ.
|
Аудитория. |
Пояснить, что переменилось в летоисчислении. Напомнить, что такое Юлианский календарь и почему в 1700 году Новый год отмечали дважды. Новые традиции празднования Нового года. Впервые в России: первая печатная газета "Ведомости", первая публичная библиотека, первый музей, первая светская школа, введение "Петровских ассамблей", развитие театров. Нашли ли эти события отражение в истории нашего края. |
Работа с "лентой времени". Работа с иллюстративным материалом. |
2 |
||
53.
|
3). Перемены в предметах быта.
История фарфоровой чашечки.
|
Рассказ.
|
Аудитория. |
Дать представление о грандиозности перемен, произошедших в жизни патриархальной России и, особенно, об изменениях в жизни города: другие правила строительства домов в городах, иное освещение и мощение улиц; появление новых наук и иноземных специалистов; введены "бородовые знаки". Появились новые предметы быта. Расцвет мебельного производства, введение в обиход посуды фарфоровой и металлической; начало развития и становления промышленности. Нашли ли эти события отражение в истории нашего края.
Рассказать об изобретателе русского фарфора Д.И.Виноградове. |
Работа с "лентой времени".
Работа с предметами из фондов музея.
Экскурсия в Краеведческий музей |
2
2 |
||
54.
|
4). Перемены в одежде горожан. Традиционная русская одежда сохранялась только в сельской местности.
|
Рассказ. |
Аудитория. |
Пояснить значимость грандиозных перемен в манере одеваться: запрещение русского платья в придворном быту (переход на венгерское и немецкое ; иные прически, обувь, веера, манеры, косметика); сохранение старых форм одежды лишь в крестьянских и купеческих слоях; введение форменных мундиров европейского образца в армии и чиновничестве. Нашли ли эти события отражение в истории нашего края.
|
Работа с "лентой времени". Работа с иллюстративным материалом. Раскрашивание иллюстраций людей в крестьянском и городском костюмах Работа с предметами из фондов музея. |
2 |
||
55.
|
5) Перемены в русской традиционной кухне. Московское застолье.
6) Повторение пройденной темы. |
Беседа с элементами игры.
Викторина по пройденной теме. |
Аудитория. |
Дать представление о том, что привычные ныне нам продукты: картофель, помидоры, баклажаны, фасоль, зеленый перец, рис, сосиски, сардельки, салаты, желе, сахар, кофе, чай, бисквитное тесто, шоколад, табак – были привезены в Россию Петром I.
Предложить викторину и кроссворды для проверки усвоенных знаний. |
Игра "От нашего стола – вашему столу". (Европейская кухня – русской кухне). |
2 |
||
56.
|
Тема: «Мир дворянской усадьбы в первой половине XIX века». 1) Жизнь хозяев и крестьян. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов художественного фильма "Барышня-крестьянка". |
Аудитория |
Дать представление об устройстве жизни в усадебном доме.
|
Работа с "лентой времени". Раскрасить цветными карандашами иллюстрацию интерьера гостиной дворянского дома. |
2 |
||
57.
|
2). Костюмы: женский, мужской и детский (у господ и дворовых крестьян).
Повторение темы |
Рассказ. Демонстрация фрагментов художественного фильма "Барышня-крестьянка".
театрализованное представление |
Аудитория |
Дать представления о различных видах и названиях одежды господ (боливар, цилиндр, шапокляк, чепец, ботфорты, камзол, корсет, кюлоты, ливрея, лосины) и дворовых крестьян. Рассказать о подражании французской моде и влиянии русского романтизма, о резком сословном делении русского общества и различии в костюмах. |
Работа с "лентой времени" и иллюстративным материалом. |
2
2 |
||
58.
|
Тема: «Мир купеческой усадьбы во второй половине XIX века».
|
Рассказ. |
Аудитория. |
Обратить внимание на схожесть и различие интерьеров дома, предметов быта и оформления приусадебной территории дворянской и купеческой усадеб. |
Работа с "лентой времени", иллюстративным материалом и фотографиями из музеев.
|
2
|
||
59.
|
2). Костюмы: женский, мужской и детский (у господ и дворовых крестьян). 3) Предметы быта и обихода купеческого усадебного дома. |
Рассказ. |
Аудитория. |
Обратить внимание на схожесть и различие предметов быта и оформления приусадебной территории дворянской и купеческой усадеб.
Оформление тематических папок |
Работа с иллюстративным материалом.
Экскурсия в музей купечества |
2
2 |
||
60.
|
Тема: «Культура Симбирского края.»
|
Рассказ |
Аудитория. |
Дать представление о развитии культуры Симбирского края. Вклад в культуру государства.
|
Работа с иллюстративным материалом.
Посещение Краеведческого Музея
|
8
2 |
||
61. |
Повторение темы: |
Викторина. |
Аудитория. |
|
|
2 |
||
62.
|
Подведение итогов учебного года. |
|
Аудитория. |
|
|
2 |
||
|
|
|
|
|
|
Итого 144 часа |
||
Экскурсии для учащихся 1-го года обучения
Музеи Ульяновска |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Прогнозируемый результат 1- го года обучения
По окончании первого года обучения ребята будут:
1. Краеведение.
· в общих чертах знать историю края;
· ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;
· ориентироваться в исторической последовательности изменений предметного мира симбирян;
· помнить названия и места расположения окрестных сел, усадеб и церквей; знать имена владельцев усадеб своего края;
· уметь ориентироваться по карте;
· знать устройство деревенской избы и назначение хозяйственной утвари;
· уметь различать предметы быта по принадлежности к определенному сословию
Механизм оценки знаний
Для проверки знаний ребят на первом году обучения используются:
· словарные диктанты,
· кроссворды,
· работа с картами,
· небольшие сообщения, самостоятельно подготовленные дома по изучаемой теме.
Детям этого возраста больше нравятся задания игрового характера: различные лото и задания типа: "Расскажи биографию какого-либо предмета", "Разложи картинки по смыслу" или "Разложи иллюстрации предметов по времени их бытования", "Раскрась детали костюма и объясни, как они называются". Можно предложить рассказ по макету: "Объясни, какой момент жизни славянского поселения на нем изображен".
Методическая литература
1. Козлова Ю. В., Ярошенко В.В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии и экологии. – М.: Сфера, 2007.
2. Историческое краеведение: Программа курса. /Сост. Э.Г. Истомина, В. Ф. Козлов. М., 2001.
3. Ульяновский областной краеведческий музей им. И. А Гончарова. Ульяновская областная станция юных туристов. Экспозиционная работа музеев, работающих на общественных началах (методические рекомендации). – Ульяновск, 1987.
4. О сборе, учете и хранении памятников истории и культуры (рекомендации для руководителей поисковой работы учащихся и школьных музеев). Методические рекомендации по вопросам собирательской работы в общественных музеях. – Ульяновск, 1987.
5. Методика историко-краеведческой работы в школе/ Сост. Н. С. Борисов и др. – М.: Просвещение, 1982
6. Ашурков В. Н. Историческое краеведение: Учеб.пос. – М,: Просвещение, 1982.
7. Родин А. Ф, Соколовский Ю.Э. Экскурсионная работа по истории. - М,: Просвещение, 1974.
8. Элькин Г.Ю., Огризко З. А. Школьные музеи. М.: Просвещение, 1972.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.