Музеи мира. Древнерусское искусство в Русском музее. История изобразительного искусства.

  • Лекции
  • docx
  • 05.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Возникновение собрания относится ко времени открытия Русского музея — к 1898 г. Первые иконы и другие древности поступили из Академии Художеств в Петербурге, в которой с середины XIX в. существовал Музей христианских древностей. В их числе были иконы из коллекций известных собирателей М.П. Погодина и П.Ф. Коробанова, обширное собрание икон, крестов и складней, конфискованных из старообрядческих моленных. Уникальные памятники скульптуры XVI в. были обнаружены и вывезены из Новгородского Софийского собора; коллекция русских и греческих памятников собрана на Святой горе Афон П.И. Севастьяновым. Впоследствии большую роль в судьбе коллекции Русского музея сыграло приобретение в 1913 г. огромного собрания знаменитого историка и коллекционера академика Н.П. Лихачева, насчитывавшего около 1500 икон. В 1912 и 1914 гг. музей обогатился древними памятниками из двух крупнейших монастырей — Иосифо-Волоколамского и Покровского Суздальского, из ризницы которого были привезены 46 икон, представлявших собой келейные образы монахинь, принадлежавших к известным и знатным родам.
Иконка файла материала Древнерусское искусство в Русском музее.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств  Починковского  района» Музеи мира. Древнерусское искусство в Русском музее. История изобразительного искусства.   Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2019 г.Древнерусское искусство в Русском музее. Положение во гроб. Шитая плащаница. Начало XV в. Москва. Шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями. Происходит из Кирилло­Белозерского монастыря. Среди музейных коллекций русской иконописи собранию икон Русского музея, наряду с  Третьяковской  галереей  и Историческим музеем в Москве, принадлежит   одно из главных   мест.   Собрание   насчитывает   более   5   тысяч   икон   XII   —   начала   ХХ   вв. Собрание древнерусского декоративно­прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны. Оно является одной из самых значительных коллекций, дающих представление о развитии русского прикладного искусства на протяжении столетий — с IX по XVII вв. Возникновение собрания относится ко времени открытия Русского музея — к 1898 г. Первые иконы и другие древности поступили из Академии Художеств в Петербурге, в которой с середины XIX в. существовал Музей христианских древностей. В их числе были иконы из коллекций известных собирателей М.П. Погодина и П.Ф. Коробанова, обширное собрание икон, крестов и складней, конфискованных из старообрядческих моленных.   Уникальные   памятники   скульптуры   XVI в.   были   обнаружены   и вывезены из Новгородского   Софийского   собора;   коллекция   русских   и греческих   памятников собрана   на Святой   горе   Афон   П.И.   Севастьяновым.   Впоследствии   большую   роль в судьбе   коллекции   Русского   музея   сыграло   приобретение   в 1913 г.   огромного собрания   знаменитого   историка   и коллекционера   академика   Н.П.   Лихачева, насчитывавшего   около   1500 икон.   В 1912   и 1914 гг.   музей   обогатился   древними памятниками   из двух   крупнейших   монастырей —   Иосифо­Волоколамского и Покровского   Суздальского,   из ризницы   которого   были   привезены   46 икон, представлявших   собой   келейные   образы   монахинь,   принадлежавших   к известным и знатным родам.которое   было   торжественно   открыто   в 1914 г. Количество и высокий художественный уровень памятников древнерусского искусства, собранных   в Русском   музее,   позволили   создать   своеобразный   музей   в музее — «Древлехранилище   памятников   иконописи   и церковной   старины   имени   императора Николая II»,   Присвоение Древлехранилищу   имени   Николая   II не   было   просто   выражением   уважения к императору.   Император   принимал   непосредственное   участие   в создании Древлехранилища,   жертвуя   большие   средства   на приобретение   произведений. Древлехранилище   стало   крупнейшим   в России   государственным   собранием древнерусского искусства. После революции, подорвавшей основы духовной культуры страны, музеи оказались едва ли   не единственным   надежным   хранилищем   памятников   церковного   искусства. Благодаря   усилиям   музейных   сотрудников   в фондах   Русского   музея   были   собраны произведения из многих разрушенных или закрытых церквей и монастырей — Кирилло­ Белозерского, Александро­Свирского, Соловецкого и других. В 1920­1930­е гг. были переданы   предметы   из древлехранилища   Александро­Невской   лавры,   тихвинских монастырей,   из музеев   Духовной   академии и Археологического института в Петрограде.   Троицкого   собора   Пскова, После Великой Отечественной войны собрание продолжало интенсивно пополняться, главным образом, за счет экспедиций по сбору памятников древнерусского искусства. Такие   экспедиции   музей   организовывал   ежегодно,   а иногда   по несколько   раз   в год. Расцвет   экспедиционной   деятельности   пришелся   на 60­е годы.   В это   время   в музей были   привезены   сотни   икон XIV–XIX   столетий. Сегодня   благодаря   усилиям нескольких поколений музейных сотрудников сложилась коллекция, представляющая большую историко­культурную ценность. Основную   часть   собрания   составляют   русские   иконы,   происходящие   из крупных художественных   центров   Древней   Руси,   таких   как   Новгород,   Москва,   Псков, Ярославль,   Вологда,  Тверь,  а также   произведения   провинциальных   мастеров.   Самая древняя   икона   коллекции —   прославленный   «Ангел   Златые   власы»,   созданная на рубеже XII — XIII вв. К шедеврам коллекции относятся также иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV­ первой четверти XV в. Андрея Рублева, группа икон из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, над которыми в 1502 г. работал замечательный мастер   Дионисий   с учениками.   Большой   интерес   представляют   работы   мастеров строгановской   школы,  крупнейшего   иконописца   Оружейной   палаты   XVII в.   Симона Ушакова   и др.   Благодаря   многочисленности   и разнообразию   памятников   собрание позволяет с большой полнотой представить пути развития русской иконописи почти за семь веков ее истории. Древнейшую   часть   коллекций   прикладного   искусства   составляют   произведения домонгольского   искусства,   отражающие   художественные   традиции   древнего   Киева. Это   предметы   личного   христианского   благочестия   и украшения,   исполненные из благородных   и простых   металлов:   литые   амулеты­змеевики,   бронзовые   кресты­ энколпионы и тельники, миниатюрные каменные иконки, драгоценные детали женскогоголовного   убора   и княжеских   регалий.   Жемчужиной   собрания   является   так называемый «Киевский клад» 1887 г., найденный на территории Михаило­Златоверхого монастыря. В коллекции   музея   широко   представлено   прикладное   искусство   и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII — XVII вв. Это расписанные резные изображения Николая   Чудотворца   и Георгия   Победоносца,   новгородских   архиепископов и подвижников. Богатый материал дают произведения меднолитой пластики, иконки и образки,   исполненные   в технике   резьбы   по камню.   Особенно   значимы   памятники второй половины XIII — XIV вв., которые крайне редки для этого времени. О расцвете новгородской   культуры   в XIV­XVI   вв.,а также   иных   центров   можно   судить по превосходным памятникам древнерусского шитья. Это подвесные пелены к чтимым иконам,   необходимые в литургическом   обиходе,   целые   шитые   иконостасы   и отдельные   шитые   иконы, священнические облачения: фелони, епитрахили, поручи, украшенные орнаментальным и лицевым   шитьем.   Во вкладных   надписях   часто   встречаются   имена   вкладчиков, названия церквей и монастырей, в которые вещи были вложены.   покровы   на раки   с мощами,   покровцы   и воздухи, Наибольшее число памятников собрания представлено произведениями  прикладного искусства   Москвы XIV­XVII   вв. Прежде   всего   это   изделия   серебряного   дела — многочисленные   чарки,   ковши,   чаши,   литургические   сосуды   и книги   в окладах, пожертвованные   великими   князьями   и царями   в соборы   Московского   Кремля, в монастырские церковные ризницы. Работы из коллекции «Древнерусское искусство» Положение во гроб. Шитая плащаница Начало XV в.Святой великомученик Георгий. Резная скульптура XVI в. Икона. Троица в бытии Середина — вторая половина XVI в. Никифор Истомин Савин. Икона. Чудо святого Феодора Тирона Начало XVII в. Дионисий и мастерская. Икона. Сошествие во ад Около 1502 г.Дионисий и мастерская. Икона. Богоматерь Одигитрия Около 1502 г. Симон Ушаков. Икона. Троица ветхозаветная 1671 г. Дионисий и мастерская. Икона. Уверение Фомы Около 1500 г.

Посмотрите также