Золотая гостиная (один из самых роскошных интерьеров Зимнего дворца) была создана к 1841 г. А.П. Брюлловым. Обильная позолота покрывает сложный лепной декор коробового свода, двери, великолепные резные карнизы с вензелями Марии Александровны и орнаменты стен (сплошное золочение стен было выполнено позднее). Камин с мозаичным панно Джоаккино Ринальди «Руины Пестума», обрамление зеркала яшмовыми колоннами, золоченые бронзовые люстры причудливого рисунка, дополняли убранство парадной гостиной императрицы.Зримо воплощая важные вехи формирования собрания и одновременно отражая своеобразие личности бывших владельцев небольших групп гемм и целых коллекций, вошедших в его состав, выставка напоминает о том почетном месте, какое отводилось резным камням, ныне практически ушедшим из художественной практики европейских народов.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района
Музеи мира.
Государственный Эрмитаж.
Гостиная Марии Александровны.
История изобразительного искусства.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018 г.Золотая гостиная императрицы Марии Александровны
Золотая гостиная (один из самых роскошных интерьеров Зимнего дворца) была создана
к 1841 г. А.П. Брюлловым. Обильная позолота покрывает сложный лепной декор
коробового свода, двери, великолепные резные карнизы с вензелями Марии
Александровны и орнаменты стен (сплошное золочение стен было выполнено позднее).
Камин с мозаичным панно Джоаккино Ринальди «Руины Пестума», обрамление зеркала
яшмовыми колоннами, золоченые бронзовые люстры причудливого рисунка, дополняли
убранство парадной гостиной императрицы. Занавеси и обивка мебели первоначально
были пунцового цвета. Более поздние редакции оформления гостиной, выполненные
А.И. Штакеншнейдером в 60е гг. и В.А. Шрайбером в конце 1860х и 70х гг.
существенно не изменили ее облик. Вероятно, именно Шрайбер вызолотил полностью
стены помещения. После реставрации 1961 года зал заново позолотили, пунцовый штоф
заменили голубым, точно повторяющим прежний узор.
В Золотой гостиной в витринах, созданных по проекту Л. Кленце, экспонируются
произведения глиптики (камнерезного искусства).
В 1787 году императрица Екатерина II, особой коллекционерской страстью которой
были резные камни, приобрела в Париже у ЛуиФилиппаЖозефа Орлеанского
(прозванного Эгалите) за 450.000 ливров полторы тысячи гемм родовой коллекции
герцогов Орлеанских младшей ветви королевской династии Франции. Во французской
столице утрата этого собрания, более полутора столетий хранившегося во дворцеПалеРояль, была воспринята как настоящая сенсация европейского масштаба.
Приобретение русской императрицей Кабинета, являвшегося национальной гордостью
Франции, даже в наше время резонно расценивается в одном ряду с покупкой ею же
библиотек Вольтера и Дидро. Переместившись с берегов Сены на берега Невы,
великолепный художественный комплекс сразу же оказался поглощенным
стремительно растущим собственным собранием гемм Эрмитажа, которое его
коронованная обладательница называла «бездной».
Устроители выставки предприняли попытку частичной исторической реконструкции
старой коллекции, складывавшейся усилиями многих поколений и вобравшей в себя
содержимое других (более ранних) кабинетов резных камней. Самые ранние
представлены на выставке с максимально возможной полнотой, хотя поддавались
воссозданию труднее всего, а жесткий количественный и качественный отбор коснулся
двух более крупных поздних комплексов. В витринах пирамидальной формы
соответствующие разделы экспозиции знакомят с отдельными геммами из собраний
XVIначала XVIIIв., принадлежавших Лоренцо Медичи, Фульвио Орсини, Питеру
Паулю Рубенсу, Микеланджело де Лашоссу. Ядром собрания в 1685 г. стала коллекция
гемм Гейдельбергского замка, унаследованная и приумноженная Елизаветой
Шарлоттой, принцессой Палатинской, выданной замуж за герцога Филиппа
Орлеанского брата французского короля Людовика XIV и получившей титул
"Мадам". Благодаря этому династическому браку Кабинет гемм и перешел в руки
герцогов Орлеанских. Один из них Луи в 1741 г. приобрел знаменитое парижское
собрание резных камней Пьера Кроза. В завершающих экспозицию приоконных
витринах выставлены приобретения последних владельцев коллекции до покупки ее
Екатериной II.
В итоге, выставка, построенная на этих принципах, вместила в себя 500 гемм треть
общего состава Кабинета, насчитывавшего ко времени его продажи почти 1500
предметов. Они датируются временем от IV в. до н. э. до середины XVIII столетия. На
миниатюрной поверхности камнейсамоцветов предстают вырезанные мастерами
Древнего мира, Византии и Западной Европы в технике углубленной (инталии) и
рельефной
портретные,
анималистические и иные сюжеты и образы. Внутри каждого раздела геммы, как в
старинных каталогах, представлены в следующем порядке: головы, бюсты, группы,
фигуры, христианские сюжеты, портреты, животные, надписи.
Зримо воплощая важные вехи формирования собрания и одновременно отражая
своеобразие личности бывших владельцев небольших групп гемм и целых коллекций,
вошедших в его состав, выставка напоминает о том почетном месте, какое отводилось
резным камням, ныне практически ушедшим из художественной практики европейских
народов. Немаловажна и сама по себе возможность взглянуть на старые коллекции
новыми глазами: их демонстрация дает повод для уточнения или даже пересмотра
привычных атрибуций и датировок.
резьбы мифологические,
(камеи)
религиозные,