Иорданская лестница в Эрмитаже является парадной лестницей Зимнего дворца. Именно по ней поднимались послы различных стран для того, чтобы пройти в залы для аудиенции с русскими правителями. Исходя из этого, лестница первоначально называлась Посольской. И только после революции, когда Зимний Дворец стал музеем, она получила название Иорданской. Связывали это с тем, что по лестнице сходила царская семья в Крещение для ритуала водосвятия к Иордании - особой проруби на Неве.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района
Музеи мира.
Государственный Эрмитаж.
Иорданская лестница.
История изобразительного искусства.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018 г.Иорданская лестница
Иорданская лестница в Эрмитаже является парадной лестницей Зимнего дворца.
Именно по ней поднимались послы различных стран для того, чтобы пройти в залы для
аудиенции с русскими правителями. Исходя из этого, лестница первоначально
называлась Посольской. И только после революции, когда Зимний Дворец стал музеем,
она получила название Иорданской. Связывали это с тем, что по лестнице сходила
царская семья в Крещение для ритуала водосвятия к Иордании особой проруби на
Неве.
Иорданская лестница была выстроена в стиле барокко российским архитектором, по
происхождению итальянцем, Франческо Бартоломео Растрелли. Но в 1837 году
случился страшный пожар, который уничтожил своим огнем почти все внутренне
убранство зимнего Дворца, и, конечно, не пощадил лестницу.
Восстановление Главной лестницы было возложено на В. П. Стасова, который в течение
полутора лет старался возобновить лестницу совершенно постарому, как приказал
император Николай I. Архитектор очень внимательно отнесся к восстановлению
Иорданской лестницы, пытаясь сохранить ей всю красоту и роскошь, которую придал
ей Растрелли.
Сегодня перед посетителями лестница представлена практически в первозданном
виде и вызывает восторг. Белый мрамор скульптур, серый мрамор колонн, позолота
лепнины – все это восхищает и влюбляет в себя с первого взгляда.
Для оформления лестницы были применены лучшие материалы. Для изготовления
балюстрады, пола и ступенек – белый каррарский мрамор. А для стен – искусственныймрамор, также белый. Колонны на втором уровне выполнены из сердобольского
гранита.
Серый гранит разбавляет общую белозолотую цветовую гамму, отмечая величие и
монументальность интерьера. Плафон Фонтебассо, который сгорел при пожаре, был
замещен Стасовым на найденный в хранилищах Эрмитажа плафон «Олимп». Он также
был создан в 18 веке в Венеции Гаспаро Дициани.
Статуи для украшения лестницы были получены из Летнего сада и Таврического
дворца. Их привезли из Италии еще в петровское время. Из Таврического замка была
привезена статуя «Власть», которая украшает центральную нишу. Интересный и
курьезный факт, что за статуей «Власть», установленной на Иорданской лестнице в
Эрмитаже, вскоре закрепилось название «Владычица», указывая неким образом на
время правления Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Как правило, осмотр Дворца начинается с прохода по вестибюлю, который и ведет к
Главной лестнице. Вестибюль как бы готовит посетителей к восприятию пышной,
грациозной красоты Иорданской лестницы. Попадая сюда, сразу ощущаются ее
размеры, простор, обилие света, который попадает не только из огромных окон, но еще
и с помощью отражения в больших зеркалах.
Пышный облик Зимнего Дворца и, в частности, Посольской лестница должны были
продемонстрировать положение нового города на Неве. Интересно, что в 1844 годуНиколай I подписал указ, который гласил о том, что в СанктПетербурге запрещено
возводить гражданские строения выше, чем Зимний Дворец.