Музеи мира. Государственный Эрмитаж. Зал Тициана. История изобразительного искусства.

  • Лекции
  • docx
  • 18.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Большого Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эта часть жилых апартаментов предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка 19 в. в интерьере не сохранилась. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио,1488 - 1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них - такие шедевры, как "Даная" (сер. 16 в.), "Кающаяся Мария Магдалина" (1560-е гг.), "Св. Себастьян" (1570-е гг.).
Иконка файла материала Государственный Эрмитаж. Зал Тициана..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств  Починковского  района Музеи мира. Государственный Эрмитаж.   Зал Тициана. История изобразительного искусства. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2018 г.Зал Тициана.   Зал   Тициана   ­   одно   из   помещений   Надворной   анфилады   Большого   Эрмитажа, оформленной   А.И.   Штакеншнейдером   в   1850­е   гг.   Эта   часть   жилых   апартаментов предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка 19 в. в интерьере не сохранилась. В   зале   представлены   полотна   позднего   периода   творчества   Тициана   (Тициано Вечеллио,1488 ­ 1576) ­ великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них ­ такие шедевры, как "Даная" (сер. 16 в.), "Кающаяся Мария Магдалина" (1560­е гг.), "Св. Себастьян" (1570­е гг.). «Святой Себастьян»Тициана Тициан. «Святой Себастьян». Масло. 1570. Картина «Святой Себастьян» Тициана по праву считается жемчужинойГосударственного Эрмитажа.в       и   Салута Ватиканской В период раннего средневековья возникло  предание об уроженце римского города Нарбонны Себастьяне. Получив образование в Милане, он направился в поисках счастья в Рим. Благодаря мужеству и честности молодой человек привлек к себе внимание римского императора Диоклетиана. Заслужив его благорасположение,   Себастьян   получил   назначение   на   почетную   должность начальника   первой   когорты   императорской   гвардии,   но   не   оправдал оказанного доверия. За скрытую приверженность к христианам его дважды приговаривали к смертной казни. В первый раз юношу расстреляли стрелами, но он остался жив благодаря помощи Ирины, матери своего друга. За то, что Себастьян  не  изменил   своим  убеждениям,  его   вторично   подвергли   казни  – забили камнями и бросили в сточную канаву, откуда, по преданию, мертвое тело   мученика   извлекла   святая   Лючия   и   похоронила   в   катакомбах   на Аппиевой дороге. Образ римского воина, стойкого христианина, причисленного церковью к лику святых,   становится   одним   из   излюбленных   в   итальянском   искусстве.   В Венеции также существовал его культ. Поэтому не случайно все знаменитые венецианские художники, начиная с учителя Тициана – Джованни Беллини и заканчивая Веронезе и Тинторетто, не раз обращались к образу святого. На протяжении   долгой   жизни   Тициана   также   привлекала   эта   тема.   В   ранний период творчества он дважды изобразил Себастьяна в церкви Санта Мария делла галерее. «Святой Себастьян» из Эрмитажа – одно из последних произведений мастера. Величественная поза Себастьяна, привязанного к стволу дерева, олицетворяет мужество,   самообладание   и   спокойствие,   несмотря   на   все   мучения.   Как неизбежное он принимает надвигающуюся смерть и с достоинством встречает ее.  Неровным,  беспокойным  светом  освещена  его фигура  и  страдальческое лицо, обращенное к небу. Окружающее пространство помогает полнее выявить трагизм   происходящего.   От   горящего   костра   вздымаются   языки   пламени, бросая   отблески   на   обнаженное   тело   святого.   У   его   ног   клубится   дым, медленно поднимающийся вверх. Темное, облачное небо сливается с землей. Зловещие   отсветы   падают   на   пустынную   местность,   как   бы   охваченную заревом пожара. Кажется, что с гибелью героя наступает момент трагического крушения   мира.   Но   не   безнадежность   и   отчаяние   выражает   произведение Тициана, а веру в величие человека и неукротимость его духа. Себастьян – это не   фанатик,  изнуренный   длительными   постами   и   молитвами,  а  прекрасный юноша, злу. Хорошо   известно   воздействие,   которое   оказала   на   творчество   Тициана античность.   Как   никто   из   мастеров   Возрождения,   он   тонко   понимал   дух искусства  той  далекой  эпохи. Основой  художественного  замысла  «Святого Себастьяна»,   как   и   других   произведений   художника,   послужили   античные образы. Эрмитажная   картина   строится   на   равновесии,   гармонии   форм   и   плавном течении линий. Основой для воплощения художественной идеи здесь служит цвет.   Живописный   строй   полотна   отличается   изысканной   красотой   и богатством гаммы. эффекта. Тициан   Красноватыми, желтовато­оранжевыми, коричнево­желтыми, черными, серыми и   зелеными   градациями   цвета   переданы   фигура   святого   и   окружающее пространство. «Святой Себастьян», по определению одного из исследователей творчества   итальянского   мастера,   «богатейшая   симфония   красок,   хотя колористической противостоящий мужественно добивается   удивительного   живописногоКающаяся Мария Магдалина. Тициан (Тициано Вечеллио). 1560 г Поступление в 1850 из собрания Барбариго . Венеция.  К образу кающейся Марии Магдалины Тициан обращался неоднократно. Среди всех созданных им на эту тему полотен эрмитажное является лучшим. Оно хранилось в мастерской Тициана в его доме и спустя несколько лет после смерти художника стало собственностью патриция Кристофоро Барбариго, которому сын Тициана продал дом вместе с картинами. В 1850 г. из собрания дворца Барбариго "Магдалина" попала в Эрмитаж.  Согласно   легенде,   Мария   Магдалина   провела   много   лет   в   покаянии   в   пустыне.   В живописи Ренессанса редко можно встретить женский образ, равный по эмоциональной силе созданному Тицианом.  Зал   получил   название   "Тицианова   кабинета",   так   как   здесь   были   собраны   полотна Тициана, приобретенные в 1850 г. в составе коллекции Барбариго. "Этот великий род в течение   веков   собрал   неисчислимые   сокровища….   И   среди   них   особое   место принадлежит   Картинной   галерее   классиков   венецианского   искусства,   которая   по количеству   работ   Тициана   Вечеллио   может   быть   названа   уникальной…"   ­   писал современник.   Патрицианское   семейство   Барбариго   связывали   с   Тицианом   долгие дружеские отношения. После смерти художника Кристофор Барбариго купил у сына Тициана   дом   и   картины   великого   мастера.   Среди   полотен,   ставших   гордостью эрмитажной   коллекции,   упоминается   "Кающаяся   Мария   Магдалина".   Эту   картину, согласно преданию, Тициан держал в руках в свой смертный час. Для Императорской галереи приобретение собрания Барбариго стало значительным и в какой­то степени символическим событием: это со времен Екатерины II единственный случай покупки полной коллекции.  Картина   была   создана   Тицианом   в   позднюю   пору   творчества,   в   1560­х   годах.   По­ видимому,  она   произвела   большое   впечатление   на  современников,  и   многие   хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.  Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Через три десятилетия Тициан вернулся не только к этой теме, но и к композиции, создав более глубокое и совершенное произведение, которое повторил в нескольких экземплярах. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников   сообщает,   что   Тициан   написал   «Марию   Магдалину»   для   испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в инвентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано. Более о нем   ничего   не   известно.   Картина,   принадлежавшая   Бадоэру,   по   словам   биографа венецианских   художников   Ридольфи,   была   после   смерти   владельца   отправлена   во Фландрию.   Некоторые   предполагают,   что   это   именно   то   полотно,   которое   было   у Рубенса. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В 1668 году Ридольфиписал,   что   после   смерти   Тициана   в   его   мастерской   оставался   ряд   картин,   среди которых   он   назвал   «Марию   Магдалину»,   купленную   семейством   Барбариго   в   1581 году. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.  Из существующих ныне вариантов эрмитажная картина, несомненно, лучшая. Другие экземпляры   «Кающейся   Марии   Магдалины»,   находящиеся   в   музее   Каподимонте (Неаполь), в собраниях Кольнаги (Лондон), Кандиани (Бусто Арсицио), значительно уступают ей. «Даная» Тициана Представитель   венецианской   школы,   величайший   итальянский   живописец   эпохи Возрождения, Тициан (1476/1477­1576) стоит в одном ряду с такими художниками, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Мастер писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был выдающимся портретистом.   В эпоху Возрождения миф о Данае выступал в искусстве как форма художественного обобщения.   Тициан   неоднократно   обращался   к   этому   образу,   написал   несколько вариантов «Данаи», один по заказу короля Испании.     У   аргосского   царя   Акрисия   была   красавица­дочь   Даная.   Дельфийский   оракул предсказал   царю,   что   внук   лишит   его   престола.   Акрисий   заключил   дочь   в   медную башню, куда никто из смертных не мог проникнуть. Но Зевс, пленившись, проник к ней золотым   дождем.   После   родился   будущий   герой   ­   Персей.   Встреча   Данаи   и   Зевса происходит на фоне заката, мягкие красочные тона как бы растворяются друг в друге. Фигура обнаженной женщины подобна скульптурам Микеланджело «Аврора» и «Ночь»из   капеллы   Медичи,   но   колорит   картины   остается   истинно   тициановским:   краски словно мерцают от пронизывающего света, подчеркивая накал чувств героев.      «Даная» представила  художнику возможность  создать женский образ, не просто залитый светом, а будто состоящий из него. Сотканная из золотых лучей фигура стала открытием   в   живописи.   Тонкий   и   плавный   переход   от   светописи   к   тени,   отказ   от разделяющих линий положили начало новому творческому периоду 1550­х. «Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи.

Посмотрите также