Музеи мира. История Русского музея История изобразительного искусства.

  • Лекции
  • docx
  • 05.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало учредить «Русский музей имени императора Александра III» в Санкт-Петербурге. Официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством академика Боголюбова.
Иконка файла материала История Русского музея.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств  Починковского  района»     Музеи мира. История Русского музея История изобразительного искусства.     Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» Казакова Инна Викторовна 2019 г.История Русского музея Можно знать досконально экспозиции Эрмитажа, можно идеально ориентироваться  в Третьяковской галерее, можно быть готовым в любой момент провести для своих  друзей импровизированную экскурсию по музею имени Пушкина, но все­таки  не считать себя знатоком русского художественного искусства. А все почему? Потому  что без Русского музея в этом деле никуда! Сегодня вспоминаем историю музея,  в котором хранится одна из самых больших коллекций русской живописи в мире. Любитель искусств Александр III 13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало  учредить «Русский музей имени императора Александра III» в Санкт­Петербурге.  Официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея  пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий  император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи  у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария  Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством  академика Боголюбова.Александр III с женой и тремя старшими детьми. 1878 г Приняв власть, император понял, что совмещать управление страной и живопись  невозможно, а потому свои художества забросил. Но любви к искусству не утратил,  и транжирил значительные суммы из казны на покупку произведений искусства,  которые уже не помещались ни в Гатчине, ни в Зимнем, ни в Аничковом дворце. Тут­то  Александр и решил создать государственный музей, в котором бы могли храниться  полотна русских живописцев, и который соответствовал бы престижу страны, поднял  патриотические настроение и все такое прочее. Считают, что впервые идею император высказал после 17 выставки Товарищества  передвижников в 1889 году, где он приобрел картину Репина «Николай Мирликийский  избавляет от смерти трех невинно осужденных».Особый статус Русского музея К 1895 году успели создать проект постройки здания музея русского искусства при  Академии художеств и даже закончить смету, но 21 октября 1894 года Александр III  скончался, и казалось, что музей так и не станет реальностью. Но за дело взялся  Николай II. Он постановил отдать под нужды музея купленный в казну Михайловский  дворец. В положении о музее 1897 года подчеркивался его особый статус. Были закреплены  особые правила создания коллекции, например, произведения современных  художников должны были сперва 5 лет находиться в музее при Академии художеств  и только затем по выбору управляющего их могли поместить в Русский музей. Предметы искусства, помещаемые в музей, должны были остаться там на веки  вечные — то есть их нельзя было забрать или передать в какое­нибудь другое место. Управляющий назначался высочайшим именным указом и обязательно должен был  принадлежать к Императорскому дому.Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850­е годы. С миру по нитке — музею коллекция Поначалу   коллекция   музея   составлялась   из собранных   Александром   III   картин, которые   были   переданы   из Академии   художеств,   Эрмитажа,   например,   знаменитое полотно   Карла   Брюллова   «Последний   день   Помпеи».   Зимнего,   Гатчинского и Александровского дворцов. Часть собрания была приобретена в частных коллекциях. Как решил Николай II, в дальнейшем собрание должно было пополняться за счет казны, в которой   даже   ввели   отдельный   параграф   для   музея,   и благодаря   возможным пожертвованиям. Таковых,   на удивление,   оказалось   много,   размер   коллекции   стремительно   рос и увеличился почти вдвое по сравнению с первоначальными 1,5 тысячами произведений и 5000   экспонатов   из Музея   христианских   древностей.   В первый   штат   музея   был зачислен   «цвет   нации» —   самые   выдающиеся   ученые,   искусствоведы   и историки, например, А. П. Бенуа, П. А. Брюллов, М. П. Боткин, Н. Н. Пунин и другие.Жизнь музея в XX веке Благодаря   Государственному   музейному   фонду,   работавшему   в первые   годы   после Октябрьской революции, коллекция музея после 1917 года стремительно росла. Были восполнены большие пробелы в коллекции, например, какое­то время в музее вообще не были   представлены   некоторые   течения   русской   живописи,   а собрание   некоторых было крайне скудным. В 1922   году   экспозиция   музея   впервые   была   выстроена   по научно­историческому принципу, что  вывело  музей на качественно  новый  уровень.  Но одного  лишь  здания Михайловского дворца было недостаточно для разросшейся коллекции, и постепенно музей   начал   «завоевывать   территорию».   В 30­х   годах   занятые   до той   поры арендаторами корпус Бенуа флигель Росси в Михайловском дворце были освобождены и перешли   к Русскому   музею,   а чуть   позже   из родительского   гнезда   Русского   музея «съехал»   этнографический   отдел,   ставший   Государственным   музеем   этнографии народов СССР. В 40­х годах корпус Бенуа и Михайловский дворец даже соединили специальным переходом. гостиная Михайловского дворца в Санкт­Петербурге Луиджи Премацци. Большая Куда сходить и что посмотреть? В начале XXI века во владения Русского музея перешли Летний сад с коллекцией  мраморных скульптур (да, да, в Летнем саду сейчас стоят лишь копии), а также  расположенные в нем Летний дворец Петра I, Кофейный и Чайный домики. Домик  Петра I на Петровской набережной, который также принадлежит Русскому музею,сперва был построен из бревен, но через некоторое время был укрыт каменным, а чуть  позже — кирпичным чехлом. В числе   самых   знаменитых   произведений   искусства,   хранящихся   в Русском   музее, можно   назвать   иконы   Андрея   Рублева   и Симона   Ушакова,   полотна   Брюллова «Итальянский   полдень»   и «Последний   день   Помпеи»,   Айвазовского   «Девятый   вал» и «Волна», «Бурлаки на Волге» кисти Репина, «Витязь на распутье» работы Ванецова, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Потрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы»  кисти  Серова, «Потрет  Ф.  И.  Шаляпина» Кустодиева. Но это  лишь малая часть  из тех  прекрасных  полотен   русских  живописцев,  которые  хранятся  в Русском музее. Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн

Посмотрите также