13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало учредить «Русский музей имени императора Александра III» в Санкт-Петербурге. Официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством академика Боголюбова.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Музеи мира.
История Русского музея
История изобразительного искусства.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2019 г.История Русского музея
Можно знать досконально экспозиции Эрмитажа, можно идеально ориентироваться
в Третьяковской галерее, можно быть готовым в любой момент провести для своих
друзей импровизированную экскурсию по музею имени Пушкина, но всетаки
не считать себя знатоком русского художественного искусства. А все почему? Потому
что без Русского музея в этом деле никуда! Сегодня вспоминаем историю музея,
в котором хранится одна из самых больших коллекций русской живописи в мире.
Любитель искусств Александр III
13 апреля 1895 года император Николай II издал указ, согласно которому надлежало
учредить «Русский музей имени императора Александра III» в СанктПетербурге.
Официально открыт музей был лишь 8 марта 1898 года. Но мысль о создании музея
пришла в голову еще Александру III и задолго до этого. В молодости будущий
император Александр III увлекался искусством и даже сам учился живописи
у профессора Тихобразова. Чуть позже его пристрастие разделила жена, Мария
Федоровна, и они уже вдвоем продолжили свои занятия под чутким руководством
академика Боголюбова.Александр III с женой и тремя старшими детьми. 1878 г
Приняв власть, император понял, что совмещать управление страной и живопись
невозможно, а потому свои художества забросил. Но любви к искусству не утратил,
и транжирил значительные суммы из казны на покупку произведений искусства,
которые уже не помещались ни в Гатчине, ни в Зимнем, ни в Аничковом дворце. Тутто
Александр и решил создать государственный музей, в котором бы могли храниться
полотна русских живописцев, и который соответствовал бы престижу страны, поднял
патриотические настроение и все такое прочее.
Считают, что впервые идею император высказал после 17 выставки Товарищества
передвижников в 1889 году, где он приобрел картину Репина «Николай Мирликийский
избавляет от смерти трех невинно осужденных».Особый статус Русского музея
К 1895 году успели создать проект постройки здания музея русского искусства при
Академии художеств и даже закончить смету, но 21 октября 1894 года Александр III
скончался, и казалось, что музей так и не станет реальностью. Но за дело взялся
Николай II. Он постановил отдать под нужды музея купленный в казну Михайловский
дворец.
В положении о музее 1897 года подчеркивался его особый статус. Были закреплены
особые правила создания коллекции, например, произведения современных
художников должны были сперва 5 лет находиться в музее при Академии художеств
и только затем по выбору управляющего их могли поместить в Русский музей.
Предметы искусства, помещаемые в музей, должны были остаться там на веки
вечные — то есть их нельзя было забрать или передать в какоенибудь другое место.
Управляющий назначался высочайшим именным указом и обязательно должен был
принадлежать к Императорскому дому.Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850е
годы.
С миру по нитке — музею коллекция
Поначалу коллекция музея составлялась из собранных Александром III картин,
которые были переданы из Академии художеств, Эрмитажа, например, знаменитое
полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Зимнего, Гатчинского
и Александровского дворцов. Часть собрания была приобретена в частных коллекциях.
Как решил Николай II, в дальнейшем собрание должно было пополняться за счет казны,
в которой даже ввели отдельный параграф для музея, и благодаря возможным
пожертвованиям.
Таковых, на удивление, оказалось много, размер коллекции стремительно рос
и увеличился почти вдвое по сравнению с первоначальными 1,5 тысячами произведений
и 5000 экспонатов из Музея христианских древностей. В первый штат музея был
зачислен «цвет нации» — самые выдающиеся ученые, искусствоведы и историки,
например, А. П. Бенуа, П. А. Брюллов, М. П. Боткин, Н. Н. Пунин и другие.Жизнь музея в XX веке
Благодаря Государственному музейному фонду, работавшему в первые годы после
Октябрьской революции, коллекция музея после 1917 года стремительно росла. Были
восполнены большие пробелы в коллекции, например, какоето время в музее вообще
не были представлены некоторые течения русской живописи, а собрание некоторых
было крайне скудным.
В 1922 году экспозиция музея впервые была выстроена по научноисторическому
принципу, что вывело музей на качественно новый уровень. Но одного лишь здания
Михайловского дворца было недостаточно для разросшейся коллекции, и постепенно
музей начал «завоевывать территорию». В 30х годах занятые до той поры
арендаторами корпус Бенуа флигель Росси в Михайловском дворце были освобождены
и перешли к Русскому музею, а чуть позже из родительского гнезда Русского музея
«съехал» этнографический отдел, ставший Государственным музеем этнографии
народов СССР. В 40х годах корпус Бенуа и Михайловский дворец даже соединили
специальным переходом.
гостиная Михайловского дворца в СанктПетербурге Луиджи Премацци.
Большая
Куда сходить и что посмотреть?
В начале XXI века во владения Русского музея перешли Летний сад с коллекцией
мраморных скульптур (да, да, в Летнем саду сейчас стоят лишь копии), а также
расположенные в нем Летний дворец Петра I, Кофейный и Чайный домики. Домик
Петра I на Петровской набережной, который также принадлежит Русскому музею,сперва был построен из бревен, но через некоторое время был укрыт каменным, а чуть
позже — кирпичным чехлом.
В числе самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Русском музее,
можно назвать иконы Андрея Рублева и Симона Ушакова, полотна Брюллова
«Итальянский полдень» и «Последний день Помпеи», Айвазовского «Девятый вал»
и «Волна», «Бурлаки на Волге» кисти Репина, «Витязь на распутье» работы Ванецова,
«Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Потрет Иды Рубинштейн» и «Похищение
Европы» кисти Серова, «Потрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиева. Но это лишь малая
часть из тех прекрасных полотен русских живописцев, которые хранятся в Русском
музее.
Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн