Музей был открыт летом 1912 года в присутствии государя и верхушки российского дворянства. Тогда он носил имя российского императора Александра III и находится в ведении Московского университета. Новая экспозиция быстро приобрела популярность у москвичей. По будням ее посещали более 700 человек, а в воскресные дни и праздники гостями музея становились около 2,5 тысяч зрителей.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Починковского района»
Музеи мира.
Музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина.
История изобразительного искусства.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2018 г.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина крупнейший
российский музей, представляющий экспозицию зарубежного искусства. Здесь
хранится самая большая в стране коллекция работ всемирно известных живописцев.
Кроме того, музей владеет богатейшими собраниями нумизматики, скульптур и малых
форм искусства.
Главное здание музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
На протяжении долгого времени Московский университет имел собственный Кабинет
изящных искусств и древностей. В нем находилась библиотека, и хранились старинные
вазы, большая коллекция монет и несколько гипсовых слепков с древних скульптур. В
конце XIX столетия университетский профессор Иван Владимирович Цветаев
выступил с инициативой создать в городе новый музей, посвященный изящным
искусствам.
Среди архитекторов провели конкурс проектов, и в Москве началось строительство
огромного здания для музея. Его возводили на высоком подиуме в лучших традициях
греческих античных храмов. Всеми работами руководил талантливый архитектор
Роман Иванович Клейн. Спонсировал строительство нового музея владелец стекольных
фабрик и дипломат Юрий Степанович Нечаев. Этот меценат вложил в этот проект
огромную по тем временам сумму в 2,6 миллиона рублей.Зал № 15. Греческий двори. По центру слепок портала собора Либфрауенкирхе
Любопытно, что при проектировании музея не предусматривалось электрическое
освещение. В те времена полагали, что скульптуры лучше всего смотреть при
естественном свете, поэтому инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов
разработал над зданием музея уникальные стеклянные перекрытия.
Мраморные колонны для украшения фасадов поначалу хотели сделать из уральского
камня. Однако, достаточно быстро выяснилось, что подобрать камень нужных
кондиций не удастся. Поэтому музейные колонны длиной 10 м заказали в Норвегии.
Когда они были готовы, колонны довезли до России по морю, потом перегрузили на
баржи и доставили по рекам в Москву.
Зал № 25. Искусство Древней Италии и Древнего Рима
Пока шла стройка, Цветаев работал над созданием будущей экспозиции. Он собирал
деньги от благотворителей и заказывал за рубежом гипсовые копии с известных
скульптур. В начале прошлого века исследователь Египта Владимир Семенович
Голенищев продал будущему музею свое собрание древнеегипетского искусства.
Музей был открыт летом 1912 года в присутствии государя и верхушки российского
дворянства. Тогда он носил имя российского императора Александра III и находится в
ведении Московского университета. Новая экспозиция быстро приобрела
популярность у москвичей. По будням ее посещали более 700 человек, а в воскресные
дни и праздники гостями музея становились около 2,5 тысяч зрителей.Зал № 28. Итальянская скульптура XV века
Все, кто приходил сюда, могли увидеть слепки с античных статуй, копии малых
архитектурных форм и античных мозаик. Подлинными экспонатами были только
древние саркофаги, папирусы и жертвенные дары из египетских гробниц. Любопытно,
что в первые годы работы в новом московском музее не выставлялось ни одной
картины.
После революции по всей стране прошла национализация собственности дворян и
купцов. Изъятые из частных коллекций картины передавали музейным сотрудникам, и
они сформировали основной фонд живописи. Именно так в собрание Пушкинского
музея попала картина «Девочка на Шаре», написанная известным художником Пабло
Пикассо. В 1937 году музею присвоили имя русского поэта А. С. Пушкина.
Зал № 14. Греческий двори
В самом начале войны возникла угроза, что уникальные картины и скульптуры могут
пострадать от немецких бомбежек. Все коллекции аккуратно упаковали и по железной
дороге вывезли подальше от столицы – в Соликамск и Новосибирск.
Здание, как и весь центр города, было тщательно замаскировано, но это не спасло его
от бомбардировщиков. От взрывов бомб сильнее всего пострадала крыша. Часть ее
была просто уничтожена. Выбоины получили и фасады музея. Их можно увидеть и в
наши дни, если посмотреть на верхнюю часть стены, которая обращена на Малый
Знаменский переулок.
Зал № 24В 1944 году, когда ход Второй мировой войны был предрешен, экспонаты вернули в
столицу и разместили на прежних местах. Картины и скульпторы нисколько не
пострадали и после трех лет эвакуации стали вновь доступны для зрителей.
В 1949 году, к юбилею Сталина в музее устроили выставку подарков вождю. Так как
экспонатов было много, их разместили в нескольких залах. В это время
художественные выставки в музее временно прекратились. Необычная экспозиция
подарков просуществовала до смерти Сталина и была закрыта в 1953 году.
Зал № 24. Греческое искусство поздней классики и эллинизма
В середине 1980х годов при музее создали Отдел личных коллекций. А через 20 лет
первых посетителей приняли залы Галереи искусства, в которой были размещены
работы художников XIXXX веков из стран Европы и Америки.
Основная коллекция музея состоит из произведений искусства разных времен. Каждый
год в Пушкинском музее проходит около 30 выставок, самые крупные из которых
готовят несколько лет. Они привлекают так много зрителей, что в кассы музея
выстраиваются длинные очереди.Зал № 6. Эллинистический и римский Египет, коптское искусство
В 1955 году 1,2 миллиона человек пришли на выставку картин из Дрезденской галереи.
Зрители смогли увидеть полотна, спасенные в годы Второй мировой войны. После
тщательной реставрации и выставки их вернули на родину – в немецкий город Дрезден.
В 1974 году из парижского Лувра в Москву привезли Джоконду. Картина, написанная
Леонардо да Винчи, привлекла такое количество народа, что москвичи и туристы
вынуждены были стоять в очередях по несколько часов. За время выставки на
знаменитый портрет пришли полюбоваться около 311 тысяч любителей живописи.Изза
большого наплыва людей, каждый мог смотреть на знаменитое полотно в течение всего
9 секунд. Примечательно, что это был последний раз, когда картина «Мона Лиза»
покидала Париж.
Зал № 7. Византийское искусство. Искусство Италии XIII XVI веков
Через восемь лет музей принимал выставку работ Пикассо, Кандинского, Матисса и
Малевича, и на нее пришло еще больше зрителей 655 тысяч человек. Это был
феноменальный успех! Несколько лет назад, в 2016 году, музей выставлял полотна
гениального итальянского художника Рафаэля Санти. Картины знаменитого мастера
эпохи Возрождения сумели посмотреть 200 тысяч москвичей и гостей столицы.
Зал № 26. Европейское искусство Средних вековДля школьников по музею проходят обзорные и тематические экскурсии, которые
длятся от 45 до 90 минут. Во время занятий детей начальной школы знакомят с музеем,
показывают Египетский зал, рассказывают о мифах Древней Греции, дворце
Ассирийского царя, Пантикапее и зарождении христианства. Старшеклассники узнают
об истории о европейского искусства XIX века, импрессионизме, постимпрессионизме
и искусстве XX столетия.
Зал № 16. Выставка «Искусство Древнего Кипра»
В наши дни в одном из самых известных музеев Москвы хранится более 700 тысяч
уникальных экспонатов. Комплекс музея включает 27 строений, и ежегодно сюда
приходит более миллиона человек.
Зал № 16. Искусство Древней Греции