МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Оценка 4.8

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа
4 кл
26.08.2019
МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Основная идея школьного курса «Истоков» - приобщение современных школьников к традиционной народной культуре и ее ценностям. В центре курса - традиции как важнейший механизм сохранения и сбережения культурных универсалий, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Этнокультурное образование ставит задачу увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Кырма О. Г..docx
МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Кырма Ольга Григорьевна учитель начальных классов высшая квалификационная категория МБОУ «Явенгская  школа»,        Основная идея  школьного   курса  «Истоков» ­ приобщение современных школьников к традиционной народной культуре и ее ценностям. В центре курса ­  традиции   как   важнейший   механизм   сохранения   и   сбережения   культурных универсалий,  как   способ   сохранения   преемственности   культуры   в  ее  самом  Этнокультурное   образование   ставит   задачу   увидеть широком   понимании. жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.       Особенно привлекает и то, что предмет позволяет ребёнку стать активным участником процесса. Он может попробовать себя в разных  видах деятельности: это работа в парах, группах, в ресурсном круге.  А так же детям очень нравятся совместные занятия с родителями.          Мой многолетний опыт преподавания «Истоков» в общеобразовательной школе показывает, что классный краеведческий музей «В крестьянской избе» является   важным   звеном   в   расширении   познаний   в   области   этнографии. Знакомство   школьников   с   историей,   религией,   традиционной   культурой, особенностями   менталитета   различных   национальностей   России,   более   полно осуществляется через музейные уроки в курсе «Истоков».   Традиции народа ­ это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, то, что в   конечном   итоге   хранит   человек   от   обезличивания,   позволяет   ему   ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.                За 15 лет мною накоплен большой материал по этнографии. Русское народное   творчество   не   перестает   восхищать   и   удивлять   своим   глубоким содержанием и совершенной формой. Наблюдая за детьми     около экспонатов музея, я пришла к выводу, что новое поколение учеников идет в музей не только для   того,   чтобы   увидеть   коллекцию   экспонатов,   интересную   экспозицию, старинные костюмы, но и услышать для себя полезную   информацию, принять активное   участие   в   беседе,   провести   исследование,   узнать,   как   жили   наши предки.         Я   вижу  особую  необходимость   связывания     преподавания «Истоков»  на материале местного социума ­   сохраняемой земляками, сельскими жителями атмосфере деревенского уклада жизни.   Большинство школьников имеют свои «родовые   корни»   в   селах   и   деревнях,   но   к   великому   сожалению   многие взрослые, тем более дети почти ничего не знают  об истории и традициях  своей малой родины. А ведь большое значение в духовно­нравственном воспитании имеет преемственность поколений.       Связующим звеном между учеником начальных классов и музеем Русского быта в нашем классе  является музейный урок. Музейные уроки, рассчитанные на   данную   возрастную   категорию   детей,   направлены   на   систематизацию   уже имеющих   знаний,   на   их   углубление   и   правильную   интерпретацию.   Музейный урок     организую   с   целью   приобретения   учащимися   знаний   по   определенной учебной   программе   или     же   с   целью   закрепления   и   углубление   знаний, полученных на обычном уроке. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация   к   приобретенным   знаниям,   а   как   непосредственный   источник знания. Я   считаю,   что   эффективность   проведения   урока   «Истоки»     в   музее определяется   специфической   для   музея   предметной   интерпретации общественных явлений и процессов, способствующей формировать у учащихся новые представления и понятия, а также систематизировать и расширять знания, имевшиеся   ранее.   Музейная   среда   стимулирует   не   только   познавательные интересы учащихся, но и способствуют всестороннему их развитию, а наличие   побуждает   к незнакомых   предметов   вызывают   чувства   удивления, самостоятельным   поискам   информации.   Большое   значение   имеет   феномен узнавания   ­   подкрепление   имевших   знаний   о   событиях   и   явлениях впечатлениями   о   предметах,   документирующих   эти   события   и   явления.   Это   превращению способствует   развитию   навыков   предметного   видения, абстрактных   знаний   в   конкретные.   Урок   в   музее   помогает,   активизирует   в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как  создает возможность индивидуального   подхода   к   различному   уровню   восприятия   музейной информации.  На   протяжении   всей   педагогической   деятельности   приобщаю   младших школьников к собиранию предметов материальной культуры прошлого. В 2002 году   наша   коллекция   стала   основой   собственного   музея   в   классе   – этнографического   уголка   «В   крестьянской   избе».   Многие   экспонаты   музея принесли дети, они бережно хранились бабушками и дедушками.     Основные   направления   деятельности   музея:   информирование,   развитие   творческих начал, обучение, общение, отдых. Уроки, которые я провожу на базе   систему   фольклорных   жанров: школьного   музея,   имеют   определенную   народный   календарь,   народный   быт,   устное   народное   творчество,   детский фольклор, музыкальный фольклор, традиционные промыслы, народный театр. Например, при изучении темы «Круглый год», составляли книжки по временам года.       Методы, используемые мною в работе с детьми, объединяю в две большие группы:  1.   Методы   по   преимущественному   источнику   знаний   (словесный,   наглядный, практический,   метод   познавательных   игр,   метод   инсценизации,   метод погружения в прошлое, его реконструкция.) Например, детям очень понравилась старинная игра «Лодыжки», они играют и на переменах. 2.   Методы   по   характеру   мыслительной   деятельности   и   познавательной активности   (объяснительно­иллюстративный,   информационно­рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский). Опыт   показывает,   что   лучше   всего   дети   начинают   понимать   прошлое, погружаясь   в   него,  совершая     как   бы   мысленно   путешествие   в  прошлое.  Во время   таких   путешествий   вместе   с   ребятами   я   не   ограничиваюсь   лишь музейными предметами. Дети представляют в своем воображении мир глазами человека   иного   времени   ­   древнего   человека,   знатного   дворянина,   бедного крестьянина или богатого купца. Учащиеся учатся представлять, как выглядели в этом мире дома, что в них было и чего не было, как их герои относились к явлениям природы, к солнцу или к ветру, какие у них были представления о прошлом и будущем.     Метод инсценизации помогает моим детям создавать образ какого­либо героя, принимать на себя его роль. Исполнение той или иной роли означает подчинение системе   правил,   действие   по   правилам,   которым   следует   герой.   Этот   метод может принимать различные формы: заранее подготовленный диалог, дискуссия на   определенную   тему,   театральное   воспроизведение   событий.   В   народном диалоге отражены разнообразные житейские ситуации, зачастую они веселые, шутливые и в то же время назидательные. Речь в диалогах используемых мною,­ это путь к вечным истинам: люби своих родителей; будь трудолюбивым, а не лентяем;   будь   смелым,   а   не   трусливым;   будь   находчивым;   будь доброжелательным и другие.  Для   активности   познавательной   деятельности   школьников   стремлюсь, чтобы не только этнографическая информация была интересна детям, но и сам процесс   ее   получения.   Для   этого   необходима   тщательная   разработка   тем музейных уроков, на основе календарно­тематического планирования, а также практических материалов­листков активности, имеющих большое значение для закрепления пройденного материала. Темы   музейных   уроков   по   «Истокам»     распределила   по   следующим направлениям:     история   родного   края,   быт,   обычаи,   праздники   различных социальных   групп,   народные   промыслы:     гончарное,   кузнечное,   ткачество, церковь, ее праздники и традиции, экологическое образование. Для того,   чтобы собрать все экспонаты классного музея, понадобилось повидать множество людей и обойти близлежащие деревни. Мы узнали воочию, что такое прялка, швейка, чугунный утюг, скалки, веретёна и многие другие предметы. Девочки, участницы кружка, приняли участие в конкурсе «Северная деревня в экспозиции школьного музея» и были отмечены дипломами лауреатов. Творческие работы создавались на основе экспонатов классного музея.   Темы   «Мир   старинных   игр», были   такими:   «Убранство   крестьянской   избы»,   описывали   старинную   игру   «в   лодыжки»,   которой   увлечены   все   участники кружка и другие дети, играющие на переменках.  А также выполняли работу по теме: «Традиции ткачества на Русском Севере». Эта тема нам близка особенно, так   как   многие   ребята   заинтересовались   именно   ткачеством.   Несколько   лет назад мы решили собрать в классе настоящий ткацкий станок и научиться ткать деревенские   половики.   Начался   поиск   отдельных   предметов,   которые   в   которых, составляют   ткацкий   станок.   Мы   обошли   все   дома, предположительно, у старушек могут быть остатки ткацкого станка. Бабушки с удовольствием  помогали, чем могли, давали полезные советы. По маленьким крупинкам в нашем классе стало расти произведение старины, и через несколько месяцев кропотливой работы ткацкий станок (кросна) занял своё место рядом с уголком краеведения. А 19 декабря 2008 года  в нашей школе  торжественно открылась Школа традиционной культуры.           Мы с интересом наблюдали, как вырастали «кросна». Дети освоили очень многие операции, которые необходимы для подготовки кросен к работе. А когда станок был готов, все дети хотели попробовать процесс ткачества. Получилось, конечно, не у всех.   Сегодня я с уверенностью могу сказать, что мои ученики, которые   прикоснулись   к   истокам   традиционной   народной   культуры,   многое узнали о жизни наших предков и это обязательно пригодится в их дальнейшей жизни. Формирование духовных  ценностей детей основано на преемственности традиций, народного духа, коллективизма, любви к малой родине.   Для меня музейный урок и курс «Истоков» ­   творческая мастерская, направленная на развитие личности, воспитание культуры младшего школьника.

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

МУЗЕЙ КЛАССА В КУРСЕ «ИСТОКОВ» И ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2019