Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Оценка 4.7

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
доп. образование взрослых
26.11.2019
Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Воспитание — это организованный и направленный процесс оформления личности. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, так как его назначение в широком социальном смысле — передача накопленного опыта от старшего поколения младшему. Задача формирования духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа. Как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит и настоящее. Профилем работы музея МКУ ДО Северного ДДТ – является историческое, искусствоведческое, этнографическое краеведение. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач нашего музея.
Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.docx

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

 

Цветок засохший, бездыханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвёл? Когда? Какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда зачем?

А.С.Пушкин

 

Духовно-нравственное воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах. Особое внимание к данному вопросу вызвано ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе, подменой ценностей. Такие понятия как долг, честность, уважение уже утратили свое былое значение, а их место заняли эгоизм, безразличие, бездуховность, завышенная ориентация на материальные ценности,  что особенно проявляется в подростковой и молодежной среде. Задача педагогов не стоять в стороне от всего происходящего, а помочь детям постигнуть суть нравственности, показать возможности совершенствования своего духовного начала, сформировать культурные и общечеловеческие ценности.

Воспитание — это организованный и направленный процесс оформления личности. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, так как его назначение в широком социальном смысле — передача накопленного опыта от старшего поколения младшему.

 Задача формирования духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа. Как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе.  Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей,  в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое,  лучше ценит и настоящее.

Профилем работы музея МКУ ДО Северного  ДДТ – является историческое, искусствоведческое, этнографическое краеведение.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач нашего  музея.

В музее собраны экспонаты,   представляющие культурную и историческую ценность. Огромная работа была проделана обучающимися  и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло увидеть раритеты нашего села.  Здесь  накоплен  богатый материал по краеведению и  этнографии.

Музей состоит из двух помещений: в одном  из которых размещены экспозиции по истории села, ветеранам Великой Отечественной войны, по развитию и освоению Верх-Тарского нефтяного месторождения, об истории системы народного образования  Северного района, а также  орудия земледелия и скотоводства; в другой – крестьянская изба  со всеми атрибутами крестьянской жизни. 

Музей  интерактивный. Дети  могут взять в руки горн и барабан, чтобы продемонстрировать свое искусство.

Музейная педагогика имеет обширный запас форм образовательно-воспитательной работы, мною в педагогической деятельности применяются: лекция,  экскурсия,  консультация,  встречи с интересными людьми,  праздники, исторические игры, конкурсы и викторины. Помимо основных использую  и нетрадиционные формы работы: урок-сказка, исследование и многое другое. Все эти мероприятия способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы.

При проведении конкретной тематической экскурсии, прежде всего, провожу вводную беседу, посвящаю  в тему экскурсии, выявляю  знания учеников по изучаемой теме, важно соблюдать принцип от общего к частному. После вводного этапа перехожу к более подробному рассмотрению экспонатов, их взаимосвязи между собой, помимо сведений о назначении предметов, рассказываю  детям об интересных и занимательных фактах из истории этих предметов, что вызывает у младших школьников повышенный интерес и положительные эмоции.

Помимо основных маршрутных экскурсий в музее, мы включали и виртуальные экскурсии (экспозиции музея, экспонаты, памятные места и т. д.). Данный вид экскурсии обычно сопровождается слайд–шоу, фото- и видеорепортажем.  Преимуществами являются широкий диапазон охваченных объектов при минимальной затрате времени. Имеется возможность остановить фрагмент, приблизить, рассмотреть детально, прокомментировать, что способствует формированию у учащихся навыков наблюдения.

Можно отметить, что музейные экскурсии, занятия, являются неоценимым средством развития положительных эмоций, эстетического вкуса учеников, их познавательной активности, обогащают духовный мир. Во время экскурсий у учащихся появляется возможность получить ответы на многие вопросы, расширить преставления об окружающем мире. На музейных уроках ученики активно участвуют  в театрализованных представлениях с костюмированием, инсценируют сказки, разыгрывают бытовые ситуации (за обедом в крестьянской семье, на ярмарке). Такие представления помогают ученикам лучше понять, пережить определенные изучаемые события.

От педагога, музейных работников требуется серьезная подготовка, но результатом является то, что ученики из пассивных слушателей, становятся активными участниками музейной деятельности, лучше усваивают духовно-нравственные ценности. Музейные занятия способствуют становлению учащихся на путь усвоения общечеловеческих ценностей добра, истины, красоты, а также национальных ценностей любви к своей родине, гордости за подвиги своего народа, уважения к труду и творчеству своих предков и современников.

Для эффективности своей работы использую элементы разных современных технологий. Так, в 2017 году возникла идея объединить детей и взрослых для реализации социально значимого проекта «Тартаса нежные ладони». В  ходе реализации проекта в  музее  создана предметно-развивающая среда «Русская горница». Оформляя   её дети,  знакомились  с убранством «избы»,  предметами обихода и их использованием, народным творчеством,  элементами костюма.

2019 год - при поддержке районной организация ветеранов, мы  выиграли областной грант на реализацию мероприятий по поддержке деятельности музеев образовательных организаций. В рамках проекта собраны аудио-, видео-, фото - и текстовые материалы, на основе которых   создана музейная экспозиция  об истории системы образования Северного района.   В рамках проекта прошёл  цикл мероприятий, подготовлены  буклеты и передвижная выставка.

Оба проекта   реализовывались  на базе нашего музея  совместно с объединением  «Экскурсовод». В  проекте удачно сочетаются сетевое  взаимодействие музея и школы, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых.

Социальный проект дает учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные на уроках и во внеурочной деятельности, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, педагоги; с общественной жизнью; с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны, планеты. Позитивной чертой социального проектирования является и то, что учащиеся могут увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме проекта.

Большая работа в музее проводится по подготовке  экскурсоводов из числа обучающихся объединения «Экскурсовод»  туристско-краеведческой направленности, их рассказы должны быть доходчивы, интересны и понятны для всех посетителей от 1 до 11 класса.

Обучающиеся объединения  активно принимают участие в работе  музея. Помогают проводить различные мероприятия по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, оказывают помощь в оформлении экспозиций и сборе материала. Собранные сведения оформляются  в альбомы, выставки, используются при проведении экскурсий, на их основе в музее ведется исследовательская работа, в процессе которой учащиеся приобретают много практических навыков. Это и навыки поисковой деятельности, умение описывать и классифицировать исторические источники, работа с архивными документами. Итогом работы является участие  в исследовательской, творческой и других видах деятельности от учрежденческого до всероссийского уровня.

Так,  с 2014года принимаем  участие в  Областном Всероссийском  конкурсе исследовательских краеведческих работ «ОТЕЧЕСТВО», занимая призовые места. В 2016 году по итогам конкурса  были приглашены на областную эколого–краеведческую конференцию «СТУПЕНИ»  с работой «Листая страницы времени», об истории Северного Дома детского творчества,  2019  -  «Человек, вписавший своё имя в историю Северного района», о В. И. Коробейникове. На межрайонной научно-практической конференции активистов  школьных музеев в г. Куйбышеве, 2019г,  в работе секции «Музейные чтения» представили проект, разработанный на основе изучения одного музейного предмета.  Результатом проекта стал видеоролик «Юность комсомольская моя».  

Приняли участие в финале Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации (г. Москва)  в конкурсе юных экскурсоводов,  номинация «Экскурсовод музея образовательной организации» с экскурсией по выставке «Наше комсомольское прошлое».

Ежегодно принимаем участие в районных ученических конференциях, на которых дети представляют свои исследовательские работы в области краеведения; в районном детском  творческом  конкурсе «Первоцветы», юных  чтецов «Живая классика», школьных стенгазет. Учащиеся занимают призовые места, награждаются грамотами и памятными подарками.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.

За прошедшие годы работы нашего музея, прошли несколько десятков  человек. Для них эта деятельность не прошла бесследно. Обучающиеся  стали более инициативными, коммуникабельными, а самое главное, научились сопереживать, сочувствовать, понимать, что важно хранить память, быть благородными и благодарными.

Чем раньше дети  начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.   Таким образом, музей является одним из эффективных средств  духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.

 

 

 

 

 

 

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2019