Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС.
Оценка 4.7

Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
26.12.2022
Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС.
1.Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988. 2.Кружковая работа по истории и обществоведению. М., «Просвещение», 1984.
ОПЫТ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ.docx

Музейная педагогика как средство воспитания

во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС.

 

Калиниченко Т.Ю., учитель истории,

руководитель структурного подразделения

МБОУ СШ№56,г.Красноярск

 

 

 

Музею, в котором не возникают новые идеи,

нет смысла существовать.

Кеннет Хадсон

 

                 Одной из главных задач современной школы России является воспитание патриотизма, соответственно миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания.

                 Я, как учитель истории, большое внимание на уроках уделяю гражданско- патриотическому воспитанию молодёжи. Раскрывая подвиги героев, важно чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшествен­ники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя инте­ресов Отечества. Практически ни один урок истории не проходит без изучения до­стойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созида­тели мужественные и благородные люди, радевшие за землю Рус­скую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Очень много внимания уделяется военной истории, изучению круп­нейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объек­том неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова. Ребята го­товят презентации, сообщения , а затем делятся своими творческими успехами в этом направ­лении на уроках, посвященных русскому военному искусству. Также ребятам предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положи­тельные и отрицательные черты характера, высказать своё отноше­ние к данной личности.   

                    Значительное место во внеурочной деятельности отвожу музейной педагогике, так как сама являюсь руководителем школьного музея. Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Воспитательный потенциал школьного музея велик. Школьный музей -это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы. Моя задача как учителя истории и руководителя школьного музея заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции. В рамках требований ФГОС данное направление дает возможность осуществить новый подход к образованию, воспитанию, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников, помогает самореализоваться каждому ребенку, участвовать в исследовательской, поисковой работе школьного музея. 

                      Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности – это, в свою очередь и творческое сотрудничество учителей и учеников. Успех воспитательной работы будет зависеть не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.  Требования к педагогу известны, они указывают на необходимость использования новой технологии современными учителями: педагог должен владеть методами музейной педагогики для расширения кругозора    учащихся, организацией экскурсий, походов и экспедиций.
                 Возникает необходимость включения во внеурочную деятельность музейных занятий, экскурсий, мероприятий с использованием музейного материала и экспозиционных стендов, которые передают культурное наследие подрастающему поколению.

                В реализации современной музейной педагогики применяю методы:

                     -словесные - получение основной информации – рассуждение, доказательство;

                     -наглядные -усвоения учебного материала с применением наглядных пособий и    технических средств обучения

                     -объяснительно-иллюстративные - передача знаний обучающимся «в готовом  виде»;

                     -практические - овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ;

                     -репродуктивные - овладения учебным материалом при воспроизведении функций памяти;
                     -проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения проблем, познавательной активности детей;  
                    -исследовательские -
 предполагающие выполнение детьми под руководством педагога, либо самостоятельно, отдельных исследовательских заданий.

                  В исследовательской, поисковой и экскурсионной деятельности учащиеся узнают малоизвестные факты из архивных источников школьного музея – фронтовых писем, архивных газет, редких экспонатов. Углубленное изучение темы в процессе внеурочной деятельности способствует повышению интереса к смежным учебным дисциплинам. На простом уроке из-за дефицита времени обучающийся не может познать такого объёма материала как в музее.

При проведении экскурсий в музее для разных возрастных групп (учащихся 1-11 классов и гостей школы) у обучающихся вырабатывается умение самостоятельно адаптировать информацию для конкретной аудитории, правильно держаться на публике, познавать азы ораторского искусства. 

               При подготовке и проведении музейных занятий внеурочной деятельности в    рамках ФГОС используются различные педагогические технологии. Особенно эффективны игровые технологии, технология коллективных творческих дел, проблемного и индивидуального обучения. Изучая характерные особенности культуры, быта, традиций и обычаев своего и других народов расширяется кругозор и повышается культурный уровень обучающихся. Воспитывается уважение к историческому прошлому своей малой родины, толерантное отношение в многонациональном детском коллективе и в обществе в целом через экскурсии в музеи города: Краеведческий музей, музей мемориал Победы, музей Геологии Центральной Сибири, музей Игрушки и др.

             Игровая форма краеведческого занятия содержит в себе большие возможности развития у детей способностей, содействующих активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач. Квест- ­игра позволяет расширить кругозор детей, практические навыки, развивает наблюдательность, воспитывает у школьников бережное отношение к историческим памятникам, к людям, внесшим личный вклад в становление и развитие родного края, страны. Новизна мероприятия: каждая команда должна проявить эрудицию в теоретической и практической частях.

Музейная квест-игра- возможность погрузить ребёнка в мир коммуникации между всеми членами команды, привлечение внимания к истории, получение новых знаний и нового взгляда на нее.

             Таким образом, участие школьников в квест – игре способствует не только патриотическому воспитанию и развитию разнообразных способностей у детей, но и позволит создать условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы, исследовательских способностей школьников, целенаправленному использованию их энергии. Данная форма работы даёт возможность охватить большое число школьников социально- ­позитивной деятельностью, осуществляя воспитание здорового образа жизни и культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной культуры.

 

В музее ежегодно проходит   цикл экскурсий, посвященный Блокаде Ленинграда.

 

 

Выставка-экскурсия «Город трудовой доблести»

Декада краеведения

 

              Школьный музей знакомит учащихся школы с выставкой-экспозицией «Назад в СССР». Выставка-экспозиция посвящена тем вещам, в окружении которых мы жили в 50-80-е годы прошлого столетия.

 

 

 

 

 

Ежегодно в мае месяце оформляется экспозиция: «Нам прошлое в память досталось». Организована экспозиция по трём направлениям: «Участники войны», «Участники тыла», «Дети войны». На стендах- карта главных боевых сражений, воспоминания ветеранов и тружеников тыла ВОВ, письма с фронта и похоронки, боевые листы учащихся о героях войны. На столах разместились панорамы главных сражений ВОВ, ордена и медали ВОВ, личные предметы ветеранов ВОВ, а также организован уголок избы военного времени. Учащимися, родителями и педагогами школы проводится большая поисково-исследовательская работа. Данная экспозиция служит местом проведения классных часов и встреч с ветеранами, тружениками и детьми ВОВ.

 

Урок мужества «Он глядел на нас глазами юности своей…» (встреча с воинами-афганцами)

 

 

Вахта Памяти на Посту №1 у Вечного огня- это «живая» форма военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

 

               Современные технологии позволяют музеям применять новые виды экспонирования – видео- и аудио-сопровождение, мультимедийность. Потребности современной аудитории определили формирование в 2022-2023 учебном году новой рекреационно-образовательной площадки «Музей-место силы». Данный проект предназначен для того, что популяризировать историко-культурное наследие нашей страны, он носит образовательный характер. Новые рубрикаторы демонстрирует активное включение в его деятельность и позволяют отправится   в виртуальный тур в лучшие музеи мира, использовав QR-коды, узнать новые рекорды музейной книги Гиннесса, пройтись по арт-галереи. Юные музееведы разрабатывают маршруты с заданиями для квеста. Ребята, осваивая новую информацию, расширяют культурный кругозор, используя элементы поисково-исследовательской деятельности.

Своими впечатлениями о новом проекте поделились юные музееведы:

-Анастасия Першина (6б класс): «Мне, как юному музееведу нравится находить интересную информацию и делиться ей с ребятами. Пока мы изучаем музеи нашей страны, не думала я, что их так много. Здорово, что у нас появилась такая площадка. Здесь можно узнать интересные факты, можно разгадывать загадки, можно будет отправиться в путешествие в любой музей мира, это позволяет нам быть еще более культурными».

-Виктория Перегожина (8А класс) «Не случайно новая виртуальная площадка носит название «Музей-место силы», потому что здесь действительно набираешься духовных сил. Используя QR-коды можно отправиться в виртуальное путешествие в любую страну как всем классом, так и самостоятельно. А вопросы маршрутного листа позволяют детально и подробно изучить какой-нибудь культурный объект или экспонат. Также можно узнать новости музейной книги Гиннесса и вообще узнать много интересного».

-Фариза Абдурахманова(8а класс): «В настоящее время у подростков отсутствует понимание значимости культурно-исторических памятников, интерес к истории незначительный, поэтому здорово, что появилась такая площадка. А QR-коды позволяют быстро познакомиться с культурным объектом. Для современной молодежи- это-то, что надо!»

                Ориентирование в новых технологиях и ресурсах, умение использовать технику, позволяет обучающимся увереннее чувствовать себя в жизни. Поэтому внедрение ИКТ в воспитательный процесс немыслим без средств компьютерных телекоммуникаций. Учащимися с помощью компьютерной презентации создаются виртуальные экскурсии в Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Музей Московского Кремля, Русский музей изобразительных искусств и др. проекты, которые позволяют оформить и разместить все найденные материалы на компьютерном носителе, не занимая при этом специально отведенного места. Эта технология даёт возможность в наибольшей степени использовать и реализовать интеллектуальный потенциал школьников.

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ «ПО МУЗЕЯМ РОССИИ»            КЛАСС_____________

Уважаемые ребята! Ваша задача отправиться к рекреационной площадке «Музей-место силы»

1 ЗАДАНИЕ: Найти рубрикатор « Виртуальные туры в лучшие музеи мира»

Телефоном отсканировать QR код, прослушать информацию, ответы занести в таблицу.

 

QR код (голубой)

МУЗЕЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

1.На каком холме размещается музей 2.Московского Кремля?

3.При каком царе была воздвигнута колокольня Ивана IV?

4.Как называется главная площадь Кремля?

ОТВЕТЫ:

1.

2.

3.

4.

 

2 ЗАДАНИЕ: В рубрикаторе «Музейные загадки» найдите свою категорию класса, запишите ответ в таблицу.

ЗАГАДКИ:

ОТВЕТЫ

1.

 

 

2

                                                                                                                                  

 

 

3 ЗАДАНИЕ: Укажите, что изображено в рубрикаторе АРТ-ГАЛЕРЕЯ ?

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

ОТВЕТ:

 

 

 

4 ЗАДАНИЕ:

Укажите, с какими новостями музейной книги Гиннесса вы познакомились?

МУЗЕЙНАЯ КНИГА ГИННЕССА

ОТВЕТ:

 

 

 

 

 

                

                 Таким образом, музейная педагогика это «живой» организмом, стабильно функционирующий, и приносящий практический результат через внеурочную деятельность.  На современном этапе развития школы музейная педагогика становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, составляет основу новой образовательной парадигмы XXI века

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.

2.Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе. М., «Просвещение», 1987.

3.Кружковая работа по истории и обществоведению. М., «Просвещение», 1984.

4.Козлова Т.И., Школьный музей как фактор патриотического воспитания [Электронный ресурс – Сайт Козловой Татьяны Ивановны, учителя истории ] – 19.05.2014 г. Режим доступа: http://1979.ucoz.com/publ/shkolnyj_muzej/1-1-0-17

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований

Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований

Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности – это, в свою очередь и творческое сотрудничество учителей и учеников

Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности – это, в свою очередь и творческое сотрудничество учителей и учеников

Музейная квест-игра- возможность погрузить ребёнка в мир коммуникации между всеми членами команды, привлечение внимания к истории, получение новых знаний и нового взгляда на нее

Музейная квест-игра- возможность погрузить ребёнка в мир коммуникации между всеми членами команды, привлечение внимания к истории, получение новых знаний и нового взгляда на нее

Школьный музей знакомит учащихся школы с выставкой-экспозицией «Назад в

Школьный музей знакомит учащихся школы с выставкой-экспозицией «Назад в

Ежегодно в мае месяце оформляется экспозиция: «Нам прошлое в память досталось»

Ежегодно в мае месяце оформляется экспозиция: «Нам прошлое в память досталось»

Здорово, что у нас появилась такая площадка

Здорово, что у нас появилась такая площадка

Таким образом, музейная педагогика это «живой» организмом, стабильно функционирующий, и приносящий практический результат через внеурочную деятельность

Таким образом, музейная педагогика это «живой» организмом, стабильно функционирующий, и приносящий практический результат через внеурочную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022