Музейная педагогика
в образовательном пространстве лицея
Опыт работы руководителя школьного этнографического музея «Русская изба»
Якушиной Лидии Николаевны,
учителя изобразительного искусства
высшей квалификационной категории,
Почетного работника общего образования,
ветерана труда.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
г. Щекино
АКТУАЛЬНОСТЬ: В условиях реализации инновационного подхода в обучении появляется проблема формирования положительной мотивации учащихся. Форма традиционного урока не всегда позволяет включить каждого учащегося в творческую познавательную деятельность, создать атмосферу истинного общения друг с другом, с учителем, с произведением искусства.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребёнку стать творческой личностью, формируется на стыке музееведения, педагогики и психологии.
ЦЕЛЬ музейной педагогики – создание условий для развития личности, вовлечение учащихся в деятельность музея.
ПРЕДМЕТОМ музейной педагогики
являются проблемы, связанные
с содержанием, методами и формами
педагогического воздействия музея
на учащихся.
ОБЪЕКТОМ музейной педагогики
является особый подход к происходящим
в музее диалоговым процессам, ставящий
задачу участия в формировании свободной
творческой инициативной личности,
способной стать активным участником
диалога.
ЗАДАЧИ музейной педагогики:
-воспитание любви к родному краю и его людям;
-воспитание любви к лицею, уважения к учителям и
работникам лицея;
-формирование самосознания, становления активной
жизненной позиции, художественного восприятия
действительности;
-развитие потребности в самостоятельном освоении
окружающего мира путём изучения культурного наследия;
- развитие творческих и организаторских способностей;
-формирование детско-взрослой совместной деятельности
на материале музейной практики.
ПРИНЦИПЫ музейной педагогики :
предметность, наглядность,
эмоциональность, интерактивность.
ТЕХНОЛОГИИ музейной педагогики:
-проектно-исследовательские;
-экспозиционные (оформительские);
-экскурсионные;
-игровые.
ФОРМЫ РАБОТЫ
массовые – экскурсии, походы, вечера, встречи, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции , музейные уроки мудрости, мужества, любви, урок-суд, следствие и т.д.;
групповые – кружок, ученические объединения, издание путеводителей, технические и устные
( живые) звуковые сопровождения;
индивидуальные – работа с документами, архивом, подготовка к докладу, реферату, беседе, написанию работы.
Школьный музей «Русская изба»
Ученическое объединение
«Наше наследие»
Краеведение
История культуры Русского народа
Музейное дело
Предметный мир культуры
Методологические положения музейной педагогики:
-актуализация и интерпретация историко-культурного наследия этноса, страны, мира;
-непрерывное образование культурой (1 – 11 кл.);
-освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка (путь от культуры полезности к культуре достоинства);
-реализация творческих способностей, индивидуальных запросов и потребностей ученика;
-интеграция (межпредметные связи, частичная и блоковая интеграция, интегративные курсы);
-использование эффективных технологий обучения (опора на деятельностный, культуротворческий и личностно-ориентированный подходы).
Особенности методики
В основе музейно-образовательных программ лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Смысловая, тематическая совокупность (набор) музейных предметов образует «вещный ряд».
Мастер - керамист Михалева Любовь Егоровна
В основе художественной росписи – растительный орнамент, передающий красоту и богатство яснополянской флоры. При создании рисунка авторы изделий опираются на примеры гербария, собранного еще женой Льва Николаевича – Софьей Андреевной
Софья Андреевна при создании коллекции гербария
Флорист Фролова Т.Л. показала подлинный гербарий, собранный Софьей Андреевной Толстой
Сотрудничество с музеем Л.Н.Толстого
"Ясная Поляна"
Как приятно любоваться морозными узорами на стекле, или зимним лесом, где пушистые снега переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи. Жаль только, что эта красота недолговечна. Пригреет теплое солнышко, подует ветер – и нет её…
Булатова Татьяна Юрьевна на занятиях со своими учениками
А вот эти ажурные узоры, эта сказочная красота не исчезнет, не растает. Потому что создали её не морозы и снежные вьюги, а руки искусных мастериц. Сегодня традиции кружевоплетения продолжает Центр детского творчества
Сотрудничество с музеем ЦДТ
Ступень обучения | Основные разделы музейно-образовательной программы | Музейные экспозиции | Внеклассная деятельность |
1-я ступень | «Знакомство с музеем» | • История школы в истории страны | • Акции «Я поведу тебя в музей», «Помоги музею» |
2-я ступень | «Я помню, я горжусь!» | •Зал боевой славы | |
3-я ступень | «Музейное дело» | •Оформление экспозиций, работа с музейными экспонатами, подготовка экскурсий и выставок |
Особенности содержания и вовлеченность учащихся в разделы музейно-образовательной программы
Кружок «Наше наследие»
Цели занятий:
- познакомить школьников с предметным миром их предков;
- научить учащегося самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком;
- развить у учащегося умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения
определенного периода истории, беречь и ценить их;
- сформировать научные и
профессиональные интересы;
- воспитать музейную культуру.
Программа кружка включает:
-изучение истории музееведения в России ;
- ознакомление с основами музейного дела;
-практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа (составление плана работы музея), - учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания),
-научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий).
Свидетельство о регистрации музея учреждения образования № 11 Основание: решение комиссии по паспортизации музеев № 2
от 26 октября 1999 года.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения выдали свидетельство № 13000 музея образовательного учреждения (школьный музей) 26.12.2009 г. № 1613
Статьи из газеты «Щекинский химик», «Щекинский вестник», «Слобода» о деятельности музея «Русская изба»
Экспозиционный ряд музея активно задействуется в текущем учебно-воспитательном процессе и проведении различных внеклассных мероприятий. Членами музейного актива разработан цикл интерактивных занятий для учащихся начальной школы под общим названием «Музей приходит в гости на урок». Каждое занятие представляет собой миниатюрное путешествие учащихся в мир старинного русского быта и народных традиций. Непременным атрибутом занятия являются музейные экспонаты – памятники старины
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.