Актуальность:
«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
-Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
-Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
-Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
-Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
-Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
.-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
-Формирование у дошкольников представления о музее.
-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
-Развитие речи и расширения словарного запаса.
-Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
Воспитание культуры поведения.
Направления деятельности музея:
- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.
- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.
- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:
Интерактивность - ибо человек воспринимает только то, что делает;
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность – которая, обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.
Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа? В садах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Если музейное занятие сохраняет преемственность с традиционными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Немецкий учёный Г. Фрейденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые
задачи:
- Расширение сферы образования через приобщение к музейной
педагогике,
- Гармонизация развития творческой личности,
- Формирование национальной идеологии,
- Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;
патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
- Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния
музея.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
В то же время здесь существует ряд противоречий, которые не позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых результатов:
1.Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы мини- музеев в мировой образовательной практике.
2.Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность мини- музеев: в результате не учитывается специфика отдельного мини- музея и его возможностей для оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности музея на достойном профессиональном уровне.
Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи мини-музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.
Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования» . Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет огромное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп.
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества
При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики администрации учебных общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования.
Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.
Мини-музеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап:
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап:
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. Подведение итогов:
Тематика мини-музев может быть различной:
«Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
«Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
«Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
Картинная галерея;
Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
«Воинской доблести и славы» и др.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Музейная педагогика.docx
Актуальность:
«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем,
кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он
появился на рубеже 1920 вв. С этого времени музей начал осознаваться как
учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно
воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно
образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и
организатору музейнопедагогического процесса. Эта тенденция, успешно
развиваемая и в России в 2030х годах 20 столетия, к сожалению, на
сегодняшний день практически утрачена.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством
в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно
историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как
субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит
индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для
образования представляют интерес социокультурные функции музея.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности
путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его
процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции,
умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление
возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и
интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детсковзрослой совместной деятельности на материале
музейной практики;
Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной
компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки
образовательного результата музейной педагогики.
.Обогащение предметноразвивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектноисследовательских умений и навыков.
Развитие речи и расширения словарного запаса.
Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к
ее сбережению.
Воспитание культуры поведения. Направления деятельности музея:
Поисковособирательское. Важным этапом в процессе комплектования
мини музеев является подготовка к поисковособирательской работе. Это
направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской
работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования
можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На
подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по
материалам, уже имеющимся в музее.
Одним из основных принципов любой исследовательской работы
является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться
всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с
общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить
достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих
событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное
представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения
в выявленных памятниках истории и культуры.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация
юного поисковикакраеведа, так как через личностное отношение к
существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные
ориентиры и приоритеты.
Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции
заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное
явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и
художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией
работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры,
техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько
этапов:
Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и
задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей
экспозиции;
Разработка архитектурнохудожественного решения экспозиции. В
процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты
залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное
и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом
музея тематикоэкспозиционного плана и архитектурнохудожественного
проекта можно приступать к монтажу экспозиции.
Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно
образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре
музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и
специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является
сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера:
осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных
экскурсиях используется вопросноответный метод, приёмы игры,
театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка,
моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно
рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение
экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших
знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста
экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению
экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и
вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа
определённых экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно,
интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить
экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым
строится текст экскурсии, и её проведение.
Культурномассовые мероприятия, дела. Одним из основных
критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и
учебновоспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по
экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны,
выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным
населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего
общеобразовательного учреждения.
При разработке и проведении мероприятий и культурномассовых дел в
рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся
принципы:
Интерактивность ибо человек воспринимает только то, что делает;
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность – которая, обеспечивает усвоение информации и
приобретение умений и навыков на основе специально разработанных
программ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к детям,
соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к
интересам и возможностям каждого ребенка.
Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но
и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к
культуре своего народа? В садах должно быть создано особое воспитательное
пространство, где педагоги реализуют специальные музейнообразовательные,
культуротворческие программы, экскурсионновыставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога,
осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как
организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и
проектов, проводника в мир культуры, являются:
научить ребёнка видеть историкокультурный контекст окружающих
его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей
причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
формировать устойчивую потребность и навыки общения,
взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и
наслаждению;
формировать толерантность, уважение к другим культурам, их
понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной
педагогикой, – создание условий для выработки у воспитанников позиции
созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного
исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому,
настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического
запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и
эмоциональнонравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии,
технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и
индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может
быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод,
который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт
возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей деятельности.
Если музейное занятие сохраняет преемственность с традиционными
формами работы, такая организация деятельности требует другой формы –
детсковзрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает
отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий
раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ.
Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным,
талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь
тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые
могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет,
викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в
общественной практике: исследование, изобретательство, анализ
первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
занятия на основе нетрадиционной организации и представления
образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви,
урокпрезентация;
занятия с использованием фантазии: уроксказка, уроксюрприз;
занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: уроксуд, следствие, дебаты в парламенте.
Немецкий учёный Г. Фрейденталь сформулировал совокупность
требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь
конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не
развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе
занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не
только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе
возрастных интересов ребёнка;
итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество
детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Музей должен органично вписываться в систему проводимых
мероприятий, становиться местом осуществления культурноисторической
идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт
рационального познания переплетается с чувственным, вызывает
необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность –
основной методологический прием в работе современного музея, когда он
перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в
процессе познания. Это ставит перед образованием новые
задачи:
Расширение сферы образования через приобщение к музейной
педагогике,
Гармонизация развития творческой личности,
Формирование национальной идеологии,
Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;
патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
Создание новой музейной аудитории; расширение пространства
влияния
музея. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования
придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из
направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике
духовнонравственного, гражданскопатриотического, историко
краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на
сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских
тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Музей – это фактически исторически сложившийся институт,
построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных
материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя
отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования,
особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.
Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и
событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство
сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только
взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция
музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI
веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и
информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится
средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом
миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.
Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей
становится более эффективной базой для общения, культурно
образовательной средой, местом повышения культурнообразовательного
процесса.
В то же время здесь существует ряд противоречий, которые не
позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых
результатов:
1.Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на
формирующуюся теорию, методику работы мини музеев в мировой
образовательной практике.
2.Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных
программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих
деятельность мини музеев: в результате не учитывается специфика
отдельного мини музея и его возможностей для оптимизации учебно
воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто
обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания,
образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не
готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности музея на
достойном профессиональном уровне. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как
один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти
в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи минимузеи
зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов.
Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.
Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной
педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится
неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по
отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в
истории страны.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем
музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач
активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей
тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и
эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой
системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это
диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в
мировой культуре. Это, вопервых, общий процесс визуализации культуры,
который проявился в значительном увеличении объёма зрительной
информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то,
что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям.
Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться
характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому
центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Вовторых, на
развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М.
Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного
диалога.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной
педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю,
особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы
воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие
музеев с образовательными учреждениями».
Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:
«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке
педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры)
и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер
использования музейных средств в передаче и восприятии информации с
точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики являются
проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического
воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные
категории населения, а также с определением музея в системе учреждения
образования» . Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке
музееведения, педагогики, психологии. Методология, как система принципов и способов организации и
построения теоретической и практической деятельности музейной
педагогики, имеет огромное значение. Только через междисциплинарное
осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение
понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и
задач.
Объект музейной педагогики – культурнообразовательные аспекты
музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее
диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной,
творческой, инициативной личности, способной стать активным участником
диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к
организации деятельности школьного музея, являются:
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой
научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его
можно в определенных условиях музейнопедагогической деятельности
«брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять
знаковость, образсимвол определённой эпохи, культуры, определённой
позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то,
что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как
пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего,
использующего данный предмет.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище,
преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор
музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя,
рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и
хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной
предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в
своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без
него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация
определённых позиций, которые должны обеспечивать существование
музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
позиция творца (художника, писателя, учёного, политика),
производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных
предметов;
позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные
предметы;
позиция музейного педагога, который должен не только сообщать
посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в
экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к
самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того,
музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом
и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной
коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает
необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть
многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна
лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует
соразмерно культурным и историческим персонажам.
Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных
проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности,
установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт
авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно
стать автором, понять авторские позиции других людей и групп.
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные
музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов храм муз,
место, посвященное наукам и искусствам. Музей учреждение, которое
занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и
документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества
При разработке инновационных проектов по внедрению программ
воспитания детей средствами музейной педагогики администрации учебных
общеобразовательных учреждений и авторыразработчики, составители
проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь
им в преодолении этих трудностей, предлагаем модель музейной педагогики
в составе дидактической системы образования.
Организация минимузея в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие
требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини
музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для
которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную
ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого,
с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена
любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей
страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого
Важная особенность минимузеев — участие в их создании детей и родителей.
зовут соотечественниками. Дошкольники чувствуют свою причастность к минимузею. Они могут:
участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята
из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими
рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в минимузеях не только
можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее
ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и
дедушка. Каждый минимузей — результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для
расположения минимузеев можно использовать различные части групповых
комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.
Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры
помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует
воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так
важно для детской психики.
Содержание, оформление и назначение минимузея обязательно должны
отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей
книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается
минимузей игрушекзабав.
Минимузеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же
размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Работу по созданию минимузея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап:
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями
определяют тему и название минимузея, разрабатывают его модель,
выбирают место для размещения.
2. Практический этап:
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают минимузеи в группах.
Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят
экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа
воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему
музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают
нужным рассказать о своих минимузеях. Желающие становятся
экскурсоводами.
3. Подведение итогов:
Тематика минимузев может быть различной:
«Чудодерево» знакомство со строением и разнообразием деревьев,
взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей;
необходимость бережного отношения к природе; «Город мастеров» знакомство с проблемой отходов, варианты использования
различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и
родителей;
«Лучший друг» экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об
их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных,
бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
Минимузей книги знакомство с историей возникновения книг, воспитание
интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных
писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
«Игрушкизабавы» здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие
внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки
(куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
«Мой родной город» знакомство с историей города, его интересными
местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными
местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных
рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Наша родина — Россия» знакомство с историей, культурой, природными
особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с
народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и
памятными местами; развитие речи; формирование представлений об
историческом времени, связи со своими предками;
«Театральные куклы» приобщение дошкольников к миру искусства, миру
театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для
самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка
спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
Минимузей театрального костюма как и в предыдущем случае,
дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как
менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели,
придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать
себя с помощью средств искусства;
Картинная галерея;
Минимузей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие
объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного
материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого
в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые
природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и
животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
«Воинской доблести и славы» и др.
Исключительно важное место в работе минимузея должны занимать
экскурсии (занятияэкскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная
экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо
уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей
младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста
в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и
тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий,
организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных
формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и
ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы
экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как
развивающая направленность обучения, психологические особенности
личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс
эстетического развития является сложным, постепенным, он требует
систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях
систематической работы и методически правильной организации
педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать
обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо
велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру
музейных ценностей.
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.