Музейная педагогика « Я гражданин России».
Оценка 4.8

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
родителям
Детсад
29.10.2018
Музейная педагогика « Я гражданин России».
Актуальность: «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Задачи музейной педагогики: -Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; -Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; - Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; -Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; -Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; -Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. .-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. -Формирование у дошкольников представления о музее. -Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. -Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. -Развитие речи и расширения словарного запаса. -Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению. Воспитание культуры поведения. Направления деятельности музея: - Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. - Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции; Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. - Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования: Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы; Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов; Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение. - Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы: Интерактивность - ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Программность – которая, обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. Проведение занятий требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка. Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа? В садах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: - научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; - формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; - формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; - развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; - формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие. Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Если музейное занятие сохраняет преемственность с традиционными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное. К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся: - интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; - занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; - занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; - занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация; - занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз; - занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. Немецкий учёный Г. Фрейденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: - каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; - учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; - посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов. Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи: - Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, - Гармонизация развития творческой личности, - Формирование национальной идеологии, - Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества; - Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века. Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса. В то же время здесь существует ряд противоречий, которые не позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых результатов: 1.Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы мини- музеев в мировой образовательной практике. 2.Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность мини- музеев: в результате не учитывается специфика отдельного мини- музея и его возможностей для оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. 3. Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности музея на достойном профессиональном уровне. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи мини-музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет. Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования» . Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет огромное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач. Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются: Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции: - позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов; - позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы; - позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем. Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации. Это взаимодействие строится на следующих принципах: Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам. Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп. Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики администрации учебных общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования. Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав. Мини-музеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми. Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: 1. Подготовительный этап: В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 2. Практический этап: Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. 3. Подведение итогов: Тематика мини-музев может быть различной: «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе; «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей; «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека; Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота; «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ); «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками; «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками; «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок; Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства; Картинная галерея; Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья; «Воинской доблести и славы» и др. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: выявление творческих способностей детей; расширение представлений о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; создание условий для творческого общения и сотрудничества. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Музейная педагогика.docx
Актуальность: «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем,  кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.  Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он  появился на рубеже 19­20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как  учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно­ воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно­ образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и  организатору музейно­педагогического процесса. Эта тенденция, успешно  развиваемая и в России в 20­30­х годах 20 столетия, к сожалению, на  сегодняшний день практически утрачена. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством  в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно­ историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как  субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для  образования представляют интерес социокультурные функции музея. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности  путём  включения её в многообразную деятельность музея. Задачи музейной педагогики: ­Воспитание любви к родному краю  и людям, заботящимся о его  процветании; ­Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции,  умения успешно адаптироваться в окружающем мире;  ­ Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление  возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и  интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность; ­Формирование детско­взрослой совместной деятельности на материале  музейной практики; ­Освоение нового типа  занятий, формирование профессиональной  компетентности музейного педагога; ­Формирование системы критериев и механизмов оценки  образовательного результата музейной педагогики. .­Обогащение предметно­развивающей среды ДОУ. ­Формирование у дошкольников представления о музее. ­Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. ­Формирование проектно­исследовательских умений и навыков. ­Развитие речи и расширения словарного запаса. ­Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к  ее сбережению. Воспитание культуры поведения. Направления деятельности музея:  ­ Поисково­собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини­ музеев является подготовка к поисково­собирательской работе. Это  направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской  работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования  можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На  подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по  материалам, уже имеющимся в музее.  Одним из основных принципов  любой исследовательской работы  является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться  всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с  общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить  достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих  событиях. Такой подход даёт  возможность составить объективное  представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения  в выявленных памятниках истории и культуры.  В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика­краеведа, так как через личностное отношение к  существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные  ориентиры и приоритеты. ­ Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции  заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное  явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и  художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры,  техники. Создание экспозиции – сложный  процесс, проходящий несколько  этапов: Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и  задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции; Разработка архитектурно­художественного решения экспозиции. В  процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом  музея тематико­экспозиционного плана и архитектурно­художественного  проекта можно приступать к монтажу экспозиции.  ­ Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно­ образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре  музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и  специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии  является  сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера:  осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных  экскурсиях используется вопросно­ответный метод, приёмы игры,  театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка,  моделирование).  Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно  рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение  экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших  знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.   К проведению  экскурсии должны быть разработаны специальные требования: Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и  вопросам темы; Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа  определённых экспонатов;  Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.  Для того чтобы это направление работы проходило более успешно,  интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить  экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым   строится текст экскурсии,  и её проведение. ­ Культурно­массовые мероприятия, дела. Одним из основных  критериев в оценке работы  музея является  разнообразие форм массовой и  учебно­воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по  экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны,  выдающимися деятелями  науки, культуры и искусства, работа с местным  населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего  общеобразовательного учреждения.  При разработке и проведении мероприятий и культурно­массовых дел в  рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся  принципы: Интерактивность ­ ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Программность – которая, обеспечивает усвоение информации и  приобретение умений и навыков на основе специально разработанных  программ.  Проведение занятий требует дифференцированного подхода к детям,  соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к  интересам и возможностям каждого ребенка.        Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но  и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к  культуре своего народа? В садах должно быть создано особое воспитательное  пространство, где педагоги реализуют специальные музейно­образовательные,  культуротворческие программы, экскурсионно­выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в  рамках музейной педагогики, как  организатора и помощника в осуществлении этих сложных  процессов и  проектов, проводника в мир культуры, являются:  ­ научить ребёнка видеть историко­культурный контекст окружающих  его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения  развития культуры;  ­ формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей  причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;  ­ формировать устойчивую потребность и навыки общения,  взаимодействия с памятниками культуры, музеем;  ­ развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и  наслаждению;  ­ формировать толерантность, уважение к другим культурам, их  понимание, принятие.  Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной  педагогикой, – создание условий для выработки у воспитанников позиции  созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного  исследователя; позиции личной ответственности в отношении  к прошлому,  настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического  запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и  эмоционально­нравственной оценки.  Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии,  технология коллективных творческих дел, технологии проблемного  и  индивидуального обучения.  Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может  быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод,  который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт  возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании,  организации и контроле своей деятельности.  Если музейное занятие  сохраняет преемственность с традиционными  формами работы, такая организация деятельности требует другой формы –  детско­взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает  отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий  раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным,  талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь  тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное. К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые  могут применяться и в музейной педагогике, относятся:  ­ интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;  ­ занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет,  викторин; ­ занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в  общественной практике: исследование, изобретательство, анализ  первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;  ­ занятия на основе нетрадиционной организации и представления  образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви,  урок­презентация;  ­  занятия с использованием фантазии: урок­сказка, урок­сюрприз;  ­ занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и  организаций: урок­суд, следствие, дебаты в парламенте.   Немецкий учёный Г. Фрейденталь сформулировал совокупность  требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:  ­ каждое  посещение  музея – это  занятие, и оно должно иметь  конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;  ­ учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не  развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;  ­ посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе  занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;  ­ следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не  только для сознания ребёнка, но и взрослого»;  ­ отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе  возрастных интересов ребёнка;  ­ итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество  детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).  Музей должен органично вписываться в систему проводимых  мероприятий, становиться местом осуществления культурно­исторической  идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.  Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт  рационального познания переплетается с чувственным, вызывает  необходимость существования  музейной педагогики. Интерактивность –  основной  методологический прием в работе современного музея, когда он  перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в  процессе познания. Это ставит перед образованием новые  задачи: ­ Расширение сферы образования через приобщение к музейной     педагогике, ­ Гармонизация развития творческой личности, ­ Формирование национальной идеологии, ­ Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;  патриотическое воспитание граждан своего Отечества; ­ Создание новой музейной аудитории; расширение пространства  влияния  музея. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования  придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из  направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике  духовно­нравственного, гражданско­патриотического, историко­ краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.  Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на  сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских   тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века. Музей – это фактически исторически сложившийся институт,  построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных  материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.  Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя  отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования,  особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.  Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и  событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство  сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только  взрослые, но и дети под руководством взрослых.    Образовательная функция  музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI  веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и  информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится  средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом  миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.  Продолжая оставаться  местом хранения реликвий, раритетов и др., музей  становится более эффективной базой для общения, культурно­ образовательной средой, местом  повышения культурно­образовательного  процесса.  В то же время  здесь существует ряд противоречий, которые не  позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых  результатов:  1.Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы мини­ музеев в мировой  образовательной практике.  2.Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных  программ, включающих музейную педагогику  или обеспечивающих  деятельность мини­ музеев: в результате не учитывается специфика  отдельного мини­ музея и его возможностей для оптимизации  учебно­ воспитательного процесса в образовательном учреждении.  3. Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто  обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания,  образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не  готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности  музея на  достойном профессиональном уровне. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как  один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти  в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи мини­музеи  зачастую являются любительским  делом отдельных энтузиастов.  Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.  Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной  педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится  неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по  отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в  истории страны.   Современная музейная педагогика развивается в русле  проблем  музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач  активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей  тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и  эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой  системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это  диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в  мировой культуре. Это, во­первых, общий процесс визуализации культуры,  который проявился в значительном увеличении объёма зрительной  информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то,  что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям.  Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться  характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому  центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во­вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М.  Бахтина  и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного  диалога.  Педагогический словарь даёт следующее определение музейной  педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю,  особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы  воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие  музеев с образовательными учреждениями».  Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:  «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке  педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер  использования музейных средств в передаче и восприятии информации с  точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики  являются  проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического  воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные  категории населения, а также с определением музея в системе учреждения  образования» . Таким образом, музейная педагогика формируется на  стыке  музееведения, педагогики, психологии. Методология, как система принципов и способов организации и  построения теоретической и практической деятельности музейной  педагогики, имеет огромное значение. Только через междисциплинарное  осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение  понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и  задач. Объект музейной  педагогики – культурно­образовательные аспекты  музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее  диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной,  творческой, инициативной личности, способной стать активным участником  диалога. Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к  организации деятельности школьного музея, являются: Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой  научной, мемориальной,  исторической и художественной значимостью, его  можно в определенных условиях музейно­педагогической деятельности  «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять  знаковость, образ­символ определённой эпохи, культуры, определённой  позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то,  что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как  пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего,  использующего данный предмет.  Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище,  преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя,  рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и  хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной  предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в  своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без  него невозможна музейная культура. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация  определённых позиций, которые должны обеспечивать существование  музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:  ­ позиция творца (художника, писателя, учёного, политика),  производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных  предметов;  ­ позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные  предметы;  ­ позиция музейного педагога, который должен не только сообщать  посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в  экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к   самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того,  музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.  Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной  коммуникации.  Это взаимодействие строится на следующих принципах: Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает  необходимость формирования позиции интерпретатора. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть  многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна  лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует  соразмерно культурным и историческим персонажам.  Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности,  установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно  стать автором, понять авторские позиции других людей и групп.   Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные  музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов ­ храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей ­ учреждение, которое  занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и  документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества  При разработке инновационных проектов по внедрению программ  воспитания детей средствами музейной педагогики администрации  учебных  общеобразовательных учреждений и авторы­разработчики, составители  проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем  модель музейной педагогики  в составе дидактической системы образования.  Организация мини­музея в условиях дошкольного образовательного учреждения. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини­ музеями». Часть слова «мини­» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.  Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого Важная особенность мини­музеев — участие в их создании детей и родителей. зовут соотечественниками. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини­музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини­музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини­музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини­музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.  Содержание, оформление и назначение мини­музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини­музей игрушек­забав.  Мини­музеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.  Работу по созданию мини­музея можно разделить на три этапа: 1. Подготовительный этап:     В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини­музея, разрабатывают его модель,  выбирают место для размещения.  2. Практический этап:     Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини­музеи в группах.  Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят  экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа  воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают  нужным рассказать о своих мини­музеях. Желающие становятся  экскурсоводами.  3. Подведение итогов:    Тематика мини­музев может быть различной: «Чудо­дерево» ­ знакомство со строением и разнообразием деревьев,  взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей;  необходимость бережного отношения к природе; «Город мастеров» ­ знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и  родителей; «Лучший друг» ­ экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных,  бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека; Мини­музей книги ­ знакомство с историей возникновения книг, воспитание  интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных  писателях, о том, как появилась и развивалась грамота; «Игрушки­забавы» ­ здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие  внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки  (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ); «Мой родной город» ­ знакомство с историей города, его интересными  местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;  знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными  местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками; «Наша родина — Россия» ­ знакомство с историей, культурой, природными  особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с  народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и  памятными местами; развитие речи; формирование представлений об  историческом времени, связи со своими предками; «Театральные куклы» ­ приобщение дошкольников к миру искусства, миру  театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для  самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка  спектаклей), сочинение сценариев, сказок; Мини­музей театрального костюма ­ как и в предыдущем случае,  дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как  менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели,  придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать  себя с помощью средств искусства; Картинная галерея; Мини­музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие  объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного  материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого  в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые  природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и  животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья; «Воинской доблести и славы» и др.     Исключительно важное место в работе мини­музея должны занимать  экскурсии (занятия­экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная  экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо  уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей  младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: выявление творческих способностей детей; расширение представлений о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; создание условий для творческого общения и сотрудничества. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста  в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и  тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий,  организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных  формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и  ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как  развивающая направленность обучения, психологические особенности  личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс  эстетического развития является сложным, постепенным, он требует  систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях  систематической работы и методически правильной организации  педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать  обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо  велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру  музейных ценностей.

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».

Музейная педагогика « Я гражданин России».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018