Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся
Оценка 4.9

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Оценка 4.9
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
10.02.2017
Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся
Приоритетным направлением в работе школы является не только обучение, но сохранение и укрепление здоровья учащихся. Но особое место уделяется не только физическому и психическому, но и духовно-нравственному здоровью. Формированию же и укреплению нравственного здоровья учащихся способствует школьный музей. Музейная педагогика приобщает детей к истории своей страны, дает нравственные уроки доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что составляет их нравственное здоровье и дает силы для жизни в современном обществе.Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей обучающихся.docx
Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся Приоритетным направлением в работе школы является не только обучение, но сохранение и укрепление здоровья учащихся. Но особое место уделяется не   только   физическому   и   психическому,   но   и   духовно­нравственному здоровью. Формированию же и укреплению нравственного здоровья учащихся способствует   школьный   музейный   комплекс.   Музей   –   это   живая   связь поколений. Музейная педагогика приобщает детей к истории своей страны, дает   нравственные   уроки   доброты,   внимания,   мужества,   стойкости, оптимизма, все то, что составляет их нравственное здоровье и дает силы для жизни в современном обществе. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея. Задачи музейной педагогики:  Воспитание   любви   к   родному   краю   и   людям,   заботящимся   о   его процветании; воспитание патриотического сознания;    Формирование азов  исследовательской деятельности;  Формирование   самосознания,  становления  активной  жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;  Развитие   творческих   и   организаторских   способностей,   предоставление возможности   реализоваться   в   соответствии   со   своими   склонностями   и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;  Формирование   детско­взрослой   совместной   деятельности   на   материале музейной практики;  Освоение нового типа учебных занятий;  Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. Предметом   музейной   педагогики являются   проблемы,   связанные   с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории обучающихся, а также с определением музея в системе учреждения образования. Таким образом,   музейная   педагогика   формируется   на   стыке   музееведения, краеведения, педагогики, психологии.    Ключевыми понятиями музейной педагогики,   определяющими   подходы   к организации деятельности школьного музея, являются: Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной,   исторической   и   художественной   значимостью,   его   можно   в определенных условиях музейно­педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ­ символ   определённой   эпохи,   культуры,   определённой   позиции   творца.   Таким образом,   музейный   предмет   выступает   здесь   как   то,   что   значимо   для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет. Мы,  музейные   педагоги,   должны   не   только   сообщать   посетителям   музея определённый   набор   знаний   в   связи   с   находящимися   в   экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому   поиску,   в   некоторых   случаях   играть   роль   посредника   между посетителем и музейным предметом. Метод музейной педагогики проходит  Музейная   экскурсия  –   форма   культурно­ через   музейную   экскурсию. образовательной   деятельности   музея,   основанная   на   коллективном   осмотре музея   под   руководством   специалиста   по   заранее   намеченной   теме   и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется   впечатлениями   и   моторного   характера:   осмотр   с   разных   точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно­ответный   метод,   приёмы   игры,   театрализации   и   продуктивной деятельности ребёнка (применение музейного предмета) Экскурсоводом может быть   каждый,   кто   любит   музей,   умеет   интересно   рассказывать,   стремится   к новым   знаниям.   Подготовка   и   проведение   экскурсии   в   школьном   музее   – непростое   дело.   Оно   требует   настойчивости,   больших   знаний,   специальных навыков.   Подготовка   к   выбору   темы,   составлению   текста   экскурсии   должна проводиться   под   руководством   педагога.    К   проведению   экскурсии   должны быть разработаны специальные требования:  Экскурсию   можно   строить   последовательно   по   отдельным   темам   и вопросам темы;  Содержание   вопроса   должно   раскрываться   путём   показа   и   анализа определённых экспонатов;  Рассказ должен быть интересным и эмоциональным. Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован во всех направлениях деятельности. Так как классическая школа с её классно­урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как,  впрочем,   и  классический  музей  –   на  хранение  культурных  образцов,  то, объединившись,   они   приобретают   новой   качество,   новые   возможности,   новые способы деятельности. В деятельности нашего музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном   процессе,   обогащение   содержания   работы   новыми   формами, подсказанными   современностью.   Так   появились   музейные   проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.   Например,   взаимодействие   с   уроками   истории,   изобразительного искусства, музыки, литературы и др. Проведение   занятий   требует   дифференцированного   подхода   к   учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность  требований  к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: ­   каждое   посещение   музея   –   это   занятие,   и   оно   должно   иметь   конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; ­ учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; ­   посещать   музей   нужно   после   предварительной   подготовки   и   в   процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; ­ следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; ­ отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; ­   итогом   посещения   музея   должно   быть   самостоятельное   творчество   детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). Школьный   музей   должен   органично   вписываться   в   систему   проводимых мероприятий,   становиться   местом   осуществления   культурно­исторической идентификации,   диалога   времён,   людей   и   музейных   предметов.   Разработав формы работы с обучающимися, мы выстроили образовательное пространство, содержание   которого   движется   по   цепочке   «музей   –   гимназия   –   музей». Наиболее   эффективными   формами   работы   в   рамках   музейной   педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.  К массовым   формам относятся:   театрализованные   экскурсии,   походы, экспедиции,   вечера,   олимпиады,   викторины,   встречи   с   участниками   и   краеведческие   игры, свидетелями   исторических   событий,   школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам. Групповыми   формами работы   являются   кружок,   издание путеводителей,   журналов,   составление   видеофильмов,   презентаций,   создание музейных экскурсионных и индивидуально­образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением.   общество, Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно­ урочной и внеурочной, внеклассной работе. Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов: подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью.   Изучение   традиций   и   быта   изучаемого   народа,   выполнение познавательных   заданий,   написание   научных   работ,   переписку   с   ветеранами, персональные   выставки   учащихся,  разработку   индивидуально­образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, поиск   эпистолярного   и   литературного   материала,   помогающего   ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа. Однако   одна   форма   работы   не   мыслится   без   другой.   Из   массовой   работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.   программы, В   ходе   этой   работы   реализуются   специальные   музейно­образовательные, экскурсионно­выставочная   работа, культуротворческие апробируется музейные   педагогические   технологии.   Задачами   педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:   ­ научить ребёнка видеть историко­культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; ­ формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; ­ формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; ­   развивать   способность   к   эстетическому   созерцанию,   сопереживанию   и наслаждению; ­   формировать   толерантность,   уважение   к   другим   культурам,   их   понимание, принятие. Сверхзадача   музейного   педагога,   или   педагога   занимающегося   музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции   не   стороннего   наблюдателя,   а   заинтересованного   исследователя; позиции   личной   ответственности   в   отношении   к   прошлому,   настоящему   и будущему   наследию;   позиции   не   столько   механического   запоминания исторического   и   прочего   материала,   а   его   понимания   и   эмоционально­ нравственной оценки. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных   творческих   дел,   технологии   проблемного   и   индивидуального обучения. Если музейный   урок сохраняет   преемственность   с   традиционными   урочными формами  работы,  то  организация  урока  музейной  педагогики  требует   другой формы – детско­взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Урок музейной   педагогики,   как   спектакль,   может   быть   скучным   и   увлекательным, талантливым и заурядным, поэтому в музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь   тоже   важно   расставить   акценты,   показать   самое   важное,   нужное, интересное.  Успехи   музейной   педагогики   связаны,   прежде   всего,   с   тем, насколько   владеет   педагог   умениями   развивать   и   поддерживать познавательные   интересы   детей,   создавать   атмосферу   творчества,   игры, групповой   ответственности.   Характер   педагогической   деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств,   способствующих   эффективному   межличностному   взаимодействию. Музейная педагогика способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического   взаимодействия,   повышение   качества   образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения –   главной   цели   современной   школы,   выполняющей   социальный   заказ общества.  Музей   же должен являться центром научно­методической, опытно­ экспериментальной деятельности всего коллектива школы, с использованием его материалов в учебно­воспитательном процессе.

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017