Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся

  • Лекции
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приоритетным направлением в работе школы является не только обучение, но сохранение и укрепление здоровья учащихся. Но особое место уделяется не только физическому и психическому, но и духовно-нравственному здоровью. Формированию же и укреплению нравственного здоровья учащихся способствует школьный музей. Музейная педагогика приобщает детей к истории своей страны, дает нравственные уроки доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что составляет их нравственное здоровье и дает силы для жизни в современном обществе.Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Иконка файла материала Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей обучающихся.docx
Музейная педагогика как средство формирования духовных ценностей учащихся Приоритетным направлением в работе школы является не только обучение, но сохранение и укрепление здоровья учащихся. Но особое место уделяется не   только   физическому   и   психическому,   но   и   духовно­нравственному здоровью. Формированию же и укреплению нравственного здоровья учащихся способствует   школьный   музейный   комплекс.   Музей   –   это   живая   связь поколений. Музейная педагогика приобщает детей к истории своей страны, дает   нравственные   уроки   доброты,   внимания,   мужества,   стойкости, оптимизма, все то, что составляет их нравственное здоровье и дает силы для жизни в современном обществе. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея. Задачи музейной педагогики:  Воспитание   любви   к   родному   краю   и   людям,   заботящимся   о   его процветании; воспитание патриотического сознания;    Формирование азов  исследовательской деятельности;  Формирование   самосознания,  становления  активной  жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;  Развитие   творческих   и   организаторских   способностей,   предоставление возможности   реализоваться   в   соответствии   со   своими   склонностями   и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;  Формирование   детско­взрослой   совместной   деятельности   на   материале музейной практики;  Освоение нового типа учебных занятий;  Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. Предметом   музейной   педагогики являются   проблемы,   связанные   с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории обучающихся, а также с определением музея в системе учреждения образования. Таким образом,   музейная   педагогика   формируется   на   стыке   музееведения, краеведения, педагогики, психологии.    Ключевыми понятиями музейной педагогики,   определяющими   подходы   к организации деятельности школьного музея, являются: Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной,   исторической   и   художественной   значимостью,   его   можно   в определенных условиях музейно­педагогической деятельности «брать в руки»,«рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ­ символ   определённой   эпохи,   культуры,   определённой   позиции   творца.   Таким образом,   музейный   предмет   выступает   здесь   как   то,   что   значимо   для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет. Мы,  музейные   педагоги,   должны   не   только   сообщать   посетителям   музея определённый   набор   знаний   в   связи   с   находящимися   в   экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому   поиску,   в   некоторых   случаях   играть   роль   посредника   между посетителем и музейным предметом. Метод музейной педагогики проходит  Музейная   экскурсия  –   форма   культурно­ через   музейную   экскурсию. образовательной   деятельности   музея,   основанная   на   коллективном   осмотре музея   под   руководством   специалиста   по   заранее   намеченной   теме   и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется   впечатлениями   и   моторного   характера:   осмотр   с   разных   точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно­ответный   метод,   приёмы   игры,   театрализации   и   продуктивной деятельности ребёнка (применение музейного предмета) Экскурсоводом может быть   каждый,   кто   любит   музей,   умеет   интересно   рассказывать,   стремится   к новым   знаниям.   Подготовка   и   проведение   экскурсии   в   школьном   музее   – непростое   дело.   Оно   требует   настойчивости,   больших   знаний,   специальных навыков.   Подготовка   к   выбору   темы,   составлению   текста   экскурсии   должна проводиться   под   руководством   педагога.    К   проведению   экскурсии   должны быть разработаны специальные требования:  Экскурсию   можно   строить   последовательно   по   отдельным   темам   и вопросам темы;  Содержание   вопроса   должно   раскрываться   путём   показа   и   анализа определённых экспонатов;  Рассказ должен быть интересным и эмоциональным. Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован во всех направлениях деятельности. Так как классическая школа с её классно­урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как,  впрочем,   и  классический  музей  –   на  хранение  культурных  образцов,  то, объединившись,   они   приобретают   новой   качество,   новые   возможности,   новые способы деятельности. В деятельности нашего музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов вучебном   процессе,   обогащение   содержания   работы   новыми   формами, подсказанными   современностью.   Так   появились   музейные   проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.   Например,   взаимодействие   с   уроками   истории,   изобразительного искусства, музыки, литературы и др. Проведение   занятий   требует   дифференцированного   подхода   к   учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность  требований  к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: ­   каждое   посещение   музея   –   это   занятие,   и   оно   должно   иметь   конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; ­ учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; ­   посещать   музей   нужно   после   предварительной   подготовки   и   в   процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; ­ следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; ­ отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; ­   итогом   посещения   музея   должно   быть   самостоятельное   творчество   детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). Школьный   музей   должен   органично   вписываться   в   систему   проводимых мероприятий,   становиться   местом   осуществления   культурно­исторической идентификации,   диалога   времён,   людей   и   музейных   предметов.   Разработав формы работы с обучающимися, мы выстроили образовательное пространство, содержание   которого   движется   по   цепочке   «музей   –   гимназия   –   музей». Наиболее   эффективными   формами   работы   в   рамках   музейной   педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.  К массовым   формам относятся:   театрализованные   экскурсии,   походы, экспедиции,   вечера,   олимпиады,   викторины,   встречи   с   участниками   и   краеведческие   игры, свидетелями   исторических   событий,   школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам. Групповыми   формами работы   являются   кружок,   издание путеводителей,   журналов,   составление   видеофильмов,   презентаций,   создание музейных экскурсионных и индивидуально­образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением.   общество,Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно­ урочной и внеурочной, внеклассной работе. Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов: подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью.   Изучение   традиций   и   быта   изучаемого   народа,   выполнение познавательных   заданий,   написание   научных   работ,   переписку   с   ветеранами, персональные   выставки   учащихся,  разработку   индивидуально­образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, поиск   эпистолярного   и   литературного   материала,   помогающего   ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа. Однако   одна   форма   работы   не   мыслится   без   другой.   Из   массовой   работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.   программы, В   ходе   этой   работы   реализуются   специальные   музейно­образовательные, экскурсионно­выставочная   работа, культуротворческие апробируется музейные   педагогические   технологии.   Задачами   педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:   ­ научить ребёнка видеть историко­культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; ­ формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; ­ формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; ­   развивать   способность   к   эстетическому   созерцанию,   сопереживанию   и наслаждению; ­   формировать   толерантность,   уважение   к   другим   культурам,   их   понимание, принятие. Сверхзадача   музейного   педагога,   или   педагога   занимающегося   музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции   не   стороннего   наблюдателя,   а   заинтересованного   исследователя; позиции   личной   ответственности   в   отношении   к   прошлому,   настоящему   и будущему   наследию;   позиции   не   столько   механического   запоминанияисторического   и   прочего   материала,   а   его   понимания   и   эмоционально­ нравственной оценки. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных   творческих   дел,   технологии   проблемного   и   индивидуального обучения. Если музейный   урок сохраняет   преемственность   с   традиционными   урочными формами  работы,  то  организация  урока  музейной  педагогики  требует   другой формы – детско­взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Урок музейной   педагогики,   как   спектакль,   может   быть   скучным   и   увлекательным, талантливым и заурядным, поэтому в музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь   тоже   важно   расставить   акценты,   показать   самое   важное,   нужное, интересное.  Успехи   музейной   педагогики   связаны,   прежде   всего,   с   тем, насколько   владеет   педагог   умениями   развивать   и   поддерживать познавательные   интересы   детей,   создавать   атмосферу   творчества,   игры, групповой   ответственности.   Характер   педагогической   деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств,   способствующих   эффективному   межличностному   взаимодействию. Музейная педагогика способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического   взаимодействия,   повышение   качества   образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения –   главной   цели   современной   школы,   выполняющей   социальный   заказ общества.  Музей   же должен являться центром научно­методической, опытно­ экспериментальной деятельности всего коллектива школы, с использованием его материалов в учебно­воспитательном процессе.