История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики.
Одежда.docx
НП Центр временного пребывания детей
Музейные встречи
«Одежда»
Подготовила: Апрельская В.В Сургут 2018
Павловопосадский платок История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более
двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать
здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом
Лабзиным и Василием Грязновым в 60х годах девятнадцатого, века через пятьдесят
лет после открытия фабрики.
На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно
модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой
конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на
многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось
не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.
Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале
двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова»
крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных
платков, на котором работало более 2000 работников.
После революции 1917 года предприятие было национализировано и
преобразовано в СтароПавловскую фабрику. На протяжении советского периода
фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и
изделия с «современной» тематикой
(портреты вождей революции,
индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но
постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные
узоры.
Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей
день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами. В
традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и
символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти
орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и
французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в
платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов
– бобов и пейсли (или восточный огурец).
Основные элементы декора павловопосадских платков – обвязку, как и два
века назад делают вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два
часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.
До того, как павловопосадские платки стали неотъемлемой частью народного
костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным
аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского
гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором
дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени
обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и
цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно
хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной
мануфактуры.
Одежда шилась из простых тканей и отличалась простым кроем, но изобилием
украшений, надетых поверх нее: браслеты, бусы, серьги. На моду Древней Руси
оказывали влияние, в первую очередь, климатические условия. Суровая зима,
сравнительно прохладное лето послужили причиной появления закрытых теплых
одежд. Основными занятиями людей было землепашество и скотоводство. Это тоже
определяло стиль одежды.
Основой мужского костюма была рубаха. Как правило, холщовая рубаха
выполняла функции и нижней, и верхней одежды. Ее рукава были вшитыми,
длинными и довольно узкими. Иногда вокруг кисти на рукав надевали зарукавье. В
торжественных случаях сверху одежды – закругленный неширокий воротник,
ожерелье.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие,
длинные, сужающиеся книзу и доходящие до щиколоток штаны. Верхней одеждой
служила свита, которая надевалась через голову. Русские воины надевали
сравнительно короткую кольчугу и шелом. Одежду знати дополнял небольшой
византийскоримский плащ. Основой женского костюма тоже являлась рубаха, которая отличалась от
мужской рубахи длиной. Богатые женщины носили две рубахи – исподнюю и
верхнюю, которую подпоясывали нешироким поясом. Поверх рубахи замужние
женщины обычно надевали юбкупоневу, запахнутую вокруг талии и закрепленную
шнуром. Повседневной одеждой девушек была запона, которая всегда надевалась на
рубаху и подпоясывалась. На праздник поверх поневы и запоны надевали навершник,
сшитый по типу туники.
По традиции замужние женщины покрывали свои волосы прилегающим чепцом
повойником, а сверху надевали платокубрус. Знатные женщины поверх платка еще
носили шапку. Распущенные волосы или косу разрешалось носить лишь незамужним
девушкам. Монгольское иго приостановило на несколько лет экономическое и
культурное развитие Древней Руси. Лишь после освобождения от татаро
монгольского нашествия стал изменяться костюм. Стали появляться новые,
распашные одежды, отрезные в талии. Как следствие влияния монгольского ига в
русском костюме остались некоторые предметы восточного обихода: тюбетейка,
пояса, откидные рукава.
Знатные люди стали надевать несколько одежд, что говорило об их
благосостоянии. Рубаха стала нижней одеждой в костюме знати. Поверх неё обычно
надевали зипун. Для крестьян – это была верхняя одежда, а бояре носили его только
дома. Сверху зипуна обычно надевали кафтан, который обязательно закрывал
колени. Одной из парадных одежд, которую надевали поверх кафтана, была ферязь.
В рукав обычно продевали лишь правую руку, а левый рукав спускали вдоль тела до
земли. Так появилась пословица «работать спустя рукава». Специфической одеждой
была шуба. Ее носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь.
На Руси принято было шить шубы мехом внутрь. Каким бы дорогим не был
мех, он служил лишь подкладкой. Сверху шубу покрывали сукном, парчой или
бархатом. А носили шубу даже летом и даже в помещении. Шубка полюбилась и
женщинам. Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих
тканей и вышивали узорами. С XVI века в моду вошел сарафан из нескольких сшитых
кусков ткани. Царское облачение ничем не отличалось от повседневной одежды
знати. Только в торжественных случаях он облачался в драгоценные одежды, чтобы
поразить заморских послов своей роскошью. Лапти Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими,
теплыми, непромокаемыми.
Музейные встречи «Одежда»
Музейные встречи «Одежда»
Музейные встречи «Одежда»
Музейные встречи «Одежда»
Музейные встречи «Одежда»
Музейные встречи «Одежда»
Музейные встречи «Одежда»
Музейные встречи «Одежда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.