Методическая разработка урока истории по теме «Развитие ювелирного промысла Красносельского района в 19 веке»
Балашова Т.В. сотрудник Красносельского ювелирного интерактивного музея;
Влезько О.Ю. сотрудник Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства;
Мильчакова Г.С. учитель истории и обществознания МКОУ «Дреневская ОШ»;
Смирнов В.Н. сотрудник историко – культурного музея имени Бирюковых
Чернова Н.Н. учитель истории и обществознания МКОУ «Красносельская СОШ»;
Технологическая карта урока
Класс |
9 |
Предмет |
История России. Всеобщая история |
Тема урока |
«Развитие ювелирного промысла Красносельского района в 19 веке» |
Место и роль урока в изучаемой теме |
Урок истории в 9 классе проводится в соответствии с программой Арсентьева Н.М.,Данилова А.А., Курукина И.В. под редакцией Торкунова А.В.. В ходе урока учащиеся обобщают знания о развитии художественной культуры народов России на примере Красносельского ювелирного промысла |
Межпредметные связи |
История, обществознание, искусство |
Тип урока |
Урок – экскурсия с элементами мастер - класса |
Оборудование |
Постоянная экспозиция Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства «История развития ювелирного промысла в Красносельском районе», фотографии столовых приборов семьи Бирюковых, выставка учебных ювелирных изделий Красносельского ювелирного интерактивного музея, экран, ноутбук, презентация, заготовки для изготовления изделия в технике скани, маршрутные листы |
Цель урока |
Сформировать у учащихся представление о развитии Красносельского ювелирного промысла 19 в. |
Задачи |
Учебные: Расширить представления учащихся о роли и вкладе красносельских ювелиров в художественную культуру России; Научить детей приёмам изготовления ювелирного изделия в технике скани; |
Развивающие: Формировать исследовательские компетенции учащихся |
|
Воспитательные: Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к культурному наследию Красносельского района, художественной культуре России |
|
Планируемые результаты |
Формировать исследовательские компетенции учащихся на основе создания сравнительного анализа развития технологий изготовления ювелирных изделий в 19 веке в форме мини – сочинения, интервью, теста (по выбору учащихся);
|
Содержание педагогического взаимодействия |
|
Основные этапы организации учебной деятельности/ деятельность учителей и сотрудников музея |
Деятельность учащихся |
1. Организационный Учитель истории представляет ведущих урока, объясняет выбор места проведения урока (Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства, Красносельский ювелирный интерактивный музей), сообщает необходимую информацию о месте, где будет проходить урок, обращает внимание на правила поведения в музее, необходимость работы в маршрутных листах |
Формулируют правила поведения в музее. Отвечают на вопросы учителя.
|
2. Постановка проблемы, формулирование темы урока, определение цели Слайд 1.«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» Паустовский К. Г. - Каким образом эти слова великого русского писателя можно связать с экспозицией, с местом, где мы находимся сейчас? - Определите, какой исторический период в развитии ювелирного искусства мы будем исследовать сегодня? - Попробуйте сформулировать тему урока. По мере формулировки ответа учащимися открывается 2 слайд с формулировкой темы. - Сформулируйте цель урока По мере формулировки ответа учащимися открывается 3 слайд с формулировкой - Сформулируйте проблему, которую мы будем решать на уроке. По мере формулировки ответа учащимися открывается 4 слайд с формулировкой проблемы.
|
Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: История развития ювелирного промысла относится к художественной культуре Красносельского района, которая, в свою очередь, является частью художественной культуры России 19 века.
Формулируют тему урока, проблему с помощью учителя: «Культурное пространство империи во второй половине XIX века. Художественная культура народов России», « Происходили ли изменения в ювелирном промысле Красносельского района в 19 веке? Если происходили, то какие и в чём?» |
3. Актуализация знаний, составление плана учебной деятельности Учитель формулирует вопросы - В чём состояли главные причины расцвета художественной культуры в России во второй половине 19 века? - Каковы отличительные черты культурного развития этого времени? - Какие направления стали развиваться в искусстве, архитектуре, музыке, театре?
- Каким образом рост крупной промышленности повлиял на развитие художественных промыслов?
Учитель предлагает составить план работы - Что нам надо сделать для того, чтобы определить, какие изменения происходили в ювелирном промысле Красносельского района в 19 веке? |
Предполагаемые ответы, план, составленный в ходе беседы - Во второй половине 19 века развитие художественной культуры народов России происходило под воздействием Великих реформ. - Одной из отличительных черт культурного развития этого времени стало взаимовлияние и взаимообогащение культур народов России, по всей стране возникали театры, музеи, библиотеки, музыкальные общества, основанные на народных традициях, обычаях коренных народов. - В живописи ведущим направлением стало направление критического реализма, в архитектуре господствовал стиль эклектики (смешение различных художественных стилей), в музыке основой произведений становится народное творчество, развивается театр. - Рост крупной промышленности в России сначала привёл к постепенному исчезновению художественных промыслов, но благодаря выставкам, ярмаркам, росту интереса к древним, забытым ремёслам изделия народных мастеров из предметов быта превратились в произведения искусства. - исследование материалов, из которых изготовляли изделия - исследование изменений в направлениях, стилях в ювелирном художественном промысле - исследование технологий изготовления ювелирных изделий - проведение сравнительного анализа по вышеперечисленным направлениям - формулировка вывода |
4. Открытие детьми «нового знания» Учитель предлагает вспомнить цель урока и передаёт слово сотруднику историко – культурного музея имени Бирюковых. Сотрудник музея знакомит учащихся с музейными предметами «Столовые приборы» музейной экспозиции семьи Бирюковых по фотографиям, кратко знакомит с историей этой семьи, затем предлагает учащимся провести сравнительный анализ этих предметов и определить, какой материал использовался при их изготовлении. Учитель предлагает прослушать рассказ о стилях и направлениях русского ювелирного искусства 19 века слайды 8-11 Учитель формулирует вопросы - Вспомните историю развития Российского государства, основные исторические события 19 века и определите, что и как повлияло на изменения художественных стилей в ювелирном искусстве 19 века
Учитель передаёт слово сотруднику Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства Сотрудник музея знакомит детей с развитием ювелирного художественного промысла в Красносельском районе 19 в., рассказывает о технологиях, используемых ювелирами на протяжении 19 века |
Дети сравнивают изображения музейных предметов с предметами экспозиции Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства, заполняют маршрутный лист, отвечают на вопрос музейного сотрудника.
Учащиеся слушают учителя, заполняют маршрутные листы
Предполагаемые ответы: - События 1812 года (Война с Наполеоном), восстание декабристов, Кавказская 1817 – 1864г.г., Крымская война 1853-1856 г.г., Русско – турецкая война 1877-1878 г.г. значительно повлияли на политическое, экономическое положение России, поэтому от помпезного стиля «ампир» с использованием дорогих металлов и драгоценностей ювелиры постепенно переходят к более «бюджетным» вариантам ювелирных изделий.
Учащиеся слушают рассказ, визуально изучают музейные предметы, кратко заполняют маршрутные листы по мере необходимости |
5. Первичное закрепление Учитель предлагает вспомнить тему урока и передаёт слово сотруднику музея: - Какие материалы и художественные стили использовали красносельские ювелиры в 19 веке? Сотрудник музея предлагает учащимся самостоятельно изучить экспозицию и определить, какие материалы и художественные стили использовали красносельские ювелиры в 19 веке, при необходимости консультирует. Сотрудник музея предлагает найти и определить в экспозиции музейный предмет, выполненный в псевдорусском стиле. Учитель предлагает учащимся перейти в интерактивный музей для того, чтобы практически овладеть технологией создания узора в технике скани |
Учащиеся визуально исследуют музейные предметы, выполняют задание, данные записывают в маршрутные листы Учащиеся определяют художественный стиль, отвечают (по желанию) |
6. Самостоятельная работа Сотрудник интерактивного музея знакомит детей с технологией изготовления изделия в технике скани, предлагает самим выполнить узор |
Учащиеся создают изделие в технике скани |
7. Повторение, рефлексия Учитель подводит итоги, предлагает ответить на вопрос - Вспомните цель урока, проблему, которую мы сформулировали в начале урока и скажите, какие выводы можно сделать, исходя из полученной информации на уроке?
- Вспомните цитату Паустовского К.Г., с которой мы начали урок и скажите, что мог иметь ввиду писатель?
-Выберите одну из фраз и закончите её: Сегодня я узнал (а) ……………………. После урока мне захотелось…………… Теперь я могу ………………………….. Меня удивило …………………………. |
Учащиеся делают вывод. Предполагаемые ответы:
В ювелирном промысле Красносельского района в 19 веке произошли изменения: Ювелиры стали чаще использовать для изготовления изделий серебро, изделия выпускали больше религиозной направленности, технология изготовления изделий изменилась незначительно. Искусство – это творческий процесс, требующий от мастера чувств, яркого воображения и разумного отношения к своему творчеству. |
8. Итог урока Учитель истории объясняет домашнее задание: создание сравнительного анализа развития технологий изготовления ювелирных изделий в 19 веке в форме мини – сочинения, интервью, теста (по выбору); |
Записывают задание, задают уточняющие вопросы |
Приложение 1
Маршрутный лист
№ п.п. |
наименование |
деятельность |
1 |
Тема
Цель
Проблема |
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
вывод
|
|
7 |
Домашнее задание
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.