МУЗЕЙНЫЙ УРОК РАЗВИТИЕ ЮВЕЛИРНОГО ПРОМЫСЛА

  • docx
  • 09.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала музейный урок Развитие ювелирного промысла в Красносельском районе 19 век.docx

Методическая разработка урока истории по теме «Развитие ювелирного промысла Красносельского района в 19 веке»

Балашова Т.В. сотрудник Красносельского ювелирного интерактивного музея;

Влезько О.Ю. сотрудник  Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства;

Мильчакова Г.С. учитель истории и обществознания МКОУ «Дреневская ОШ»;

Смирнов В.Н. сотрудник  историко – культурного музея имени Бирюковых

Чернова Н.Н. учитель истории и обществознания МКОУ «Красносельская СОШ»;

Технологическая карта урока

Класс

9

Предмет

История России. Всеобщая история

Тема урока

«Развитие ювелирного промысла Красносельского района в 19 веке»

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок истории в 9 классе проводится в соответствии с программой Арсентьева Н.М.,Данилова А.А., Курукина И.В. под редакцией Торкунова А.В.. В ходе урока учащиеся обобщают знания о развитии художественной культуры народов России на примере Красносельского ювелирного промысла

Межпредметные связи

История, обществознание, искусство

Тип урока

Урок – экскурсия с элементами мастер - класса

Оборудование

Постоянная экспозиция Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства «История развития ювелирного промысла в Красносельском районе», фотографии столовых приборов семьи Бирюковых, выставка учебных ювелирных изделий Красносельского ювелирного интерактивного музея, экран, ноутбук, презентация, заготовки для изготовления изделия в технике скани, маршрутные листы

Цель урока

Сформировать  у учащихся представление о развитии Красносельского ювелирного промысла  19 в.

Задачи

Учебные:

Расширить представления учащихся о роли и вкладе красносельских ювелиров в художественную культуру России;

Научить детей приёмам изготовления ювелирного изделия в технике скани;

Развивающие:

Формировать исследовательские компетенции учащихся

Воспитательные:

Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к культурному наследию Красносельского района, художественной культуре России

Планируемые результаты

Формировать исследовательские компетенции учащихся на основе создания сравнительного анализа развития  технологий изготовления ювелирных изделий в 19 веке в форме мини – сочинения, интервью, теста (по выбору учащихся);

 

 

 

Содержание педагогического взаимодействия

Основные этапы организации учебной деятельности/ деятельность учителей и сотрудников музея

Деятельность учащихся

1.      Организационный

Учитель истории представляет ведущих урока, объясняет выбор места проведения урока (Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства, Красносельский  ювелирный интерактивный музей), сообщает необходимую информацию о месте, где будет проходить урок, обращает внимание на правила поведения в музее, необходимость работы в маршрутных листах

Формулируют правила поведения в музее.

Отвечают на вопросы учителя.

 

2.      Постановка проблемы, формулирование темы урока, определение цели

Слайд 1.«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» 

Паустовский К. Г.

- Каким образом эти слова великого русского писателя можно связать с экспозицией, с местом, где мы находимся сейчас?

- Определите, какой исторический период в развитии ювелирного искусства мы будем исследовать сегодня?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

По мере формулировки ответа учащимися открывается 2 слайд с формулировкой темы.

- Сформулируйте цель урока

По мере формулировки ответа учащимися открывается 3 слайд с формулировкой

- Сформулируйте проблему, которую мы будем решать на уроке.

По мере формулировки ответа учащимися открывается 4 слайд с формулировкой проблемы.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

История развития ювелирного промысла относится к художественной культуре Красносельского района, которая, в свою очередь, является частью художественной культуры России 19 века.

 

Формулируют тему урока, проблему с помощью учителя:

«Культурное пространство империи во второй половине XIX  века. Художественная культура народов России»,

«    Происходили ли изменения в ювелирном промысле Красносельского района в 19 веке?

   Если происходили, то какие и в чём?»

3.      Актуализация знаний, составление плана учебной деятельности

Учитель формулирует вопросы

- В чём состояли главные причины расцвета художественной культуры в России во второй половине 19 века?

- Каковы отличительные черты культурного развития этого времени?

- Какие направления стали развиваться в искусстве, архитектуре, музыке, театре?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Каким образом рост крупной промышленности повлиял на развитие художественных промыслов?

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает составить план работы

- Что нам надо сделать для того, чтобы определить, какие изменения происходили в ювелирном промысле Красносельского района в 19 веке?

Предполагаемые ответы, план, составленный в ходе беседы

- Во второй половине 19 века развитие художественной культуры народов России происходило под воздействием Великих реформ.

- Одной из отличительных черт культурного развития этого времени стало взаимовлияние и взаимообогащение культур народов России, по всей стране возникали театры, музеи, библиотеки, музыкальные общества, основанные на народных традициях, обычаях коренных народов.

- В живописи ведущим направлением стало направление критического реализма, в архитектуре господствовал стиль эклектики (смешение различных художественных стилей), в музыке основой произведений становится народное творчество, развивается театр.

- Рост крупной промышленности в России сначала привёл к постепенному исчезновению художественных промыслов, но благодаря выставкам, ярмаркам, росту интереса к древним, забытым ремёслам  изделия народных мастеров из предметов быта превратились в произведения искусства.

- исследование материалов, из которых изготовляли изделия

- исследование изменений в направлениях, стилях в ювелирном художественном промысле

- исследование технологий изготовления ювелирных изделий

- проведение сравнительного анализа по вышеперечисленным направлениям

- формулировка вывода

4.      Открытие детьми «нового знания»

Учитель предлагает вспомнить цель урока и передаёт слово сотруднику  историко – культурного музея имени Бирюковых.

Сотрудник музея знакомит учащихся с музейными предметами «Столовые приборы» музейной экспозиции семьи Бирюковых по фотографиям, кратко знакомит с историей этой семьи, затем предлагает учащимся провести сравнительный анализ этих предметов и определить, какой материал использовался при их изготовлении.

Учитель предлагает прослушать рассказ о стилях и направлениях русского ювелирного искусства 19 века слайды 8-11

Учитель формулирует вопросы

- Вспомните историю развития Российского государства, основные исторические события 19 века и определите, что и как повлияло на изменения художественных  стилей в ювелирном искусстве 19 века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель передаёт слово сотруднику Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства

Сотрудник музея знакомит детей с развитием ювелирного художественного промысла в Красносельском районе 19 в., рассказывает о технологиях, используемых ювелирами на протяжении 19 века

 

Дети сравнивают изображения музейных предметов с предметами экспозиции Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства, заполняют маршрутный лист, отвечают на вопрос музейного сотрудника.

 

 

Учащиеся слушают учителя, заполняют маршрутные листы

 

 

Предполагаемые ответы:

- События 1812 года (Война с Наполеоном), восстание декабристов, Кавказская 1817 – 1864г.г., Крымская война 1853-1856 г.г., Русско – турецкая война 1877-1878 г.г. значительно повлияли на политическое, экономическое  положение России, поэтому от помпезного стиля «ампир» с использованием дорогих металлов и драгоценностей ювелиры постепенно переходят к более «бюджетным» вариантам ювелирных изделий.

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ, визуально изучают музейные предметы, кратко заполняют маршрутные листы по мере необходимости

5.      Первичное закрепление

Учитель предлагает вспомнить тему урока и передаёт слово сотруднику музея:

- Какие материалы и художественные стили использовали красносельские ювелиры в 19 веке?

Сотрудник музея предлагает учащимся самостоятельно изучить экспозицию и определить, какие материалы и художественные стили использовали красносельские ювелиры в 19 веке, при необходимости консультирует.

Сотрудник музея предлагает найти и определить в экспозиции музейный предмет, выполненный в псевдорусском стиле.

Учитель предлагает учащимся перейти в интерактивный музей для того, чтобы практически овладеть технологией создания  узора в технике скани

 

 

 

 

 

Учащиеся визуально исследуют музейные предметы, выполняют задание, данные записывают в маршрутные листы

Учащиеся определяют художественный стиль, отвечают (по желанию)

6.      Самостоятельная работа

Сотрудник интерактивного музея знакомит детей с технологией изготовления изделия в технике скани, предлагает самим выполнить узор

Учащиеся создают изделие в технике скани

7.      Повторение, рефлексия

Учитель подводит итоги, предлагает ответить на вопрос

- Вспомните цель урока, проблему, которую мы сформулировали в начале урока и скажите, какие выводы можно сделать, исходя из полученной информации на уроке?

 

 

 

 

 

 

- Вспомните цитату Паустовского К.Г., с которой мы начали урок и скажите, что мог иметь ввиду писатель?

 

 

 

 

-Выберите одну из фраз и закончите её:

Сегодня я узнал (а) …………………….

После урока мне захотелось……………

Теперь я могу …………………………..

Меня удивило ………………………….

Учащиеся делают вывод.

Предполагаемые ответы:

 

В ювелирном промысле Красносельского района в 19 веке произошли  изменения:

Ювелиры стали чаще использовать для изготовления изделий серебро, изделия выпускали больше религиозной направленности, технология изготовления изделий изменилась незначительно.

Искусство – это творческий процесс, требующий от мастера чувств, яркого воображения и разумного отношения к своему творчеству.

8.      Итог урока

Учитель истории объясняет домашнее задание:

создание сравнительного анализа развития  технологий изготовления ювелирных изделий в 19 веке в форме мини – сочинения, интервью, теста (по выбору);

 

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Маршрутный лист

№ п.п.

наименование

деятельность

1

Тема

 

Цель

 

 

Проблема

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

вывод

 

 

 

7

Домашнее задание