МУЗЕЙНЫЙ УРОК РАЗВИТИЕ ЮВЕЛИРНОГО ПРОМЫСЛА
Оценка 4.8

МУЗЕЙНЫЙ УРОК РАЗВИТИЕ ЮВЕЛИРНОГО ПРОМЫСЛА

Оценка 4.8
docx
09.09.2020
МУЗЕЙНЫЙ УРОК РАЗВИТИЕ ЮВЕЛИРНОГО ПРОМЫСЛА
музейный урок Развитие ювелирного промысла в Красносельском районе 19 век.docx

Методическая разработка урока истории по теме «Развитие ювелирного промысла Красносельского района в 19 веке»

Балашова Т.В. сотрудник Красносельского ювелирного интерактивного музея;

Влезько О.Ю. сотрудник  Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства;

Мильчакова Г.С. учитель истории и обществознания МКОУ «Дреневская ОШ»;

Смирнов В.Н. сотрудник  историко – культурного музея имени Бирюковых

Чернова Н.Н. учитель истории и обществознания МКОУ «Красносельская СОШ»;

Технологическая карта урока

Класс

9

Предмет

История России. Всеобщая история

Тема урока

«Развитие ювелирного промысла Красносельского района в 19 веке»

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок истории в 9 классе проводится в соответствии с программой Арсентьева Н.М.,Данилова А.А., Курукина И.В. под редакцией Торкунова А.В.. В ходе урока учащиеся обобщают знания о развитии художественной культуры народов России на примере Красносельского ювелирного промысла

Межпредметные связи

История, обществознание, искусство

Тип урока

Урок – экскурсия с элементами мастер - класса

Оборудование

Постоянная экспозиция Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства «История развития ювелирного промысла в Красносельском районе», фотографии столовых приборов семьи Бирюковых, выставка учебных ювелирных изделий Красносельского ювелирного интерактивного музея, экран, ноутбук, презентация, заготовки для изготовления изделия в технике скани, маршрутные листы

Цель урока

Сформировать  у учащихся представление о развитии Красносельского ювелирного промысла  19 в.

Задачи

Учебные:

Расширить представления учащихся о роли и вкладе красносельских ювелиров в художественную культуру России;

Научить детей приёмам изготовления ювелирного изделия в технике скани;

Развивающие:

Формировать исследовательские компетенции учащихся

Воспитательные:

Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к культурному наследию Красносельского района, художественной культуре России

Планируемые результаты

Формировать исследовательские компетенции учащихся на основе создания сравнительного анализа развития  технологий изготовления ювелирных изделий в 19 веке в форме мини – сочинения, интервью, теста (по выбору учащихся);

 

 

 

Содержание педагогического взаимодействия

Основные этапы организации учебной деятельности/ деятельность учителей и сотрудников музея

Деятельность учащихся

1.      Организационный

Учитель истории представляет ведущих урока, объясняет выбор места проведения урока (Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства, Красносельский  ювелирный интерактивный музей), сообщает необходимую информацию о месте, где будет проходить урок, обращает внимание на правила поведения в музее, необходимость работы в маршрутных листах

Формулируют правила поведения в музее.

Отвечают на вопросы учителя.

 

2.      Постановка проблемы, формулирование темы урока, определение цели

Слайд 1.«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» 

Паустовский К. Г.

- Каким образом эти слова великого русского писателя можно связать с экспозицией, с местом, где мы находимся сейчас?

- Определите, какой исторический период в развитии ювелирного искусства мы будем исследовать сегодня?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

По мере формулировки ответа учащимися открывается 2 слайд с формулировкой темы.

- Сформулируйте цель урока

По мере формулировки ответа учащимися открывается 3 слайд с формулировкой

- Сформулируйте проблему, которую мы будем решать на уроке.

По мере формулировки ответа учащимися открывается 4 слайд с формулировкой проблемы.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

История развития ювелирного промысла относится к художественной культуре Красносельского района, которая, в свою очередь, является частью художественной культуры России 19 века.

 

Формулируют тему урока, проблему с помощью учителя:

«Культурное пространство империи во второй половине XIX  века. Художественная культура народов России»,

«    Происходили ли изменения в ювелирном промысле Красносельского района в 19 веке?

   Если происходили, то какие и в чём?»

3.      Актуализация знаний, составление плана учебной деятельности

Учитель формулирует вопросы

- В чём состояли главные причины расцвета художественной культуры в России во второй половине 19 века?

- Каковы отличительные черты культурного развития этого времени?

- Какие направления стали развиваться в искусстве, архитектуре, музыке, театре?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Каким образом рост крупной промышленности повлиял на развитие художественных промыслов?

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает составить план работы

- Что нам надо сделать для того, чтобы определить, какие изменения происходили в ювелирном промысле Красносельского района в 19 веке?

Предполагаемые ответы, план, составленный в ходе беседы

- Во второй половине 19 века развитие художественной культуры народов России происходило под воздействием Великих реформ.

- Одной из отличительных черт культурного развития этого времени стало взаимовлияние и взаимообогащение культур народов России, по всей стране возникали театры, музеи, библиотеки, музыкальные общества, основанные на народных традициях, обычаях коренных народов.

- В живописи ведущим направлением стало направление критического реализма, в архитектуре господствовал стиль эклектики (смешение различных художественных стилей), в музыке основой произведений становится народное творчество, развивается театр.

- Рост крупной промышленности в России сначала привёл к постепенному исчезновению художественных промыслов, но благодаря выставкам, ярмаркам, росту интереса к древним, забытым ремёслам  изделия народных мастеров из предметов быта превратились в произведения искусства.

- исследование материалов, из которых изготовляли изделия

- исследование изменений в направлениях, стилях в ювелирном художественном промысле

- исследование технологий изготовления ювелирных изделий

- проведение сравнительного анализа по вышеперечисленным направлениям

- формулировка вывода

4.      Открытие детьми «нового знания»

Учитель предлагает вспомнить цель урока и передаёт слово сотруднику  историко – культурного музея имени Бирюковых.

Сотрудник музея знакомит учащихся с музейными предметами «Столовые приборы» музейной экспозиции семьи Бирюковых по фотографиям, кратко знакомит с историей этой семьи, затем предлагает учащимся провести сравнительный анализ этих предметов и определить, какой материал использовался при их изготовлении.

Учитель предлагает прослушать рассказ о стилях и направлениях русского ювелирного искусства 19 века слайды 8-11

Учитель формулирует вопросы

- Вспомните историю развития Российского государства, основные исторические события 19 века и определите, что и как повлияло на изменения художественных  стилей в ювелирном искусстве 19 века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель передаёт слово сотруднику Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства

Сотрудник музея знакомит детей с развитием ювелирного художественного промысла в Красносельском районе 19 в., рассказывает о технологиях, используемых ювелирами на протяжении 19 века

 

Дети сравнивают изображения музейных предметов с предметами экспозиции Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства, заполняют маршрутный лист, отвечают на вопрос музейного сотрудника.

 

 

Учащиеся слушают учителя, заполняют маршрутные листы

 

 

Предполагаемые ответы:

- События 1812 года (Война с Наполеоном), восстание декабристов, Кавказская 1817 – 1864г.г., Крымская война 1853-1856 г.г., Русско – турецкая война 1877-1878 г.г. значительно повлияли на политическое, экономическое  положение России, поэтому от помпезного стиля «ампир» с использованием дорогих металлов и драгоценностей ювелиры постепенно переходят к более «бюджетным» вариантам ювелирных изделий.

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ, визуально изучают музейные предметы, кратко заполняют маршрутные листы по мере необходимости

5.      Первичное закрепление

Учитель предлагает вспомнить тему урока и передаёт слово сотруднику музея:

- Какие материалы и художественные стили использовали красносельские ювелиры в 19 веке?

Сотрудник музея предлагает учащимся самостоятельно изучить экспозицию и определить, какие материалы и художественные стили использовали красносельские ювелиры в 19 веке, при необходимости консультирует.

Сотрудник музея предлагает найти и определить в экспозиции музейный предмет, выполненный в псевдорусском стиле.

Учитель предлагает учащимся перейти в интерактивный музей для того, чтобы практически овладеть технологией создания  узора в технике скани

 

 

 

 

 

Учащиеся визуально исследуют музейные предметы, выполняют задание, данные записывают в маршрутные листы

Учащиеся определяют художественный стиль, отвечают (по желанию)

6.      Самостоятельная работа

Сотрудник интерактивного музея знакомит детей с технологией изготовления изделия в технике скани, предлагает самим выполнить узор

Учащиеся создают изделие в технике скани

7.      Повторение, рефлексия

Учитель подводит итоги, предлагает ответить на вопрос

- Вспомните цель урока, проблему, которую мы сформулировали в начале урока и скажите, какие выводы можно сделать, исходя из полученной информации на уроке?

 

 

 

 

 

 

- Вспомните цитату Паустовского К.Г., с которой мы начали урок и скажите, что мог иметь ввиду писатель?

 

 

 

 

-Выберите одну из фраз и закончите её:

Сегодня я узнал (а) …………………….

После урока мне захотелось……………

Теперь я могу …………………………..

Меня удивило ………………………….

Учащиеся делают вывод.

Предполагаемые ответы:

 

В ювелирном промысле Красносельского района в 19 веке произошли  изменения:

Ювелиры стали чаще использовать для изготовления изделий серебро, изделия выпускали больше религиозной направленности, технология изготовления изделий изменилась незначительно.

Искусство – это творческий процесс, требующий от мастера чувств, яркого воображения и разумного отношения к своему творчеству.

8.      Итог урока

Учитель истории объясняет домашнее задание:

создание сравнительного анализа развития  технологий изготовления ювелирных изделий в 19 веке в форме мини – сочинения, интервью, теста (по выбору);

 

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Маршрутный лист

№ п.п.

наименование

деятельность

1

Тема

 

Цель

 

 

Проблема

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

вывод

 

 

 

7

Домашнее задание

 

 

 

 


 

Методическая разработка урока истории по теме «Развитие ювелирного промысла

Методическая разработка урока истории по теме «Развитие ювелирного промысла

Содержание педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

Каким образом рост крупной промышленности повлиял на развитие художественных промыслов?

Каким образом рост крупной промышленности повлиял на развитие художественных промыслов?

Учитель предлагает прослушать рассказ о стилях и направлениях русского ювелирного искусства 19 века слайды 8-11

Учитель предлагает прослушать рассказ о стилях и направлениях русского ювелирного искусства 19 века слайды 8-11

Повторение, рефлексия Учитель подводит итоги, предлагает ответить на вопрос -

Повторение, рефлексия Учитель подводит итоги, предлагает ответить на вопрос -

Приложение 1 Маршрутный лист № п

Приложение 1 Маршрутный лист № п

Домашнее задание

Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2020