В предмете отечественной истории имеются несколько типов учебного материала, которые путём углублённого изучения их содержания и применения традиционных или инновационных методов обучения, способствуют развитию исторического мышления и патриотического воспитания учащихся.
«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Д.С.Лихачев
Основополагающей темой для воспитания патриотизма, нравственным ценностям прошлых поколений на музейном уроке являются события, связанные с Великой Отечественной войной, с историей города и его жителях.
Методическая разработка музейного урока предназначена для учащихся средней школы. На мероприятие отводится 40 минут. Используются материалы школьного музея.
Музейный урок «Их именами названы улицы»
(партизанское движение в годы Великой Отечественной войны)
В предмете отечественной истории имеются несколько типов учебного
материала, которые путём углублённого изучения их содержания и
применения традиционных или инновационных методов обучения,
способствуют развитию исторического мышления и патриотического
воспитания учащихся.
«Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость. Если не будет
корней в родной местности, в родной стороне, то
будет много людей, похожих на иссушенное
растение перекатиполе».
Д.С.Лихачев
Основополагающей темой для воспитания патриотизма, нравственным
ценностям прошлых поколений на музейном уроке являются события,
связанные с Великой Отечественной войной, с историей города и его жителях.
Методическая разработка музейного урока предназначена для учащихся
средней школы. На мероприятие отводится 40 минут. Используются
материалы школьного музея.
Цель: использование возможностей школьного музея для организации
воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и
педагога в рамках образовательного процесса.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Продолжать изучение военной истории родного края;
2. Приобщать учащихся к краеведческой и поисковоисследовательской
деятельности по военноисторической и патриотической тематике;
13. Развивать навыки поисковоисследовательской работы, умение
самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке
научной и политической информации;
4. Формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся.
5. Воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных
ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;
6. Приобщать школьников к социальному опыту, духовным и
нравственным ценностям человечества.
Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного
осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению
связи нового материала с изученным ранее.
Тип учебного занятия: музейный урок
Технология формирование исследовательской культуры учащихся.
Триединая дидактическая цель урока:
Образовательный аспект:
сформировать у учащихся представления о тяготах и лишениях во
время войны;
обеспечить усвоение учащимися краеведческого материала о
личностях;
формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную
научную оценку, активно и последовательно отстаивать свою точку зрения,
умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
Развивающий аспект:
развитие аналитического и креативного мышления на основе
краеведческого материла о роли обыкновенных людей в обеспечении победы в
Великой Отечественной войне;
нравственное развитие учащихся;
2 воспитание культуры умственного труда;
формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество,
умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);
формирование требовательности к себе и другим.
Прогнозируемый результат
В процессе личностнозначимой деятельности учащиеся приобретут
позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями,
необходимыми для жизни в современном обществе.
Оборудование урока: материалы школьного музея.
Эпиграф:
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Виктор Афанасьев
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель истории.
Прошло 70 лет с тех пор, когда закончилась Великая Отечественная
война… Ваше поколение знает о ней только по урокам истории, литературы,
фильмам да рассказам старших. Мы живем под мирным небом, часто сетуя
на жизнь (то не так, это не так), завидуя друг другу (у когото есть крутая
машина, а у меня нет….) и не задумываемся над тем, какой же ценой и
благодаря кому завоевана Великая Победа! К сожалению, участников
Великой Отечественной войны с каждым годом остается всё меньше и
меньше, и не с кем поговорить о том времени, расспросить о том, что их
3волновало, чем они жили в те страшные годы, что двигало их на борьбу с
фашистами…
Новая тема:
Учитель истории.
Посещая в прошлый раз, школьный музей, вы обратили внимание на стенд
«Их именами названы улицы» и на несколько архивных документов.
Сообщение учащейся из актива музея.
Партизанский отряд «Саратовский» Горячеключевского района
Краснодарского края сформирован 8 августа 1942 года из жителей станиц
Саратовской, Суздальской, Бакинской, Мартанской, Кутаисской и др.
населенных пунктов.
Командиром партизанского отряда был Дрыгин Иван Алексеевич,
комиссаром – Замолотов Степан Васильевич. Командир разведки – Горбунов
Илья Тимофеевич.
Дислоцировался партизанский отряд: с августа по сентябрь 1942 года в
Соленой балке, затем до ноября 1942 года в Орловой щели, далее до января
1943 года в Ялтуховой щели.
По данным 31 января 1943 года в списке личного состава отряда
значилось 52 человека.
Боевая деятельность партизанского отряда: засады, нападение на
транспорт противника, диверсионная работа, разведка в тылу.
В результате боевых операций партизанами отряда убито 62 гитлеровца,
уничтожено 10 подвод и 2 грузовые автомашины.
Расформирован отряд 31 января 1943 года.
4 Командиром партизанского отряда был Дрыгин Иван Алексеевич,
комиссаром – Замолотов Степан Васильевич. Командир разведки – Горбунов
Илья Тимофеевич.
Дислоцировался партизанский отряд: с августа по сентябрь 1942 года в
Соленой балке, затем до ноября 1942 года в Орловой щели, далее до января
1943 года в Ялтуховой щели.
По данным 31 января 1943 года в списке личного состава отряда
значилось 52 человека.
Боевая деятельность партизанского отряда: засады, нападение на
транспорт противника, диверсионная работа, разведка в тылу.
В результате боевых операций партизанами отряда убито 62 гитлеровца,
уничтожено 10 подвод и 2 грузовые автомашины.
Расформирован отряд 31 января 1943 года.
Учитель истории.
Война пришла в Горячий Ключ в августе 1942 года. Немцы рвались к
морю, в район Туапсе. Это было одним из важнейших направлений.
1 августа 1942 года немецкая дивизия СС «Викинг» подошла к Горячему
Ключу и стала группироваться в районе Развилки и рыбопитомника.
Оборона Горячего Ключа легла на плечи 56ой и 12ой армий,
в составе которых были: 30ая Иркутская дивизия, 76ая и 81ая морские
стрелковые бригады и др. Наши земляки не сражались в этих дивизиях.
Они защищали свой любимый край, город, поселок.
Для борьбы с фашистами были организованы партизанские отряды,
их на Кубани насчитывалось 86. В Краснодарский куст входили 22 отряда,
в том числе и партизанский отряд «Саратовский», командиром которого был
назначен Дрыгин И.А.
5Отряд был разбит на 3 отделения. Командирами отделений были
Трухан Н.М. и Полищук Т.К., который принимал участие в двух операциях, а
затем был отозван в ст. Шабановскую для наведения общественного порядка
вместе с начальником милиции Ильченко Т.Н. Командиром разведки служил
Горбунов Илья Тимофеевич,а связным отряда был Бендус Павел Петрович.
Сообщение учащейся из актива музея.
Горбунов Илья Тимофеевич родился в 1913 году. Окончил начальную
школу и пошёл работать в колхоз ездовым на лошадях.
В 1933 году ушёл в армию. После армии его взяли работать в милицию
(1936 – 1942 гг.)
Ушёл в партизанский отряд в 1942 году в звании младшего лейтенанта.
Расстелен немцами в 1942 году ст.Бакинской вместе с П.Бендусом и
А.Выродовой.
Похоронен у себя на родине в ст. Черноморской.
Сообщение учащейся из актива музея.
...из воспоминаний Пащенко И.П. – сестры Павла Петровича Бендуса.
«Наша семья приехала в п. Первомайский (табачная бригада №2) из
станицы Линейной Апшеронского районе в 1930г. С начала мама и мы, ее
дети (всего З Павел1914 г. рождения, Анна...г. рождения, Ирина1924 г.
рождения) жили в общежитии 2го отделения Черноморского табак
совхоза, потом купили хатку.
Ещё в ст. Линейной Павел окончил 4 класса, и по довоенным меркам
считался грамотным человеком. От рождения Павел был инвалидом – у
него был горб, по этому его не взяли в армию. Но, несмотря на
инвалидность, Павел был очень трудолюбивым человеком, добрым и
уважительным. Перед Великой Отечественной войной стал работать в
6почтовом отделении п. Первомайского, а до оккупации немцами –
заведующим почтовым отделением и секретарем комсомольской
организации. В тяжелое военное время Павел Бендус был оставлен по
заданию подполье для связи с партизанским отрядом и стал работать в
сапожной мастерской (он хорошо умел ремонтировать обувь)»
Учитель истории.
В начале декабря 1942 года было приказано отряду выйти в тыл
противника в районе ст. Бакинской, Мартанской и табак совхоза №2.
Практически эту задачу могли осуществить Горбунов, Завгородний и Козик
(т.к. все они местные жители), с помощью Бендуса Павла Петровича. Был
разработан план операции. Бендус должен был установить время сбора
предателей и провести группу к месту сбора. Это задание не было выполнено.
И. Горбунов, П. Бендус, И. Завгородний, А. Выродова были арестованы
немцами и подвергнуты жестоким пыткам в ст.
9 декабря 1942 года они были расстреляны.
Бакинской.
В канун юбилея Победы в школе была открыта экспозиция о деятельности
партизанского отряда «Саратовский»
Учитель истории.
Нужно ли нам знать свою историю, свои корни?
(Ответы: чтение, примеры жизни других людей, достойных подражания,
любовь к родине).
Итог урока.
Сегодня мы говорили о героических страницах истории нашей малой
Родины. А сколько таких же смелых и отважных людей погибло в годы
Великой Отечественной войны. Забывать прошлое нельзя, его надо
7увековечивать и рассказывать молодому поколению, какой ценой завоевана их
счастливая жизнь.
Рефлексия.
В результате урока МНЕ бы хотелось продолжить исследовательскую
деятельность в музее потому что…
Важным компонентом данного урока является его эмоциональная
составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать
и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.
В этой связи наиболее актуальной для современного социума и школы
становится задача восстановления образа нравственного человека как
личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на
сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.
8