Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"
Оценка 4.6

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
02.04.2017
Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"
Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста". Исследовательская работа учащихся- краеведов. Из истории лаптей на русском и удмуртском языках. для учащихся национальных школ и учебных заведений. игры можно проводить в любой аудитории, как с малышами так и со взрослыми.
У одной мышки два хвоста.docx
Министерство образования и науки Удмуртской Республики Управление образования Администрации Алнашского района МОУДОД Алнашский Дом детского творчества Музей «История деревень Байтеряковского сельского совета» МБОУ Байтеряковской СОШ  На Республиканский конкурс «История одного экспоната» Музейное занятие У одной мышки два хвоста         Актив школьного музея: Семенова Полина (8 класс),                                                         Дорофеева Кристина(8 класс),                                                           Чернов Денис (6 класс)                           Руководитель школьного музея:                                                          Байтуганова Марина Борисовна   Байтеряково, 2016 Тема музейного занятия: У одной мышки два хвоста Цель занятия:  ознакомить обучающихся с народными играми нашей  местности, в которых реквизитом являются лапти Задачи занятия: ­ ознакомить обучающихся с разными видами лаптей, с народными играми  нашей местности; ­  научить технике выполнения сувенирных лаптей; ­ развивать  ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое  мышление; ­ воспитывать умение работать в коллективе,   любовь к народным играм,  уважительное отношение к  народным традициям, старинным предметам. Методы обучения:  экскурсия, демонстрация наглядного материала,  подвижные игры, практические упражнения, познавательные задания, мастер­ класс. Тип занятия: музейный урок Актуальность: Привитие   уважения,   любви   к   своему   краю,   родному   народу,   бережное отношение   к   народным  традициям,   старинным   предметам  –   эти   задачи актуальны в любом регионе, в любое время. Реквизит и методические материалы: лапти (разных видов), кочедык, кукла, сувенирные лапти, пестерь, лыко,  жетоны (коньдон), карточки со словами, национальные костюмы. Ход занятия: В зале оформлена выставка «У одной мышки два хвоста». Выходят   дети:   девочки   в   сценических   удмуртских   костюмах,   мальчик   в костюме Лопшо Педуня. 1.  Полина.    Добрый день! Денис.   Зечбуресь, гажано эшъёс! Кристина.  Алнашского района.   Мы   ­   юные   экскурсоводы   Музея   Байтеряковской   школы Полина.    Семенова Полина.  Денис.   Чернов Денис.  Кристина.  Дорофеева Кристина. 2.   Полина.      Наш музей называется «История деревень Байтеряковского сельского совета». В нашем музее вы можете заработать необычные жетоны – Коньы,  Коньдон – это денежная единица наших предков­удмуртов, коньы дун – цена белки (показывает жетоны).  Денис.  Отгадайте, друзья, удмуртскую загадку: Одиг шырлэн кык быжыз. У одной мышки два хвоста.  ­ Правильно, это лапоть, кут по­удмуртски. Именно  лапти – кутъёс   будут героями нашего занятия. И мы узнаем, что лапти   в   прошлом   служили   не   только   как   обувь,   но   и   часто использовались в играх и развлечениях удмуртов нашей местности.  Кристина.    В   нашем   музее   собраны   разные   виды   лаптей   деревни 3.   Байтеряково   и   близлежащих   деревень:   рабочие,   праздничные,   детские. (Краткая экскурсия)  4.   Полина.    А сейчас проведем игру «Вопрос­ответ» (за правильный ответ дети получают коньдон): 1)  Как называется внутренняя часть коры липы? (лыко) Кто знает ответ по­ удмуртски, тоже получает коньдон. 2) С какой целью прикрепляли к лаптям вот такие досочки? (чтобы лапти дольше носились и ноги не промокали). 3)  Скажите, как называется этот предмет? (кочедык) 4)  А для чего он применялся? (инструмент для плетения лаптей). 5)   Участники какого популярного в стране ансамбля выступают на сцене в лаптях? («Бурановские бабушки»). 5.  Денис.  Мы сегодня говорим об удмуртских лаптях.  Интересно, кто же из ребят   найдет   спрятанные   слова   в   игре  «Открой   слово»?    (В   этой   игре выигрывают те, кто знает удмуртские слова). лапоть ­ ? (кут) ? (липа) – беризь Береза ­ ? (кызьпу) ? (кочедык) – сиктан Лыко ­ ? (нин) 6. Кристина.  ­Народ сложил много пословиц, поговорок и сказок о лапте. ­ Найдите среди карточек объяснение пословицам. Соедините их в пары. (Собирают пары пословиц) .  «Мы тоже не лыком шиты» ­ Знаем дело и имеем достоинство.  «Ободрал как липку: ­ Взял непомерно высокую цену.  «Обменял ремешок на лыко» ­ Взял плохое вместо хорошего.  «Надрал лыка» ­ Строго расправился.  «Путает, словно кашу в лапти обувает» ­ Путать в деле, разговоре.  «Звонит в лапоть» ­ Человек, который ничего не делает, слоняется туда­сюда.  « Не всякое лыко в строку» ­ Человек, не разборчивый в словах и делах.  «Лапти плетут» ­ Вяло и плохо работать.  ­А кто назовёт сказки, в которых герой­ Лапоть? 7.  Лапти – реквизит для народных игр. Полина.     Лапти в жизни нашего народа играли большую роль: их плели, дарили, продавали, носили как обувь, но и часто использовались лапти в играх и развлечениях детей. Денис.    Друзья,   как   вы   уже   догадались,   я   сегодня   выступаю   в   образе персонажа удмуртских сказок…  Лопшо Педуня. И в моем пестере хранятся эти игры. (Достаёт из пестеря лапоть и название игры). Предлагаю вам поиграть в игру «Кут кутэз»  («Схвати лапоть»). Участвуют   два   игрока.   Садятся   на   стулья,   стоящие   спинками   друг   к другу.   А   под   стульями   лапоть   на   верёвочках.   Кто   первым   по   сигналу наклонится,   схватит   за   верёвочку   и   первым   достанет   лапоть,   тот   и выиграл.  Полина.   (Достаёт   из   пестеря   старый   лапоть   и   название   игры).  Игра «Кушкутэн шудон» («Игра старым лаптём») у удмуртов очень популярна. В эту игру мы играем на переменах, особенно в ноябре, во время месячника удмуртской культуры. Слово кушкут состоит из слов куш, куштиськем, то есть  старый, брошенный  и от слова  кут.  В этой игре использовался уже непригодный для носки лапоть. Игроки   становятся   в   круг,   лицом   к   центру.   Водящий   в   центре раскручивает лапоть за верёвочки, игроки подпрыгивают. Кому попадет лаптём по ногам, тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех продержится в круге.   «Беризь   писэн   шудон»   (игра   липовым   поленом)   в   основном Денис.  привлекала   мальчиков.   Они   состязались   в   ловкости   и   сноровке,   как   бы демонстрируя девочкам свои силы! Приглашаем в круг мальчиков. Создаём круг вокруг полена, стоящего в центре. По сигналу ведущего игроки начинают тягать соседей на полено. Кто своим телом уронит полено, тот выходит из игры. Остаются самые ловкие! Кристина.  быстрее?»).   А   вот   следующая   игра   называется  «Кин   шаплыгес?»   («Кто   Участники встают в круг (лицом к центру). Водящий с лаптём ходит вокруг стоящих. За чьей спиной бросит лапоть, тот вместе с ведущим разбегаются в противоположные стороны   и пытаются занять место игрока.     Кто   не   успел   встать   на   место   игрока,   берет   лапоть   и становиться   ведущим.      В   зимнее   время   года   в   этой   игре   вместо   лаптя использовали варежки или валенки. Полина.  кукол, предметов игры.    Дети   использовали   лапоть   и   в   виде   транспорта,   для   перевозки (Показывают, положив куклу в лапоть.) 8.  Кристина.   В наше время лапоть, как матрёшку, используют в качестве сувенира (Демонстрация экспонатов). Мы  вяжем его из простой пеньковой нитки. Связав сначала полоску на двух спицах, подгибаем один край, прошиваем и выворачиваем. А потом по всему краю провязываем крючком, создавая объёмную форму предмету. В такие лапти обуваем мы и наших кукол. 10.  Денис.  Сегодня на занятии мы  узнали,  что лапти в прошлом  не только самая популярная, недорогая, практичная обувь, но и часто использовались в играх   и   развлечениях   удмуртов   нашей   местности.  У   наших   прабабушек   и прадедушек  в детстве не было покупных игрушек, им приходилось  играть теми предметами, которые применялись в быту. А теперь скажите пожалуйста, почему же лапоть назвали  мышкой с двумя хвостами? (Одиг шырлэн кык быжыз). (Можно сказать, что у лаптя было два предназначения) Кристина.   И в настоящее время на школьных мероприятиях, посвящённых национальной культуре, мы проводим игры с лаптями.  Мы очень будем рады, если наши игры вам понравились, и вы будете их проводить в своих школах.  Полина.    Лапти­сувуниры мы хотим подарить самым активным участникам нашего   занятия   (подсчитываются   коньдоны   у   детей   и   определяются победители) ЛИТЕРАТУРА ИНФОРМАНТЫ, 1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. ­ Ижевск, 1997, с.71­81.       2. Волкова Л.А. О наших предках­хлеборобах. ­ Ижевск, 1996, с.32­43. 3. Лигенко   Н.П.   Нескучное   ремесло   //Памятники   Отечества.   Полное описание России. Удмуртия. –М., 1995, с. 76­80. 4. Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. ­ Ижевск, 1997, с. 57­65. Информаторы 1.Замятина Дария Алексеевна, 1947 г.р., д. Русский Ятцаз Алнашского р­на. 2. Майкова Мария Никифоровна, 1945г.р, .д. Старая Юмья, Алнашского р­на. 3. Прокопьева Анна Николаевна, 1936 г.р., д.Кизеково Алнашского р­на. 4. Пчельникова Лидия  Васильевна, 1939 г.р., д.Байтеряково Алнашского р­на. 5. Чернов Иосиф Васильевич, 1945г.р., д. Старая Юмья, Алнашский р­на. Самоанализ открытого музейного занятия. Музейное занятие проводилось в 5,6, 7 классах. Данное занятие рассчитано на  45 минут. Основная цель занятия ознакомить обучающихся с народными играми нашей местности, в которых реквизитом являются лапти. Были поставлены следующие задачи:  ­ ознакомить обучающихся с разными видами лаптей, с народными играми  нашей местности;­  научить технике выполнения сувенирных лаптей; ­ развивать  ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое  мышление; ­ воспитывать умение работать в коллективе,   любовь к народным играм,  уважительное отношение к  народным традициям, старинным предметам. Мною были использованы следующие  методы обучения:  экскурсия,  демонстрация наглядного материала, подвижные игры, практические  упражнения, познавательные задания, мастер­класс. Тип занятия: музейный урок Актуальность: Привитие   уважения,   любви   к   своему   краю,   родному   народу,   бережное отношение   к   народным  традициям,   старинным   предметам  –   эти   задачи актуальны в любом регионе, в любое время. Реквизит и методические материалы: лапти (разных видов), кочедык, кукла, сувенирные лапти, пестерь, лыко,  липовое полено(беризь пис), жетоны (коньдон), карточки со словами,  национальные костюмы. На занятии сформировалась игровая атмосфера, доброжелательное  соревновательное отношение. Атмосфера, способствующая проявлению  личностных качеств обучающихся. Ведущими были ребята из актива школьного музея. Они провели занятие с  желанием, с интересом! Я, как руководитель, готовила занятие учитывая  возраст , настроение и желание обучающихся. Содержание и формы занятия соответствуют его целям и задачам. Цель занятия была достигнута.

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"

Музейный урок по краеведению "У одной мышки два хвоста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017