Тема :
«Русское
народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас,
да в мастерской».
Цель урока:
Познакомить
учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром русских народных
музыкальных инструментов.
Разучить
и исполнить с учащимися русскую народную песню «Посмотрите как у нас, да в
мастерской»
Задачи:
-
развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом и новом музыкальном
материале;
-
воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;
-
формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
-
создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Тип урока:
Изучение
нового материала.
Оборудование:
Интерактивная
доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме, музыкальные
инструменты: баян, ложки, бубен, треугольники.
Художественно-педагогическая идея урока:
На
основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство,
прочувствование и осмысление выразительного значения наиболее характерных черт
русской музыки в целом, формировать способность учащихся чувствовать красоту
родной земли, прививать уважение к родной истории и гордость за достижения
русской национальной культуры.
Структура урока:
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний учащихся.
III.
Основная часть:
1.
Исполнение.
2.
Слушание.
3.
Работа над новым материалом.
4.
Игра на музыкальных инструментах.
IV.
Итог урока. Рефлексия урока.
Методы и приемы:
словесно-индуктивный
(беседа);
наглядно-дедуктивный
(сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);
частично-поисковый
(импровизация, ассоциативный поиск);
наглядно-слуховой;
метод
побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
создание
эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
Русская
народная хороводная песня» «Тут-то нам побыти»,.
Русская
народная песня «Ой, да пошли девки».
Русская
народная хороводная песня «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Русская народная протяжная лирическая песня «На улице
дождик».
Русская народная плясовая песня «Ой, зима – зима»
Наглядный материал:
Презентация по теме урока, музыкальные инструменты: ложки,
бубен, треугольники, портрет В.В.Андреева.
Оборудование урока: Баян.
Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор.
Ход
урока:
I. Под
русскую народную песню «Тут-то нам побыти», в исполнении учащихся ансамбля
«Жемчужина» МОУ СОШ №25 с УИОП, учащиеся входят в класс и садятся.
II. Учитель:
Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.
II.
И снова у нас в гостях русская народная песня.
Учитель
исполняет (без сопровождения) р.н.п. «Ой, да пошли, девки».
Ребята!
Сейчас прозвучали 2 песни. Прошу вас ответить на вопросы:
1.Что
их объединяет?
2.Как
вы думаете, какие они композиторские или народные?
Ученики:
Слова и музыку сочинил народ. Они напевны и лиричны, исполняются первая с
сопровождением, а вторая без сопровождения.
Учитель:
Верно, это народные песни, первая называется «Тут-то нам побыти», вторая «Ой,
да пошли, девки».
III.
Русская народная песня сопровождает нас всю жизнь. Она помогает в горе и
радости, в труде и на отдыхе. Поэтому сформировались виды народных песен,
некоторые из них перед вами:
Трудовые;
5. Исторические;
Хороводные;
6. Протяжные лирические;
Свадебные;
7. Городские песни;
Былина;
8.Частушки.
Какие
виды народных песен вы можете назвать?
А
к какому виду можно отнести, исполненные мною и ребятами, песни?
Что
можно под них делать?
Правильно,
ребята, можно водить хоровод.
Русская
народная песня самобытна, красочна. Исполняется, как вы наверное обратили
внимание, без музыкального сопровождения или с сопровождением. Какие
музыкальные инструменты помогали ребятам петь?
Ученики:
Ложки, бубен, треугольники, баян.
Учитель: А знаете ли вы, что Василий Васильевич Андреев
(1861- 1918 г.), русский музыкант, виртуоз игры на балалайке, первый
организовал оркестр русских народных инструментов. Он усовершенствовал
балалайку и домру. Когда он создал свой оркестр, то назвал его «Великорусским»,
т.к. они выступали со своим репертуаром даже в Париже, где Василию Васильевичу
Андрееву присвоили звание «Почетного члена Французской академии изящных
искусств». Это было в 1892 году. Они исполняли: обработки русских народных
песен и танцев, переложения произведений русской и зарубежной классической
музыки. В репертуаре свыше 5 тысяч произведений. После смерти Андреева, оркестр
возглавил В.В.Кацан. А с 1977г. Оркестром им. В.В.Андреева руководит В.П.Попов.
Мы же послушаем с вами два музыкальных фрагмента, где оркестр
русских народных инструментов сопровождает пение известных народных
исполнителей: Лидии Руслановой и Евгения Беляева.
Слушание: р.н.п. «На улице дождик» (Лидия Русланова)
р.н.п. «Ой, зима- зима» (Евгений
Беляев)
- к какому виду можно отнести эти песни?
Ученики: протяжная лирическая – «На улице дождик», а «Ой,
зима-
зима» - плясовая.
Учитель: Молодцы! И сейчас мы с вами разучим русскую
народную песню Воронежской области, которая была создана и исполнялась много
лет именно на территории нашего края, «Посмотрите как у нас, да в мастерской».
Но прежде, чем приступить к разучиванию, нам надо разогреть голосовой и
артикуляционный аппарат.
Исполнение попевки «Андрей- воробей».
А теперь внимание песня (разучивание).
Показ партии и разучивание первого куплета, затем второго.
При
усвоении мелодии и темпа песни можно стоя исполнить (вчерновую) русскую
народную песню «Посмотрите как у нас, да в мастерской».
IV. Итог урока:
Ребята,
вы молодцы! Очень хорошо поете.
А скажите пожалуйста:
- только ли русские народные песни и игра на музыкальных
инструментах, считаются русским народным творчеством? Может быть еще можно
отнести какие - то жанры?
Ученики: сказки, изготовление русских народных костюмов,
роспись предметов домашнего быта, строительство избы.
Рефлексия урока.
-
Узнали ли вы что-то новое на уроке?
- Что
вам больше всего понравилось?
- Что
было наиболее трудным?
Скажите,
как называются песни, которые сочинены и исполнены народом?
А
кто может назвать виды народных песен?
А
кто из вас слышал частушки?
И
сейчас мы их послушаем вместе. Спасибо, ребята, я очень рада, что работала
сегодня с вами!
-
Покажите какое у вас настроение после урока.
В
исполнении ансамбля «Жемчужина» звучат «Частушки», учащиеся выходят из класса.