Музыка
Оценка 4.7

Музыка

Оценка 4.7
doc
15.01.2021
Музыка
музыка.doc

Тема :

 «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».

Цель урока:

Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром русских народных музыкальных инструментов.

 Разучить и исполнить с учащимися русскую народную песню «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Задачи:

 - развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом и новом музыкальном материале;

 - воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;

 - формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;

 - создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Оборудование:

Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме, музыкальные инструменты: баян, ложки, бубен, треугольники.

Художественно-педагогическая идея урока:

На основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, прочувствование и осмысление выразительного значения наиболее характерных черт русской музыки в целом, формировать способность учащихся чувствовать красоту родной земли, прививать уважение к родной истории и гордость за достижения русской национальной культуры.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Основная часть:

1. Исполнение.

2. Слушание.

3. Работа над новым материалом.

4. Игра на музыкальных инструментах.

IV. Итог урока. Рефлексия урока.

Методы и приемы:

словесно-индуктивный (беседа);

наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);

частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);

наглядно-слуховой;

метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);

создание эффекта удивления и ситуации успеха.

Музыкальный материал:

Русская народная хороводная песня» «Тут-то нам побыти»,.

Русская народная песня «Ой, да пошли девки».

Русская народная хороводная песня «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Русская народная протяжная лирическая песня «На улице дождик».

Русская народная плясовая песня «Ой, зима – зима»

Наглядный материал:

Презентация по теме урока, музыкальные инструменты: ложки, бубен, треугольники, портрет В.В.Андреева.

Оборудование урока: Баян. Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор.                                                                                                               

                                         Ход урока:

I.     Под русскую народную песню «Тут-то нам побыти», в исполнении учащихся ансамбля «Жемчужина» МОУ СОШ №25 с УИОП, учащиеся входят в класс и садятся.

II.   Учитель: Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.

II.  И снова у нас в гостях русская народная песня.

Учитель исполняет (без сопровождения) р.н.п. «Ой, да пошли, девки».

 Ребята! Сейчас прозвучали 2 песни. Прошу вас ответить на вопросы:

1.Что их объединяет?

2.Как вы думаете, какие они композиторские или народные?

Ученики: Слова и музыку сочинил народ. Они напевны и лиричны,   исполняются первая с сопровождением, а вторая без сопровождения.

Учитель: Верно, это народные песни, первая называется «Тут-то нам побыти», вторая «Ой, да пошли, девки».

III. Русская народная песня сопровождает нас всю жизнь. Она помогает в горе и радости, в труде и на отдыхе. Поэтому сформировались виды народных песен, некоторые из них перед вами:

Трудовые;                                                5. Исторические;

Хороводные;                                           6. Протяжные лирические;

Свадебные;                                              7. Городские песни;

Былина;                                                     8.Частушки.

Какие виды народных песен вы можете назвать?

А к какому виду можно отнести, исполненные мною и ребятами, песни?

Что можно под них делать?

Правильно, ребята, можно водить хоровод.

Русская народная песня самобытна, красочна. Исполняется, как вы наверное обратили внимание, без музыкального сопровождения или с сопровождением. Какие музыкальные инструменты помогали ребятам петь?

Ученики: Ложки, бубен, треугольники, баян.

 

Учитель: А знаете ли вы, что Василий Васильевич Андреев (1861- 1918 г.), русский музыкант, виртуоз игры на балалайке, первый организовал оркестр русских народных инструментов. Он усовершенствовал балалайку и домру. Когда он создал свой оркестр, то назвал его «Великорусским», т.к. они выступали со своим репертуаром даже в Париже, где Василию Васильевичу Андрееву присвоили звание «Почетного члена Французской академии изящных искусств». Это было в 1892 году. Они исполняли: обработки русских народных песен  и танцев, переложения произведений русской и зарубежной классической музыки. В репертуаре свыше 5 тысяч произведений. После смерти Андреева, оркестр возглавил В.В.Кацан. А с 1977г. Оркестром им. В.В.Андреева руководит В.П.Попов.

Мы же послушаем с вами два музыкальных фрагмента, где оркестр русских народных инструментов сопровождает пение известных народных исполнителей: Лидии Руслановой и Евгения Беляева.

Слушание: р.н.п. «На улице дождик» (Лидия Русланова)

                    р.н.п. «Ой, зима- зима» (Евгений Беляев)

 

- к какому виду можно отнести эти песни?

Ученики: протяжная лирическая – «На улице дождик», а «Ой, зима- 

                зима» - плясовая.

Учитель: Молодцы! И сейчас мы с вами разучим русскую народную песню Воронежской области, которая была создана и исполнялась много лет именно на территории нашего края, «Посмотрите как у нас, да в мастерской». Но прежде, чем приступить к разучиванию, нам надо разогреть голосовой и артикуляционный аппарат.

Исполнение попевки «Андрей- воробей».

А теперь внимание песня (разучивание).

Показ партии и разучивание первого куплета, затем второго.

При усвоении мелодии и темпа песни можно стоя исполнить (вчерновую) русскую народную песню «Посмотрите как у нас, да в мастерской».

IV. Итог урока:

Ребята, вы молодцы! Очень хорошо поете.

А скажите пожалуйста:

- только ли русские народные песни и игра на музыкальных инструментах, считаются русским народным творчеством? Может быть еще можно отнести какие - то жанры?

Ученики: сказки, изготовление русских народных костюмов, роспись предметов домашнего быта, строительство избы.

Рефлексия урока.

 - Узнали ли вы что-то новое на уроке?

 - Что вам больше всего понравилось?

 - Что было наиболее трудным?

 

Скажите, как называются песни, которые сочинены и исполнены народом?

А кто может назвать виды народных песен?

А кто из вас слышал частушки?

И сейчас мы их послушаем вместе. Спасибо, ребята, я очень рада, что работала сегодня с вами!

- Покажите какое у вас настроение после урока.

 

В исполнении ансамбля «Жемчужина» звучат «Частушки», учащиеся выходят из класса.

 

                                        


Тема : «Русское народное творчество»

Тема : «Русское народное творчество»

II. Актуализация знаний учащихся

II. Актуализация знаний учащихся

Ход урока: I.

Ход урока: I.

Какие музыкальные инструменты помогали ребятам петь?

Какие музыкальные инструменты помогали ребятам петь?

Показ партии и разучивание первого куплета, затем второго

Показ партии и разучивание первого куплета, затем второго
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021