Русская народная протяжная лирическая песня «На улице дождик».
Русская народная плясовая песня «Ой, зима – зима»
Наглядный материал:
Презентация по теме урока, музыкальные инструменты: ложки, бубен, треугольники, портрет В.В.Андреева.
Оборудование урока: Баян. Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор.
Ход урока:
I. Под русскую народную песню «Тут-то нам побыти», в исполнении учащихся ансамбля «Жемчужина» МОУ СОШ №25 с УИОП, учащиеся входят в класс и садятся.
II. Учитель: Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.
Учитель: А знаете ли вы, что Василий Васильевич Андреев (1861- 1918 г.), русский музыкант, виртуоз игры на балалайке, первый организовал оркестр русских народных инструментов. Он усовершенствовал балалайку и домру. Когда он создал свой оркестр, то назвал его «Великорусским», т.к. они выступали со своим репертуаром даже в Париже, где Василию Васильевичу Андрееву присвоили звание «Почетного члена Французской академии изящных искусств». Это было в 1892 году. Они исполняли: обработки русских народных песен и танцев, переложения произведений русской и зарубежной классической музыки. В репертуаре свыше 5 тысяч произведений. После смерти Андреева, оркестр возглавил В.В.Кацан. А с 1977г. Оркестром им. В.В.Андреева руководит В.П.Попов.
Мы же послушаем с вами два музыкальных фрагмента, где оркестр русских народных инструментов сопровождает пение известных народных исполнителей: Лидии Руслановой и Евгения Беляева.
Слушание: р.н.п. «На улице дождик» (Лидия Русланова)
р.н.п. «Ой, зима- зима» (Евгений Беляев)
- к какому виду можно отнести эти песни?
Ученики: протяжная лирическая – «На улице дождик», а «Ой, зима-
зима» - плясовая.
Учитель: Молодцы! И сейчас мы с вами разучим русскую народную песню Воронежской области, которая была создана и исполнялась много лет именно на территории нашего края, «Посмотрите как у нас, да в мастерской». Но прежде, чем приступить к разучиванию, нам надо разогреть голосовой и артикуляционный аппарат.
Исполнение попевки «Андрей- воробей».
А теперь внимание песня (разучивание).
Показ партии и разучивание первого куплета, затем второго.
А скажите пожалуйста:
- только ли русские народные песни и игра на музыкальных инструментах, считаются русским народным творчеством? Может быть еще можно отнести какие - то жанры?
Ученики: сказки, изготовление русских народных костюмов, роспись предметов домашнего быта, строительство избы.
Рефлексия урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.