« Музыка в семье Веневитиновых»
В детстве Дмитрий Владимирович Веневитинов получил блестящее домашнее музыкальное образование. В 15 лет он прилично играл на фортепиано, владел познаниями в теории музыки, пробовал себя в композиции и это не удивительно, учителем нашего поэта был известный композитор, пианист, дирижер Иосиф Иосифович Геништа. Сын чешского музыканта, он родился в России и всю жизнь прожил здесь, полюбил ее, писал по- русски плавно и нежно, сердцем. Популярны были романсы Геништы, особенно элегия «Погасло дневное светило» на слова А.С. Пушкина (написана к моменту возвращения поэта из ссылки, исполненная в его присутствии в 1826 году Зинаидой Волконской). Среди сочинений Геништы – оперы – водевили «Бальдонские воды», «Сюрприз», поставленные в 1829 году в Большом театре, квартеты, сонаты, пьесы для фортепиано, обработки русских народных песен. Произведения для виолончели (вариации,фантазии,сонаты,ноктюрны) занимали видное место в русской виолончельной музыке 1-й половине 19 века. Геништа чавствовал в создании музыки к водевилям «Опыт артистов, или Авось удастся», совместно с А. Верстовским и Мих. Виельгорским (Большой театр, 1825) и «Старый гусар, или Пажи Фридриха 2», совместно с Л. Маурером, А. Алябьевым,Р.Шольцем(там же,1831). Активно пропагандировал музыку венских классиков, в особенности Людвига Ван Бетховена, и с участием Геништы в России впервые были исполнены фортепианные концерты, оркестровые и камерные сочинения этого композитора. Именно Иосиф Иосифович привил Дмитрию любовь к творчеству этого гениального композитора.
В письме домой Дмитрий пишет: «Я часто думаю о Гениште, скажите ему об этом». Интересуется он и уроками музыки, которые продолжал давать Иосиф Иосифович сестре Софье, просит и в Петербург прислать его произведения. Знал он их, видимо, хорошо и любил, ибо, как сам свидетельствовал, напевал их даже в дороге. Дружба с Дмитрием давала много и самому Гениште, музыковед А. Алексеев пишет «На художественное развитие композитора оказала большое влияние дружба с Д. В. Веневитиновым»
Повзрослев, Дмитрий стал исполнителем и популяризатором фортепианных произведений Бетховена, в частности его сонат, исполнение которых требует высшего исполнительского мастерства. Отсюда можно предположить, что наш поэт был пианистом – виртуозом. В своем письме из Петербурга Михаилу Погодину он пишет «Сонечке скажи, что скоро пришлю ей ноты. Пришлю ей не музыку, а нечто неизъяснимое. У Строгановых слыхал Ленсберна. Он играл сонату Беетговена Ор.31 №1. Адажио из этой сонаты захватило меня, покорило, потрясло силою своего могучего воздействия. Какая это музыка! Какой композитор! Я не нахожу слов, это – мощь. Я представляю себе этого гения необъятной величиной. Мне кажется, этот великий чародей дает миру редкий пример человеческой личности. Я вижу в нем философа – среди музыкантов. Воспоминание об этом чудодее отрывает меня от письма к тебе».
В 1802 году в Петербург приезжает ирландский пианист, композитор и педагог Джон Фильд. Фортепианному мастерству он учился у пианиста и композитора Муцио Клементи в Лондоне. Сопровождая Клементи во время поездки в Россию, Фильд решает остаться жить в Санкт – Петербурге, он постоянно концертирует и дает уроки игры на фортепиано российским музыкантам. Его учениками себя считали: М. Глинка, В. Одоевский, А. Алябьев, А. Гурилев, А. Верстовский, Н. Девитте, А. Грибоедов. Джон Фильд создатель жанра «ноктюрн», автор сонат, вариаций, 7 фортепианных концертов, 18 ноктюрнов. С 1822 года композитор живет в Москве. В это время Дмитрий учиться в университете, ведет активную светскую жизнь. Можно предположить, что талант Фильда не мог не обратить на себя внимание Д. Веневитинова, тем более наш поэт был очень дружен с учениками пианиста – Грибоедовым и Одоевским, которые не уставали восторгаться своим гениальным учителем и, вероятно, им не раз удавалось заманить Дмитрия на концерты великого музыканта.
Начиная с университетского периода, Дмитрий тесно общается с Владимиром Одоевским, с которым знакомится в 1823 году в доме у матушки Александра Грибоедова. Уже в марте этого года Дмитрий с Одоевским организовывают философский кружок «любомудров» - любителей мудрости, где велись беседы и споры о философии и не только, друзья обменивались музыкальным композиторским опытом, обсуждали нотные новинки европейских композиторов, особенно объединяет друзей любовь к творчеству Людвига Ван Бетховена, популяризация его произведений. Именно в это время, Веневитинов раскрывается как музыкальный критик. С уверенностью можно сказать, что музыкально - эстетические взгляды Одоевского формировались под влиянием Д. Веневитинова. В истории русской музыкальной культуры Одоевский сыграет выдающуюся роль - как основоположник русского научного музыкознания, музыкальный критик, музыкант и общественный деятель.
Во время учебы в университете Дмитрий Веневитинов сближается с Александром Грибоедовым, его часто можно встретить в доме матушки Грибоедова, где друзья музицируют на фортепиано в четыре руки. Дмитрий восторгался феноменальными исполнительскими возможностями Александра, его даром импровизации.
В Петербургский период с осени 1826 года Дмитрий Веневитинов посещает музыкальные салоны Антона Дельвига, Владимира Одоевского, Елизаветы, Хитрово, своей дальней родственницы Александры Лаваль. В этих салонах бывает молодой, начинающий композитор Михаил Глинка. Можно предположить, что эти талантливые музыканты встречались там не раз.
Совсем недавно, мы узнали о таланте композитора Дмитрия Веневитинова. В Российской Государственной Библиотеке г. Москвы, в архиве Веневитиновых и Виельгорских была найдена рукопись нот, удивительный музыкальный автограф нашего поэта. Это великолепный вальс, пронизанный светом, молодостью и поэзией.
Можно с уверенностью сказать, что все Веневитиновы обладали незаурядными музыкальными способностями. Подтверждение этого – знаменательная жизнь племянника Дмитрия Михаила Алексеевича Веневитинова. Его дед, граф Михаил Юрьевич Виельгорский, известный в России музыкант и композитор, страстно любил музыку и собирал у себя лучшие силы столицы. Все заграничные музыкальные знаменитости приезжавшие в Петербург, в первую очередь являлись к графу, все считали за особую честь для себя не только быть принятым на его музыкальных вечерах, но и принимать в них участие. Петербургский музыкальный салон Виельгорского называли «Академией изящных искусств», там собирался весь цвет музыкальной жизни, известные европейские музыканты Клара и Роберт Шуман, Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Г. Венявский, Б. Ромберг. Михаил Юрьевич находился в дружеских отношениях с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, М. Глинкой, В. Одоевским и А. Алябьевым. Он оказывал поддержку многим отечественным музыкантам. Достаточно вспомнить его помощь братьям Рубинштейнам. В доме у Виельгорского состоялась первая репетиция оперы Глинки «Жизнь за царя». В истории музыкальной жизни значимы его салоны-концерты, проходившие с декабря 1822 года по апрель 1823 года в курском имении Мих.Виельгорского Луизино. Программы 33 луизинских концертов были посвящены симфоническим произведениям Й.Гайдна, В. Моцарта, Л.Бетховена. Михаил Юрьевич не только крупный музыкальный деятель своей эпохи, но и одаренный композитор. Он получил музыкальное образование под руководством Керубини в Париже, общался с Бетховеном. Автор первой русской симфонии. Перу Михаила Юрьевича Виельгорского принадлежат две симфонии, увертюры, квартет, опера «Цыгане», хоровые произведения, романсы на стихи Пушкина, фортепианные пьесы, тема с вариациями для виолончели с оркестром.
Вернемся к Михаилу Алексеевичу Веневитинову – музыкальный деятель, композитор, музыкальный критик. Один из организаторов Воронежского отделения РМО (1868) и бесплатной музыкальной школы при нем (1870 –е г.) Сотрудничал тесно с Московской консерваторией и дружил с ее директором Николаем Рубинштейном. С 1896 по 1901 годы Михаил Алексеевич возглавлял Румянцевский музей в Москве, в архивы которого передает свою библиотеку, а также коллекции и ценные документы, в частности, ноты сочинений своего деда Михаила Виельгорского и знаменитого дяди Дмитрия Веневитинова. Известен он своими музыкальными статьями: «Ф. Лист и граф Михаил Юрьевич Виельгорский», «Глинка и Мейербер», автор ряда романсов, пьес для струнного оркестра, не оконченной оперы «Ундина».
Сегодня в Каминном зале музея- усадьбы Дмитрия Веневитинова живет музыкальная гостиная. Экскурсанты могут насладиться музыкой русских композиторов первой половины XIX века: Джона Фильда, И. Геништы М. Глинки, А. Грибоедова, В. Одоевского, Д Веневитинова. Для юных посетителей работает проект « Детский музыкальный салон», который дает возможность всестороннего музыкального развития и воспитания гармоничной личности ребенка.
Литература:
1.А.Д. Алексеев Русская фортепианная музыка. М.: АН СССР, 1963, с.74.
2. М.А. Чернышев «В душе неразгаданной думы тая» с.263 – 264.
3.Е. Тынянова, И.И.Геништа, 1941 №2.
4. Л. Гинзбург. История виолончельного искусства. Кн.2. М. 1957,с.472-477.
5. Палий Е.Н. Типы и виды салонов в России 18 – 19 вв.
6. Т. Щербакова Михаил и Матвей Виельгорские М. «Музыка» 1990.
7. В. Одоевский Музыкально –литературное наследие. М. 1956.
8. А. Серов Избранные статьи в 2- х т. М. 1950. Т. 1.
9. Б.Асафьев .Русская музыка. 19-20 века . Л.,1979.
10. В.Стасов Статьи о музыке. В 7-ми томах. М. 1988. Т. 1-4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.