Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и постоянно совершенствуя движения разовьют дошкольников физически.
музыка , как средство здоровьесбережения.docx
Музыка, как средство здоровьесбережения.
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между
всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм
музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух
позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки,
помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения,
разовьют дошкольников физически.
Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего
организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм
влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.
П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие,
сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов
музыки на работоспособность и отдых человека.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь,
способствует выработке вокальнослуховой координации. Правильная поза поющих
регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка,
координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп
музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость,
степень напряжения, амплитуду и направление.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей,
заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное
произведение повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательной
систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением
улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же
развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится
воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами
выразительности.
Таким образом, музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье
ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное
физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей
становится приоритетным направлением в детском саду.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор,
Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в
человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными
и психическими заболеваниями.
Музыкальнооздоровительная работа в детском саду – это организованный
педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих
способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью
формирования полноценной личности ребенка. Система музыкальнооздоровительной работы предполагает использование на
музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий.
Валеологические распевки.
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Игровой массаж.
Пальчиковые игры.
Речевые игры.
Музыкотерапия.
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и
музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать
музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий
позитивный настрой на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым
массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен –
заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями
для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые
игры лучше сопровождать музыкальноритмическими движениями, игрой на детских
музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение интегрированных музыкальновалеологических занятий, Позволяет рассказать
ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила
личной гигиены.
Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает
обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей,
выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию
привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Консультация для родителей
Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него
интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и
слушать?
К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании
правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к
музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем
необязательно. Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке
нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому
же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на
общее развитие и духовный мир ребёнка.
Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но
Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок
подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего
возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не
обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.
Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное
время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера
взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.
Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее
становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в
жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.
Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие
в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются
пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в
детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в
детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду
содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой
деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.
В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному
искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную
отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию
эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет
воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если
ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье
любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда
и он начинает понимать и любить её.
Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся
различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных
впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для
ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского,
«Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти
встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в
жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать
новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие
чувства и настроения несёт в себе.
Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка
помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать
музыку. Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к
музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач,
концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор,
накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах
выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи.
Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью,
образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными
образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя
надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами,
шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается,
вдумывается.
Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми
сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. Большой выбор предлагает
и интернет: здесь можно не только послушать музыку, но и увидеть презентацию её.
Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями,
явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение
для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и
музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети
знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует
музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять
трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают
молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников,
приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению
выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют
сказки, играют в детском оркестре.
Можно порекомендовать передачи ТСТ «Товарищ», «Будильник», выступления
детского коллектива «Задумка», передачи на канале «Культура» и другие. Канал
«Культура» предлагает мультфильмы из серии «Сказки старого пианино», где
классическая музыка сопровождается показом сказки, образ, который навевает музыка.
Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть
и слушать.Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить
фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» такой
просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания,
снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца.
И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для
здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному
восприятию.
Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных
театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже
с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкальнотанцевальные спектакли
коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического
театра».
Музыка , как средство здоровьесбережения.
Музыка , как средство здоровьесбережения.
Музыка , как средство здоровьесбережения.
Музыка , как средство здоровьесбережения.
Музыка , как средство здоровьесбережения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.