Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

=В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.
Иконка файла материала 1.docx
Музыка как средство воспитания экологической культуры  дошкольников в условиях ФГОС В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется  огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё  время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал  особое значение влиянию природы на нравственное развитие  ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского  мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту,  это качество нужно прививать с раннего детства. В  соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования одним из основных условий  построения воспитательно­образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает  возможность избежать мозаичности восприятия, способствует  воссозданию целостной картины мира.   Например, давая детям полное представление о животных,  педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни  человека, а во время организации музыкально­художественной,  продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в  произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а  также с передачей этих образов в творчестве композиторов,  художников. Музыкальное воспитание — это не воспитаниемузыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством  музыки воспитываются положительные качества личности,  доброе отношение к природе родного края, эмоциональная  отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное  влияние на формирование основ общей культуры человека. Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно  организовать по­разному, интересно. Они помогают развить у  детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру  природы. Представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы  не только во время организации познавательно­ исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально­ художественной. При совместном восприятии музыки широко  применяются методы наглядности, такие как рассматривание  иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций  картин художников, а также найти путь к детскому сердцу  помогает метод художественного слова, т. е. читаем с  дошкольниками стихи современных детских поэтов, русских  поэтов­классиков, обсуждаем созвучность поэтических строк  данному музыкальному произведению. Наглядность,  поэтическое слово в совокупности с эмоциональными  пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают  восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с  явлениями природы, ее сезонными изменениями, и  обеспечивают успешный результат. Также в беседах со  старшими дошкольниками предлагается не только высказать  свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением  услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней. Нередко  дошколята выражают свои музыкальные впечатления врисунках. Познакомиться ближе с повадками животных, птиц,  насекомых, с особенностями их образа жизни помогают  различные пластические этюды, музыкально­образные  движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки,  хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся  клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют  не только развитию детского музыкально­двигательного  творчества, но и формированию представлений о роли человека  в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в  городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети  находят различные способы передачи звуков окружающей  природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под  ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  Пальчиковые игры, связанные по тематике с  природой (например, «Гриб­грибок», «Паучок», «Апельсин»  и др.), народные подвижные и хороводные игры ( «Васька­ кот», «Ворон», «Репонька­репка» и мн. др.), а также  музыкально­дидактические игры ( «Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) помогают мне в решении задач  не только музыкального плана (развитие звуко­высотного,  тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического  направления. Содействуя воспитанию экологической культуры  дошкольников, проведено немало праздников, развлечений,  досугов с детьми, а также совместно с их родителями. Это  различные КВНы, турниры, конкурсы, посиделки, марафоны,  театральные постановки (например, праздник «ДеньЗемли», «Весенние посиделки в клубе любителей  природы», «Птицы — наши друзья», «Кто как от дождя  спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн.  др.) Сценарий экологического мероприятия с использованием ИКТ «Сердце природы» Цель: расширять знания детей о взаимосвязи мира природы и  музыки. Задачи: 1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и  заботливом отношении к природе; 2. Развивать творческие способности детей, музыкальный  слух; 3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к  природе, умение видеть и откликаться на красивое в  природном окружении. Ход занятия: Вед: Скажите, ребята, вы любите природу? У тех людей, кто  любит природу, охраняет ее и ценит все ее дары, горячее и  доброе сердце. Как вы думаете, а у природы есть сердце?  Конечно, есть! Видео сердца Земли.Журчит ручеек­это голос сердца природы. Цветут цветы — это  сердце природы надевает красивый наряд. Порхают бабочки —  это значит, что сердцу природы легко и хорошо. Но иногда  сердце природы стучит беспокойно и просит о помощи. Слышится стук сердца. Входит грустный ежик. Вед: Ежик, почему ты такой грустный? Ёж: Вы разве не знаете? Заболело сердце природы! Вот,  смотрите сами! Видео земли со словами. Земля: Я, ребята, природа, сейчас я больна. И в этом, поверьте, лишь ваша вина. Просьба – беде вы моей помогите, Сердце природы скорей полечите! Вед: Что же нам делать? Ребята, слышите, летит ветер! Давайте спросим у него. (Под музыку вбегает ветер.) Ты ответь нам,  сильный ветер, кто нам поможет вылечить сердце нежной  природы? Ветер: Знаю, это музыка! Она лечит и душу, и сердце. Что только есть прекрасного на свете Всё музыка нам может передать. И шум волны, и пенье птиц, и ветер, Про всё она нам может рассказать. То звонкою капелью засмеётся, То вьюгой заметёт, запорошит. Дождём весенним радостно прольётся.Листвою золотою закружит. Ёж: Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое – эта музыка? Расскажите мне скорей! Вед: Ты хочешь узнать, что такое музыка? Так слушай! 1. Птичьи трели — это музыка, И капели – это музыка. Видишь, тучка в небе кружится, Будет музыка дождя. 2. И у ветра, и у солнышка, И у тучки, и у дождика, И у маленького зернышка­ Тоже музыка своя! Еж: Посмотри, ветер, какие нотки нашёл я сегодня в лесу.  Давай попросим детей взять их и сочинить весёлую песенку,  которая должна помочь природе. Ветер: Тогда я буду дирижёром, а все ребята будут хором. Дети разбирают нотки и встают в звукоряд. До: На листочке, на страничке То ли точки, то ли птички. Ре: Все сидят на лесенке И щебечут песенки. Ми: Нот на свете ровно семь, И они известны всем.Фа: До, ре, ми, фа, соль, ля, си – Нотки в гости пригласи. Соль: Семь ребят на лесенке Заиграли песенки. Ля: Ну и мы не отстаём, Громко песню запоём. Си: Песенке весёлой В нотах не сиделось. До: Очень нашей песенке Зазвучать хотелось. Песня «Звуки музыки». 1к. До – воробышка гнездо, Ре – деревья во дворе, Ми – котёнка покорми, Фа – в лесу кричит сова. Соль – играет детвора, Ля – запела вся земля, Си – поём мы для того, Чтобы вновь вернуться в до. 2к. Пусть поёт весенний лес, Тянет ветви до небес, Ручеёк журчит в траве, И растут цветы в росе. Эту песенку весна Сочинила нам сама,Звонко пусть её поёт, Песней радует народ. Ёж: Я теперь знаю, как вылечить сердце природы! Но все же,  где эта музыка живет? Вед: Музыка всюду живет, только прислушаться надо! Я вас,  ребята, приглашаю в лес, чтобы послушать музыку леса. Это  целый мир звуков: шелест листвы, журчание ручейка, пение  птиц. Птицы, звери, ветер, дождь сочиняют музыку для леса. А  музыку для нас сочиняют композиторы. Давайте послушаем,  как изобразил лес великий композитор Антонио Вивальди. Она  называется «Времена года. Весна». Времена года. Весна. Вед: Дети, а вы знаете, кто лечит лес? (Птицы). И самый  главный лесной врач — это птица дятел. Давайте послушаем,  как разговаривает дятел с лесом. Аудиозапись «Стук дятла». 1. У деревьев доктор свой, Не обычный, а лесной, Разговаривает просто Он с берёзой и сосной. 2. Без лекарств и инструмента Он излечит пациента, Прилетел и сел на сук ­ Как здоровье? Тук­тук­тук... Песня «Дятел».1. Целый день всё тук, да тук – Раздаётся странный звук. Мастер дятел так стучит, Сойке домик мастерит. 2. Пёстрый Дятел всем вокруг Славный доктор, добрый друг. Всех вредителей он съест, От врагов очистит лес. Вед: Чтобы дятлу было не скучно в лесу, мы приготовили для  него музыкальный подарок. Игра на музыкальных инструментах. Полечка – видео. Входит Лесовичок. Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Лес открыл для вас ворота настежь, Лес припас для вас свои цветы, Все кругом поет тебе о счастье, Если сам ты полон доброты. Воспитатель: Лесовичок, наши дети добрые и очень любят  природу! Правда, дети? Сценка «Добрые руки». Вед: У наших детей добрые руки. 1. Руки, чтобы строить домики для птиц. 2. Руки, чтобы любить.3. Руки чтобы помогать. 4. Руки, чтобы защищать. Вед: Но иногда некоторые дети неправильно поступают. 1. Руки, которые строили домики, разрушают. 2. Руки, которые любили, причиняют зло. 3. Руки, которые помогали, становятся равнодушными. 4. Руки, которые защищали, обижают. Вед: И мы желаем всем! Пусть наши глаза видят только  прекрасное. Пусть наши уши слышат чаще музыку леса. Пусть  наши сердца всегда любят природу и помогают ей своими  добрыми руками. Лесовичок: Когда зеленеет под солнцем трава, И кружатся в небе веселые птицы, Находятся сами для песен слова И хочется счастьем со всеми делиться! Вед: Мы счастливы! Расцвели цветы, это значит сердце природы надело свой наряд. Закружились птицы­ это значит, что оно  выздоровело. Ребята, так что же это за лекарство, которым мы  вылечили сердце природы? Дети: Музыка! Песня «Мир похож на цветной луг». 1 куплет: Ветер зовёт за собой облака – вдаль, вдаль, вдаль, Если ты друга не встретил пока – жаль, жаль, жаль. Припев: Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг, Друга взять не забудь в путь, другу верным всегда будь.2 куплет: Друг для тебя одолеть сто преград – рад, рад, рад, С другом любая беда – не беда – да, да, да. 3 куплет: Песня не зря собирает друзей – в круг, в круг, в  круг, Сделает хмурый денёк веселей – друг, друг, друг.