Данная статья - это личный опыт педагога, который на практике показывает нужность предмета и его влияние на здоровье подрастающего поколения. Ведь пение, действительно укрепляет наше горло, учит правильно брать дыхание и четко пропевать слова. Слушание музыки "лечит" душу, вызывая разные эмоции. А игра на инструментах - это возвращение к нашим истокам, умение слышать и слушать друг друга.лекция по музыке
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.docx
Здоровьесбережение на уроках музыки.
Учитель музыки: Максимова Марина Юрьевна,
высшая квалификационная категория,
МАОУ «СОШ №112 с углубленным изучением информатики»
укрепления и развития духовного,
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров О.В.)
понимает систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения,
эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.) В словаре С.И.Ожегова под
здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его
полное физическое и психическое благополучие». Согласно определению
Всемирной организации здравоохранения, здоровье это состояние полного
физического, психического и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней или физических дефектов.
Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий
сохранять и укреплять здоровье учащихся?
Урок музыки сам по себе является здоровьесберегающим, т.к. все его
составные части – хоровое и сольное исполнение, слушание произведений,
игра на простых музыкальных инструментах, знакомство с фольклором – все
это не только обогащает духовный мир ребенка, но еще и оздоравливает его.
Рассмотрим подробно, как это происходит.
Непосредственно перед занятиями кабинет проветривается, чтобы ученики
могли дышать свежим воздухом.
Основной формой музыкальной деятельности на моих уроках является
хоровое пение.
С помощью глубокого вдоха, организм обогащается
кислородом. Небольшие распевки активизируют артикуляционный аппарат.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и
более качественное функционирование сердечно сосудистой системы,
поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, мышцы брюшного
пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Активно
занимающиеся пением дети реже болеют простудными заболеваниями.
Обучающиеся стоят во время исполнения песен или упражнений, что дает им
возможность ощущать свободу в движениях, в выражении эмоций.
Следующим этапом является слушание классических произведений.
Дети не только воспринимают звуки, но и сопереживают тому или иному
событию, благодаря которому появилось данное произведение. Уже
неоднократно говорилось о том, что слушание музыки И.С.Баха влияет на математические способности детей, а музыка Моцарта и П.И.Чайковского
просто универсальна…Значит, слушая классическую музыку, мы получаем
положительные эмоции, раскрываем лучшие струны своей души.
Фольклор и игра на элементарных музыкальных инструментах тоже
положительно влияют на организм ребенка. Мои воспитанники занимаются на
деревянных и металлических ложках, развивая чувство ритма, приобщаясь к
культурному наследию русского народа. Играя в группах, дети учатся жить в
коллективе, общаться, дружить, что дает определенный терапевтический
эффект. Музыкальноритмические упражнения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную
перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу,
снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. В фольклоре
тоже есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей
не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой
аппарат. Русские народные костюмы с их цветовым сочетанием и
характерным узором являются своеобразным оберегом и дают
цветотерапевтический эффект.
Сменяя друг друга, следуя одна за другой, формы занятия меняют и
динамические позиции учеников: стоя поют, сидя слушают и анализируют; на
ложках приемы игры тоже разные – стоя на деревянных, сидя на
металлических. Дети при этом не устают и занятия проходят в четком
режиме.
Медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбки
учителя. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и
учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с
ней смотрит на мир и на людей.
Литература:
1. Журнал «Музыка в школе» №3 2005 г.
2. С.И.Ожегова «Словарь русского языка»
3. «Вдохните глубже» Л.С.Зайцева, Москва, 1988г.
Музыка как урок здоровьесбережения
Музыка как урок здоровьесбережения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.