Конспект открытого урока "Мир симфонического оркестра"
Оценка 5

Конспект открытого урока "Мир симфонического оркестра"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
12.01.2017
Конспект открытого урока "Мир симфонического оркестра"
Данный урок был проведён с учащимися 3-го театрального класса (дети 10-11 лет) по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» в Детской школе Искусств, как итоговый в разделе «Музыкальные инструменты». На уроке идёт постоянная смена деятельности, используется дидактический материал, а так-же разные формы работы (фронтальная, индивидуальная, работа в парах).Всё это, а так-же красочная презентация с аудио-приложением, обеспечивает высокую работоспособность обучающихся в течение всего урока.
Конспект открытого урока -Мир симфонического оркестра.docx

 «Мир симфонического оркестра»

         (Конспект открытого урока)

          Тип:   закрепление и расширение знаний.                                                                                                                                       

         Вид: урок-путешествие.

         Форма: нетрадиционная (углубленное проблемное рассмотрение взятой темы; закрепление, повторение ранее пройденного опирается на известные учащимся знания и проводится в форме разнообразной работы учащихся; организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством).

         Класс: 3 театральный                                                                                                               Предмет: «Слушание музыки и музыкальная грамота»                                                                    

         Цель урока: сформировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов симфонического оркестра; закрепить ранее усвоенные знания.

         Задачи урока

         Обучающие:

         - обогатить  и конкретизировать  знания  об  инструментах симфонического оркестра (происхождение, устройство, внешний вид,  тембровая окраска);

          - формировать умение анализировать, сравнивать  инструменты и группы симфонического оркестра;                                                                                                                                                                                                             

           Развивающие:

         - продолжать формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности;     

         - развивать умение работать в малой группе;

          - способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся.

          Воспитательные: 

         - создавать атмосферу для творческой деятельности детей;   

         - продолжать воспитывать чувство уважения к симфонической музыке;

         - воспитывать интерес к изучаемому предмету путем применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.

        

         Методы обучения:

         1. Словесный (слово учителя)

         2. Наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации).            3. Исследовательский (творческие работы:  презентация, буклет, набор карточек, плакат-коллаж и их защита).

         4. Практический (концептуальная таблица, распределение по группам симфонического оркестра, пластическое интонирование).

        

 

        

         Методические приёмы:

         -творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

         - применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;

         - побуждение детей к самоконтролю и самооценке;    

         - образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;

          - юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

         - приёмы  критического мышления.

         Психологические условия на уроке:

         - психологически-комфортная атмосфера;

         -  эмоциональное удовлетворение;

         -  личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

         - учёт индивидуальных особенностей;

          - дифференцированный подход.

        

         Критерии оценки:

         «5» - осмысленные, выразительные ответы, уверенное выполнение заданий, учащийся ориентируется в пройденном материале;

         «4» - осознанное восприятие учебного материала, но учащийся не активен,  допускает ошибки;

         «3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.

         «2» - учащийся не владеет знаниями, его отношение к предмету противоречит эстетическим задачам предмета.

        

         Оборудование: столы, стулья, ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материл (карточки с изображением инструментов, карточки с названием группы симфонического оркестра, концептуальные таблицы для заполнения, цветные карточки для самооценивания).

        

         Планируемые результаты

Личностные:

· осознание необходимости учения;

· владение  адекватной самооценкой;

· умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

 

 

 

Предметные:

· наличие интереса к предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота»;

. умение определять инструменты симфонического оркестра по внешнему виду и тембру; владение основными терминами по данной теме.

 

Познавательные:

· умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя;

· умение сравнивать объекты по нескольким признакам;

· умение устанавливать причинно-следственные связи;

 

Коммуникативные:

· умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения;

· распределение ролей  в группе,  творческое сотрудничество.

 

        

         Музыкальный  материал:

1.     П. И. Чайковский «Тема лебедей» из балета «лебединое озеро»

2.     Л. В. Бетховен - фрагмент  ''Пасторальной симфонии'' 1 часть

3.     А. Вивальди – Весна (из цикла ''Времена года'')

4.     Г. Гендель – «Музыка на воде»

5.     М. Равель «Болеро» 

6.     П. И. Чайковский  - «Танец Феи Драже»       

7.     Н.А. Римский-Корсаков – «Шехерезада»  (часть 1, тема Шехерезады)  (скрипка)

8.     И. С. Бах  - сюита №2 (флейта)

9.     Ф. Шопен – Ноктюрн N2 ми-бемоль (рояль)

10.  К. Сенс - Санс  - «Ископаемые» из сюиты «Карнавал животных» (ксилофон)

11. К. Дмитриеску «Крестьянский танец» (тромбон)

12.  Литавры - звучание инструмента.

13.  Контрабас - звучание инструмента.

14.  Арфа - звучание инструмента.

 

         Структура урока:

 

         1. Орг.  момент. Активизация внимания (1 минута).

         Музыкальное приветствие.

         2. Объявление темы и задач урока (2 минуты).                                                                                                   Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

         3. Основная часть:

         - актуализация опорных знаний учащихся (3 мин);

         Выполнение задания по методу критического мышления.

         - закрепление, расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний по принципу «От  простого – к сложному» (34 минуты).

         В увлекательной форме совершить «путешествие» в страну «Музыка», выполнить задания, защитить групповые продукты поисковой деятельности.

         4. Рефлексия.  Подведение итогов урока. (4 минуты).

         Выяснить и аргументировать оценку знаний учащихся.

         5. Информация о домашнем задании (1 минута).

         Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.     

         Краткое описание:

         Урок проводится в 3 театральном классе в конце I четверти, раздел "Музыкальные инструменты». Работают на уроке в 4-х группах-парах. Урок посвящен  обобщению и закреплению знаний о группах симфонического оркестра, об устройстве и  «тембровой окраске» каждого из них. Учащиеся должны понять, что инструментальный  мир музыки богат и разнообразен, у каждого инструмента свой неповторимый голос, помогающий вносить яркие краски в музыкальную палитру.

Ход урока

         Приложение: презентация «Мир симфонического оркестра»

1.     Организационный момент. Активизация внимания.                                        Учащиеся входят в класс, занимают свои места (4 стола, каждая пара занимает свой стол).

Педагог. Предлагаю начать урок с нашего традиционного музыкального приветствия.

Педагог и учащиеся исполняют «музыкальное приветствие»:

         Музыка, здравствуй (2 раза),

         Музыка, музыка!

         Мир звуков разных, добрых, прекрасных

         Дарит нам музыка!

         Девочки, здравствуйте…(здравствуйте),

         Любители музыки, здравствуйте…(здравствуйте),

         Гости, родители, здравствуйте!

         Здравствуйте, здравствуйте все!

 

2.     Объявление темы и задач урока.

Слайд 1                                                                                                                                                      

         Педагог. В первой четверти  мы с вами знакомились с понятием оркестр, с видами оркестров и подробнее – с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Сегодня у нас итоговый  урок. И его тема - «Мир симфонического оркестра». Потому - что больше всего на наших уроках мы слушаем именно симфоническую музыку, и именно симфоническая музыка обладает неисчерпаемыми изобразительными возможностями.  В ходе урока мы с вами увидим, насколько хорошо вы усвоили знания  об инструментах симфонического оркестра на наших предыдущих уроках, а так - же в ходе своей поисковой деятельности. Как вы можете применять эти знания, как вы умеете творчески мыслить. Мы с вами будем работать как все вместе, так и в группах, а точнее - парах. Каждая пара кратко защитит продукт своей поисковой работы. Я надеюсь, что вы узнали много нового и интересного по этой теме. Кроме ваших групповых мини – продуктов, мы издали общий музыкальный альманах «Из жизни симфонического оркестра», с которым могут ознакомиться все желающие.

         Итак, начнём!

3.     Основная часть. Актуализация опорных знаний учащихся.

         Слайд 2.  Звучит музыка: П. И. Чайковский «Тема лебедей» из балета «Лебединое озеро»                                                                                                                                                   

         Педагог. Представим, что  мы стоим с вами перед огромным зданием со сверкающими буквами «Музыка». Множество дверей в этом дворце под разными вывесками: “Симфоническая музыка”, “Народная музыка”, “Эстрадная музыка”. У каждого входа  толпится народ, – где больше, где меньше. Как вы думаете, из какой двери доносится эта музыка?

         Дети: симфоническая музыка.

         Педагог: А какой оркестр исполняет симфоническую музыку? (симфонический).

         Педагог. Мы должны непременно попасть туда, в мир симфонического оркестра. Но  войти в эту дверь непросто. Сначала  нам нужно  заполнить волшебную «Корзину музыкальных мыслей», которую самый главный враг Музыки  -  Шум опустошил!

         (Приём технологии критического  мышления «Корзина идей …»).       

         Слайд 3. «Корзина музыкальных мыслей». (Идет актуализация имеющегося у детей  опыта и знаний. На экране  - корзина, в которую  условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают о симфоническом  оркестре).

         Педагог. В эту корзину можно сложить любые термины, группы инструментов, участников, в общем любые понятия, связанные с симфоническим оркестром. Так что же мы положим в эту корзину?

         (Предполагаемые ответы: оркестр, дирижер, партитура, пюпитр, симфония…)

         Педагог. Что - ж, не плохо! Теперь наша корзина не пуста!

         Слайд 4. Но перед дверью стоит строгий контролёр Скрипичный Ключ, который должен проверить  ваши знания.

          Блиц-опрос

         Что такое оркестр?

         Самый главный человек в оркестре?

         Ноты, по которым работает дирижёр?

         Какая группа симфонического оркестра самая большая?

         Какие инструменты звучат при вдувании в них воздуха?

          Чем играют на инструментах скрипичной группы?

         Назовите самые большие инструменты симфонического оркестра?

         Как называется специальная подставка для нот?

 

         Педагог: Ура! Вы правильно ответили на все вопросы. И для того, чтобы открылась заветная дверь, осталось совсем немного. Несмотря на то, что в симфоническом оркестре огромное количество музыкальных инструментов, все они разделены на группы. Так вот. Вам нужно распределить все инструменты по группам.         Слайд 5.

         Дидактическая игра «Кто, где  живёт?»

         Педагог. В этом нам поможет игра «Кто, где живёт?» Вы должны выложить на  карточках с названием  группы симфонического оркестра  необходимые инструменты  (каждая пара  выполняет задание за своим столом,  у каждого своя группа инструментов).

         Педагог. Молодцы! Вы замечательно справились со всеми трудностями, стоящими перед нами.

         Слайд 6. А теперь внимание! Слышите?

         Звучит музыка: Л. В. Бетховен - фрагмент  ''Пасторальной симфонии'' 1 часть

         Педагог. Из открывающейся перед нами двери звучат волшебные звуки  симфонической музыки. Мы заходим в дверь и попадаем в мир  симфонического оркестра…

         Слайд 7. Каких только инструментов здесь нет! Все они распределены в строгом порядке. Теперь мы видим, как выглядит симфонический оркестр сегодня.

         А вот интересно узнать, откуда-же и когда появились самые первые  музыкальные инструменты, как они выглядели? Я думаю, в этом нам помогут участники I –й  группы.

         Дети кратко рассказывают о первобытных музыкальных инструментах, используя свою презентацию.

         Педагог. Когда мы слышим игру на каком-нибудь инструменте, музыка пробуждает в нас различные чувства: радость или печаль, тревогу или покой… Каждый инструмент звучит по-своему. Что же помогает инструментам быть такими разнообразными?

         Дети: тембр.

          Педагог. Правильно, тембр! Сегодня мы будем слушать голоса инструментов симфонического оркестра и попытаемся определить их тембр звучания. У каждого инструмента, и даже у каждой группы симфонического оркестра есть свой тембр. Сейчас я предлагаю вам определить целую группу симфонического оркестра по тембровым признакам.

          Звучит: Антонио Вивальди – Весна (из цикла ''Времена года'')

         Педагог. Инструменты какой группы звучали?

         Дети: струнной.

         Педагог. Попрошу об инструментах этой группы рассказать участников II –й  группы.

         Дети кратко рассказывают о струнных инструментах, опираясь на свой буклет.

         Педагог. Слушаем следующий музыкальный фрагмент и определяем группу инструментов.

         Звучит: Георг Фридрих Гендель – Музыка на воде

         Дети: духовые.

         Педагог. Об инструментах этой группы нам расскажут участники III  группы.

         Дети кратко рассказывают о духовых инструментах,  демонстрируя плакат-коллаж.

         Педагог. Ну,  что – же, путешествуем дальше.

         Звучит: М. Равель «Болеро»

         Педагог. Какие инструменты задают очень характерный ритм в этом произведении?

         Дети: ударные.

Педагог. Прослушайте ещё один музыкальный фрагмент.

Звучит: П. И. Чайковский «Танец Феи Драже»

         Педагог. Что – же это за волшебный инструмент, и к какой группе симфонического оркестра он относится?

         Дети: челеста, относится к дополнительным инструментам.

         Об ударных и дополнительных  инструментах нам расскажут участники IV группы.

         Дети кратко рассказывают об ударных и дополнительных инструментах, демонстрируя карточки.

         Педагог. Итак, современный симфонический оркестр — это гигантский звуковой организм, в котором переплетено множество различных голосов.

         Слайд 9. (Приём технологии критического  мышления «Концептуальная таблица»)

         Педагог. Предлагаю каждой группе заполнить таблицу, которая лежит у вас на столах. (Для каждой группы  инструменты в таблице свои).

         Слайд 10. Пластическое интонирование

         Педагог. А сейчас мы с вами послушаем звучание некоторых инструментов,  постараемся их узнать и изобразить.       В этом нам поможет ваше воображение. Вы должны жестами, движениями рук показать тот инструмент, звучание которого вы услышите. Каждой группе достанется по два инструмента.

          (Звучат музыкальные примеры, учащиеся имитируют  игру на них, остальные-узнают и называют).

1.     Н.А. Римский-Корсаков – Шехерезада (часть 1, тема Шехерезады)  (скрипка)

2.     Литавры - звучание инструмента.

3.     И. С. Бах сюита №2 (флейта)

4.     К. Дмитриеску «Крестьянский танец» (тромбон)

5.      Ф. Шопен – Ноктюрн N2 ми-бемоль  (рояль)

6.     Контрабас - звучание инструмента.

7.      Арфа - звучание инструмента.

8.     К. Сенс - Санс «Ископаемые» из сюиты «Карнавал животных» (ксилофон)

 

Рефлексия. Подведение итогов урока.

            Приём технологии критического мышления «Синквейн» (синтез информации и материала в кратких выражениях).

         Слайд 11. Педагог. Наше увлекательное путешествие подходит к концу. Подведём итог. Для этого дадим характеристику симфоническому оркестру по методу Синквейна.

            1.В первой строчке – «Симфонический оркестр».

            2.Вторая строчка – описание симфонического оркестра двумя прилагательными.

            3.Третья строчка – описание  симфонического оркестра  тремя глаголами. 

            4.Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, характеризующая симфонический оркестр.

            5.Последняя строка – синоним или эпитет из одного слова, который выражает суть симфонического оркестра.

         Дети предлагают свои варианты в устной форме. Педагог записывает ответы на доске, затем зачитывает получившуюся характеристику.

         Педагог. Сегодня мы с вами ещё ближе познакомились с симфоническим оркестром. Эти знания нам пригодятся, чтобы лучше понимать язык музыки. Музыка - это тоже речь, в ней есть смысл и чувства.  Хочу пожелать вам, чтобы она стала вашим другом. Теперь я уверена, что в мир симфонического оркестра и симфонической музыки вы не заблудитесь!

         В целом мне понравилось, как вы сегодня работали, оценки за урок вам будут выставлены.  Но сначала хочу попросить вас самих оценить свою работу на уроке и участие в проекте.  Для этого выберите карточку нужного цвета: красный-5, зелёный-4, синий-3.

         Самооценка.

         Информация о домашнем задании.

        Педагог. В завершение изучения данной темы предлагаю вам выполнить ещё два творческих домашних задания. Слайд 12. Первое: сравнить свой тембр голоса, своих родственников с тембрами музыкальных инструментов и записать их в тетрадь.

         1.Голос мамы похож на звучание …

         2.Голос папы похож на звучание…

         3. Голос мой похож на звучание …

         4. Голос бабушки похож на звучание …

         5. Голос дедушки похож на звучание …

         6. Голос брата похож на звучание …

         7. Голос сестры похож на звучание …

     Слайд 13. Педагог. И второе задание остаётся  – это составить кластер по любому инструменту (продемонстрировать уже готовые кластеры).

     Слайд 14.  Педагог. Спасибо большое за вашу работу, спасибо за сотрудничество вашим родителям, которые вам помогали. До новых встреч с музыкой!

         Выход из класса под музыку   Л. Бетховена «Ода  к радости»

 

 

Литература

1.     Алдонина Р.  «Музыка, ее звуки и инструменты» - Издательский дом "Фома" 2011 г. (в электронном виде).

2.     Газарян С. "В мире музыкальных инструментов" - М.: Просвещение 1989 г. (в электронном виде).

3.     Островская Я., Фролова Л. «Музыкальная литература» учебное пособие для ДМШ -  СПб, 2010 г.

4.      Фролов А. «Музыкальная литература» учебник для 3-го класса ДМШ – СПб, 2014 г.

5.     Чулаки  М.  «Инструменты симфонического оркестра» - М, 2000 г. (в электронном виде).

Интернет ресурсы:

http://www.openclass.ru/node/354551

http://dirigent.ru/instrumenti-orkestra.html

http://cl.mmv.ru/orchestra/legni.htm

http://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkii-obzor-instrumentov- simfonicheskogo-         orkestra.html

    http://www.site.dt-ostrova.ru/simfonya.html

    http://www.muz-urok.ru/simf-orkestr.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 -презентация

           

         

                                                                                          

 

 

 

Приложение 2 – карточки

 

 

ГРУППА   СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

ГРУППА  ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

ГРУППА   МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

ГРУППА   УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

ГРУППА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ (ОДИНОЧНЫХ) ИНСТРУМЕНТОВ

 

http://pusk.by/pictures/bse/jpg/0244776249.jpg

http://musiksok.se/INSTRUME/Celesta.gif


 

Скачано с www.znanio.ru

Мир симфонического оркестра» (Конспект открытого урока)

Мир симфонического оркестра» (Конспект открытого урока)

Методические приёмы: -творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации; - применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;…

Методические приёмы: -творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации; - применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;…

Познавательные: · умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; · умение сравнивать объекты по нескольким признакам; · умение устанавливать причинно-следственные связи;

Познавательные: · умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; · умение сравнивать объекты по нескольким признакам; · умение устанавливать причинно-следственные связи;

Выяснить и аргументировать оценку знаний учащихся

Выяснить и аргументировать оценку знаний учащихся

В ходе урока мы с вами увидим, насколько хорошо вы усвоили знания об инструментах симфонического оркестра на наших предыдущих уроках, а так - же в…

В ходе урока мы с вами увидим, насколько хорошо вы усвоили знания об инструментах симфонического оркестра на наших предыдущих уроках, а так - же в…

Блиц-опрос Что такое оркестр?

Блиц-опрос Что такое оркестр?

Сейчас я предлагаю вам определить целую группу симфонического оркестра по тембровым признакам

Сейчас я предлагаю вам определить целую группу симфонического оркестра по тембровым признакам

Слайд 10 . Пластическое интонирование

Слайд 10 . Пластическое интонирование

Третья строчка – описание симфонического оркестра тремя глаголами

Третья строчка – описание симфонического оркестра тремя глаголами

Литература 1. Алдонина

Литература 1. Алдонина

Приложение 1 -презентация

Приложение 1 -презентация

Приложение 2 – карточки ГРУППА

Приложение 2 – карточки ГРУППА

ГРУППА ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

ГРУППА ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

ГРУППА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ (ОДИНОЧНЫХ)

ГРУППА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ (ОДИНОЧНЫХ)

Конспект открытого урока "Мир симфонического оркестра"

Конспект открытого урока "Мир симфонического оркестра"
Скачать файл