Технологическая карта урока развивающего контроля в 5 классе
Бинарный урок (ИЗО и музыка) «Музыка на мольберте. Композитор - художник»
1 час
Дата:_______15 мая 2017 года____________
Класс:__5__________________
Предмет:___ИЗО и музыка_________________________
Учитель:_Злобина Лариса Донатовна и Головнева Татьяна Владимировна_______
Тема:_Музыка на мольберте. Композитор - художник__
Учебник:Учебник Горяева Н. Островская О. «Изобразительное искусство и художественный труд», учебник «Музыка» Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская, «Просвещение», 2015. ФГОС
Тип урока:__Урок развивающего контроля
Цель урока: провести развивающий контроль и самоконтроль сформированности предметных знаний по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» и по теме ИЗО «Иллюстрация как жанр изобразительного искусства», проверить формирование умения осуществлять рефлексию собственной деятельности на основе творческого учебного мини-проекта.
Планируемый результат:
Предметные умения |
Формирование УУД |
|||
|
Личностные |
Метапредметные |
||
Коммуникативные |
Регулятивные |
Познавательные |
||
Получить представления в результате проведения развивающего контроля и самоконтроля о сформированности знаний по представлению о взаимосвязи и о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества М.П.Мусоргского в теоретическом и практическом применении, о сформированности понятий жанра картин и их творческом воплощении. Развивать умение чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов, закреплять понятие «характер», «интонация», «темп», «динамика», «образ».
|
Развитие готовности и способности учащихся к позитивной самооценке и самоуважению; развитие критичности к результатам своей деятельности; развитие готовности к преодолению трудностей; получение возможности представить себя в необычной роли через работу над групповым урочным мини-проектом; Формирование умений работы в группе с одновременной самооценкой и оценкой других участников своей и чужой группы на основе предложенных критериев. |
Строить продуктивное межгрупповое взаимодействие, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь; Использовать при оформлении музыкально-художественного образа приёмы сравнения, анализа, синтеза с учетом предложенного жанра и соответствующего музыкального фрагмента
|
Развитие способности осуществлять целеполагание и планирование при решении учебной задачи; участвовать в диалоге по сформулированной теме, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы, внося необходимые дополнения и изменения на основе адекватного восприятия работы уч-ся в классе. Развитие умения работать в группе, применяя навыки оценки чужого ответа и самооценки.
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия; развитие фантазии и образного восприятия музыки (перевод музыкальной информации в образно-действенную); в том числе творческие действия – воплощение музыкального образа художественно-изобразительными средствами. |
Основные понятия |
Представление о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания музыкальных произведений; |
|||
Ресурсы |
Музыкальный материал («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского), изобразительный ряд: репродукции картин В.А.Гартмана, портрет М.П. Мусоргского; видеоролики по ознакомлению с музыкальными иллюстрациями; материал для самостоятельного творческого воплощения музыкальных иллюстраций; листы оценки работы групп и самооценки, |
|||
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Этапы урока |
Деятельность Учителя |
Деятельность ученика |
Результаты |
1. Мотивационный этап и определение темы урока |
Учитель: вы вошли в класс, распределились по группам и видите, что вокруг вас висят репродукции картин В.Гартмана, портрет композитора Модеста Мусоргского. Кроме того, перед вами два учителя: учитель по музыке и по изобразительному искусству. - Каковы ваши предположения о том, что вы сегодня будете делать на уроке? - Какова тема урока? - Какой изученный материал по музыке и изо вам будет в помощь?
Учитель: - Как вы думаете, с какой целью на сегодняшнем уроке вы будете слушать музыкальные пьесы и их иллюстрировать? - В каких возможных формах вы это будете делать? Не случайно же вы разделены на группы. Имейте в виду, немного нестандартная ситуация ожидает вас. |
Учащиеся уже рассажены по группам в соответствии с примерным равномерным распределением учебных возможностей. Отвечая на вопрос учителя, делают предположения, что на уроке они будут слушать и анализировать музыку М.П.Мусоргского, а также с помощью различных творческих материалов будут иллюстрировать музыкальные фрагменты, используя знания, полученные на занятиях по музыке и ИЗО. Тема урока – « Музыка на мольберте. Композитор - художник» Учащиеся на основе вопросов учителя выдвигают предположения, что основная цель урока – определить настроение и характер музыки и уметь выявлять творческие связи через музыкальные и изобразительные средства, проконтролировать и закрепить сформированность сразу нескольких тем по разным предметам – музыка и ИЗО.
|
Включение в учебный процесс, определение темы и мотивационная подготовительная работа.
Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение, учебно-познавательная мотивация. Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, достижение поставленной цели посредством творческого поиска. Регулятивные УУД: Постановка цели урока и форм работы совместно с учителем и одноклассниками участие в диалоге понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы |
2. Этап актуализации и выявления трудностей |
Учитель: - Сегодня мы вам предлагаем посетить картинную галерею. Для того чтобы туда попасть, нам нужно найти ключ, отпирающий дверь. Этим ключом станут правильные ответы на заданные вопросы. Готовы? Тогда начинаем блиц - опрос 1. Что такое «Сюита»? (Несколько самостоятельных произведений, объединенных одним замыслом) 2.Как, после каких событий появилась сюита? (После смерти художника и архитектора В.Гартмана открылась выставка в память художника. Тогда М.П.Мусоргский и написал сюиту «Картинки с выставки» 3. Сколько произведений в этой сюите? (10 произведений) 4. Как называется художник, рисующий иллюстрации?(иллюстратор) 5 Как называется книга, основанная только на иллюстрациях?(комиксы) Вам сейчас будут предложены 3 видеоролика, каждый из которых содержит музыкальный фрагмент, вы должны не только прослушать, но и найти в нашей галерее репродукцию картины, иллюстрирующую этот фрагмент прослушайте, пожалуйста первый. Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов». - какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм и много украшений) - Верно.
|
Учащиеся отвечают на вопросы блиц-опроса, определяют средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор. |
Познавательные УУД: постановка проблемы, обобщение, синтез, сравнение Коммуникативные УУД: оценивают свои и чужие ответы на поставленные вопросы Личностные: фронтальный опрос, индивидуальная работа |
Учитель: - Прослушайте второй фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках». Определите по характеру музыки персонаж музыкальной пьесы? (Баба Яга) -Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ? (пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания, с завываниями и прыжками) Правильно, так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и вот уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе.
|
Учащиеся отвечают на вопросы о характере музыки, находят репродукцию картины, иллюстрирующую данный фрагмент |
Познавательные УУД: постановка проблемы, обобщение, синтез, сравнение; Коммуникативные УУД: построение речевого монологического высказывания в соответствии с поставленными задачами
|
|
3. Определение цели урока и форм работы. Создание плана по решению проблемы. Осуществление самостоятельной работы на основе задачи творческого уровня. |
Учитель: Вашему вниманию предлагаем третий фрагмент «Богатырские ворота». Какими музыкальными средствами композитор нарисовал эту картин,.(маршевый характер, неторопливый темп, громкое торжественное звучание) Что же выразил в музыкальном образе композитор, (гордость, величие, торжество), а что изображено музыкальной интонацией? (богатырская поступь, колокольные звоны)
|
|
|
Учитель ИЗО предлагает проиллюстрировать предложенные музыкальные пьесы с помощью различных творческих материалов и сообщает, что каждая группа иллюстрирует одну музыкальную пьесу (по выбору) И, учитывая эту роль, группа должна - создать иллюстрацию с помощью предложенных творческих материалов по выбранной ими пьесе На столах : 1. Таблички с указанием пьесы 2. Различные творческие материалы: пастельные мелки, пазл с изображением богатырских ворот, элементы костюма Бабы Яги, театральный грим
Учитель ограничивает примерное время работы группы (7-9 минут) |
Учащиеся в группах получают инструкцию от учителя. Выбирают пьесу и атрибуты для иллюстрации музыкального фрагмента. И через отведённое время представляют «живые» «Картинки с выставки». |
||
4. Рефлексия
|
Учитель предлагает каждой группе представить свою иллюстрацию на фоне звучания выбранной пьесы. После просмотра иллюстраций группы выставляют баллы по критериям в листы. Учитель подводит итоги работы группы на основе собранных листочков. Учитель предлагает оценить каждому работу на уроке и реализацию темы с помощью цветных нот (красных, жёлтых, синих). |
Учащиеся выставляют баллы по критериям, оценивают представленную иллюстрацию каждой группы. Оформляют «листочки» самооценки. |
Личностные УУД: эмпатия, смыслообразование, рефлексия Познавательные УУД: соотнесение собственного представления о характере музыки с изображением его в иллюстрации.
Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД – построение собственного суждения на основе изобразительного воплощения музыкального фрагмента. |
5. Этап домашнего задания |
Учитель предлагает домашнее задание для закрепления результатов: Обучающимся раздаются рамочки для картин, в которых они рисуют иллюстрацию к прослушанному, понравившемуся музыкальному отрывку (по желанию учеников) и поместить их в рамочки. В классе мы устроим свою выставку. |
|
|
Приложение №1
Автор и картина |
Высказывание на видеоролике
|
В.А. Гартман «Балет невылупившихся птенцов»
|
На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» - ученики балетной школы. Они пытаются «летать» - танцевать, но до «звезд» им еще далеко. Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания (вся пьеса записана в скрипичном ключе).
|
В.А. Гартман «Избушка на курьих ножках »
|
|
В.А. Гартман «Богатырские ворота »
|
Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке – «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка к русским народным песням. Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл. |
Приложение №2
Лист оценки работы группы |
|||
Критерии |
Название группы (по картинам) |
Название группы (по картинам) |
Название группы (по картинам) |
|
Баба Яга |
Богатырские ворота |
Балет невылупившихся птенцов |
1. определение характера музыки 2 балла |
|
|
|
2. иллюстративное воплощение музыкальной пьесы 3 балл |
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
Приложение 3
Красный листок |
Жёлтый листок |
На уроке мне было нелегко. Я столкнулся со следующими трудностями: 1. 2. 3 4
|
Урок оставил у меня неоднозначное впечатление. С одной стороны ____________________________ С другой стороны_________________________________________________________ |
Зелёный листок |
|
Мне было интересно на уроке. Я хорошо знал материал и применить это знание в не совсем стандартной ситуации мне понравилось.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.