Музыка на мольберте. Композитор - художник

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока развивающего контроля в 5 классе Бинарный урок (ИЗО и музыка) «Музыка на мольберте. Композитор - художник» Цель урока: провести развивающий контроль и самоконтроль сформированности предметных знаний по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» и по теме ИЗО «Иллюстрация как жанр изобразительного искусства», проверить формирование умения осуществлять рефлексию собственной деятельности на основе творческого учебного мини-проекта.
Иконка файла материала Открытый урок ИЗО и музыка.doc

Технологическая карта урока развивающего контроля в 5 классе

Бинарный урок (ИЗО и музыка) «Музыка на мольберте. Композитор - художник»

1 час

Дата:_______15 мая 2017 года____________

Класс:__5__________________

Предмет:___ИЗО и музыка_________________________

Учитель:_Злобина Лариса Донатовна и Головнева Татьяна Владимировна_______

Тема:_Музыка на мольберте.  Композитор - художник__

Учебник:Учебник Горяева Н. Островская О. «Изобразительное искусство и художественный труд», учебник «Музыка»  Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская, «Просвещение», 2015. ФГОС

Тип урока:__Урок развивающего  контроля

Цель урока: провести развивающий контроль и самоконтроль сформированности предметных знаний по теме «Музыкальная  живопись и живописная музыка» и по теме ИЗО «Иллюстрация  как жанр изобразительного искусства», проверить формирование умения осуществлять рефлексию собственной деятельности на основе творческого учебного  мини-проекта.


 

 

Планируемый результат:

Предметные умения

Формирование УУД

 

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Получить представления в результате проведения развивающего контроля и самоконтроля о сформированности знаний по представлению о взаимосвязи и о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества М.П.Мусоргского в теоретическом и практическом применении, о сформированности понятий жанра картин и их творческом воплощении. Развивать умение чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов, закреплять  понятие «характер», «интонация», «темп», «динамика», «образ».

 

 

 

 

 

Развитие готовности и способности учащихся к позитивной самооценке  и самоуважению; развитие критичности к результатам своей деятельности; развитие готовности к преодолению трудностей;

получение возможности представить себя в необычной роли через работу над групповым урочным мини-проектом;

Формирование умений работы в группе с одновременной самооценкой и оценкой других участников своей и чужой группы на основе предложенных критериев.

Строить продуктивное межгрупповое взаимодействие, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь; Использовать при оформлении музыкально-художественного образа  приёмы сравнения, анализа, синтеза с учетом предложенного жанра и соответствующего музыкального фрагмента

 

Развитие способности осуществлять целеполагание и планирование при решении учебной задачи;

участвовать в диалоге по сформулированной теме,  понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы, внося необходимые дополнения и изменения на основе адекватного восприятия работы уч-ся в классе. Развитие умения работать в группе, применяя навыки оценки чужого ответа и самооценки.

 

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия;  развитие фантазии и образного восприятия музыки  (перевод музыкальной информации в образно-действенную); в том числе творческие действия – воплощение музыкального образа художественно-изобразительными средствами.

Основные понятия

Представление о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания музыкальных произведений; 

Ресурсы

Музыкальный материал («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»  М.П.Мусоргского),  изобразительный ряд: репродукции картин В.А.Гартмана,  портрет М.П. Мусоргского; видеоролики по ознакомлению с музыкальными иллюстрациями; материал для  самостоятельного творческого воплощения музыкальных иллюстраций; листы оценки работы групп и самооценки,

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

 


 

Этапы урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

ученика

Результаты

1. Мотивационный этап и определение темы урока

Учитель: вы вошли в класс, распределились по группам и видите, что вокруг вас висят репродукции картин В.Гартмана, портрет композитора Модеста Мусоргского. Кроме того, перед вами два учителя: учитель по музыке и по изобразительному искусству.

- Каковы ваши предположения о том, что вы сегодня будете делать на уроке?

- Какова тема урока?

- Какой изученный материал по музыке  и изо вам будет в помощь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- Как вы думаете, с какой целью на сегодняшнем уроке вы будете слушать музыкальные пьесы и их иллюстрировать?

- В каких возможных формах вы это будете делать? Не случайно же вы разделены на группы. Имейте в виду, немного нестандартная ситуация ожидает вас.

Учащиеся уже рассажены по группам в соответствии с примерным равномерным распределением учебных возможностей.

Отвечая на вопрос учителя, делают предположения, что на уроке они будут слушать и анализировать музыку М.П.Мусоргского,  а также с помощью различных творческих материалов будут иллюстрировать музыкальные фрагменты, используя  знания, полученные  на занятиях по музыке и ИЗО.

Тема урока – « Музыка на мольберте. Композитор - художник» Учащиеся на основе вопросов учителя выдвигают предположения, что основная цель урока – определить настроение и характер музыки и уметь  выявлять творческие связи через музыкальные и  изобразительные средства, проконтролировать и закрепить сформированность сразу нескольких тем по разным предметам –  музыка и ИЗО.

 

 

Включение в учебный процесс, определение темы и мотивационная подготовительная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение, учебно-познавательная мотивация.

Познавательные УУД:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия; 

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,  достижение поставленной цели посредством творческого поиска.

Регулятивные УУД:

Постановка цели урока и форм работы совместно с учителем и одноклассниками

участие в диалоге понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы

2. Этап актуализации и выявления трудностей

Учитель:

- Сегодня мы вам предлагаем посетить картинную галерею. Для того чтобы туда попасть, нам нужно найти ключ,  отпирающий дверь. Этим ключом станут правильные ответы на заданные вопросы. Готовы? Тогда начинаем блиц - опрос

1. Что такое «Сюита»? (Несколько самостоятельных произведений, объединенных одним замыслом)

2.Как, после каких событий появилась сюита? (После смерти художника и архитектора В.Гартмана  открылась выставка в память художника. Тогда М.П.Мусоргский и написал сюиту «Картинки с выставки»

3. Сколько произведений в этой сюите? (10 произведений)

4. Как называется художник, рисующий иллюстрации?(иллюстратор)

5 Как называется книга, основанная только на иллюстрациях?(комиксы)

Вам сейчас будут предложены 3 видеоролика, каждый из которых содержит  музыкальный фрагмент, вы должны не  только прослушать, но и найти в нашей галерее  репродукцию картины, иллюстрирующую этот фрагмент прослушайте,  пожалуйста  первый.

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».

 - какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм и много украшений)

- Верно.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы блиц-опроса, определяют средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор.

Познавательные УУД: постановка проблемы, обобщение, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оценивают свои и чужие ответы на поставленные вопросы

Личностные:

фронтальный опрос, индивидуальная работа

Учитель:

- Прослушайте второй фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».

Определите по характеру музыки персонаж музыкальной пьесы? (Баба Яга)

-Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ? (пьеса начинается

тихо, а потом доходит до очень громкого  звучания, с завываниями и прыжками)

Правильно, так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и вот уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы о характере музыки, находят репродукцию картины, иллюстрирующую данный фрагмент

Познавательные УУД: постановка проблемы, обобщение, синтез, сравнение;

Коммуникативные УУД:  построение речевого монологического высказывания в соответствии с поставленными задачами

 

 

 

 

 

 

3. Определение цели урока и форм работы.

Создание плана по решению проблемы. Осуществление самостоятельной работы на основе задачи творческого уровня.

Учитель:

Вашему вниманию предлагаем  третий фрагмент «Богатырские ворота». Какими музыкальными средствами композитор нарисовал эту картин,.(маршевый характер, неторопливый темп, громкое торжественное звучание) Что же выразил в музыкальном образе композитор, (гордость, величие, торжество), а что изображено музыкальной интонацией? (богатырская поступь, колокольные звоны)

 

 

 

 

 

Учитель  ИЗО предлагает проиллюстрировать предложенные музыкальные пьесы с помощью различных творческих материалов и  сообщает, что каждая группа иллюстрирует одну музыкальную пьесу (по выбору)

 И, учитывая эту роль, группа должна

- создать иллюстрацию с помощью предложенных творческих материалов  по выбранной ими пьесе

На столах :

1.     Таблички с указанием пьесы

2.     Различные творческие материалы: пастельные мелки, пазл с изображением богатырских ворот, элементы костюма Бабы Яги, театральный грим

 

Учитель ограничивает примерное время работы группы (7-9  минут)

Учащиеся в группах получают инструкцию от учителя. Выбирают пьесу и атрибуты  для иллюстрации музыкального фрагмента. И через отведённое время представляют «живые» «Картинки с выставки».

4. Рефлексия

 

Учитель предлагает  каждой группе представить свою иллюстрацию на фоне звучания выбранной пьесы. После просмотра  иллюстраций  группы выставляют  баллы по критериям в листы.

Учитель подводит итоги работы группы на основе собранных листочков.

Учитель предлагает оценить каждому работу на уроке и реализацию темы с помощью цветных нот (красных, жёлтых, синих).

Учащиеся выставляют баллы по критериям, оценивают представленную иллюстрацию каждой группы.

Оформляют «листочки» самооценки.

Личностные УУД:

эмпатия, смыслообразование, рефлексия

Познавательные УУД: соотнесение собственного представления о характере музыки с изображением его в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД:

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД – построение собственного суждения на основе изобразительного воплощения музыкального фрагмента.

5. Этап домашнего задания

Учитель предлагает домашнее задание для закрепления результатов:

Обучающимся раздаются рамочки для картин, в которых они рисуют иллюстрацию к прослушанному, понравившемуся музыкальному отрывку (по желанию учеников) и поместить их в рамочки. В классе мы устроим свою выставку.

 

 


 

Приложение №1

 

Автор и картина

Высказывание на видеоролике

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

В.А. Гартман

                     «Балет невылупившихся птенцов»

 

 

На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» - ученики балетной школы. Они пытаются «летать» - танцевать, но до «звезд» им еще далеко.

Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания (вся пьеса записана в скрипичном ключе).

 

 

 

 

 

В.А. Гартман

                     «Избушка на курьих ножках »

 

 


 «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, баба-яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе ко всем чертям собачьим, погоняя их помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Гартман

                     «Богатырские ворота »

 

Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке – «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка к русским народным песням. Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.

 


 

Приложение №2

 

Лист оценки работы группы

Критерии

Название группы

 (по картинам)

Название    группы

 (по картинам)

Название группы (по картинам)

 

Баба Яга

Богатырские ворота

Балет невылупившихся птенцов

1.

определение характера музыки

2 балла

 

 

 

2. иллюстративное воплощение музыкальной пьесы

3 балл

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 


 

Приложение 3

Красный листок

Жёлтый листок

На уроке мне было нелегко.

Я столкнулся со следующими трудностями:

1.

2.

3

4

 

Урок оставил у меня неоднозначное впечатление.

С одной стороны ____________________________

С другой стороны_________________________________________________________

 

Зелёный листок

 

Мне было интересно на уроке. Я хорошо знал материал и применить это знание в не совсем стандартной ситуации мне понравилось.

 

 

 

 

 


Посмотрите также