Музыка на мольберте. Композитор - художник
Оценка 4.8

Музыка на мольберте. Композитор - художник

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
5 кл
04.06.2017
Музыка на мольберте. Композитор - художник
Технологическая карта урока развивающего контроля в 5 классе Бинарный урок (ИЗО и музыка) «Музыка на мольберте. Композитор - художник» Цель урока: провести развивающий контроль и самоконтроль сформированности предметных знаний по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» и по теме ИЗО «Иллюстрация как жанр изобразительного искусства», проверить формирование умения осуществлять рефлексию собственной деятельности на основе творческого учебного мини-проекта.
Открытый урок ИЗО и музыка.doc

Технологическая карта урока развивающего контроля в 5 классе

Бинарный урок (ИЗО и музыка) «Музыка на мольберте. Композитор - художник»

1 час

Дата:_______15 мая 2017 года____________

Класс:__5__________________

Предмет:___ИЗО и музыка_________________________

Учитель:_Злобина Лариса Донатовна и Головнева Татьяна Владимировна_______

Тема:_Музыка на мольберте.  Композитор - художник__

Учебник:Учебник Горяева Н. Островская О. «Изобразительное искусство и художественный труд», учебник «Музыка»  Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская, «Просвещение», 2015. ФГОС

Тип урока:__Урок развивающего  контроля

Цель урока: провести развивающий контроль и самоконтроль сформированности предметных знаний по теме «Музыкальная  живопись и живописная музыка» и по теме ИЗО «Иллюстрация  как жанр изобразительного искусства», проверить формирование умения осуществлять рефлексию собственной деятельности на основе творческого учебного  мини-проекта.


 

 

Планируемый результат:

Предметные умения

Формирование УУД

 

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Получить представления в результате проведения развивающего контроля и самоконтроля о сформированности знаний по представлению о взаимосвязи и о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества М.П.Мусоргского в теоретическом и практическом применении, о сформированности понятий жанра картин и их творческом воплощении. Развивать умение чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов, закреплять  понятие «характер», «интонация», «темп», «динамика», «образ».

 

 

 

 

 

Развитие готовности и способности учащихся к позитивной самооценке  и самоуважению; развитие критичности к результатам своей деятельности; развитие готовности к преодолению трудностей;

получение возможности представить себя в необычной роли через работу над групповым урочным мини-проектом;

Формирование умений работы в группе с одновременной самооценкой и оценкой других участников своей и чужой группы на основе предложенных критериев.

Строить продуктивное межгрупповое взаимодействие, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь; Использовать при оформлении музыкально-художественного образа  приёмы сравнения, анализа, синтеза с учетом предложенного жанра и соответствующего музыкального фрагмента

 

Развитие способности осуществлять целеполагание и планирование при решении учебной задачи;

участвовать в диалоге по сформулированной теме,  понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы, внося необходимые дополнения и изменения на основе адекватного восприятия работы уч-ся в классе. Развитие умения работать в группе, применяя навыки оценки чужого ответа и самооценки.

 

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия;  развитие фантазии и образного восприятия музыки  (перевод музыкальной информации в образно-действенную); в том числе творческие действия – воплощение музыкального образа художественно-изобразительными средствами.

Основные понятия

Представление о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания музыкальных произведений; 

Ресурсы

Музыкальный материал («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»  М.П.Мусоргского),  изобразительный ряд: репродукции картин В.А.Гартмана,  портрет М.П. Мусоргского; видеоролики по ознакомлению с музыкальными иллюстрациями; материал для  самостоятельного творческого воплощения музыкальных иллюстраций; листы оценки работы групп и самооценки,

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

 


 

Этапы урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

ученика

Результаты

1. Мотивационный этап и определение темы урока

Учитель: вы вошли в класс, распределились по группам и видите, что вокруг вас висят репродукции картин В.Гартмана, портрет композитора Модеста Мусоргского. Кроме того, перед вами два учителя: учитель по музыке и по изобразительному искусству.

- Каковы ваши предположения о том, что вы сегодня будете делать на уроке?

- Какова тема урока?

- Какой изученный материал по музыке  и изо вам будет в помощь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- Как вы думаете, с какой целью на сегодняшнем уроке вы будете слушать музыкальные пьесы и их иллюстрировать?

- В каких возможных формах вы это будете делать? Не случайно же вы разделены на группы. Имейте в виду, немного нестандартная ситуация ожидает вас.

Учащиеся уже рассажены по группам в соответствии с примерным равномерным распределением учебных возможностей.

Отвечая на вопрос учителя, делают предположения, что на уроке они будут слушать и анализировать музыку М.П.Мусоргского,  а также с помощью различных творческих материалов будут иллюстрировать музыкальные фрагменты, используя  знания, полученные  на занятиях по музыке и ИЗО.

Тема урока – « Музыка на мольберте. Композитор - художник» Учащиеся на основе вопросов учителя выдвигают предположения, что основная цель урока – определить настроение и характер музыки и уметь  выявлять творческие связи через музыкальные и  изобразительные средства, проконтролировать и закрепить сформированность сразу нескольких тем по разным предметам –  музыка и ИЗО.

 

 

Включение в учебный процесс, определение темы и мотивационная подготовительная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение, учебно-познавательная мотивация.

Познавательные УУД:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия; 

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,  достижение поставленной цели посредством творческого поиска.

Регулятивные УУД:

Постановка цели урока и форм работы совместно с учителем и одноклассниками

участие в диалоге понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы

2. Этап актуализации и выявления трудностей

Учитель:

- Сегодня мы вам предлагаем посетить картинную галерею. Для того чтобы туда попасть, нам нужно найти ключ,  отпирающий дверь. Этим ключом станут правильные ответы на заданные вопросы. Готовы? Тогда начинаем блиц - опрос

1. Что такое «Сюита»? (Несколько самостоятельных произведений, объединенных одним замыслом)

2.Как, после каких событий появилась сюита? (После смерти художника и архитектора В.Гартмана  открылась выставка в память художника. Тогда М.П.Мусоргский и написал сюиту «Картинки с выставки»

3. Сколько произведений в этой сюите? (10 произведений)

4. Как называется художник, рисующий иллюстрации?(иллюстратор)

5 Как называется книга, основанная только на иллюстрациях?(комиксы)

Вам сейчас будут предложены 3 видеоролика, каждый из которых содержит  музыкальный фрагмент, вы должны не  только прослушать, но и найти в нашей галерее  репродукцию картины, иллюстрирующую этот фрагмент прослушайте,  пожалуйста  первый.

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».

 - какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм и много украшений)

- Верно.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы блиц-опроса, определяют средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор.

Познавательные УУД: постановка проблемы, обобщение, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оценивают свои и чужие ответы на поставленные вопросы

Личностные:

фронтальный опрос, индивидуальная работа

Учитель:

- Прослушайте второй фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».

Определите по характеру музыки персонаж музыкальной пьесы? (Баба Яга)

-Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ? (пьеса начинается

тихо, а потом доходит до очень громкого  звучания, с завываниями и прыжками)

Правильно, так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и вот уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы о характере музыки, находят репродукцию картины, иллюстрирующую данный фрагмент

Познавательные УУД: постановка проблемы, обобщение, синтез, сравнение;

Коммуникативные УУД:  построение речевого монологического высказывания в соответствии с поставленными задачами

 

 

 

 

 

 

3. Определение цели урока и форм работы.

Создание плана по решению проблемы. Осуществление самостоятельной работы на основе задачи творческого уровня.

Учитель:

Вашему вниманию предлагаем  третий фрагмент «Богатырские ворота». Какими музыкальными средствами композитор нарисовал эту картин,.(маршевый характер, неторопливый темп, громкое торжественное звучание) Что же выразил в музыкальном образе композитор, (гордость, величие, торжество), а что изображено музыкальной интонацией? (богатырская поступь, колокольные звоны)

 

 

 

 

 

Учитель  ИЗО предлагает проиллюстрировать предложенные музыкальные пьесы с помощью различных творческих материалов и  сообщает, что каждая группа иллюстрирует одну музыкальную пьесу (по выбору)

 И, учитывая эту роль, группа должна

- создать иллюстрацию с помощью предложенных творческих материалов  по выбранной ими пьесе

На столах :

1.     Таблички с указанием пьесы

2.     Различные творческие материалы: пастельные мелки, пазл с изображением богатырских ворот, элементы костюма Бабы Яги, театральный грим

 

Учитель ограничивает примерное время работы группы (7-9  минут)

Учащиеся в группах получают инструкцию от учителя. Выбирают пьесу и атрибуты  для иллюстрации музыкального фрагмента. И через отведённое время представляют «живые» «Картинки с выставки».

4. Рефлексия

 

Учитель предлагает  каждой группе представить свою иллюстрацию на фоне звучания выбранной пьесы. После просмотра  иллюстраций  группы выставляют  баллы по критериям в листы.

Учитель подводит итоги работы группы на основе собранных листочков.

Учитель предлагает оценить каждому работу на уроке и реализацию темы с помощью цветных нот (красных, жёлтых, синих).

Учащиеся выставляют баллы по критериям, оценивают представленную иллюстрацию каждой группы.

Оформляют «листочки» самооценки.

Личностные УУД:

эмпатия, смыслообразование, рефлексия

Познавательные УУД: соотнесение собственного представления о характере музыки с изображением его в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД:

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД – построение собственного суждения на основе изобразительного воплощения музыкального фрагмента.

5. Этап домашнего задания

Учитель предлагает домашнее задание для закрепления результатов:

Обучающимся раздаются рамочки для картин, в которых они рисуют иллюстрацию к прослушанному, понравившемуся музыкальному отрывку (по желанию учеников) и поместить их в рамочки. В классе мы устроим свою выставку.

 

 


 

Приложение №1

 

Автор и картина

Высказывание на видеоролике

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

В.А. Гартман

                     «Балет невылупившихся птенцов»

 

 

На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» - ученики балетной школы. Они пытаются «летать» - танцевать, но до «звезд» им еще далеко.

Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания (вся пьеса записана в скрипичном ключе).

 

 

 

 

 

В.А. Гартман

                     «Избушка на курьих ножках »

 

 


 «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, баба-яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе ко всем чертям собачьим, погоняя их помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Гартман

                     «Богатырские ворота »

 

Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке – «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка к русским народным песням. Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.

 


 

Приложение №2

 

Лист оценки работы группы

Критерии

Название группы

 (по картинам)

Название    группы

 (по картинам)

Название группы (по картинам)

 

Баба Яга

Богатырские ворота

Балет невылупившихся птенцов

1.

определение характера музыки

2 балла

 

 

 

2. иллюстративное воплощение музыкальной пьесы

3 балл

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 


 

Приложение 3

Красный листок

Жёлтый листок

На уроке мне было нелегко.

Я столкнулся со следующими трудностями:

1.

2.

3

4

 

Урок оставил у меня неоднозначное впечатление.

С одной стороны ____________________________

С другой стороны_________________________________________________________

 

Зелёный листок

 

Мне было интересно на уроке. Я хорошо знал материал и применить это знание в не совсем стандартной ситуации мне понравилось.

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока развивающего контроля в 5 классе

Технологическая карта урока развивающего контроля в 5 классе

Планируемый результат :

Планируемый результат :

Получить представления в результате проведения развивающего контроля и самоконтроля о сформированности знаний по представлению о взаимосвязи и о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы на…

Получить представления в результате проведения развивающего контроля и самоконтроля о сформированности знаний по представлению о взаимосвязи и о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы на…

Этапы урока Деятельность

Этапы урока Деятельность

Не случайно же вы разделены на группы

Не случайно же вы разделены на группы

Этап актуализации и выявления трудностейУчитель : -

Этап актуализации и выявления трудностейУчитель : -

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»

Определение цели урока и форм работы

Определение цели урока и форм работы

Бабы Яги, театральный грим

Бабы Яги, театральный грим

Рефлексия Учитель предлагает каждой группе представить свою иллюстрацию на фоне звучания выбранной пьесы

Рефлексия Учитель предлагает каждой группе представить свою иллюстрацию на фоне звучания выбранной пьесы

Приложение №1 Автор и картина

Приложение №1 Автор и картина

В.А. Гартман «Избушка на курьих ножках » «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги

В.А. Гартман «Избушка на курьих ножках » «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги

В.А. Гартман «Богатырские ворота »

В.А. Гартман «Богатырские ворота »

Приложение №2 Лист оценки работы группы

Приложение №2 Лист оценки работы группы

Приложение 3 Красный листок

Приложение 3 Красный листок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017