Музыка рассказывает о животных и птицах: Птичий двор

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Когда вы были совсем маленькими, мама наверняка брала вашу ладошку в свои руки и играла с вами, приговаривая: «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила». А потом загибала ваши пальчики по одному и говорила, кому из деток досталось каши, а кому нет. Помните? Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал на эти народные слова песню «Сорока». Послушайте, как похоже музыка изображает хлопотливую сороку. (Исполняет песню.) Сорока ходит вперевалочку, как бы подпрыгивая. В музыке слышны акценты (сильные звуки, ударения), которые похожи на подпрыгивающую поступь сороки. (Исполняет фрагмент, а затем всю песню.) А сейчас я спою вам ещё одну песню этого же композитора. Она называется «Петушок». Слова песни вам тоже наверняка знакомы. (Поёт песню.) Мелодия песни ласковая, напевная, в аккомпанементе слышно, как горделиво вышагивает петушок. (Исполняет отдельно аккомпанемент 1-4-го тактов, потом всю песню повторно.) 2-е занятие Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность музыки, различать выразительные средства. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали две песни композитора А. Лядова – «Петушок» и «Сорока». Обе песни написаны на слова народных потешек. Музыка очень похоже передаёт повадки птиц - неуклюжей и вместе с тем проворной сороки и горделивого петушка. (Исполняет фрагменты.) Прислушайтесь, в песне «Сорока», когда поётся о том, что она «гостей поджидала и кашу варила», в аккомпанементе появляется быстрая, торопливая, кружащаяся мелодия, которая изображает хлопотливую возню сороки (исполняет фрагмент). А в песне «Петушок» слышен крик петушка, как будто он выпевает своё: «Ку-ка-ре-ку», когда поётся «Что ты громко поешь?» (Исполняет фрагмент.) А в самом конце песни эта мелодия звучит несколько раз тихо, доносится издалека. Быть может, это другие петушки перекликаются, отвечая нашему. (Исполняет заключение, а потом песню целиком.)
Иконка файла материала 17.docx
МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИВОТНЬIХ И ПТИЦАХ Анатолий Лядов. Сорока, Петушок (cлова народные); Григорий Лобачёв. Курочка­рябушечка (cлова народные); Камиль Сен­Санс. Куры и петухи; Модест Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов.1­е занятие Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность  музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Когда вы были совсем маленькими, мама наверняка брала  вашу ладошку в свои руки и играла с вами, приговаривая: «Сорока­ белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток  кормила». А потом загибала ваши пальчики по одному и говорила, кому  из деток досталось каши, а кому нет. Помните?Русский композитор Анатолий Константинович Лядов написал на эти  народные слова песню «Сорока». Послушайте, как похоже музыка  изображает хлопотливую сороку. (Исполняет песню.) Сорока ходит вперевалочку, как бы подпрыгивая. В музыке слышны  акценты (сильные звуки, ударения), которые похожи на подпрыгивающую поступь сороки. (Исполняет фрагмент, а затем всю песню.) А сейчас я спою вам ещё одну песню этого же композитора. Она  называется «Петушок». Слова песни вам тоже наверняка знакомы. (Поёт  песню.) Мелодия песни ласковая, напевная, в аккомпанементе слышно,  как горделиво вышагивает петушок. (Исполняет отдельно аккомпанемент 1­4­го тактов, потом всю песню повторно.)2­е занятие Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность  музыки, различать выразительные средства. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали две песни композитора А. Лядова – «Петушок»  и «Сорока». Обе песни написаны на слова народных потешек. Музыка  очень похоже передаёт повадки птиц ­ неуклюжей и вместе с тем  проворной сороки и горделивого петушка. (Исполняет фрагменты.)Прислушайтесь, в песне «Сорока», когда поётся о том, что она «гостей  поджидала и кашу варила», в аккомпанементе появляется быстрая,  торопливая, кружащаяся мелодия, которая изображает хлопотливую  возню сороки (исполняет фрагмент). А в песне «Петушок» слышен крик петушка, как будто он выпевает своё:  «Ку­ка­ре­ку», когда поётся «Что ты громко поешь?» (Исполняет  фрагмент.) А в самом конце песни эта мелодия звучит несколько раз  тихо, доносится издалека. Быть может, это другие петушки  перекликаются, отвечая нашему. (Исполняет заключение, а потом песню  целиком.)3­е занятие Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с  похожими названиями. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня вы послушаете песню «Курочка­рябушечка» Г.  Лобачёва. В этой песне курочку все время о чем­то расспрашивают, а она отвечает. А музыка очень тонко передаёт то, о чем рассказывается в  тексте песни. (Исполняет песню.)В самом начале, прислушайтесь, музыка напоминает кудахтанье курочки  (исполняет фрагмент). Когда курочка отвечает, что пошла за водой, в музыке слышны брызги  водички (исполняет фрагмент). Когда курочка рассказывает, что вода  нужна ее цыпляткам, слышен тоненький, беззащитный писк цыпляток  (исполняет фрагмент). А в конце песни, когда курочка говорит, что ее цыплятки пить хотят и на  всю улицу кричат, они и впрямь не на шутку раскричались все вместе ­  громко, требовательно. (Исполняет фрагмент, потом всю песню  целиком.) А сейчас послушайте, как музыка расскажет нам о петухах и курах без  слов. Композитор К. Сен­Санс написал пьесу, которая называется «Курыи петухи». Музыка изображает настоящий переполох в курятнике:  громкое кудахтанье кур и кукареканье петушка. В конце слышно, как  одна курица всех перекричала. (Звучит запись.) Вот как по­разному музыка может рассказать о курочке ­ передать  спокойный разговор с ней (звучит фрагмент песни) или изобразить целый  переполох, громкое кудахтанье, суету. (Пьеса звучит повторно.)4­е занятие Программное содержание. Учить детей чувствовать характер музыки,  различать изобразительность, передавать характер музыки в движениях. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня вы услышите очень интересную пьесу. Она  называется «Балет невылупившихся птенцов». Написал ее  композитор Модест Петрович Мусоргский. Балет ­ это музыкальный  спектакль, в котором артисты на сцене только танцуют. Музыка и танецрассказывают в этом спектакле без слов. В пьесе «Балет невылупившихся птенцов» музыка изображает, как птенцы появляются на свет. Они  вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками  скорлупу и выкарабкиваются из неё. Забавные, смешные, они делают  неловкие движения, толкаются. Птенчики такие маленькие, беззащитные,  слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на  свет из скорлупки и осмотреться. (Исполняется пьеса.) Музыка лёгкая, суетливая. Маленькие птенчики стучат клювиками,  ломают скорлупу, неуклюже толкаются, пищат. (Звучит фрагмент, начало пьесы.) В середине пьесы музыка звучит совсем тихо, робко, будто у птенчиков  дрожат их крылышки, они карабкаются, попискивают, им так хочетсяпоскорее узнать, что находится за их скорлупкой. (Звучит средняя часть.) И вот опять они суетятся, возятся, будто танцуют. А в конце птенчик как будто вывалился из своего «домика­скорлупки» ­ прыг! (Звучит  фрагмент.) Давайте потанцуем под эту музыку, будто мы маленькие птенчики и  хотим поскорее вылупиться из скорлупки, постучим своими клювиками,  помашем крылышками. (Звучит пьеса.)