Музыкальная гостиная "Путешествие в сказку по музыкальным тропинкам"
Оценка 4.9

Музыкальная гостиная "Путешествие в сказку по музыкальным тропинкам"

Оценка 4.9
docx
11.11.2021
Музыкальная гостиная "Путешествие в сказку по музыкальным тропинкам"
Путешествие в сказку по музыкальным тропинкам.docx

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района

Курской области

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

на тему: «Путешествие в сказку по музыкальным тропинкам»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

преподаватель

теоретических

дисциплин и хора

Е.А.Чумакова

 

 

 

 

 

2020 г.

 

Цель: познакомить учащихся с творчеством русских композиторов на примере произведений на сказочные сюжеты.

Задачи:

образовательная – расширить кругозор учащихся ДШИ в области классической музыки, показать особенности строения произведений на сказочные сюжеты;

развивающая - развить эмоционально-осознанное отношение к творчеству русских композиторов, понимание жизненного и духовно-нравственного содержания произведений;

воспитательная - воспитывать позитивное отношение к искусству, формировать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-слуховой (презентация, прослушивание музыкальных номеров ).

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, медиапроектор, презентация Power Point.

Участники: Уваркин Никита (3кл.), Кубышкина Полина (3кл.), Петрова Марина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

Слайд 1.

Все мы родом из детства. И даже каждый взрослый в своей душе хоть чуть-чуть, но остаётся маленьким ребёнком. А что мы любим слушать в детстве? Ну, конечно, сказку! Мы помним фантастических героев сказок – добрых и злых, пугающих, смешных, причудливых и в то же время таких особенных и непохожих друг на друга.

 И сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в сказку. Мы будем гулять с вами по музыкальным тропинкам в волшебном лесу, останавливаться на музыкальных полянках и наблюдать за сказочными героями.

Слайд 2.

Чем же отличается музыка, написанная для спектаклей на сказочные сюжеты? Я думаю, вы и сами могли бы ответить на этот вопрос. Музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную.

Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные - словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

Слайд 3.

Так давайте скорее отправимся в путь. Вы видите перед собой три тропинки.  Помните, как в сказке говорится?

Три дороги, три пути,
Как в той сказке, говорится.
По какой же мне пойти?
Чтобы вдруг не ошибиться.

На развилке трех дорог, 
Указателей не ставят.
Бросить что ли мне сапог?
Вдруг дорогу он укажет.

Иль монетку бросить вверх,
На какую приземлится…
На какой из трех успех?
По какой из трех пуститься?

Только б не пойти туда,
Где беда подстерегает.
Ну, куда? Туда? Сюда?
Ух, аж сердце замирает.

Крутанусь на каблучке,
И глаза свои зажмурю.
Прикажу своей руке,
Выбирай сама, любую!  (
Галина Валькирия)

Но сегодня, какую бы мы из трёх дорог не выбрали, везде нас ждут чудеса.

А чтобы мы совсем с вами не заблудились, нам помогут наши проводники.

 

 

1 проводник

Слайд 4.

Посмотрите внимательно, ребята, вы не узнаёте это место? Куда же мы с вами попали? Конечно, это царство Гвидона и его город Леденец. Все вы хорошо знаете эту удивительную сказку, написанную русским поэтом А.С.Пушкиным. Помните как она начинается?

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Слайд 5.

 Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане». В сказочно-фантастической музыке,  оперы «Сказка о царе Салтане» можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним ещё по сказке А. Пушкина. Может кто-то из вас может их назвать?

Слайд 6.

Первое из трёх чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку. Музыкальное изображение Белки поручено ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания.

Но только этим не исчерпывается всё богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой - одним из самых «сказочных» инструментов, - рисующей образ хрустального дома, в котором живёт Белка.

Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, - «Во саду ли, в огороде».

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка
.

 

Слайд 7.

(слушание Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане,  Белочка)

Слайд 8.

Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор ...

Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создаётся различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых - самых мощных инструментов симфонического оркестра.

Слайд 9.

(слушание Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане, 33 богатыря)

Слайд 10.

А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы. Ведь Лебедь еще не воплотилась в Царевну, первое ее появление совершается в облике величественной, царственной птицы. Постепенно мелодия Лебеди преобразуется. При последнем проведении темы Лебедь-птица превращается в Царевну, и это волшебное превращение вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

Слайд 11.

(слушание Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане, Лебедь)

Преподаватель

«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся понятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.

Слайд 12.

И опять перед нами развилка трёх музыкальных тропинок. Куда же мы попали в этот раз?

Слайд 13.

А пришли мы с вами в гости к брату и сестре на новогоднюю ёлку. Узнали сказку? Конечно, это всеми любимый «Щелкунчик и мышиный король».

Проводник 2

Все люди на свете любят получать подарки. Шестого декабря 1892 года в Мариинском театре, в Петербурге, в первый раз был показан новый балет великого русского композитора П. Чайковского «Щелкунчик».

Слайд 14.

Теперь все уже знают балет-сказку о смелом Щелкунчике, победившем семиглавого мышиного царя, знают и любят прекрасную музыку Чайковского. Но в тот день ещё никто не знал ни балетного спектакля, ни музыки, которая была для него написана.

П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке Э.Т.А.Гофмана своей волшебной палочкой музыканта - и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника, тёплого и глубокого чувства - и словно стала реальностью, частью нашей жизни.

Слайд 15.

Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.

Слайд 16.

(слушание Чайковский. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»)

Слайд 17.

Мало кто знает, но у феи Драже была тайна. В зале Мариинского театра в день премьеры можно было встретить известных композиторов, театральных и музыкальных критиков, представителей петербургской и московской прессы. В первых рядах партера сидели, конечно же, завсегдатаи балетных спектаклей — балетоманы. Для них в новом балете тоже был приготовлен подарок: в спектакле в новой роли должна была выступить приезжая знаменитость — итальянская балерина Дель-Эра. Поэтому все волновались и актёры и зрители. А особенно волновался сам П.Чайковский, он готовил для зрителей сюрприз.

Все хотели скорее увидеть приезжую балерину, а её все не было. Когда же появится эта неведомая фея Драже? Пётр Ильич и его друзья тоже ждут итальянку, но совсем по другой причине — с появлением феи Драже раскроется секрет, хранимый ими более года. И вот звучат бурные аплодисменты и Сказочная фея Драже начинает свой танец.

Но что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошины падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и — исчезают. Поистине волшебная музыка!

Слайд 18.

(Слушание Чайковский Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»).

Преподаватель

Слайд 19.

Так какую же тайну скрывал Чайковский? А тайна была в инструменте, который издавал эти поющие хрустальные капельки. С этим инструментом мы уже встречались. Пётр Ильич попросил своего друга выписать этот инструмент из Парижа и очень переживал, чтобы никто из посторонних не услышал его звучание.

Все, сидящие в зале, вытягивали шеи и заглядывали в оркестровую яму, музыканты перешёптывались,  пытаясь увидеть волшебный инструмент, а он скромно стоял в углу, похожий на маленькое пианино. Это челеста, или, по-русски, «небесная»; у неё такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн металлические пластинки (иногда они бывают стеклянными); молоточки ударяют по пластинкам, и они звенят прозрачно и тоненько.

Так и перестала быть тайной тайна феи Драже. А в жизни симфонического оркестра произошло большое, радостное событие — появился новый музыкальный инструмент. И если в театре, на концерте или по радио вы услышите в музыке нежные, быстро замирающие хрустальные звуки, знайте — это играет челеста.

Слайд 20.

И снова перед нами развилка из трёх музыкальных тропинок. Ну что ж, отправимся по третьей и последней тропинке.

Проводник 3

Слайд 21.

Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов - Жар-птице - посвящён балет И. Стравинского.

Жар-птица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет.

Слайд 22.

Но пейзаж, в котором она является,- безмолвное причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто неземными, «потусторонними» красками,- ещё более усиливает впечатление безграничной колористичности.

Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете «Жар-птица», что это произведение представляет собою «чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Отливающая темно-золотистым цветом декорация заднего плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков ткань оркестра.

Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре поистине слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает птица, кажется, что её несёт музыка».

Слайд 23.

(Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея»).

Слайд 24.

Если мы пройдём вглубь леса, в самую его чащу, то обязательно увидим Избушку на курьих ножках, в которой живёт та самая Баба-Яга.

Образ Бабы-Яги очень красочно изобразил М.П.Мусоргский в фортепианной пьесе из цикла «Картинках с выставки». Цикл был написан композитором под впечатлением просмотра картин его друга и художника Гартмана.

Слайд 25.

Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик на курьих ножках - жилище лесной колдуньи. Композитор сделал домик обитаемым.

Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок - смешную и страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле а La russe.

Баба-Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.

Полёт Бабы-Яги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском и посвистом».

В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают, сменяются звуками колдовского леса. Лес наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. Старуха оборачивается  сказочной царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут птицы.

В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков. Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт.

Слайд 26.

(Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки»).

Преподаватель

Слайд 27.

Вот и закончилось наше путешествие по сказочным музыкальным тропинкам. Спасибо нашим проводникам! Теперь мы с вами знаем как музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И музыка тот вид искусства, которое может  при помощи выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование...

Слайд 28.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

Цель: познакомить учащихся с творчеством русских композиторов на примере произведений на сказочные сюжеты

Цель: познакомить учащихся с творчеством русских композиторов на примере произведений на сказочные сюжеты

Преподаватель Слайд 1. Все мы родом из детства

Преподаватель Слайд 1. Все мы родом из детства

Иль монетку бросить вверх, На какую приземлится…

Иль монетку бросить вверх, На какую приземлится…

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда»

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда»

Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно

Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно

И опять перед нами развилка трёх музыкальных тропинок

И опять перед нами развилка трёх музыкальных тропинок

Все хотели скорее увидеть приезжую балерину, а её все не было

Все хотели скорее увидеть приезжую балерину, а её все не было

Но пейзаж, в котором она является,- безмолвное причудливое

Но пейзаж, в котором она является,- безмолвное причудливое

Старуха оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера

Старуха оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021