Материал для проведения урока «Длительности» у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серия «Музыкальная азбука или страна, где живут звуки».
На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.
Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли.
Вопросы:
Какие длительности – долгие или короткие – использовал композитор М. Мусоргский в пьесе «Лимож. Рынок»? Подумайте, почему?
Почему пьеса «Катакомбы» записана долгими длительностями?На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.
Материал для проведения урока «Длительности» у детей
дошкольного и младшего школьного возраста, серия «Музыкальная азбука
или страна, где живут звуки».
Музыкальная азбука или страна, где живут звуки
Длительности
В день рождения енот
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.
Слышит – в двери: «Туктуктук!»
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.
Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседкибелки.
На четыре части торт
Режет для гостей енот.
Кто ещё стучится в дверь?
Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ёжик
Торт спешат отведать тоже.
Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!
Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.
Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.
Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.
Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.
Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка веселых,
нарядных ребятишек в красивом зеленом парке Тюильри в Париже; домик
часы на курьих ножках, в котором живет Бабаяга; беспомощные цыплята в
разбитых яичных скорлупках…
Это картинки с выставки. «Картинки», которые можно не только увидеть, но
и услышать.
Нарисовал их в прошлом веке молодой талантливый архитектор Гартман, а
звучать их заставил Модест Мусоргский — гениальный русский композитор.
Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии
художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных
проектов и планов этого художникаархитектора. Памяти Гартмана и
посвятил Модест Мусоргский свою фортепианную сюиту «Картинки с
выставки». Композитор музыкой изобразил не только некоторые, особенно
понравившиеся ему работы Гартмана, но и самого себя—проходящим от
одной картинки к другой.
Модест Петрович Мусоргский родился и жил около 150 лет тому назад. Уже
в 7 – 9 лет Мусоргский научился играть на фортепиано достаточно сложные
пьесы, например целые фортепианные концерты. В детстве композитор любил
слушать волшебные сказки, и это потом помогло ему при создании
музыкальных произведений для детей. Родители хотели, чтобы Модест
Петрович стал военным, но он очень старательно занимался музыкой и стал
одним из самых известных композиторов в мире.Послушайте две пьесы М. П. Мусоргского из этого цикла «Картинки с
выставки»: «Лимож. Рынок» «Катакомбы».
«Лимож. Рынок»
На одном из рисунков изображен рынок в старинном французском городе
Лиможе. В маленьких городках рынок не только место оживленных торгов,
здесь горожане обсуждают важнейшие местные события, судачат, беседуют с
друзьями. Композитор дал пьесе название: «Лимож. Рынок» и подзаголовок:
«Большая новость».
Мусоргский посвоему «озвучил» рисунок Гартмана. Всю разноголосицу
рыночной толпы: неумолкающую болтовню торговок, обрывки разговоров,
спор кумушек, внетерпении перебивающих друг друга, он превратил в
оживленный звуковой поток. Вот кумушки тараторят, а затем перебивают
друг друга:
«Катакомбы»
Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Это «Катакомбы». Очень
медленная, сосредоточенная, полная мрачного раздумья музыка воссоздаёт
перед нами суровую и таинственную картину древнего подземелья.
Вопросы:
Какие длительности – долгие или короткие – использовал композитор М.
Мусоргский в пьесе «Лимож. Рынок»? Подумайте, почему?
Почему пьеса «Катакомбы» записана долгими длительностями?
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/muzykalnayaazbukailistrana
gdezhivutzvukidlitelnosti