Музыкально - сценическая работа над образом в песне
Оценка 4.7

Музыкально - сценическая работа над образом в песне

Оценка 4.7
Лекции
docx
музыка
СCУЗ, ВУЗ
16.05.2020
Музыкально - сценическая работа над образом в песне
Мастер - класс для педагогов по эстрадному вокалу
0017a5c3-7c01a5e4.docx

      Музыкально – сценическая работа над образом в песне.

                   Мастер – класс для педагогов – вокалистов.

Подготовили Коваль Тамара Алексеевна__________________________

Место проведения__Детско – юношеский центр г. Гусева______________

Цель _Развитие музыкально- творческих способностей и эмоциональной сферы детей посредством активизации их образного мышления, приобщение к культуре родного края.

Задачи:

Обучающие:

-учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию;

-обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме занятия.

Развивающие:

-развивать звуковысотный слух;

- развивать эмоционально-образную сферу (воображение, мышление, память) в процессе работы над вокальными произведениями.

Воспитательные:

- воспитывать сознательный подход к обучению;

-повышать уровень самооценки, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации

-воспитывать любовь к родному краю и его культуре.

Методы обучения:

- словесный, наглядный, наглядно-иллюстративный,показ, частично-поисковый, исследовательский.

Методы вокальной педагогики:

-  методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Межпредметные связи:

 - хореография, актерское мастерство.

Актуальность мастер-класса:

- Развивает уверенность в своих силах;

- Развивает пространственное мышление;

- Учит детей свободно выражать свой замысел;

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

- Опыт, представленный в мастер-классе, педагоги смогут использовать в    работе с детьми.

Материалы и инструменты:

-  пианино, музыкальный центр, музыкальные диски, ноты песен, ноутбук с презентацией.

         Сценический образ – это живой человек, придуманный автором и воплощенный актером. Если актер сделает себе грим и наденет костюм, это еще не будет перевоплощением. Перевоплощение – долгий процесс, который начинается с постижения и проникновения в мир героя, слияния с ним. Для того, что проникнуть в этот мир, актеру необходимо нафантазировать жизнь этого человека до мельчайших подробностей: атмосферу эпохи, город, в котором он живет, его профессию, интересы, характер, манеру поведения, жесты, походку, голос, даже мысли и, конечно, логику поведения. В результате, актер полностью проникает в мир своего персонажа и от своего лица искренне живет чужой жизнью.

         Вокалисту в работе над песней необходимо так же продумывать предшествующую историю, чтобы прочувствовать ее и достоверно донести эмоции, заложенные в песне.


         Вокальный номер – это маленькая театральная постановка. Драматургия песни как целостного и завершенного произведения позволяет выделить в ней различные элементы. Каждый вокальный сценический номер подразумевает определенную динамику, развитие сюжетной линии. Важнейшими элементами драматургии применительно к вокальному номеру являются: конфликт, событие и предлагаемые обстоятельства. Тщательная проработка каждого из вышеперечисленных элементов позволяет создавать яркие, выполненные с точки зрения высокого профессионализма номера. 

Работа над вокальным художественно-выразительным исполнением произведений 
Трудно произвести периодизацию процессов технической и художественной подготовки произведения к исполнению. Элементы художественного и технического, в сущности, неразделимы в едином процессе становления музыкального произведения так же, как и сам процесс исполнительской работы.

Наряду с такими важнейшими и взаимообусловленными элементами, как строй, интонация теснейшим образом связанные с вокальной техникой исполнения, все в итоге подчинено единой цели – художественно-выразительному исполнению произведения. Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве.

В процессе работы с детьми необходимо развивать эстетическое восприятие, которое помогает им обладать средствами художественной выразительности. Одним из решающих факторов музыкального воспитания и обучения является развитие и формирование музыкально-образного мышления, способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений.

В этой связи встает вопрос о музыкально-выразительных средствах исполнения: динамике, нюансировке, фразировке, без которых пение будет безликим, невыразительным. От того насколько хорошо владеют исполнители приемами передачи качеств музыкальных звуков, зависит яркость, музыкальность художественного образа.

В работе с учащимися над художественно-выразительным исполнением, можно предложить следующие средства:

·        Тембр 


Большое значение в 
музыкальном развитии юного вокалиста имеют тембровые представления, т. е. Умение представить себе окраску и характер звука, мыслить “воображаемыми” тембрами голосов, отвечающими содержанию исполняемой музыки. Вокальное обучение начинается с формирования у учащегося представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств певческого звука, его тембра широко применяются образные определения. При этом используются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание; вкусный – доставляющий удовольствие звук и т. п.). Заимствование имеет объективную основу. Это ассоциативные связи, которые образуются в головном мозге между центрами различных органов чувств, в связи с тем, что пение является средством выражения эмоциональных состояний человека. Возникли и характеристики звука, связанные с эмоциями (радостный, ласковый, лиричный, драматический звук и т. п.).

Тембр может изменяться в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения. Тембр можно изменить, меняя форму рта, перенеся точки звуковых волн в твердое небо.  Даже преображение мимики, выражения лица, поющего способно повлиять на тембр. Замечено, что у некоторых детей, способных эмоционально увлекаться при исполнении, голос сам принимает оттенки, диктуемые содержанием текста. Задача педагога – верно понять содержание и прочувствовать характер музыкального образа, чтобы объяснить все это ученику, помочь ему найти верные тембровые краски.

·        Динамика

Необходимость изменения силы звука, как и использование других средств выразительности, определяется содержанием произведения. Динамический план стараюсь продумывать очень тщательно, составляю его буквально для каждой фразы и всего произведения в целом. Очень аккуратно необходимо обращаться с forte, особенно на начальном этапе работы над произведением, дабы избежать форсированного звучания. Работу над динамикой необходимо тесно связывать с работой над певческим дыханием и звукообразованием.

·        Фразировка

Музыкальную фразировку обычно сравнивают с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Владеть фразировкой - значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое.  Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Приступая к работе над мелодией произведения, я прежде всего анализирую ее с точки зрения формы, потому что музыкальная фразировка зависит в большей степени от структуры произведения, его деление на периоды, предложения, фразы, мотивы. Определить их внутреннее развитие и соподчиненность важно, т. к. благодаря этому достигается не только выразительное пение, но и охват всей музыкальной формы произведения.


«Пластическая выразительность – одна из составляющих процесса художественного творчества эстрадного певца» 

Пластическая выразительность – это комплекс специальных навыков и умений артиста, способствующих художественному воплощению образа вокально-эстрадного номера. Всесторонний анализ примеров эстрадного исполнительства на отечественной сцене показывает, что пластическая выразительность - неотъемлемая часть и производное пластической культуры. В этом и состоит их общность и, одновременно, основное отличие.



Именно пластическая выразительность в системе «актёр – зритель» несёт в себе воспитательную и художественную функцию. Анализ показывает, что пластическая культура и пластическая выразительность обеспечивают устойчивый успех певца на эстраде. Эмоционально - чувственное воздействие пластической выразительности должно быть подчинено решению смысловых, тематических и эстетических задач, т.е. пластика - не самоцель, а выражение содержания художественного образа музыкального произведения. Внутренним стержнем действенной пластики является драматургическое развитие содержания музыкального произведения и, на этой основе, выстраиваемая логика пластического решения художественного образа концертного номера. 

Его воплощение начинается с осмысления образа музыкального произведения, базирующегося на психофизических способностях вокалиста к восприятию музыки и органической связи во взаимоотношениях певца с музыкой. При этом необходимо отметить, что именно музыка способна создать состояние, порождающее действие.  

Подготовка к концертному выступлению 


Выступление на публике трудно для неопытного певца. Выходя на сцену, он мучительно думает, как и где ему встать, будет ли звучать голос, не забудет ли он текст, как он выглядит со стороны. Все эти вопросы вызывают торможение выработанных навыков (условных рефлексов) в пении. Из-за этого студент часто не показывает и половины того, что казалось хорошо усвоенным. Излишнее волнение, причиной которого является факт пребывания на сцене, нарушает нормальное, привычное пение. 

Непривычная внешняя обстановка привлекает к себе все внимание выступающего и тем самым мешает нормальному течению певческого процесса. Прежде всего, нарушаются более тонкие координации, менее прочные рефлексы пропадают, недавно найденные вокально-технические достижения исчезают. При более сильном торможении может нарушиться и голосоведение. Чрезмерное вмешательство ориентировочного рефлекса вызывает пониженный тонус, нарушение памяти, дрожание рук и ног. Происходит разлад между поведением певца и необходимым творческим самочувствием. Но ориентировочный рефлекс угасает, надо только чаще выступать. Необходима психологическая подготовка к выступлению. Для уверенности в себе можно использовать различные аутогенные установки и психологические тренинги. 
Есть и другой путь создания лучшего самочувствия на сцене. Большая, глубокая работа над сюжетом даст тот «запас» эмоций, который при выступлении не только поможет в исполнении произведения, но и позволит отвлечься от влияния зала. Если артист, используя материал предварительной работы, сумеет на концерте «войти в образ», то его нервная система будет иначе реагировать на сцену, на притихший зал, наполненный слушателями, яркий свет. В этом случае обстановка не будет мешать исполнению, наоборот, она будет содействовать творческому вдохновению. Для этого певец должен до конца усвоить художественный образ, прочувствовать и суметь сосредоточить на нем свое внимание. К.С. Станиславский учил концентрировать свое внимание, «сужать круг внимания». Такое «сужение круга внимания» на образах произведения позволяет выключить из активного внимания зрительный зал. Закрепив правильные представления о воплощаемом образе, певец передаст нужные интонации, исполнение получит соответствующую эмоциональную окраску благодаря предварительной работе. Слушатель, невольно включаясь в содержание исполняемого, будет вместе с певцом захвачен его переживаниями.  

После концерта или после завершения работы над произведением необходимо провести анализ творческого процесса и его результатов, для его осмысления и закрепления приобретенного опыта. В творческой беседе выявляются положительные и отрицательные стороны в работе. Видеозаписи выступлений позволят услышать и увидеть каждый момент выступления. Зафиксировав внимание учащегося на каком-то отдельном эпизоде выступления, мы можем подчеркнуть положительные моменты выступления, конкретно говорить об исправлении каких-то недостатков. То есть работа преподавателя становится более наглядной. Учащийся сам видит себя со стороны и может подкорректировать что-то в своем исполнении. 

·        Смотрим мультимедийную презентацию.

Используемая литература:



1.     Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М.: «Наука», 1970 

2.     Л. А. Манжос «Методика постановки голоса, часть 2» 

3.     Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002 


 

Музыкально – сценическая работа над образом в песне

Музыкально – сценическая работа над образом в песне

Актуальность мастер-класса: -

Актуальность мастер-класса: -

Наряду с такими важнейшими и взаимообусловленными элементами, как строй, интонация теснейшим образом связанные с вокальной техникой исполнения, все в итоге подчинено единой цели – художественно-выразительному…

Наряду с такими важнейшими и взаимообусловленными элементами, как строй, интонация теснейшим образом связанные с вокальной техникой исполнения, все в итоге подчинено единой цели – художественно-выразительному…

Тембр может изменяться в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения

Тембр может изменяться в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения

Именно пластическая выразительность в системе «актёр – зритель» несёт в себе воспитательную и художественную функцию

Именно пластическая выразительность в системе «актёр – зритель» несёт в себе воспитательную и художественную функцию

Если артист, используя материал предварительной работы, сумеет на концерте «войти в образ», то его нервная система будет иначе реагировать на сцену, на притихший зал, наполненный…

Если артист, используя материал предварительной работы, сумеет на концерте «войти в образ», то его нервная система будет иначе реагировать на сцену, на притихший зал, наполненный…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2020