Хоровое произведение З. Кодая
«Ел цыган сыр»
Содержание:
Введение
Основная часть
Заключение
Cписок литературы
ВВЕДЕНИЕ
Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Кодай - основатель единой системы школьного музыкального воспитания в Венгрии. Цель этого воспитания – музыкальная культура должна стать достоянием каждого гражданина.
Хоровое творчество выдающегося венгерского композитора обширно и разнообразно. Им написано около 100 произведений для хора, из них более 80- для хора без сопровождения. В своих произведениях он опирается на оригинальные древние венгерские мелодии и традиции многоголосия эпохи Возрождения. Гармония композитора построена на пентатонике и древних ладах и выходит за пределы классической мажоро-минорной системы. Аккордовое изложение сочетается у него с самостоятельностью отдельных партий, с полифоническим развитием.
Тонко чувствуя ритмику стиха, композитор достигает полного слияния текста и музыки. Содержание поэтического текста убедительно раскрывается и в плавных мелодических фразах, и в речитативах, и в канонических перекличках голосов. Некоторые смешанные и женские хоры Кодая представляют собой обработки народных песен. Кодай писал: «Очень часто в обработках народных песен имеется больше оригинальности и идей, чем в имитациях, считающихся собственным творением». Такова его обработка «Ел цыган сыр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Музыкально-теоретический анализ
Произведение написано в жанре народной песни. Форма произведения имеет черты простой трёхчастной, а также куплетной формы. Трёхчастность хора объясняется наличием контрастной средней части (в основу которой положена вторая венгерская народная песня), а также наличием репризы – da capo al fine- повторяющей без изменений первую часть. Черты куплетной формы тоже отчётливо просматриваются, т.к. в основе произведения – народные песни.
I часть – это своеобразная
экспозиция образа цыгана. Подвижный темп (con moto =200), размер 2/4, короткие
3х тактовые фразы, резкое сопоставление контрастной динамики с акцентами на
forte, стремительная пульсация, раскрывают комичный, характер этого раздела.
Квинта в партии альтов задает нам тональный центр d-moll. Основное тематическое
зерно звучит в партии сопрано: 5-10т.
Эта тональная неустойчивость и неопределённость лишь подчёркивают всю
комичность образа цыгана.
Во 2 куплете I части тема появляется в партии альтов. Альты поют в квинту, после чего вступают в перекличку с сопрановой группой хора и куплет завершается утвердительно в одноименном мажоре (А-dur).
II часть – контрастирует в
темповом отношении (Andantino =104), в тональном (D-dur). Новое музыкальное
изложение свидетельствует о смене образа. Мелодия пластичная, гибкая, напевная.
В этом разделе царит лиризм и спокойствие. Новая ритмическая фигура – синкопа.
Придаёт мелодической линии лёгкость и элегантность, женственность: 41-48 т.
Тональность здесь выражена более определённо – D-dur и параллельный ей h-moll.
III часть – реприза. Музыкальный материал не меняется. Однако первоначальный темп, стремительная пульсация с новой силой показывают торжество образа цыгана, разгул вольной души, свободолюбивый, лихой и весёлый нрав.
Ладотональный план, гармонический анализ
В I части хора «Ел цыган сыр» ярко
выражена тональная неустойчивость. Это можно объяснить соединением двух
«пластов»: квинтовой «настырностью» тональности d-moll у альтовой группы хора и
короткой темой-мотивом в тональности a-moll у сопрано.
Лишь в конце I части музыкальный материал приобретает временную устойчивость в
виде трезвучия в тональности A-dur (39-40 т.). Эта тональность как бы вводит
нас в следующую D-dur, для которой она является D.
Гармонию данного произведения можно считать сложной. Первая часть произведения политональна, в дорийском ладу от «d», преобладает бурдонная квинта (в альтовых голосах). Идёт совмещение таких тональностей как «d-moll – a-moll», «A-dur – B-dur». Так же встречаются в I части отклонения в следующие тональности: G-dur (такты 24-30), F-dur (такты 14-15, 32-34), B-dur (такт 16-21). II часть- D-dur.
Таким образом, своеобразный ладогармонический язык (переходы от интервального строения к аккордовому и наоборот, характерные приёмы мелодико-ритмических структур в сочетании с венгерским народным тематизмом) нередко приводит к сложным гармоническим комплексам- например, созвучиям из нескольких секунд, тональным сдвигам, иногда к политональности, – всё это отражает самобытность творческого облика композитора, реалистичность характера его музыкального языка.
Темп
Одна из важнейших характеристик хора, позволяющая окунуться в народное действо – это темповая сторона. 1 и 3 части написаны в темпе Con moto (= 200), который передаёт стремительность, веселье, жизнерадостность, «бурление» народного гуляния, пляски. Темп 2 части позволяет нам очутиться в девичьем хороводе. Он более спокойный - Andantino = 104), однако ощущение танца остаётся. В произведении нет агогических изменений (произведение показывает не внутренний мир героев с их переживаниями, где нужны темповые изменения, а внешнее действо).
Метроритмические особенности, размер, мелодия, фактура, динамика.
Хор написан в размере 2/4, который не меняется на протяжении всего произведения, что продиктовано особенностями стихотворного размера и позволяет совместить в произведении как плясовое, так и хороводное начало (средняя часть). Ритмический рисунок хора достаточно простой, используются в основном ровные длительности – восьмые, четвертные, половинные. Синкопированная ритмическая группировка встречается во II части (такты 43, 47, 51, 57) и связана с присущей для венгерской народной музыки стилевой особенностью.
Мелодия I части построена преимущественно на поступенном движении. В ней нет ходов на широкие интервалы, максимальное расстояние между звуками – б.3. Во II части много ходов на ч.4, встречается ч.5 (такты 44-45), ходы по звукам трезвучиям. Мелодия более гибкая, наполнена выразительными интонационными ходами. В каждой партии присутствует самостоятельность движения голосов при одновременном произношении поэтического текста.
Произведение написано в смешанной фактуре. Динамическая шкала очень разнообразна от p до ff. В произведении мы достаточно часто встречаем сопоставление контрастной динамики (p-f), когда одно и то же предложение звучит сначала в тихой динамике, а затем на f (это сопоставление во II части 3го и 4го куплетов). Так же следует отметить яркие соотношения контрастов в I части (такты 8-10, 11-13). В данном хоре динамика является одной из важнейших музыкальных красок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невозможно представить историю музыки XX века без тех страниц, которые
принадлежат Золтан Кодаю – композитору, фольклористу, педагогу и деятелю
массового музыкального воспитания. Сохраняя особенности фольклорного
первоисточника и его исполнительские черты (стиль parlando rubato), композитор
тонко обогащает народно-песенный материал современными выразительными
средствами. В то же время мелодии его оригинальных произведений подчас трудно
отличить от подлинных крестьянских напевов - так органично связан с фольклором
его музыкальный язык. Хоры Кодая отличаются ярким национальным колоритом,
красочностью. Использование голосов нередко приводит к сложным гармоническим
комплексам (например, созвучиям из нескольких секунд), тональным сдвигам,
иногда к политональности; применяются выдержанные звуки и аккорды,
сопоставление хоровых групп, соло и тутти. Исполнение таких хоров доступно
высококвалифицированным коллективам. Композитор – выдающийся мастер и патриот -
отдал родной Венгрии всё своё громадное творческое дарование и прославил её
культуру во всём мире.
Литература:
1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в Венгрии Л.А. // Музыкальное
воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред: Л.А. Баренбойм. М.: Сов, композитор,
1983. - 5-40 с.
2. Богданова. Т. Основы хороведения : учебное пособие, Минск : БГПУ, 2009. –
132с.
3. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 1987 – 95 с.
4. Золтан Кодай. Учебное пособие по сольфеджио / Сост. В. М. Блок. –
М.: Композитор, 1993. – 48 с.
6. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990
7. Копытман Н. Хоровое письмо, М.1974
8. Краснощёков В. Вопросы хороведения, М., Музыка, 1969 - 299с.
9.Мартынов И. З. Кодай.М.- Монография – М.: Сов. Композитор, 1983. -250 с.
10. Романовский Н. Хоровой словарь Л., 2005 – 230с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.