Музыкально-теоретический анализ партитуры при работе с хором
Оценка 4.6

Музыкально-теоретический анализ партитуры при работе с хором

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
музыка
5 кл—8 кл
13.06.2023
Музыкально-теоретический анализ партитуры при работе с хором
Произведение написано в жанре народной песни. Форма произведения имеет черты простой трёхчастной, а также куплетной формы. Трёхчастность хора объясняется наличием контрастной средней части (в основу которой положена вторая венгерская народная песня), а также наличием репризы – da capo al fine- повторяющей без изменений первую часть. Черты куплетной формы тоже отчётливо просматриваются, т.к. в основе произведения – народные песни.
Мамбурова М. Г. Медногорск Музыкально-теоретический анализ.docx

Хоровое произведение З. Кодая
«Ел цыган сыр»

Содержание:
Введение
Основная часть
Заключение
Cписок литературы

















 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Кодай - основатель единой системы школьного музыкального воспитания в Венгрии. Цель этого воспитания – музыкальная культура должна стать достоянием каждого гражданина.

Хоровое творчество выдающегося венгерского композитора обширно и разнообразно. Им написано около 100 произведений для хора, из них более 80- для хора без сопровождения. В своих произведениях он опирается на оригинальные древние венгерские мелодии и традиции многоголосия эпохи Возрождения. Гармония композитора построена на пентатонике и древних ладах и выходит за пределы классической мажоро-минорной системы. Аккордовое изложение сочетается у него с самостоятельностью отдельных партий, с полифоническим развитием.

Тонко чувствуя ритмику стиха, композитор достигает полного слияния текста и музыки. Содержание поэтического текста убедительно раскрывается и в плавных мелодических фразах, и в речитативах, и в канонических перекличках голосов. Некоторые смешанные и женские хоры Кодая представляют собой обработки народных песен. Кодай писал: «Очень часто в обработках народных песен имеется больше оригинальности и идей, чем в имитациях, считающихся собственным творением». Такова его обработка «Ел цыган сыр.



 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Музыкально-теоретический анализ

Произведение написано в жанре народной песни. Форма произведения имеет черты простой трёхчастной, а также куплетной формы. Трёхчастность хора объясняется наличием контрастной средней части (в основу которой положена вторая венгерская народная песня), а также наличием репризы – da capo al fine- повторяющей без изменений первую часть. Черты куплетной формы тоже отчётливо просматриваются, т.к. в основе произведения – народные песни.

I часть – это своеобразная экспозиция образа цыгана. Подвижный темп (con moto =200), размер 2/4, короткие 3х тактовые фразы, резкое сопоставление контрастной динамики с акцентами на forte, стремительная пульсация, раскрывают комичный, характер этого раздела.
Квинта в партии альтов задает нам тональный центр d-moll. Основное тематическое зерно звучит в партии сопрано: 5-10т.
Эта тональная неустойчивость и неопределённость лишь подчёркивают всю комичность образа цыгана.

Во 2 куплете I части тема появляется в партии альтов. Альты поют в квинту, после чего вступают в перекличку с сопрановой группой хора и куплет завершается утвердительно в одноименном мажоре (А-dur).

II часть – контрастирует в темповом отношении (Andantino =104), в тональном (D-dur). Новое музыкальное изложение свидетельствует о смене образа. Мелодия пластичная, гибкая, напевная. В этом разделе царит лиризм и спокойствие. Новая ритмическая фигура – синкопа. Придаёт мелодической линии лёгкость и элегантность, женственность: 41-48 т.
Тональность здесь выражена более определённо – D-dur и параллельный ей h-moll.

III часть – реприза. Музыкальный материал не меняется. Однако первоначальный темп, стремительная пульсация с новой силой показывают торжество образа цыгана, разгул вольной души, свободолюбивый, лихой и весёлый нрав.

Ладотональный план, гармонический анализ

В I части хора «Ел цыган сыр» ярко выражена тональная неустойчивость. Это можно объяснить соединением двух «пластов»: квинтовой «настырностью» тональности d-moll у альтовой группы хора и короткой темой-мотивом в тональности a-moll у сопрано.
Лишь в конце I части музыкальный материал приобретает временную устойчивость в виде трезвучия в тональности A-dur (39-40 т.). Эта тональность как бы вводит нас в следующую D-dur, для которой она является D.

Гармонию данного произведения можно считать сложной. Первая часть произведения политональна, в дорийском ладу от «d», преобладает бурдонная квинта (в альтовых голосах). Идёт совмещение таких тональностей как «d-moll – a-moll», «A-dur – B-dur». Так же встречаются в I части отклонения в следующие тональности: G-dur (такты 24-30), F-dur (такты 14-15, 32-34), B-dur (такт 16-21). II часть- D-dur.

Таким образом, своеобразный ладогармонический язык (переходы от интервального строения к аккордовому и наоборот, характерные приёмы мелодико-ритмических структур в сочетании с венгерским народным тематизмом) нередко приводит к сложным гармоническим комплексам- например, созвучиям из нескольких секунд, тональным сдвигам, иногда к политональности, – всё это отражает самобытность творческого облика композитора, реалистичность характера его музыкального языка.

Темп

Одна из важнейших характеристик хора, позволяющая окунуться в народное действо – это темповая сторона. 1 и 3 части написаны в темпе Con moto (= 200), который передаёт стремительность, веселье, жизнерадостность, «бурление» народного гуляния, пляски. Темп 2 части позволяет нам очутиться в девичьем хороводе. Он более спокойный - Andantino  = 104), однако ощущение танца остаётся. В произведении нет агогических изменений (произведение показывает не внутренний мир героев с их переживаниями, где нужны темповые изменения, а внешнее действо).

Метроритмические особенности, размер, мелодия, фактура, динамика.

Хор написан в размере 2/4, который не меняется на протяжении всего произведения, что продиктовано особенностями стихотворного размера и позволяет совместить в произведении как плясовое, так и хороводное начало (средняя часть). Ритмический рисунок хора достаточно простой, используются в основном ровные длительности – восьмые, четвертные, половинные. Синкопированная ритмическая группировка встречается во II части (такты 43, 47, 51, 57) и связана с присущей для венгерской народной музыки стилевой особенностью.

Мелодия I части построена преимущественно на поступенном движении. В ней нет ходов на широкие интервалы, максимальное расстояние между звуками – б.3. Во II части много ходов на ч.4, встречается ч.5 (такты 44-45), ходы по звукам трезвучиям. Мелодия более гибкая, наполнена выразительными интонационными ходами. В каждой партии присутствует самостоятельность движения голосов при одновременном произношении поэтического текста.

Произведение написано в смешанной фактуре. Динамическая шкала очень разнообразна от p до ff. В произведении мы достаточно часто встречаем сопоставление контрастной динамики (p-f), когда одно и то же предложение звучит сначала в тихой динамике, а затем на f (это сопоставление во II части 3го и 4го куплетов). Так же следует отметить яркие соотношения контрастов в I части (такты 8-10, 11-13). В данном хоре динамика является одной из важнейших музыкальных красок.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно представить историю музыки XX века без тех страниц, которые принадлежат Золтан Кодаю – композитору, фольклористу, педагогу и деятелю массового музыкального воспитания. Сохраняя особенности фольклорного первоисточника и его исполнительские черты (стиль parlando rubato), композитор тонко обогащает народно-песенный материал современными выразительными средствами. В то же время мелодии его оригинальных произведений подчас трудно отличить от подлинных крестьянских напевов - так органично связан с фольклором его музыкальный язык. Хоры Кодая отличаются ярким национальным колоритом, красочностью. Использование голосов нередко приводит к сложным гармоническим комплексам (например, созвучиям из нескольких секунд), тональным сдвигам, иногда к политональности; применяются выдержанные звуки и аккорды, сопоставление хоровых групп, соло и тутти. Исполнение таких хоров доступно высококвалифицированным коллективам. Композитор – выдающийся мастер и патриот - отдал родной Венгрии всё своё громадное творческое дарование и прославил её культуру во всём мире.






 

 

 

 

 

Литература:
1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в Венгрии Л.А. // Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред: Л.А. Баренбойм. М.: Сов, композитор, 1983. - 5-40 с.
2. Богданова. Т. Основы хороведения : учебное пособие, Минск : БГПУ, 2009. – 132с.
3. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 1987 – 95 с.
4. Золтан Кодай. Учебное пособие по сольфеджио / Сост. В. М. Блок. – М.: Композитор, 1993. – 48 с.
6. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990
7. Копытман Н. Хоровое письмо, М.1974
8. Краснощёков В. Вопросы хороведения, М., Музыка, 1969 - 299с.
9.Мартынов И. З. Кодай.М.- Монография – М.: Сов. Композитор, 1983. -250 с.
10. Романовский Н. Хоровой словарь Л., 2005 – 230с.


 

Хоровое произведение З. Кодая «Ел цыган сыр»

Хоровое произведение З. Кодая «Ел цыган сыр»

ВВЕДЕНИЕ Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки

ВВЕДЕНИЕ Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Музыкально-теоретический анализ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Музыкально-теоретический анализ

Ладотональный план, гармонический анализ

Ладотональный план, гармонический анализ

Метроритмические особенности, размер, мелодия, фактура, динамика

Метроритмические особенности, размер, мелодия, фактура, динамика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Невозможно представить историю музыки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Невозможно представить историю музыки

Литература: 1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в

Литература: 1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023