Музыкально-дидактические игры с детьми
Оценка 4.9

Музыкально-дидактические игры с детьми

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
музыка
Детсад
11.01.2019
Музыкально-дидактические игры с детьми
Знакомим детей с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие песенного творчества, интереса к этим играм и самому процессу пе¬сенного творчества. Это важно, поскольку ребенку необходимо научиться играть в музыкально-дидактические игры, накапливая песенный и творческии опыт. Поэтому второй этап технологии направлен на ознакомление детей с ди¬дактическими играми, на развитие песенного творчества. Кроме того, парал¬лельно продолжается работа по развитию певческих навыков.
муз игры для детей в ДОУ.doc
Музыкальные игры Младший­средний возраст «Музыкальные и немузыкальные звуки» Во   время   свободной   деятельности   детей   в   группе   включите   аудиокассету, содержащую различные звуки («Звуки природы», «Звучащий дом», «Звучащий город» и др.). Обратите внимание на реакцию детей, их комментарии, поведение. Через некоторое время включите кассету с музыкальными произведениями для детей (П. И. Чайковский «Детский альбом», Р. Шуман «Альбом для юношества», С. С. Прокофьев «Детская музыка», И. С. Бах «Шутка» (оркестровая сюита си минор); С. В. Рахманинов «Музыкальный момент» ми бемоль минор, соч. 16, № 2, А. Дворжак «Юмореска»,  И. Гайдн   Соната  ре  мажор,  №  7).  Понаблюдайте   за реакцией  своих воспитанников.   Если   вам   хорошо   знакомы   музыкальные   предпочтения   детей, поэкспериментируйте, включив кассету с любимыми детскими песнями, мелодиями, и сравните реакцию детей на музыку разных жанров. Осуществите   то   же   самое,   предварительно   настроив   детей   на   восприятие немузыкальных звуков и музыки. Игра «Угадайка» Цель,  изучение   особенностей   немузыкального   звукового   опыта   младших дошкольников. Организация игры.  Для организации игры рекомендуются следующие предметы: листы  бумаги  различного качества, две  хрустальные  рюмки, крышки  от кастрюль, баночка с витаминами или горохом, баночка с любой крупой, медный кувшин или тазик,   деревянные   брусочки   или   любые   деревянные   предметы.Приготовленные предметы   показывают   детям   заранее.   Затем   педагог   прячет   предметы   (или   дети закрывают глаза либо отворачиваются от стола, на котором расположены предметы). Педагог, извлекая звуки из предметов, задает детям вопрос: «Что звучит?» Исчерпывающие   ответы   ребенка   свидетельствуют   о   богатстве   его   звукового опыта. Игра «Посидим, помолчим, послушаем» Игру   рекомендуется   проводить   с   небольшой   подгруппой   детей   или   инди­ видуально. В каком­либо помещении педагог располагается с детьми и предлагает им «послушать   тишину».   Педагог   также   обращает   внимание   детей   на   то,   чтобы   они постарались   запомнить   звуки,   которые   услышат,   сидя   в   тишине.   Через   некоторое время детям задаются вопросы: «Что вы услышали? Какие предметы так звучат?» Обратите внимание на способность ребенка слушать и интерпретировать звуки, его подготовленность к процессу восприятия звуков. Игра «Угадай, на чем играет кукла Катя» Цель:   изучение   особенностей   музыкального   звукового   опыта   младших   до­ школьников. Рекомендуемые музыкальные инструменты. Колокольчик, дудочка, бубен. Организация   игры.  Ребенку   предлагается   послушать   звучание   колокольчика, бубна   или   дудочки,   спрятанных   за   ширмой,   и   назвать   звучащий   инструмент,   на котором «играла» кукла Катя. Игра «Кукла спит — кукла пляшет» Цель, выявить особенности эмоциональной реакции детей младшего дошкольного возраста на музыку. Организация  игры.  Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (колыбельная и плясовая) в аудиозаписи («Лошадка», муз. Е. Тиличеевой; «Колыбельная», муз. В. Агафонникова). После   прослушивания   педагог   предлагает   детям   выбрать   игровое   действие   с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пляшет). Критериями оценки реакции ребенка на музыку являются: ­— эмоциональность (проявление эмоций в процессе слушания); — сопровождение звучания музыки непроизвольными движениями; — внимание и сосредоточенность; — появление вокализации, голосовых реакций; — адекватность игрового действия характеру музыкального произведения.. Игра «Что за зверь?» Цель, изучить особенности восприятия детьми возраста  низкого и высокого звучаний музыки. Организация игры. 1­ й вариант.  Предложите  ребенку после прослушивания музыки выбрать игрушку,   которой   подходит   музыка   высокого   или   низкого   звучания   (мишку   или зайку). Предлагаются следующие музыкальные произведения: — «Зайка», русская народная мелодия, обр. А. Александрова; — «Мишка», муз. Е. Тиличеевой. 2­ м вариант.  Детям предлагается прослушать фрагмент мелодии «Собач­ ка»   М.   Раухвергера   в   фортепианном   исполнении   в   высоком   и   низком   регистрах (можно   использовать   аудиозапись).   Затем   педагог   просит   детей   выбрать соответственно большую или  маленькую собачку: «Ребята, какая собачка лает — маленькая или большая?» Учитывая   особенности   восприятия   и   мышления   детей   младшего   дошкольного возраста, приготовьте игрушки или плоскостные изображения собачек, фланелеграф (наборное полотно). Результаты   диагностики   рекомендуется   дополнить   данными   анкетирования родителей. Примерные вопросы для анкеты: — Как часто в вашем доме звучит музыка? — Какие именно произведения звучат? — Охотно ли ваш ребенок воспринимает музыку? — Каким образом чаще всего ваш ребенок реагирует на музыку (пританцовывает, пытается подпевать, внимательно слушает и т. п.)? — Знаете ли вы музыкальные предпочтения своего ребенка? — Часто ли ребенок выражает желание послушать музыку? — Слушаете ли вы с ребенком детскую музыку? — Поете ли (танцуете ли) вы с ребенком? Исходя   из   этих   особенностей,   следует   определить  круг   задач,  которые   не­ обходимо решать, музыкально развивая ребенка, и выбрать возможные и доступные вам средства их решения. Такими задачами, например, могут быть: — активизация и обогащение звукового опыта ребенка; — развитие  интереса  к  музыкальным   и  немузыкальным   звукам,   к  вос­ приятию музыкальных произведений дошкольником; — поддержание и развитие индивидуальных эмоциональных реакций ма­ лыша на музыку. Средством решения поставленных задач могут быть как специальные музыкально­ игровые задания для детей младшего дошкольного возраста, так Игра   в   музыкально­дидактические  игры   на   этом   этапе   обогащает   музыкально­ слуховые   представления   детей,   развивает   их   музыкальный   слух.   Играть   с   детьми может как музыкальный руководитель, так и воспитатель. Старший дошкольный возраст Примерные музыкально­дидактические игры Игры для развития чувства ритма «Веселые матрешки» Игровой материал: большие и маленькие матрешки (по числу играющих). Описание игры.  Дети сидят вокруг стола. У педагога — большая матрешка, у детей   —   маленькие.   «Большая   матрешка   учит   танцевать   маленьких»,   —   говорит педагог и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание. «Определим по ритму» Игровой   материал:  карточки,   на   одной   половине   которых   изображен   рит­ мический   рисунок   знакомой   детям   песни,   другая   половина   пустая;   картинки, иллюстрирующие  содержание  песни;  детские  музыкальные   инструменты —  группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки. Описание игры.  Педагог выступает в роли ведущего. Он исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и   картинкой   закрывают   пустую   половину   карточки   (картинку   после   правильного ответа дает ведущий). При повторении игры ведущим становится ребенок, который ни разу не ошибся. Для различения ритмических рисунков можно использовать знакомые детям песни Е. Тиличеевой  «Небо синее», «Смелый пилот»; русские народные песни «Андрей­ воробей», «Барашеньки». «Прогулка» Игровой материал', музыкальные молоточки по числу играющих. Описание  игры.  Дети  рассаживаются  полукругом. «Сейчас,  дети,  мы пойдем  с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять по залу, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», — педагог ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» — изображает молоточком бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч   и   стала   медленно   ударять   им   о   землю»,   —   педагог   вновь   медленно   ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», — быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла   солнышко,  и   пошел  сильный   дождь.  Сначала   это  были  маленькие   редкие капли,   а   потом   начался   сильный   ливень»,   —   постепенно   ускоряет   ритм   ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», — быстро и ритмично ударяет молоточком. Игры для развития звуковысотного слуха «Три поросенка» Игровой   материал:   на   планшете   изображены   лес   и   сказочный   дом.   В   нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф­Нуф   в   синей   шапочке,   Наф­Наф   в   красной   шапочке,   Ниф­   Ниф   в   желтой шапочке.   Если   диск   вращать   с   обратной   стороны   планшета,   то   в   окошке   домика появляются   поочередно   все   поросята.   Вверху   на   игровом   поле   прикреплены   три пластинки   от   металлофона.   Под   пластинкой   «фа»   первой   октавы   нарисована мордочка поросенка в синей шапочке — Нуф­ Нуфа; под пластинкой «ля» первой октавы — поросенок в красной шапочке — Наф­Наф; под пластинкой «до» второй октавы — поросенок в желтой шапочке — Ниф­Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. По три картинки с   изображением   шапочек   трех   поросят:   синей,   красной   и   желтой   на   каждого играющего. Описание   игры.  Дети   рассаживаются   полукругом.   «Посмотрите,   дети,   какой красивый дом, — говорит педагог. — Живут в нем знакомые вам поросята Нуф­Нуф, Наф­Наф, Ниф­Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете, кто поет. У Ниф­Нифа самый высокий голос: ,,Я Ниф­Ниф“ (поет и играет на фортепиано „до “ второй октавы).  У Нуф­Нуфа самый низкий голос (поет и играет „фа" первой октавы).  У Наф­Нафа немного повыше (поет и играет „ля“ первой октавы)». Затем педагог играет на фортепиано какой­либо из трех звуков и предлагает угадать, кто это поет. Детям предлагается поднять картинку с изображением шапочки того поросенка, который   спел   песенку.   Если   большинство   детей   правильно   угадали,   кто   поет,   то педагог крутит диск на планшете и в окошечке появляется поросенок. Если дети не верно угадали, то в окошечке никто не появляется, и тогда педагог играет опять этот же звук, а дети проверяют свои картинки. «Ступеньки» Игровой   материал:  лесенка   из   пяти   ступенек,   игрушки   (матрешка,   мишка, зайчик). Описание игры.  Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано мелодию, вызванный ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно   передвигает   игрушку   (например,   зайчика)   по   ступенькам   лесенки, вверх,   вниз   или   постукивает   на   одной   ступеньке.   Следующий   ребенок   действует другой игрушкой. Игры для развития тембрового слуха «Догадайся, кто поет?» Описание игры. Дети идут по кругу и поют первый куплет песни «Догадайся, кто поет?» (муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова). На второй куплет дети останавливаются, и кто­нибудь из них поет этот куплет «жмурке» — ребенку,  стоящему в  центре круга с  закрытыми  глазами.  «Жмурка» должен отгадать, кто спел второй куплет. «Слушаем внимательно» Игровой материал: записи инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.). Описание   игры.  Дети   сидят   полукругом   перед   столом,   на   котором   находятся детские   музыкальные   инструменты.   Им   предлагают   прослушать   знакомое музыкальное   произведение,   определить,   какие   инструменты   исполняют   это произведение, и найти их на столе. Развиваем   певческие   умения   детей   в   процессе   игровых упражнений.. Примерные игровые певческие упражнения Упражнения для развития чистоты интонирования «Пение про себя» По   знаку   музыкального   руководителя   часть   ранее   выученного   музыкального произведения исполняется как обычно, а часть — молча, пропевая только внутренним слухом.   Сигналом   к   введению   «пения   про   себя»   служит   мимика   музыкального руководителя   —  утрированно  сомкнутые  губы,   дающие  условный   знак  «поем  про себя». В начале использования этого упражнения чередование разных способов пения удобно проводить построчно, например разучивая песню «Котенька­ коток»: Котя, котенька­коток, котя — серенький хвосток, {вслух) Приди, котя, ночевать, нашу деточку качать. (про себя) Уж как я тебе, коту, за работу заплачу, {вслух) При   обретении   детьми   некоторого   певческого   опыта   задание   усложняется дроблением строчки: Котя, котенька­коток, {вслух) Котя — серенькийх восток, {про себя) Приди, котя, ночевать, {вслух) Нашу деточку качать, {про себя) Уж как я тебе, коту, за работу заплачу, {вслух) Окончание   песни   необходимо   спеть   вслух,   чтобы   дети   могли   проверить   свою вокальную интонацию, понять, сумели ли они вернуться к тонике. «Песенки­упражнения» «Труба»   (муз.   и   сл.   Е.   Тиличеевой),   «Дятел»   (муз.   и   сл.   Н.   Леви)   —   эти   и подобные   попевки   помогают   детям   в   чистоте   интонирования   мелодии   отдельных мелодических ходов (интервалов). «Телеграмма» Музыкальный руководитель говорит о том, что хочет послать, например, Тане телеграмму,   и   пропевает   на   слоге   «ля­ля»   определенную,   но   знакомую   детям мелодию, например 4 такта песни «Во поле береза стояла». Таня должна ответить такой же «телеграммой», то есть интонационно точно спеть эту же мелодию в ответ. Упражнения для развития певческого дыхания  «Понюхаем —подуем» Детям   предлагается   взять   в   руки   воображаемый   цветок   —   одуванчик   —   и понюхать его, сделав медленный бесшумный вдох, не поднимая плеч, а затем так же медленно бесшумно подуть на него — сделать выдох. 5) «Шкатулка со сказками»: каждый из детей по очереди вынимает из шкатулки предмет определенной формы и цвета, соответственно этому придумывает героя и начинает сказку. После этого второй ребенок вынимает предмет и продолжает сказку в соответствии со своим предметом. (И т. д.) 6) «Волшебные кляксы»: играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов. 7) «Добрый   волшебник   и   злой   волшебник»:   ребенку   предлагают   раскрасить доброго и злого волшебников. 8) «Белый город» (по стихотворению  В. Приходько): раскрашивание города по тексту стихотворения. Музыкально­дидактические игры для развития  певческих умений Развитие чувства ритма «Прогулка»: выкладывание широких и узких карточек и передача ритмического рисунка с помощью музыкального молоточка. «Определи   по   ритму»:  по   изображению   ритмического   рисунка   определить песню,   правильно   сыграть   ритмический   рисунок   на   любом   ударном   инструменте (ложки, барабан, треугольник, музыкальный молоточек). Развитие диатонического слуха «Громко — тихо запоем»: по громкости звучания песни дети ищут спрятанную игрушку. Это музыкально­дидактическая игра очень помогает добиться звонкости, выразительности пения. Кроме того, увлекаясь поиском игрушки, дети забывают о скованности и стеснении во время пения. «Колобок»:  на игровом поле  прячут  колобка. По изменению громкости пения один из детей ищет игрушку. Развитие памяти и слуха «Наши песни»: нужно узнать по мелодии знакомую песню. «Что   делают   в   домике?»:  определение   жанра   музыки   (танец,   марш,   ко­ лыбельная). Развитие звуковысотного слуха «Музыкальное лото»:  выкладывание на нотном стане мелодии — сверху вниз, снизу   вверх   или   на   одной   линейке.   Эта   дидактическая   игра   помогает   детям определять и чувствовать восходящую, нисходящую и мелодии на одном звуке. Также   для   развития   певческих   навыков   используются   простейшие   попев­   ки: «Вьется речка», русская  народная песня; «Колыбельная»,  муз. В. Витлина,  сл.  Н. Карнауховой; «Перепелочка», белорусская народная песня в обр. А. Пер­ цовской. Такие небольшие песенки помогают расширить певческий диапазон голоса, научить детей петь спокойным, напевным голосом без напряжения. Напевные песни помогают развивать певческое дыхание у детей, распределять дыхание на длинные и короткие музыкальные фразы. Знакомим   детей   с   музыкально­дидактическими   играми,   направленными   на развитие песенного творчества, интереса к этим играм и самому процессу песенного творчества.   Это   важно,   поскольку   ребенку   необходимо   научиться   играть   в музыкально­дидактические игры, накапливая песенный и творческии опыт. Поэтому   второй   этап   технологии   направлен   на   ознакомление   детей   с   ди­ дактическими играми, на развитие песенного творчества. Кроме того, параллельно продолжается работа по развитию певческих навыков. В рамках одной музыкально­дидактической игры детям даются задания разного уровня сложности, чтобы ребенок мог самостоятельно выбрать сложность задания. Этап состоит из 12 занятий. От занятия к занятию музыкальнодидактические игры усложняются.   Проводятся   задания   на   коллективное   творчество,   инсценировки   с пением известных сказок «Теремок», «Заюшкина избушка». Музыкально­дидактические игры на развитие песенного творчества № Название Игровая задача 1 2 3 4 5 6 игры «Музыкаль ное лото» Пропеть двустишие про животное,  изображенное на картинке «Веселый  поезд» Придумать мелодию на стихотворный  текст (2 строчки) «Веселый  мед­ вежонок» «Весело —  грустно» «Волшебны е картинки» «Спой  сказку» Выбор роли определяет сложность  задания. Спеть длинную фразу Ребенок сам выбирает картинку с  веселым или грустным сюжетом.  Спеть мелодию на веселое или  грустное двустишие Выбор картинки с изображением героя сказки. Ребенок выбирает себе героя  сказки и пропевает придуманные им  слова с нужной, выдуманной им  интонацией. Слова автора читает  педагог Пропеть часть знакомой сказки по  очереди. Ребенок поет слова сказки,  сам выбирает количество текста и  Облегченное  задание Пропеть  название жи­ вотного на  картинке Продолжить  песенку, начатую педагогом или  другим ребенком Выбор роли  определяет  сложность  задания. Спеть  короткую фразу Допеть начатую  педагогом  мелодию Педагог  начинает фразу Поет короткую  фразу Также на втором этапе дети поют знакомые песни без  сопровождения (по очереди, один начинает, а остальные  продолжают). Можно пропеть песню вдвоем­втроем, если ребенок  стесняется петь один. Пение без сопровождения помогает  ребенку услышать самого себя, тембр своего голоса, и тогда,  выполняя задания по песенному творчеству, ребенок может более умело пользоваться своим голосовым аппаратом. Организуем   самостоятельную   игровую   деятельность   детей.   На   этом   этапе усложняются   задания   знакомых   детям   игр,   вводятся   элементы   драматизации   с использованием   кукол,   самостоятельное   придумывание   сюжета   (текста)   сказки, коллективное творчество. Третий этап рассчитан на 6 занятий. Усложнение игр, содействующих развитию песенного творчества дошкольников,  на заключительном этапе педагогической технологии № п/п 1 2 3 4 S 6 Игра «Музыка льное  лото» «Веселы й поезд» «Веселы й медвеж «Весело  —  грустно» «Волшеб ные картинк и» «Спой  сказку» Усложнение иг ровой задачи Детям нужно придумать веселую или грустную песенку на разные  стихи (четверостишие). Сначала ребенок выбирает стихотворение  по своему желанию, а потом выполняет задание по предложению  педагога Детям дается задание придумать маршеобразную, танцевальную или колыбельную мелодию в зависимости от текста стихотворения (по  выбору ребенка"» Дети самостоятельно придумывают текст поющих героев, т. е.  изменяют содержание сюжета, сохраняя при этом общую линию  игры Детям предлагается продолжить стихотворную строчку (пропеть), в зависимости от содержания (весело — грустно). Например: «Дождь идет весь день с утра... загрустила детвора» Содержание сказки усложняется путем ввода сюжетных картинок.  Дети пропевают содержание одной картинки на выбор. Количество  слов и фраз не ограничивается Дети сами сочиняют сказку по ходу пения. Каждый может пропеть  любое количество слов на мелодию любого жанра (без картинок).  По окончании своего пения ребенок передает ход любому игроку на выбор, и тот продолжает сюжет по своему усмотрению Эти   же   игры   помещаются   в   музыкальный   уголок   группы,   где   дети   могут   в течение всего дня самостоятельно играть в них. Диагностические игровые ситуации 1. «Подбери игрушку» Цель, оценка адекватности восприятия характера музыки ребенком. Ход   диагностики.  Выбрать   игровой   персонаж,   настроение   которого   соот­ ветствует   характеру  исполняемой   музыки;   обосновать  свой  выбор.  Предлагаются следующие музыкальные произведения: — «Шутка» И. С. Баха; «Название потерялось». Цель, выявить представления детей о характере музыки, настроении, особен­ ности развития умения вербализировать воспринимаемый музыкальный образ. Ход диагностики. В группе детей проводится конкурс на лучшее название  музыкального произведения. Ребенка просят обосновать выбор названия прослушанной музыки. Предлагается несколько контрастных по характеру музыкальных произве­ дений. 2. «Слушаю и двигаюсь». Цель, изучение особенностей действенных реакций ребенка на музыку.  Музыкальный материал'. Д. Кабалевский «Клоуны». Ход ситуации. Детям предлагается делать именно то, что хочется делать  именно под эту музыку: рисовать, лепить, двигаться, танцевать и т. д. Мотивация. Помочь игровому персонажу понять звучащую музыку, объяснить ее, изобразить. Критерии оценки к диагностическим ситуациям. 1. Желание слушать и играть в музыку. 2. Решение ребенком поставленной перед ним задачи. 3. Адекватность (правильность) решения. 4. Адекватная эмоциональная интерпретация музыкальных произведений. Метод беседы с детьми Цель, выявление общей музыкальной направленности, субкультуры, ин­ формированности ребенка о музыке. Примерные вопросы, задаваемые до прослушивания музыки. — Любишь ли ты слушать музыку? — Есть ли у тебя любимая музыка? Какая ? — Ты слушаешь музыку дома? Какую? — Поешь ли ты с родителями песни? — Ты ходил в театр или на концерт, где слушал музыку? — Кто такой композитор? (Как называют человека, который сочиняет му­ зыку?) — Кто такой П. И. Чайковский? — Каких композиторов ты знаешь? — Кто такой музыкант? им, а они — нам. После беседы дети играют в игру «Назови друга ласково». Сидя в кругу, нужно передавать плюшевое сердечко, ласково называя друг друга по имени. После игры воспитатель предлагает детям взяться за руки и почувствовать тепло друзей под слова: У друга теплая и нежная ладошка, Поглажу друга по руке немножко, Нам хорошо, когда мы вместе, рядом. Без друга плохо жить, запомнить это надо. Звучит песня «Улыбка», дети подпевают, свободно двигаясь по группе, улыбаясь друг другу. Музыкально­игровая ситуация «Жить на свете туго без подруги или друга» Под фонограмму песни «Улыбка» педагог встречает детей, напоминая, что эта песня об улыбке, а с нее всегда начинается общение и дружба. Далее педагог говорит детям о том, что дружат и люди, и сказочные персонажи, как, например, в песне. Звучит   песенка   Г.   Гладкова   «Ничего   на   свете   лучше   нету...»   Далее   организуется подвижная игра «Песик Барбосик»,  где дети выполняют движения в соответствии со словами (роль песика исполняет ребенок): Сидит грустный пес Барбос, В лапы спрятал черный нос. — Песик, песик, не грусти! Что случилось, расскажи? Отвечает песик, Приподняв свой носик: — Без друга плохо жить, Не знаю, как мне быть! — Ты, Барбосик, не грусти, На ребяток посмотри, Любой из нас — твой друг. Становись­ка в круг! {По Е. Тихеевой.) По окончании игры все дети танцуют польку «Добрый жук» из к/ф «Золушка». Как   видно   из   приведенных   примеров,   на   данном   этапе   дети   учатся   понимать важность людей в жизни друг друга, необходимость быть вместе с кем­ нибудь, иметь друзей и самому быть хорошим другом. Развитие   умений   дружеского   общения,   помощи, доброжелательности. Предлагаются следующие музыкально­игровые ситуации.   взаимовыручки, 1. «Поссорились» (инсценировка стихотворения детьми). 2. «Найди   друга   водяному»   (на   содержании   песенки   Водяного   (муз.   М.   Ду­ наевского, сл. Ю. Энтина из м/ф «Летучий корабль»)). Инсценировка стихотворения Поссорились Мы поссорились с подругой И уселись  по углам, Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала — Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала:  «Не отдам!» Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу:  «Играть давай!» А. Кузнецова Примерные вопросы детям: — Подумайте и скажите, из­за чего поссорились девочки? — А вы когда­нибудь ссорились со своими друзьями? Из­за чего? — Когда вы ссоритесь с кем­нибудь из друзей, вам хочется помириться? — Как вы миритесь со своими друзьями? Дошкольникам   предлагается   инсценировать   текст,   используя   соответствующие вокально­речевые   интонации   и   другие   средства   выразительности.   Детям предварительно необходимо договориться, для того чтобы инсценировка получилась. Воспитатель предлагает воспитанникам придумать продолжение стихотворения, в котором бы девочки помирились. Выбрав лучший вариант или несколько вариантов, в том числе и авторский, стихотворение снова инсценируется детьми. Музыкально­игровая ситуация «Найди друга Водяному» Детям предлагается текст песенки Водяного из м/ф «Летучий корабль». Припев. Я Водяной, я Водяной, Поговорил бы кто со мной, А то мои подружки — Пиявки да лягушки! Фу, какая гадость! Эх, жизнь моя, жестянка... Да ну ее в болото! Живу я как поганка, А мне летать, А мне летать А мне летать охота! Я Водяной, я Водяной, Никто не водится со мной, Внутри меня водица. Ну что с таким водиться?! Припев. Формулируется   просьба:   нужно   придумать   друзей   Водяному.   Затем   песенка инсценируется от лица Водяного и его друзей. Также на этом этапе используются музыкальные игры. «Угадай название песенки» Игровой материал', кассеты с детскими песнями. Описание   игры.  Воспитатель   ставит   прослушать   знакомую   детям   песню   и предлагает вспомнить ее название. За каждый правильный ответ ребенок получает очко.   Эта   игровая   ситуация   обеспечивает   атмосферу   радости,   интересной деятельности. Тот из детей, кто затрудняется ответить, может позвать на помощь друга. Тем самым развиваются стремление к взаимной выручке, умение оказывать помощь. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Музыкальное лото» Игровой   материал:   карточки­картинки   (по   числу   играющих   детей),   иллю­ стрирующие содержание знакомых песен. Описание игры.  Детям раздают по три­четыре карточки. Звучит песня в записи. Дети   узнают   ее   и   закрывают   фишкой   нужную   карточку.   Выигрывает   тот,   кто правильно закроет все карточки. «Волшебный волчок» Игровой материал: на планшете располагаются иллюстрации к песням, в центре — вращающаяся стрелка. Описание игры. Вариант   1.   Песня   звучит   в   записи.   Вызванный   ребенок   указывает   стрелкой   на соответствующую   иллюстрацию,   называет   песню   или   говорит,   из   какого   она мультфильма или кинофильма. Вариант 2. Ребенок­ведущий указывает на какую­либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки. «Музыкальный магазин» Игровой материал: магнитофон, диски или кассеты с иллюстрациями к знакомым детям песням. Ход   игры.  «Покупатель»   просит   прослушать   ту   или   иную   песню.   Ребенок­ «продавец» должен включить эту песню или напеть сам. От того, как он споет песню, будет зависеть, «купят» кассету или нет. «Узнай по голосу» Описание игры. Все играющие становятся в круг. Водящий — в середине круга с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу с песней. По знаку воспитателя останавливаются,   и   один   из   играющих   (по   указанию   взрослого)   должен   громко сказать: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя — узнай!» Музыкально­игровые   ситуации,  такие   как   «Поиграем   на   ложках»,   «Придумаем вместе   танец»,   «Готовим   музыкальный   спектакль»,   направлены   на   совместную музыкально­исполнительскую деятельность детей. Далее детям предлагается исполнить свои партии в ансамбле так, чтобы получился «хороший» оркестр. Используются знакомые мелодии: S «Веселые гуси» (украинская народная мелодия, обр. В. Агафонникова); S «Савка и Гришка» (белорусская народная мелодия, обр. В. Агафонникова); S «Ай­я, жу­жу» (латышская народная мелодия, обр. В. Агафонникова). Помогаем накапливать опыт положительных взаимоотношений и развиваем умения детей взаимодействовать в процессе совместного музицирования. Для этого: S  накапливаем   у   детей   опыт   положительных   образцов   для   подражания,   спо­ собствующий развитию положительных взаимоотношений; S развиваем умения самостоятельных действий при совместном музицировании; S развиваем умения музицирования. Основные  формы работы  по решению поставленных  задач на втором этапе — музыкальные игры­упражнения. Игры­упражнения   проводятся   в   определенной   последовательности,   каждое упражнение   направлено   на   ту   или   иную   сторону   развития   положительных взаимоотношений. Игра № 1. Коллективное музицирование «Наш оркестр» Цель: развивать умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей. Описание игры. Предложить детям инструменты. Можно играть одному, а можно договориться и музицировать вместе. Важно, чтобы получился большой оркестр. Игра № 2. «Оркестр» Цель:  учить   взаимодействовать,   уступать   друг   другу,   договариваться   о   со­ вместном музицировании. Описание игры. На полу разбросаны «кочки»­подушки. Дети свободно двигаются под музыку. С остановкой мелодии надо занять места на подушках. Кому не хватило подушки,   уходит   играть   на   музыкальном   инструменте   в   определенное   место. Постепенно, по одной, подушки убираются. Тот, кто остался последним, солирует на последнем инструменте. Игра № 3. «Здравствуй, тот, кто в темноте» Цель: развитие дружеских взаимоотношений друг к другу. Описание игры. Дети в кругу накрыты тканью. Инструменты в условленном месте, закрыты. П е д а г о г . Здравствуй, тот, кто в темноте, В темной­темной комнате. В уголке не дрожи, О себе расскажи. Один из детей выползает из­под ткани, берет на ощупь любой инструмент и играет на нем импровизацию — рассказ о себе. Затем называет свое имя и присоединяется к педагогу. Игра повторяется, пока не выйдут все дети. Игра № 4. «Гномики» Цель:  учить   анализировать   свое   поведение,   находить   адекватные   способы поведения; вызвать сочувствие к сверстнику. Описание игры. У всех участников колокольчики, один колокольчик без язычка. Педагог рассказывает: «У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, и оно когда­нибудь исполнится. Давайте послушаем, как звучат ваши колокольчики. Каждый   будет   по   очереди   звенеть   и   загадывать   желание,   а   мы   будем   слушать. (Оказывается, что один из колокольчиков молчит.)  Что же делать? У Коли не звенит  его  колокольчик.  Это такое  несчастье  для  гномика!  Он  теперь  не сможет загадать   желание.   Может,   мы   его   развеселим?   Или   подарим   что­нибудь   вместо колокольчика,   или   попробуем   выполнить   его   желание?  (Дети   предлагают   свои решения.) А может, кто­нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?» Игра  5. «Братец Яков» Цель',  объединить   в   пару   «звезд»   и   «непринятых»   детей   для   совместного музицирования. Описание игры.  Предложить объединиться между собой по разрезной картинке (одна   часть   —   у   «звезды»,   другая   —   у   «непринятого»).   Педагог   говорит:   «Вам сегодня   предстоит   играть   на   музыкальных   инструментах   вместе.   Ваша   задача   — научиться играть слаженно (в ансамбле), каждый отвечает за другого». Игра № 6. «Дирижер» Цель: учить самостоятельно объединяться в ансамбль. Описание игры. Дети берут инструменты (по 2—3 одинаковых), распределяются по группам, становятся вокруг «дирижера», который показывает, как группе играть (piano, forte, быстро, медленно). Описание игры. Дети в кругу накрыты тканью. Инструменты в условленном месте, закрыты. П е д а г о г . Здравствуй, тот, кто в темноте, В темной­темной комнате. В уголке не дрожи, О себе расскажи. Один из детей выползает из­под ткани, берет на ощупь любой инструмент и играет на нем импровизацию — рассказ о себе. Затем называет свое имя и присоединяется к педагогу. Игра повторяется, пока не выйдут все дети.

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми

Музыкально-дидактические игры с детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019