Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.
Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
музыка
Детсад
11.04.2017
В данной работе представлен мой опыт работы по теме: "Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников."
В ней затронуты такие темы, как " Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка", "Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества","Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки".В данной работе представлен мой опыт работы по теме: "Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников."
В ней затронуты такие темы, как " Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка", "Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества","Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки".
Опыт работы.doc
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Краснооктябрьский детский сад» филиал
«детский сад Красная шапочка»
Опыт работы.
Музыкальнодидактические игры в развитии
музыкального творчества дошкольников.
Музыкальный руководитель:
Кевлева Елена Александровна
р.п. Красный Октябрь
2017г. Опыт работы.
Музыкальнодидактические игры в развитии музыкального творчества
дошкольников.
Детство это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю
жизнь, если в нем царят счастье, радость быть самим собой. Мир фантазии
выдумки у детей связан с игрой. Вовсе исторические времена дети разных
народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и
творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Теплова, это эмоциональная
непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов
деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес
к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят
детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным,
занимательным, значимымзадача взрослых.
Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры,
которые имеют направленность на развитие познавательных способностей,
внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень
любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников
проявляется в игре.
Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка.
Играоптимальное психологопедагогическое средство, которое позволяет
всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б.Элькони: «…
игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых
элементарных до самых сложных».
По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая
цельудовольствие от игры «Хочу.» Вторая цельвыполнять правила игры
«Надо». Третья цельтворческое выполнение игровой задачи «Могу». Таким
образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!»,
влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций
саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер
и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества,
эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения и игры на организм ребенка
можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспектфизиологический, связан с исследованиями
В.М.Бехтерева, И.М.Догеля,И.М.Сеченова,И.Р.Тарханова и др., которые
выявили положительное влияние музыки на различные системы человека.
Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный
тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно
двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспектпсихологический. Музыка, воздействуя на эмоционально
личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных,
психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспектпедагогический. Посредством музыки
воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать
действительность и приобретать социальный опыт для творческой,
созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях,
дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для
музыки и речиритм, динамику, темп, высоту.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и
взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки
для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое
внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желания, порывы,
чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют
фантазиюребенка, его творческие проявления и сопровождают его в каждой
игре.
Цели и задачи музыкальнодидактической игры.
Этапы развития музыкальной игры привели к поиску
классификации детских игр. В разное время и разными авторами
осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры.
Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы
классификации.
Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития
музыкальносенсорных способностей показала первостепенную роль музыкальнодидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки.
В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой,
Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагогапрактика
Н.Г.Кононовой, которая определила основную цель и назначение
музыкальнодидактических игр формировать у детей музыкальные и
творческие способности, открыть перед ребенком путь применения
полученных знаний в жизненной практике.
В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие
задачи:
Развитие звуковысотного слуха
Развитие чувства ритма
Развитие тембрового и динамического слуха
Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
Развитие творческой активности
Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества,
ответственности и др.)
Обогащение новыми впечатлениями.
Музыкальнодидактическая игра должна включать развитие игровых
действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него
форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и
действовать с ними.
Музыкальнодидактические игры должны быть просты и доступны, интересны
и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным
возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкальнодидактические игры должны быть красочно и интересно
оформленными. Карточки с изображением музыкальных образовяркими,
художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры
становятся для них более желанными, интересными и любимыми.
Музыкальнодидактические игры можно использовать на музыкальном и
других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так
же на праздниках и развлечениях. В своей работе я применяю музыкальнодидактические игры в соответствии с
учетом общих задач музыкальноэстетического воспитания и провожу их по
заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает
возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре
дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и
музыкальноритмических движений, а так же в области восприятия музыки.
Иногда музыкальнодидактическим играм я посвящаю занятие полностью или
частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также
провожу развлечение с использованием музыкальнодидактических игр. Эти
игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей
формируются и развиваются музыкальнотворческие способности.
Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных
группах, начиная с первой младшей.
Использование музыкальнодидактических игр в процессе пения и
развития песенного творчества.
Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня
одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок
напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения,
помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание
между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над
развитием детского песенного творчества использую несколько типов
упражненийигр:
Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков»)
Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные
лесенки»)
Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?»)
Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)
Петь свои имена;
Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)
Подражать ритмическому звучанию инструментов;
Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?»,
«Что ты хочешь, кошечка?»)
Сочинение мелодии контрастного характера. В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою
самостоятельную деятельность, особенно в сюжетноролевые игры.
Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на
развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых
нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также
музыкальности в целом.
Использование музыкальнодидактических игр в процессе восприятия
музыки.
Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение,
мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально
дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность
детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой
форме.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста
используются различные игрушки, которые могут «разговаривать»,
«двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут
прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей
более старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу»,
«Песнятанецмарш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая
музыка?», «Сложи песенку».
Использование музыкальнодидактических игр во время слушания
музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и
запоминанию.
Использование музыкальнодидактических игр в процессе ритмических
движений.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию
различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по
движению у ребят развивается музыкальнослуховое восприятия, что
необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию
танцевальноигрового творчества.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения.
Поэтому для малышей использую в музыкальнодидактических играх
различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к
выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям
интересней выполнять движения в упражнении «Гулятьотдыхать», «Три
медвежонка», «Мы скакали». Деятельность старших дошкольников отличается активным
восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно
выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению
самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения
или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания
сочетаю с игровыми моментами. («Ах ты, ВаняВанечка»). Игровая форма
разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический
рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий
необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими
элементами выразительности двигаться под музыку.
Таким образом, музыкальнодидактические игры оказывают большую
помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать»,
«Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от
ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкальноритмическая
деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам
танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально
дидактическими играми.
Музыкальнодидактические игры в самостоятельной деятельности
дошкольников.
В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется
развитию музыкальнотворческих способностей детей. Поэтому необходимо
постоянно пополнять и развивать музыкальнопредметную среду, как в
музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкальнодидактические
игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности
дошкольников.
В каждой возрастной группе нашего ДОУ имеются музыкальные
уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов,
альбомами детских писем и играми, изготовленными силами родителей и
воспитателей с детьми. Игры в уголках периодически меняются в
соответствии с комплекснотематическим планированием в ДОУ. Так же
имеются информационные консультативные стенды, где родители могут
узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо
получить ответ на любой вопрос касающийся музыкального воспитания детей
в семье.
Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.
Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.
Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.
Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.
Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.
Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.
Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.