Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы с учащимися музыкальной школы по подготовке и мотивации детей для участия в музыкальных конкурсах разного уровня. Считаю, что это должна быть совместная работа ученика, родителей и учителя. Только при совместной работе возможно показать хорошие результаты.Статья по мотивации учащихся для участия в музыкальных конкурсах
Статья_Селиверстова_ЗХ(1).doc
УДК 2.10
УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ МОТИВАЦИИ
ДЕТЕЙ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В РАМКАХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зульфия Харисовна Селиверстова
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«Заинская детская музыкальная школа»
Аннотация:
Музыкальное образование занимает особое место в
творческом воспитании личности. Именно благодаря музыке развитие детей идет
по иному пути. Перед педагогоммузыкантом всегда стоит задача сделать занятия
интереснее, а сам процесс познания музыки более насыщенным. Главной задачей
музыкального воспитания является научить самостоятельному творческому
развитию, вырастить активного и инициативного музыканта. Творческое развитие
не будет гармоничным и полноценным без активного участия музыканта в
конкурсах. Участие в конкурсах позволяет развивать творческие способности в
области музыки и способствует совершенствованию исполнительства. Задача
музыкального педагога помочь ребёнку полюбить участвовать в конкурсах,
пережить страх перед публикой.
Дух соперничества живет в каждом человеке. Именно конкурс является
доступным и мирным способом посоревноваться с другими в той или иной
области интересов. Поощряйте в детях желание участвовать в конкурсах,
позволяющих проявить себя и свои способности! Воспитывайте в детях здоровую
конкуренцию и дух соревновательности! Они через вкус побед и горечь
поражений должны давать новую более сильную мотивацию к самореализации,
должны стимулировать продолжать занятия и упорно трудиться. Ведь результат выступления на конкурсной основе становится итогом определенного этапа
совместной работы педагога и ученика.
Ключевые слова: конкурс, музыкальное образование, дух соперничества,
самореализация, творческое развитие
PARTICIPATION IN THE COMPETITION AS ONE OF THE ASPECTS OF
CHILDREN'S MOTIVATION FOR SELFREALIZATION THROUGH
CREATIVITY IN THE FRAMEWORK OF ADDITIONAL EDUCATION
Zulfiya Kharisovna Selivyorstova
Municipal Budget Institution of Additional Education «Children's school of
music of Zainsk»
Annotation: Music education holds a special place in the artistic education of
the individual. Thanks to the music the development of children goes on a different
way. In front of a teachermusician there is always a challenge to make lessons more
interesting and the process of learning music more intense. The main task of music
education is to teach independent creative development, to cultivate active and
engaged musician. Creative development will not be harmonious and complete without
an active participation of the musician in contests. The participation in competitions
allows to develop creative abilities in music and contributes to the improvement of
performance. The task of a music teacher is to help a child to love participating in
contests, to overcome the stage fear.
The competitive spirit lives in each person. The competition is an affordable and
peaceful way to compete with others in a particular area of interest. Encourage in
children the desire to participate in competitions that allow them to demonstrate them
and their abilities! Cultivate children's congenial competition and the spirit of
competition! Through the taste of victory and bitterness of defeat they should give a new stronger motivation to selfrealization, they should to go on practicing and
working hard. In fact, the result of performance on the basis of competition becomes
the result of a certain stage of the joint work of a teacher and a student.
Keywords: competition, music education, competitive spirit, selfrealization,
creative development
Тема моей статьи в наше время актуальна, прежде всего, в рамках
социальной политики по выявлению юных талантов. Участие в конкурсах
позволяет развивать творческие способности в области музыки и способствует
совершенствованию исполнительства.
Музыкальные школы, относящиеся к дополнительному образованию,
помогают в достижении указанных целей. Они проявляют себя как
вспомогательное к основному. В нашей школе особое внимание уделяется
творческому развитию детей. Педагоги постоянно придумывают и применяют
новые средства, приемы и методы, позволяющие развивать творческие
способности именно в музыкальной области.
Главной задачей музыкального воспитания является научить
самостоятельному творческому развитию, вырастить активного и инициативного
музыканта. Множество форм творчества, которыми насыщена сфера
дополнительного музыкального образования, а также разнообразие и доступность
нового материала позволяют современному музыкальному педагогу эффективно
использовать любые инновационные разработки в своей педагогической практике.
И, как следствие, решить главную задачу и достичь поставленных целей.
Еще одной задачей музыкального воспитания детей является развитие
эмоциональной отзывчивости на музыку. Выполнить ее педагогумузыканту
позволят применение на занятиях различных методов и форм закрепления
первичных музыкальных навыков.
Решение указанных задач очень важно для становления творческой
личности ребенка в будущем. Музыка является естественным непосредственным источником гармоничного развития личности ребенка. Она позволяет лучше
понимать и осознавать самого себя и окружающий мир.
На сегодняшний день достаточно много новых требований к обучению и
воспитанию детей. Их творческое развитие должно быть направлено на
самореализацию. В связи с этим, особое внимание необходимо уделять детям
младшего школьного возраста, когда ребенок еще только начинает свою
образовательную деятельность, шагает на первую образовательную ступень.
Очень важно на этом этапе определить для него цель обучения, ведь он еще не
знает, что может и умеет делать сам лично. Дети младшего школьного возраста
впитывают все новое, как губка впитывает воду. Ребенок в этом возрасте
способен усваивать большой объем информации, им интересно участвовать в
различных конкурсах. А полюбить участвовать в конкурсах, пережить страх
перед публикой – это уже задача музыкального педагога.
Давайте же разберемся, что такое конкурс? Конкурс – это, прежде всего,
соревнование, которое позволяет определить победителя из нескольких лиц в
различных областях (искусства, науки и т.п.). Очевидно, что конкурс позволяет
выявить самогосамого (лучшего, умного, быстрого, ловкого и так далее). В
результате вместе с титулом «самогосамого» победитель получает заслуженный
приз (сувенир, ценный подарок и т.п.). Мы видим, что ключевыми словами в
понятии конкурса являются «победа» и «приз».
Таким образом выглядит слово «конкурс» для нас, взрослых. Что же такое
«конкурс» для детей? Попробуем найти немного больше смысла в этом слове…
Что дает ребенку участие в конкурсах? Почему один и тот же ребенок,
замечательно игравший до этого в классе, вдруг теряется и забывает ноты?..
Ответы на эти и многие другие вопросы очень важны для гармоничного
музыкального и творческого воспитания ребенка.
Для детей конкурс играет очень важную роль в их развитии и дальнейшем
становлении как музыканта. Через участие в конкурсах ребенок отвечает на такие
важные для себя вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Что Я могу?» Конкурс позволяет ребенку отвлечься от повседневных забот, домашних
дел, наполняет его жизнь приятным волнением, ожиданием и разнообразием. В
принципе, ведь наша жизнь является немного однообразной, особенно это очень
явно выражено для ребенка. Он вынужден каждый день ходить в детский сад или
в школу. Большая часть его дня проходит в одном и том же месте, с одними и
теми же людьми. Детям зачастую все это очень быстро надоедает. Вот именно
здесь и помогают занятия в кружках, секциях, посещение музыкальной школы. А
участие в конкурсах позволяет еще более разнообразить жизнь ребенка.
Соревновательный дух вносит в его жизнь чтото новое, новые переживания
(иногда приятные, иногда совсем наоборот). На жизненном пути ребенка
появляются новые люди. Все это очень благоприятно сказывается на его
творческом развитии.
Дух соперничества живет в каждом человеке. Именно конкурс является
доступным и мирным способом посоревноваться с другими в той или иной
области интересов. Посредством конкурса ребенок учиться соревноваться, у него
появляется мотивация «я хочу быть лучше (быстрее, ловчее и т.п.) всех». И
доказывать это ребенок учиться с помощью своих талантов, поступков. А мы,
родители и педагоги, должны помогать ему в этом.
Участие в конкурсах позволяет завести новые знакомства, посмотреть с
точки зрения другого человека на свои интересы. Это очень важно: ребенок
учится общению с другими детьми, приобретает важный жизненный опыт первых
побед и поражений, учится справляться со своими эмоциями…
Конкурс – это один из способов самосовершенствования. Всегда можно
поучиться у того, кто сильнее, ловчее, умнее и т.п. Конкурс позволяет развивать
таланты и умения. Это позволяет участникам конкурсов подняться на ступень
выше в своем развитии. Благодаря духу соперничества, мышление выходит на
новый уровень, становится логическим. Повышаются умственные способности,
раскрываются новые возможности поисковотворческой деятельности. Участие в конкурсах позволяет ребенку с помощью педагогамузыканта
открыть в себе новые таланты и способности, у него появляется уверенность: «Я
могу». Здесь огромную роль играет и мотивация родителей, поддерживающих
свое чадо. Вовлечение родителей очень важно, они непременно должны
включиться, что называется влиться в этот процесс. Однако педагогический опыт
показывает, что это не так просто.
Рассмотрим три наиболее типичные ситуации:
1. Родители и ребенок одинаково заинтересованы в развитии творческого
потенциала последнего – казалось бы, все складывается как нельзя лучше…
Родители вкладывают финансовые средства в дополнительное образование своего
ребенка, его участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях. Поэтому
они считают, что имеют законное право ожидать того, что вложенные средства
окупятся. В связи с этим родители изначально ставят высокие цели, предъявляют
завышенные требования к своему чаду (призовые места и т.п.). А ребенок, просто
в силу недостаточности опыта, не соответствует этим требованиям. В моей
личной практике была ситуация, когда родители после неудачного выступления
ребенка на конкурсе сказали ему, что ему нет смысла продолжать конкурсную
деятельность, тратя их время и деньги. Вот этого допускать никак нельзя!
Необходимо донести до родителей и ученика в рамках индивидуальных бесед,
что благодаря долгому и упорному труду, через поражения и неудачи, можно
добиться высоких результатов и выйти на высокий уровень.
2. Ребенок готов прикладывать усилия, участвовать в конкурсах, извлекать и
формировать из этого свой собственный опыт (первые поражения, первые победы
и т.п.), а родители уделяют огромное внимание учебе в общеобразовательной
школе – конечно, понять родителей можно, ведь сейчас довольно высокая
нагрузка на детей в школах, установлены очень высокие требования к ним. В
данном случае можно помочь ребенку правильно и грамотно распределить свое
время, чтобы успевать подготовить домашнее задание в обеих школах. 3. Родители хотят участия своего ребенка в конкурсах, а ребенок не проявляет
никакого интереса и стремления в этом направлении. В этом случае можно
попробовать объединить на конкурсе старших учеников с учениками младших
классов. Глядя на старших конкурсантов, у начинающих музыкантов появляется
желание научиться играть лучше, так же, как старшие, или даже лучше.
Думаю, и Вы согласитесь со мной, что в реальной жизни возможны все
описанные ситуации. И здесь важна именно работа с родителями. Необходимо
объединить усилия и вместе пытаться пробудить интерес ребенка к творческому
развитию, убедить его не останавливаться на достигнутом. Ведь не зря говорят:
«Терпение и труд – все перетрут!»
Дети, узнавшие, что такое «конкурс», легче адаптируются в школе, быстрее
заводят знакомства и находят друзей. Таким детям легче дается учеба в
общеобразовательной школе, ведь учеба тоже своего рода конкурс. С помощью
соревновательного духа повышается интерес ребенка к познанию… «Чем больше
я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». Особенно наглядно дух
состязательности проявляется в среднем звене школы. Когда дети осознают, что
быть лучшим обозначает заслужить авторитет, уважение, что немаловажно в
жизни ребенка.
Участие в конкурсах дает огромный стимул для самообразования.
Детишки, слушая других участников, узнают новые произведения, познают разные
манеры исполнения. У них возникает желание научиться новому. Бывало, что
ученики приходили ко мне с просьбой включить дополнительно в программу то
или иное произведение.
Родители, которые правильно понимают смысл конкурса, поддерживают и
направляют ребенка, являются для него великой движущей силой. Именно
взрослые (родители, педагоги) творят судьбы детей. Это они помогают
подрастающему поколению стать успешными в будущем, найти свое место в
жизни. А конкурсы (соревнования, фестивали и т.п.) будут их главными помощниками в гармоничном развитии ребенка, дающими такой необходимый
новый опыт.
Поощряйте в детях желание участвовать в конкурсах, позволяющих
проявить себя и свои способности! Воспитывайте в детях здоровую конкуренцию
и дух соревновательности!
Конечно, все приходит не сразу¸ на все нужно время. Может потребоваться
участие в нескольких конкурсах (не в одном и даже не в двух, а может, в
десятках конкурсов), чтобы появился результат. И моя задача, как педагога
музыканта, вовремя заметить желание и потенциал, которые день за днем, шаг за
шагом, направлять в нужное русло реки под названием «музыка».
У меня есть старшие ученики, которые принимали участие в нескольких
конкурсах, а есть и те, которые только начинают свой путь. И я очень надеюсь,
что их ждет большое будущее.
В заключении хотелось бы сказать, что конкурсы (соревнования, фестивали
и т.п.) должны быть, в первую очередь, в радость ребенку. Они через вкус побед и
горечь поражений должны давать новую более сильную мотивацию к
самореализации, должны стимулировать продолжать занятия и упорно трудиться.
Ведь результат выступления на конкурсной основе становится итогом
определенного этапа совместной работы педагога и ученика.
Список литературы
1. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль:
Академия развития, 2008.
2. Орлов В.А. Образовательный стандарт в условиях профильного обучения:
проблемы и решения //Профильная шк. 2004.
3. Статья «Участие в конкурсе: кому и для чего это нужно (проблема
мотивации». Авторы : Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова, А.С. Постников. –
Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека.
Сообщение по обмену опытом
Сообщение по обмену опытом
Сообщение по обмену опытом
Сообщение по обмену опытом
Сообщение по обмену опытом
Сообщение по обмену опытом
Сообщение по обмену опытом
Сообщение по обмену опытом
Сообщение по обмену опытом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.