«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»
Оценка 5

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл—5 кл
03.03.2018
«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»
две соединенные песни ,для урока
Публикация является частью публикации:
конспект восток в творч.рус.комп..doc
ТЕМА УРОКА: «ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ  КОМПОЗИТОРОВ.» Вид —  урок постановки и решения проблемы  с элементами анализа и   моделирования  Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами  в различных музыкальных жанрах. Задачи:   1.  Закрепить   и   расширить   ранее   полученные   представления   об интонационном   своеобразии   музыки   народов   Востока   через   знакомство   с танцевальными, песенно­лирическими   музыкальными образами в музыке Н.А. Римского­Корсакова,   расширить   знания   о   жанре   симфонической   сюиты,   о средствах выразительности музыки;  2. Развивать вокально­хоровые навыки учащихся через песенный материал  урока; устанавливая интонационно­образные связи музыки с литературой,  изобразительным искусством, архитектурой; развивать внимание, память. 3. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и  самостоятельность детей. Коммуникативные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов,  умение с  достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать  в диалог.. Познавательные учебные действия: выделение и формулирование  познавательной  цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого  высказывания,  постановка и решение проблемы формулирование проблемы, самостоятельное  создание способов решения проблем творческого и поискового характера.). Знаково­символические учебные действия : моделирование – преобразование  объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные  характеристики объекта (пространственно–графическую или знаково– символическую) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления  общих законов, определяющих данную предметную область.  Музыкальный материал  1. Н.А Римский­Корсаков, симф. Сюита  «Шахерезада»(тема Шахерезады,  «Восточный танец») 2. «Фристайл» ­ «Восточная»,   3. Песня «Звезда Россия» (плюс и минус). 4.Песня «Во поле берёза стояла» (плюс и минус) 5.Соединённые песни. Оборудование: интерактивная доска, шумовые инструменты. Ход урока 1 Организационный момент.  Слайд №1  Музыкальное приветствие  Ребята у нас сегодня урок музыки ,значит каким может быть приветствие? (музыкальным) Конечно же музыкальным правильно. Если я вам говорю здравствуйте вы мне  отвечаете­  здравствуйте, если я вам говорю приветик , то вы отвечаете –привет. Ну а дальше ….ты дай мне на вопрос ответ ­Какой? Скажи мне как тебя зовут?   Отвечает ..Отвечает.. А теперь все вместе , хором ..Как тебя зовут?  Молодцы СПОЕМ МЫ ,ВСЕ  НАМ  ПОДПОЮТ А теперь на те слова которые я вам буду напевать выполнять движения и так   В небесах вспыхнули звездами слова, Я плюс ты – друзья , мы одна семья. ­Приветик   (Привет) ­Дай мне на вопрос ответ   (какой) Молодцы а у меня последний вопросик    Скажи мне как живётся тут? ­ Класс. А теперь споемте вместе и под музыку ­приветик , –привет. ­ты дай мне на вопрос ответ ­Какой? ­Скажи мне как тебя зовут?    ­ ……………….. ­Споём мы , и все   нам подпоют ­В небесах вспыхнули звездами слова, Я плюс ты – друзья , мы одна семья. ­приветик , –привет. ­ты дай мне на вопрос ответ ­Какой? ­Скажи мне,  как живётся тут? ­Класс ­В небесах вспыхнули звездами слова, Я плюс ты – друзья , мы одна семья. Замечательно и все веселые и счастливые ,ну а я рада что эта песенка помогла нам  начать наш урок  с музыкального приветствия и настроится на весёлый лад.Скажите  мне ,а можно ли при помощью музыки узнать о жизни людей которые по культуре   очень далеко от нас?  (ДА)  А как? (По характеру музыки) Да по характеру , а что для этого нужно сделать? (послушать) Да послушать, а ещё?  (Сравнить  их) Да  сравнить конечно , и ещё её можно  спеть.  Слайд №2. И ребята   эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова  «Через  напевы слышится душа народа» прочитайте и вдумайтесь в эти слова , мы сегодня  попытаемся поговорить о музыке других людей или других народов. А для этого я  вам предлагаю отправиться в путешествие, путь будет не близким на чём мы с вами  доберёмся быстрее всего, на каком виде транспорта? (машина , ……самолёт) (инсценировка «Полет», слайд 3)  Да ребята мы полетим на самолёте, а что надо чтобы он заработал? (заливаем бензин , двигатель должен работать и мотор) Правильно и ваша группа покажет голосом как работает мотор и ррррррррррррррр  ещё громче распеваемся рррррррррррррррррррррррррррр, а ваша группа покажет  голосом турбины самолёта когда он  поднимается в воздух уууууууууууууууууууууууу.  Молодцы самолёт взлетел, и так разрешите мне сейчас назначить командира корабля, который будет командовать «пристегнуть ремни» громким голосом. (щщик щщик) .    (ДЕТИ РАСПЕВАЮТСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ) Звучит восточная музыка (слайд №4) ­ В какую страну мы попали, в мир какой музыки?  (в мир восточной музыки )    ­ Да, действительно, это Восток.  Этот загадочный восточный мир, который пахнет  сладостями , фруктами и пряностями   и сейчас у нас в классе будет аромат  восточных пряностей.       (стакан с ароматизированной водой) И так этот загадочный в чём то мир востока привлекал многих композиторов, в том  числе и русских ,которые заинтересовались востоком  и писали восточную музыку. И так  как вы думаете, как будет  звучать тема нашего урока? ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.  Слайд №5 ­ Ребята, а пока я  пишу, тему урока вы подумайте, есть ли в этой теме противоречие  или какая­то проблема ,которую нужно решить? (русские композиторы писали в основном русскую музыку , а здесь они пишут восточную) ­да ребята правильно  вот она проблема (задача) которую следует разрешить, почему  композиторы писали  восточную музыку. Чем же она их так привлекала? Мы сейчас  попробуем в процессе урока это сделать. ­ А что мы должны сделать, какие музыкальные действия совершать чтобы решить  эту проблему? Слушать музыку, сравнить её с русской музыкой и т. д. Да ребята сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему и выделим  особенности восточной музыки  при этом сравнивая её  с  русской музыкой. Слайд 6  . Да ребята  многие композиторы писали восточную музыку , но ярче всего  Восток  заиграл в творчестве русского композитора Н.А. Римского­Корсакова.   Когда  он был такой маленький как вы он очень увлекался морем, читал много книги  про мореплавателей , а став морским офицером  он отправился в кругосветное  плавание,  и  побывал в разных странах, встречался с разными людьми и особенно его  заинтересовал  Восток . поэтому мотивы восточные очень ярко были выражены в его  творчестве (рассказ о композиторе) слайд 7.   Восток заиграл в его симфонической сюите «Шахерезада». Итак ребята ,что же означает слово  сюита, пока не знаете ,давайте попробуем узнать  проведя исследование , в слове сюита вставьте пропущенную букву, чтобы  получилось имя существительное с другим значением с__ита,    ­свита ­правильно свита, объясните мне значение этого слова пожалуйста ­это люди которые сопровождают короля, шейха, правителя и т. д. ­замечательно а давайте в схеме это нарисуем      (рис. круг в кругу шейх,а вокруг его люди) так вот ребята сюита имеет одну музыкальную главную тему, и сопровождают  эту тему несколько различных частей , но все они привязаны к главной музыкальной  теме, то есть к теме нашей рассказчицы Шахерезады . а героиней какого  литературного произведения является Шахерезада? ­ тысяча и одна ночь. Давайте послушаем, как изобразил образ Шахерезады в своей сюите Римский­ Корсаков...      (слушание темы Шахерезады)     тихая,  загадочная, осторожная, мягкая, грациозная , добрая милая ,красивая Какому инструменту доверил композитор исполнение этой темы? (скрипке) а  скажите ребята темп быстрый или медленный (Тембр).  ­Медленный потому что она рассказывает сказки , а сказки надо рассказывать тихо  ,спокойно не спеша и т. д слайд 8 . Вот она наша героиня , нравиться ребята? Ребята компьютер  представляет нам музыкальный звук графически то есть  в виде  осциллограммы. Слайд 9 . – как вы думаете ребята на какой осциллограмме изображена тема  Шахерезады? Почему? ­ потому что она спокойная , тихая  ­ да ребята правильно она тихая спокойная и мягкая ­Давайте изобразим мелодическую линию руками, а затем   у доски). (учитель  даёт послушать восточную музыку  какая она  — извилистая, неровная, узорчатая ,гибкая и т.  д. ­ Помните, мы хотели сравнить восточную музыку с русской. Наша песня  Во поле  берёза стояла – слушаем песню)  ­давайте запишем  её графический рисунок (один ученик у доски) (русская она  ровная , прямая) и вот именно это и привлекло русских композиторов особенности  мелодии ­ Отлично, а следующий фрагмент сюиты имеет другой характер. А какой,  определите, посмотрев фрагмент. ( просмотр видео «Восточный танец»)  ­особый ритм , он ускорился, включились другие инструменты (бубен,  треугольник),  ­а для чего они были введены в музыку композитором, что он хотел показать ­ сделать акцент на ритм ,ритм ускорился, стал более упругим, извилистым ,  и  наличие шумовых инструментов. Физминутка  ­ И так предлагаю вам повторять движения танцовщиц  (Восточные сказки­  танец) И какого характера эта музыка?  ­Танцевальная. А что можно сказать о мелодии? Ритме   ровный или нет? ­ активный, упругий.  Прохлопать ритм. Какие шумовые инструменты вы здесь услышали? ТАБЛИЦА  (слайд 10) Итак,  ребята мы с вами выделили все особенности восточной музыки  и теперь  давайте заполним таблицу Русская народная музыка Мелодия: Ровная, плавная Ритм: ровный Шумовые инструменты:  мало Восточная музыка Мелодия: извилистая, неровная, гибкая Ритм: четкий, упругий Шумовые инструменты: много ­ Итак, почему же восточная музыка привлекала русских композиторов? ( она  интересна, изменчивая, можно добавить шумовые инструменты и т. д.) ­ Так ребята а вы не забыли, что мы в гостях? А что принято делать в гостях? (дарить подарки) Я предлагаю оставить музыкальный подарок нашей Шахерезаде . а каким он может  быть? ­танец станцевать, песню спеть  Давайте подарим русскую народную песню «Во поле береза стояла». Но не в  первоначальном варианте, а совместим с восточной мелодией . Как мы можем её изменить? Можно ли изменить ритм, темп, мелодию? Как  называются такие изменения (вариация).  ­  (исполнение «Во поле береза» в восточном стиле) ­2­3 раза ­ Я думаю, у нас хороший подарок получился.  Итак, нам пора возвращаться. Ребята, давайте подумаем, что вы расскажете о своем  путешествии на Восток  вашим друзьям и родным? ­ о том как переделали песню, как танцевали, о том какой разной бывает музыка. (рефлексия) Почему же русских композиторов привлекала восточная музыка? ­ то что она веселая ,танцевальная, много инструментов шумовых…. Хорошо ребята, но нам пора и наш самолет сейчас взлетит. Слайд  11 .  Итак, команда по местам! Командир: «Пристегнуть ремни!» Рев моторов, турбин... (звучит «Звезда Россия»  ) ­ Ребята, что вы представляете, когда слышите эту музыку? ­поля широкие,леса, реки,Кремль,….. А я предлагаю спеть 2 куплет песни по принципу музыкального эха (исполнение песни по принципу «музыкального эха») Спасибо, ребята! Вы  так замечательно пели и мы все почувствовали, как вы любите  свою  Родину. Домашнее задание: написать сообщение на тему : «Кабардинский балет» Спасибо за урок! До свидания.

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»

«ТЕМА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018