Музыкально-педагогическая деятельность в профессиональной компетентности учителя музыки
Многие темы уроков межпредметны. Учитель просто обязан знать историю, чтобы уметь рассказать об эпохе, в которую было создано то или другое произведение. И, естественно, знания своего предмета должны быть глубокими. Учитель должен не только знать, но и любить свой предмет. И только при таких условиях урок будет интересен и учителю, и детям
Безусловно, урок музыки – это урок искусства.В связи с этим основной характеристикой профессиональной компетенции учителя музыки следует считать художественно-педагогическое творчество
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район,
Забайкальский край
компетентности
Музыкальнопедагогическая деятельность в
учителя
профессиональной
музыки
далеко
за
пределы музыки.
Какими качествами должен обладать квалифицированный учитель
музыки в современном мире? Какие требования к нему необходимо
предъявлять?
Круг знаний и умений каждого квалифицированного педагога хорошо
известен. Он должен знать педагогику, возрастную психологию, свой предмет
и методику его преподавания. Использовать в своей деятельности
современные методики, постоянно совершенствоваться. Учитель музыки, ко
всем перечисленным знаниям и умениям, без сомнения, должен владеть
музыкальным инструментом и своим голосом, знать, владеть и уметь
применять дирижерскую технику. Что касается предметных знаний,
которыми должен обладать квалифицированный учитель музыки в школе, они
выходят
Многие темы уроков межпредметны. Учитель просто обязан знать
историю, чтобы уметь рассказать об эпохе, в которую было создано то или
другое произведение. И, естественно, знания своего предмета должны быть
глубокими. Учитель должен не только знать, но и любить свой предмет. И
только при таких условиях урок будет интересен и учителю, и детям
Безусловно, урок музыки – это урок искусства. И это накладывает
определенный отпечаток на его содержание и форму проведения. Здесь нет
скучных задач и непонятных формул, зато есть живая музыка, которую
каждый ученик должен научиться понимать. И в этом – одна из главнейших
задач
музыки.
Музыкальнопедагогическую деятельность можно охарактеризовать как
имеющую свою структуру, определяемую спецификой музыкального
образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности.
Специфика музыкальнопедагогической деятельности в том, что она решает
педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально
педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую,
хормейстерскую,
музыкальноисполнительскую,
исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать
музыковедческую,
учителяона
ученика
и
получаемые
систематизировать
и
знания.
Особенностью музыкальнопедагогической деятельности является то,
что
синтезирует:
1) педагогическое творчество (обусловленное постоянным творческим
поиском учителя, связанным с необходимостью в условиях изменяющихся
педагогических ситуаций оперативно находить решения для управления
учебновоспитательным процессом, индивидуально развивающего воздействия
на
др.);
2) художественное творчество, обусловленное творческой природой самого
искусства.
Ведущим компонентом музыкальноисполнительской компетентности
учителя музыки выступает система музыкальноисполнительских знаний,
умений и навыков учителя музыки, которая проявляется в музыкально
педагогической деятельность как сложное образование, включающее в себя и
общемузыкальный комплекс теоретических сведений и умений, и
художественноисполнительскую культуру работы над музыкальным
материалом,
исполнения академического и школьного репертуара.
Художественноисполнительская культура учителя во многом определяет
успешность музыкальнопедагогической деятельности, включающей в себя в
качестве составляющих интерпретационный (interpretation – истолкование,
объяснение) анализ музыкального материала, художественнотехническое
воплощение интерпретационного замысла, концертмейстерство и творческое
музицирование.
В связи с этим основной характеристикой профессиональной
компетенции учителя музыки следует считать художественнопедагогическое
творчество. Его реализация возможна при соблюдении следующих условий:
задачи;
опора на базовые законы и основные функции творчества;
импровизация.
Творчествоимпровизация в музыкальнопедагогической деятельности
учителя проявляется в общепедагогическом и музыкальноисполнительском
аспектах. В первом случае, импровизация становится своеобразным
регулятором, позволяющим проецировать замысел педагога на реальный
учебновоспитательный процесс, обеспечить воплощение замысла и
оперативную корректировку, как действиям учащихся, так и целостного
процесса педагогического взаимодействия. Музыкальноисполнительская
импровизация предполагает наличие у педагогамузыканта умений читать
ноты с листа, транспонировать, подбирать по слуху, собственно
импровизировать и создавать различные варианты исполнения.
Профессиональнопедагогическая направленность педагогамузыканта
является основным условием формирования и совершенствования не только
отдельных качеств его личности, но и приобретения им важнейших общих и
социальных знаний, умений и навыков. Профессиональнопедагогической
художественнопедагогической
художественнопедагогическая
наличиекультура
и
музыкальная
направленностью определяется выбор методов обучения школьников на
уроках музыки, освоение учителем педагогической и научной литературы,
музыкального репертуара при подготовке к уроку,
выработка
самостоятельности, творческой активности и профессионального мышления.
Исполнительская деятельность в единстве с педагогической помогает
учителю музыки выполнять музыкальновоспитательные и музыкально
образовательные
задачи. .
Профессиональная культура учителя музыки выражается в ее
направленности на созидание и утверждение ценностей музыкальной
культуры, развитие личностной музыкальной культуры школьника,
возрастание ее духовной свободы и культурного богатства. Одновременно
являясь подсистемой более объемной систем, она включает все сущностные
характеристики таких феноменов как общая культура, педагогическая
культура,
т.д.
Особенности профессиональной культуры учителя музыки во многом
обусловлены музыкальным искусством, имеющим свой язык и требующим
своей системы преподавания, ведущей к овладению его средствами
выразительности, к эмоционально осознанному переживанию его содержания.
Социализирующий потенциал музыкального искусства и его функции
реализуют структурные компоненты искусства. При этом все функции
обладает определенной последовательностью перехода от одной к другой.
Познавательная функция искусства неразрывно связанна с оценочной
благодаря специфике художественного познания. Прогностическая
функция занимает промежуточное положение между познанием и
ценностными ориентациями. Способность искусства восполнять необходимое
для удовлетворения потребностям человека лежит в основе компенсаторной
функции, связанной с катарсической (снимающей духовное напряжение) и
гедонистической (искусство как средство отдыха и развлечения).
Помимо этих функций, следует различать коммуникативную, социально
социализирующую,
организаторскую,
образовательную,
воспитательную,
просветительскую и валеологическую функции
музыкального искусства,
взаимосвязаны и
взаимообусловлены.
Музыкальнопедагогическая направленность профессиональной культуры
учителя проявляется, прежде всего, в раскрытии перед школьниками
духовнонравственного содержания жизни и искусства, в культивации в детях
внутренних состояний, чувств и мыслей, соответствующих общечеловеческим
идеалам. Умения учителем музыки создавать духовную атмосферу на занятии,
способствующей соотнесению школьниками своего мировосприятия с
идеальноценностным содержанием мирового музыкального искусства, это
показатель высокоразвитого профессионализма специалиста в области
музыкального
образования.
Для характеристики уровня владения профессиональными знаниями,
эстетическую,
которые
такжеи
творческого
саморазвития
умениями и навыками учителя в современный педагогический лексикон
вошло и утвердилось понятие «педагогическая компетентность».
Профессионально – педагогическая компетентность учителя музыки как
сложное образование должна включать в себе следующие элементы:
1.Специальнопедагогическую компетентность (осведомленность учителя в
области музыкальнопедагогической науки; владение им искусством
превращение педагогической науки и музыкального искусства в средство
формирования музыкальной культуры личности учащегося).
2.Методическую компетентность (осознания учителем того факта, что любой
метод музыкальнопедагогического воздействия, становящийся методом
музыкальноэстетической деятельности учащихся, превращается в метод
самовоспитания
ученика).
3.Социальнопсихологическую компетентность (осведомленность учителя в
области многоуровневой художественнодиалогической коммуникации;
осознание ее как детерминанты процесса достижения искомых музыкально
педагогических
результатов).
4.Дифференциальнопедагогическую компетентность (знание учителем
индивидуальных особенностей каждого учащегося: его способностей, сильных
сторонах воли и характера, достоинств и недостатков, статусных
характеристик).
5.Аутопсихологическую компетентность (осознание учителем способов
профессионального самосовершенствования, сильных и слабых сторон своей
личности и ее деятельности и того, что и как нужно сделать в отношении
самого себя,
качество своего труда).
Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности
педагога в целом и учителя музыки в частности. Учителю музыки
недостаточно владеть музыкальным инструментом, знать методику
преподавания предмета, иметь в арсенале аудиозаписи и видеофильмы.
Каждый педагог в наше время должен владеть специальной подготовкой в
области ИКТ и опытом работы с персональным компьютером. Но учителю
музыки не достаточно «уметь работать с компьютером», необходимо работать
с определенным классом программ. Возможности музыкальнокомпьютерных
программ обширны и многообразны.
Использование
мультимедийных обучающих программ способствует получению новых знаний
и повышению квалификации самого учителя музыки. Интерактивные
обучающие программы с игровым сценарием, ориентированные на
школьников, вызывают интерес к предмету, развивают творческие и
интеллектуальные способности обучающихся. ИКТ позволяют педагогам и
учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной
форме, добиваясь при этом наилучших показателей. Следовательно, в
современном образовательном учреждении необходим учитель музыки,
владеющий всеми возможностями современного компьютерного звукового
«полотна»
фортепиано.
чтобы повысить
клавиатурой
же,
как
такс
Цели
началах.
сетевого
сообществах
позволяет
педагогических
опытом
успешных
Эффективной формой активного самообразования является участие
учителей музыки в сетевых сообществах. Профессиональное сетевое
сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов,
работающих в одной предметной или проблемной профессиональной
деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях
позволяет учителям музыки, живущим в разных уголках страны и за рубежом,
общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой
профессиональный уровень. Сообщества такого рода создаются на
добровольных
сообщества:
создание единого информационного пространства, доступного для каждого
члена
сообщества;
организация формального и неформального общения на профессиональные
темы;
инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия
вне
Интернета;
ученияобучения;
обмен
распространение
практик;
поддержка новых образовательных инициатив.Участие в различных
педагогических
учителю музыки:
обучаться и приобретать знания,
умения и компетенции;
получать самую современную информацию по интересующей теме;
доступ к методической базе разработок;
форумах;
получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
участвовать непосредственно в работе профессиональных сообществ;
материалы;
принимать участие в обсуждении опубликованных материалов;
в профессиональных конкурсах и др.
Таким образом, учителя музыки, являясь активными участниками сетевых
сообществ, имеют возможность систематически повышать уровень своей
профессиональной компетенции,
обновляя содержание образования.
Информационный компонент как фундаментальная основа
профессиональной компетентности учителя музыки профессиональные
знания предмета, его методики, педагогики и психологии. Их важнейшими
особенностями выступают: комплексность и системность, требующая от
учителя способности синтезировать изучаемые науки; личностная
окрашенность, проявляющаяся в одухотворении знаний, излагаемых в виде
своего взгляда на мир. Профессиональные знания структурируются по
различным
уровням:
методологическом (знание закономерностей развития общефилософского
плана,
т.д.);
теоретическом (законы, принципы, правила педагогики и психологии,
музыкальной педагогики,
основных форм деятельности и т.д.);
коллегами на различных
иметь
общаться
обусловленности
участвовать
публиковать
целей
воспитания
и
своив
и
типы
занятий
и
формы
конкретных
музыкальной
деятельностью
методическом (уровень конструирования музыкальнопедагогического
процесса);
технологическом (уровень решения практических учебновоспитательных
задач
условиях).
Состав операционного компонента профессиональной компетенции
учителя музыки представлен системой педагогических знаний, умений и
навыков:
ярко и увлекательно транслировать художественную информацию;
осмысливать способы художественнопедагогического построения урока,
варьировать
т.д.;
управлять развитием художественнопознавательных процессов, групповой и
индивидуальной
учащихся;
диагностировать уровень развития музыкальных способностей учащихся,
оперировать методами педагогического исследования на музыкальных
занятиях.
Деятельностнотворческий компонент профессиональной компетенции
учителя музыки включает все виды творческой деятельности: сотворчество
восприятие;
художественное исполнение музыкального материала;
творчествоимпровизацию (как педагогическую, так и музыкально
исполнительскую); самосовершенствование; поиск новаторских форм и
методов музыкальнопедагогической деятельности; совместную с учениками
исследовательскую
пр.
Содержание мотивационноэмоционального компонента представляет, прежде
всего, педагогическая направленность деятельности и личности учителя
музыки, многогранность которой проявляется в следующих ориентациях:
на себя – самоутверждение (чтобы видели во мне знающего,
учителя);
требовательного,
коллектив;
воздействия;
на цели педагогической деятельности (гуманистическая стратегия,
творческое преобразование средств, объекта и субъектов деятельности).
Таким образом, профессиональная компетентность учителя музыки
проявляется в высоком уровне музыкальнопедагогической деятельности, в
сознательном саморазвитии им в процессе труда своих личностных качеств, во
внесении в профессию своего индивидуального творческого вклада, в
стимулировании в обществе интереса к результатам своей работы.
Профессиональная компетентность учителя музыки является результатом,
как саморазвития, так и той педагогической системы, в которой он получил
общеобразовательную, специальную и профессиональную подготовку. Ее
значимость
определяется:
требованиями компетентностного подхода к современному содержанию
музыкальнообразовательного процесса (формирование у школьников
интегральных информационных, коммуникативных, художественно
детский
педагогического
деятельность
настоящего
школьника,
на
на
средства
иорганизации
собственной
музыкальных способностей; обобщенных навыков культурного поведения и
способов
музыкальноэстетической
деятельности);
необходимостью создания благоприятной развивающей среды для
всестороннего становления личности учащихся и профессионального
самосовершенствования и саморазвития личности учителя.
Следующий уровень компетенций учителя музыки представляют
общепредметные компетенции, которые должны выступить, в качестве
образовательных результатов в психологической и общепедагогической
сферах профессиональной подготовки учителя музыки. Следовательно, к
числу ведущих общепредметных компетенций необходимо отнести:
психологическую компетенцию (как фактор профессиональной пригодности
учителя музыки и роста его личности) и общепедагогическую компетенцию,
адекватную общественным требованиям к профессиональной деятельности
учителя
музыки.
Уровень предметных компетенций представляет опыт решения
конкретных музыкальнопедагогических проблем, связанных с освоением
школьниками явлений музыкального искусства. Эффективность учебно
воспитательного процесса обусловлена владением учителя музыки целого
ряда компетенций в частных предметных областях музыкознания,
музыкального исполнительства, педагогики и методики музыкально
эстетического воспитания.
Для этого необходимо выстраивать
профессиональнопедагогическую подготовку педагоговмузыкантов как
процесс овладения различными способами, а не знаниями о способах. В
качестве его результатов должны выступить следующие предметные
компетенции:
музыкальнотеоретическая компетенция – опыт анализа и решения задач по
гармонии, аннотирования музыкальных произведений, анализа музыкальных
форм;
опыт реконструкции музыкальноисторического процесса;
дирижерскохоровая и вокальная компетенции – опыт дирижирования
хоровым коллективом и руководства вокальным ансамблем, чтения хоровых
партитур;
чистоты интонирования;
музыкальноисполнительская компетенция – опыт художественно
интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоционально
образного исполнительского воспроизведения; опыт концертмейстерской
работы и творческого музицирования (чтения с листа, подбор по слуху,
транспонирования
т.д.);
методическая компетенция – опыт организации музыкальновоспитательного
процесса с опорой на психологию, музыкознания и общую педагогику; опыт
формирования целостной музыкальноэстетической культуры школьников.
Таким образом, высокий уровень профессиональной музыкально
исполнительской компетентности учителя проявляется в следующих
показателях:
вокализации и
опыт
ихарактер,
носят
обладают
авторской
авторский
высокопрофессиональные знания в области музыкальноисполнительского
искусства учителя обширны, глубоки, представляют системную целостность,
с высокой эффективностью используются для принятия решений не только в
типичных условиях, но и в нетрадиционных ситуациях; отдельные элементы
знаний
новизной;
высокопрофессиональные инструментальноисполнительские умения и
навыки учителя характеризуются умелым сочетанием при выполнении
действий репродуктивного и творческого порядка, что позволяет добиваться
высоких исполнительских результатов; эффективность практической
реализации отдельных исполнительских действий повышается за счет
использования
технологии.
Профессиональнопедагогическая деятельность учителя музыки
вбирает в себя систему музыкальнотеоретических, дирижерскохоровых и
вокальнохоровых, музыкальноисполнительских и методических знаний,
умений и навыков, составляющих информационнооперациональную основу
общей профессиональной компетентности специалиста и имеющих
нравственную и педагогическую направленность. Именно их наличие (в сумме
с общекультурными, психологопедагогическими знаниями и умениями,
ценностными и творческими ориентациями, педагогическими и музыкальными
способностями,
профессионально значимыми качествами) выступает
важнейшим условием и предпосылкой эффективной музыкально
воспитательной деятельности
современного учителя музыки
общеобразовательной
школы.
Источники:
1.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,47680/Ite
mid,
2.http://www.pomochnikvsem.ru/load/publikacii_pedagogov/dopolnitelnoe_obraz
ovanie/professionalnaja_kultura_uchitelja_muzyki_v_muzykalno_ispolnitelskoj_d
ejatelnosti