Музыкально-педагогическая деятельность в профессиональной компетентности учителя музыки

  • Лекции
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкально-педагогическая деятельность в профессиональной компетентности учителя музыки Многие темы уроков межпредметны. Учитель просто обязан знать историю, чтобы уметь рассказать об эпохе, в которую было создано то или другое произведение. И, естественно, знания своего предмета должны быть глубокими. Учитель должен не только знать, но и любить свой предмет. И только при таких условиях урок будет интересен и учителю, и детям Безусловно, урок музыки – это урок искусства.В связи с этим основной характеристикой профессиональной компетенции учителя музыки следует считать художественно-педагогическое творчество
Иконка файла материала разработка.docx
Трушина Светлана Юрьевна учитель музыки высшей категории Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"  с.Знаменка, Нерчинский район,  Забайкальский край   компетентности Музыкально­педагогическая   деятельность   в   учителя   профессиональной музыки      далеко   за   пределы   музыки.                 Какими   качествами   должен  обладать   квалифицированный   учитель музыки   в   современном   мире?   Какие   требования   к   нему   необходимо предъявлять? Круг   знаний   и   умений   каждого   квалифицированного   педагога   хорошо известен. Он должен знать педагогику, возрастную психологию, свой предмет и   методику   его   преподавания.   Использовать   в   своей   деятельности современные методики, постоянно совершенствоваться.   Учитель музыки, ко всем   перечисленным   знаниям   и   умениям,   без   сомнения,   должен   владеть музыкальным   инструментом   и   своим   голосом,   знать,   владеть   и   уметь применять   дирижерскую   технику.   Что   касается   предметных   знаний, которыми должен обладать квалифицированный учитель музыки в школе, они выходят                Многие   темы   уроков   межпредметны.   Учитель   просто   обязан   знать историю, чтобы уметь рассказать об эпохе, в которую было создано то или другое произведение.   И, естественно, знания своего предмета должны быть глубокими. Учитель   должен не только знать, но и любить свой предмет. И только   при   таких   условиях   урок   будет   интересен   и   учителю,   и   детям Безусловно,   урок   музыки   –   это   урок   искусства.   И   это   накладывает определенный отпечаток на его содержание и форму проведения. Здесь нет скучных   задач   и   непонятных   формул,   зато   есть   живая   музыка,   которую каждый ученик должен научиться понимать.  И в этом – одна из главнейших задач музыки.            Музыкально­педагогическую деятельность можно охарактеризовать как имеющую   свою   структуру,   определяемую   спецификой   музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Специфика музыкально­педагогической деятельности в том, что она решает педагогические   задачи   средствами   музыкального   искусства.   Музыкально­ педагогическая   деятельность   сочетает   в   себе   педагогическую, хормейстерскую,   музыкально­исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать   музыковедческую, учителяона         ученика   и получаемые систематизировать и знания.  Особенностью   музыкально­педагогической   деятельности   является   то, что синтезирует:  1)   педагогическое   творчество   (обусловленное   постоянным   творческим поиском   учителя,   связанным   с   необходимостью   в   условиях   изменяющихся педагогических   ситуаций   оперативно   находить   решения   для   управления учебно­воспитательным процессом, индивидуально развивающего воздействия на др.);  2) художественное творчество, обусловленное творческой природой самого искусства.              Ведущим компонентом музыкально­исполнительской компетентности учителя   музыки   выступает   система   музыкально­исполнительских   знаний, умений   и   навыков   учителя   музыки,   которая   проявляется   в   музыкально­ педагогической деятельность как сложное образование, включающее в себя и общемузыкальный   комплекс   теоретических   сведений   и   умений,   и художественно­исполнительскую   культуру   работы   над   музыкальным материалом,   исполнения   академического   и   школьного   репертуара. Художественно­исполнительская   культура   учителя   во   многом   определяет успешность музыкально­педагогической деятельности, включающей в себя в качестве   составляющих   интерпретационный   (interpretation   –   истолкование, объяснение)   анализ   музыкального   материала,   художественно­техническое воплощение интерпретационного замысла, концертмейстерство и творческое музицирование.      В   связи   с   этим   основной   характеристикой   профессиональной компетенции учителя музыки следует считать художественно­педагогическое творчество. Его реализация возможна при соблюдении следующих условий:  ­ задачи;  ­   опора   на   базовые   законы   и   основные   функции   творчества;  ­ импровизация.   Творчество­импровизация   в   музыкально­педагогической   деятельности учителя проявляется в общепедагогическом и музыкально­исполнительском аспектах.   В   первом   случае,   импровизация   становится   своеобразным регулятором,   позволяющим   проецировать   замысел   педагога   на   реальный учебно­воспитательный   процесс,   обеспечить   воплощение   замысла   и оперативную   корректировку,   как   действиям   учащихся,   так   и   целостного процесса   педагогического   взаимодействия.   Музыкально­исполнительская импровизация   предполагает   наличие   у   педагога­музыканта   умений   читать ноты   с   листа,   транспонировать,   подбирать   по   слуху,   собственно импровизировать   и   создавать   различные   варианты   исполнения.            Профессионально­педагогическая   направленность   педагога­музыканта является основным условием формирования и совершенствования не только отдельных качеств его личности, но и приобретения им важнейших общих и социальных   знаний,   умений   и   навыков.   Профессионально­педагогической художественно­педагогической художественно­педагогическая   наличиекультура     и   музыкальная направленностью   определяется   выбор   методов   обучения   школьников   на уроках   музыки,   освоение   учителем   педагогической   и   научной   литературы, музыкального   репертуара   при   подготовке   к   уроку,   выработка самостоятельности, творческой активности и профессионального мышления. Исполнительская   деятельность   в   единстве   с   педагогической   помогает учителю   музыки   выполнять   музыкально­воспитательные   и   музыкально­ образовательные задачи. .               Профессиональная   культура   учителя   музыки   выражается   в   ее направленности   на   созидание   и   утверждение   ценностей   музыкальной культуры,   развитие   личностной   музыкальной   культуры   школьника, возрастание   ее   духовной   свободы   и   культурного   богатства.   Одновременно являясь подсистемой более объемной систем, она включает все сущностные характеристики   таких   феноменов   как   общая   культура,   педагогическая культура, т.д.  Особенности   профессиональной   культуры   учителя   музыки   во   многом обусловлены   музыкальным   искусством,   имеющим   свой   язык   и   требующим своей   системы   преподавания,   ведущей   к   овладению   его   средствами выразительности, к эмоционально осознанному переживанию его содержания. Социализирующий   потенциал   музыкального   искусства   и   его   функции реализуют   структурные   компоненты   искусства.   При   этом   все   функции обладает   определенной   последовательностью   перехода   от   одной   к   другой. Познавательная   функция   искусства   неразрывно   связанна   с   оценочной благодаря   специфике   художественного   познания.            Прогностическая функция   занимает   промежуточное   положение   между   познанием   и ценностными ориентациями. Способность искусства восполнять необходимое для удовлетворения потребностям человека лежит в основе компенсаторной функции,   связанной   с   катарсической   (снимающей   духовное   напряжение)   и гедонистической   (искусство   как   средство   отдыха   и   развлечения).  Помимо   этих   функций,   следует   различать   коммуникативную,   социально­   социализирующую, организаторскую,   образовательную, воспитательную,   просветительскую   и   валеологическую   функции музыкального   искусства,   взаимосвязаны   и взаимообусловлены.         Музыкально­педагогическая направленность профессиональной культуры учителя   проявляется,   прежде   всего,   в   раскрытии   перед   школьниками духовно­нравственного содержания жизни и искусства, в культивации в детях внутренних состояний, чувств и мыслей, соответствующих общечеловеческим идеалам. Умения учителем музыки создавать духовную атмосферу на занятии, способствующей   соотнесению   школьниками   своего   мировосприятия   с идеально­ценностным содержанием мирового музыкального искусства, ­ это показатель   высокоразвитого   профессионализма   специалиста   в   области музыкального образования.            Для   характеристики   уровня   владения   профессиональными   знаниями,   эстетическую,   которые   такжеи   творческого саморазвития умениями   и   навыками   учителя   в   современный   педагогический   лексикон вошло   и   утвердилось   понятие   «педагогическая   компетентность». Профессионально   –   педагогическая   компетентность   учителя   музыки   как сложное   образование   должна   включать   в   себе   следующие   элементы:  1.Специально­педагогическую   компетентность   (осведомленность   учителя   в области   музыкально­педагогической   науки;   владение   им   искусством превращение   педагогической   науки   и   музыкального   искусства   в   средство формирования   музыкальной   культуры   личности   учащегося).  2.Методическую компетентность (осознания учителем того факта, что любой метод   музыкально­педагогического   воздействия,   становящийся   методом музыкально­эстетической   деятельности   учащихся,   превращается   в   метод самовоспитания ученика).  3.Социально­психологическую   компетентность   (осведомленность   учителя   в области   многоуровневой   художественно­диалогической   коммуникации; осознание ее как детерминанты процесса достижения искомых музыкально­ педагогических результатов).  4.Дифференциально­педагогическую   компетентность   (знание   учителем индивидуальных особенностей каждого учащегося: его способностей, сильных сторонах   воли   и   характера,   достоинств   и   недостатков,   статусных характеристик).  5.Аутопсихологическую   компетентность   (осознание   учителем   способов профессионального самосовершенствования, сильных и слабых сторон своей личности и ее деятельности и того, что и как нужно сделать в отношении самого   себя,   качество   своего   труда).   Все   перечисленные   позиции   определяют   новые   направления   деятельности педагога   в   целом   и   учителя   музыки   в   частности.   Учителю   музыки недостаточно   владеть   музыкальным   инструментом,   знать   методику преподавания   предмета,   иметь   в   арсенале   аудиозаписи   и   видеофильмы. Каждый педагог в наше время должен владеть специальной подготовкой в области ИКТ и опытом работы с персональным компьютером. Но учителю музыки не достаточно «уметь работать с компьютером», необходимо работать с определенным классом программ. Возможности музыкально­компьютерных программ   обширны   и   многообразны.    Использование мультимедийных обучающих программ способствует получению новых знаний и   повышению   квалификации   самого   учителя   музыки.   Интерактивные обучающие   программы   с   игровым   сценарием,   ориентированные   на школьников,   вызывают   интерес   к   предмету,   развивают   творческие   и интеллектуальные   способности   обучающихся.   ИКТ   позволяют   педагогам   и учащимся   получать   знания   в   новой,   необычной   и   поэтому   увлекательной форме,   добиваясь   при   этом   наилучших   показателей.   Следовательно,   в современном   образовательном   учреждении   необходим   учитель   музыки, владеющий   всеми   возможностями   современного   компьютерного   звукового «полотна»   фортепиано.   чтобы   повысить клавиатурой   же,        как                   такс             Цели   началах.   сетевого   сообществах   позволяет   педагогических опытом успешных                Эффективной формой активного самообразования является участие учителей   музыки   в   сетевых   сообществах.   Профессиональное   сетевое сообщество   –   это   формальная   или   неформальная   группа   профессионалов, работающих   в   одной   предметной   или   проблемной   профессиональной деятельности   в   сети.   Участие   в   профессиональных   сетевых   объединениях позволяет учителям музыки, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный   уровень.   Сообщества   такого   рода   создаются   на добровольных сообщества: создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организация   формального   и   неформального   общения   на   профессиональные темы; инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; учения­обучения; обмен распространение практик; поддержка   новых   образовательных   инициатив.Участие   в   различных педагогических учителю   музыки: ­     обучаться   и   приобретать   знания,   умения   и   компетенции; ­      получать   самую   современную   информацию   по   интересующей   теме; ­        доступ   к   методической   базе   разработок; ­        форумах; ­      получать   квалифицированные   консультации   и   советы   экспертов; ­     участвовать непосредственно в работе профессиональных сообществ; ­      материалы; ­      принимать   участие   в   обсуждении   опубликованных   материалов; ­        в   профессиональных   конкурсах   и   др. Таким   образом,  учителя   музыки,  являясь   активными   участниками   сетевых сообществ,   имеют   возможность   систематически   повышать   уровень   своей профессиональной   компетенции,   обновляя   содержание   образования.     Информационный   компонент   как   фундаментальная   основа профессиональной   компетентности   учителя   музыки   ­   профессиональные знания предмета, его методики, педагогики и психологии. Их важнейшими особенностями   выступают:   комплексность   и   системность,   требующая   от учителя   способности   синтезировать   изучаемые   науки;   личностная окрашенность, проявляющаяся  в одухотворении знаний, излагаемых в виде своего   взгляда   на   мир.   Профессиональные   знания   структурируются   по различным уровням:  ­ методологическом (знание закономерностей развития обще­философского плана, т.д.);  ­   теоретическом   (законы,   принципы,   правила   педагогики   и   психологии, музыкальной   педагогики,   основных   форм   деятельности   и   т.д.);    коллегами   на   различных иметь общаться   обусловленности участвовать публиковать   целей   воспитания   и        своив     и     типы     занятий   и   формы конкретных музыкальной деятельностью ­   методическом   (уровень   конструирования   музыкально­педагогического процесса);  ­   технологическом   (уровень   решения   практических   учебно­воспитательных задач условиях).           Состав   операционного   компонента   профессиональной   компетенции учителя   музыки   представлен   системой   педагогических   знаний,   умений   и навыков:  ­   ярко   и   увлекательно   транслировать   художественную   информацию;  ­   осмысливать   способы   художественно­педагогического   построения   урока, варьировать т.д.;  ­ управлять развитием художественно­познавательных процессов, групповой и индивидуальной учащихся;  ­   диагностировать   уровень   развития   музыкальных   способностей   учащихся, оперировать   методами   педагогического   исследования   на   музыкальных занятиях.  Деятельностно­творческий   компонент   профессиональной   компетенции учителя музыки включает все виды творческой деятельности: сотворчество­ восприятие;   художественное   исполнение   музыкального   материала; творчество­импровизацию   (как   педагогическую,   так   и   музыкально­ исполнительскую);   самосовершенствование;   поиск   новаторских   форм   и методов музыкально­педагогической деятельности; совместную с учениками исследовательскую пр.  Содержание мотивационно­эмоционального компонента представляет, прежде всего,   педагогическая   направленность   деятельности   и   личности   учителя музыки,   многогранность   которой   проявляется   в   следующих   ориентациях:  ­   на   себя   –   самоутверждение   (чтобы   видели   во   мне   знающего, учителя);  требовательного, ­ коллектив;  ­ воздействия;  ­   на   цели   педагогической   деятельности   (гуманистическая   стратегия, творческое   преобразование   средств,   объекта   и   субъектов   деятельности).           Таким   образом,   профессиональная   компетентность   учителя   музыки проявляется в высоком уровне музыкально­педагогической деятельности, в сознательном саморазвитии им в процессе труда своих личностных качеств, во внесении   в   профессию   своего   индивидуального   творческого   вклада,   в стимулировании   в   обществе   интереса   к   результатам   своей   работы.  Профессиональная   компетентность   учителя   музыки   является   результатом, как саморазвития, так и той педагогической системы, в которой он получил общеобразовательную,   специальную   и   профессиональную   подготовку.   Ее значимость определяется:  ­требованиями компетентностного подхода к современному содержанию музыкально­образовательного   процесса   (формирование   у   школьников интегральных   информационных,   коммуникативных,   художественно­ детский педагогического деятельность настоящего школьника, на на   средства         иорганизации   собственной музыкальных способностей; обобщенных навыков культурного поведения и способов   музыкально­эстетической деятельности);  ­необходимостью   создания   благоприятной   развивающей   среды   для всестороннего   становления   личности   учащихся   и   профессионального самосовершенствования   и   саморазвития   личности   учителя.   Следующий   уровень   компетенций   учителя   музыки   представляют общепредметные   компетенции,   которые   должны   выступить,   в   качестве образовательных   результатов   в   психологической   и   общепедагогической сферах   профессиональной   подготовки   учителя   музыки.   Следовательно,   к числу   ведущих   общепредметных   компетенций   необходимо   отнести: психологическую компетенцию (как фактор профессиональной пригодности учителя музыки и роста его личности) и общепедагогическую компетенцию, адекватную   общественным   требованиям   к   профессиональной   деятельности учителя музыки.                  Уровень   предметных   компетенций   представляет   опыт   решения конкретных   музыкально­педагогических   проблем,   связанных   с   освоением школьниками   явлений   музыкального   искусства.   Эффективность   учебно­ воспитательного   процесса   обусловлена   владением   учителя   музыки   целого ряда   компетенций   в   частных   предметных   областях   музыкознания, музыкального   исполнительства,   педагогики   и   методики   музыкально­ эстетического   воспитания.   Для   этого   необходимо   выстраивать профессионально­педагогическую   подготовку   педагогов­музыкантов   как процесс   овладения   различными   способами,   а   не   знаниями   о   способах.   В качестве   его   результатов   должны   выступить   следующие   предметные компетенции:  ­ музыкально­теоретическая компетенция – опыт анализа и решения задач по гармонии, аннотирования  музыкальных  произведений, анализа  музыкальных форм;   опыт   реконструкции   музыкально­исторического   процесса;  ­   дирижерско­хоровая   и   вокальная   компетенции   –   опыт   дирижирования хоровым коллективом и руководства вокальным ансамблем, чтения хоровых партитур; чистоты   интонирования;  ­   музыкально­исполнительская   компетенция   –   опыт   художественно­ интерпретационного   анализа   музыкального   материала   и   его   эмоционально­ образного   исполнительского   воспроизведения;   опыт   концертмейстерской работы   и   творческого   музицирования   (чтения   с   листа,   подбор   по   слуху, транспонирования т.д.);  ­ методическая компетенция – опыт организации музыкально­воспитательного процесса с опорой на психологию, музыкознания и общую педагогику; опыт формирования   целостной   музыкально­эстетической   культуры   школьников.            Таким   образом,   высокий   уровень   профессиональной   музыкально­ исполнительской   компетентности   учителя   проявляется   в   следующих показателях:  вокализации   и     опыт   ихарактер,   носят     обладают авторской авторский   ­  высокопрофессиональные   знания   в  области   музыкально­исполнительского искусства учителя обширны, глубоки, представляют системную целостность, с высокой эффективностью используются для принятия решений не только в типичных условиях, но и в нетрадиционных ситуациях; отдельные элементы знаний   новизной;  ­   высокопрофессиональные   инструментально­исполнительские   умения   и навыки   учителя   характеризуются   умелым   сочетанием   при   выполнении действий репродуктивного и творческого порядка, что позволяет добиваться высоких   исполнительских   результатов;   эффективность   практической реализации   отдельных   исполнительских   действий   повышается   за   счет использования технологии.                     Профессионально­педагогическая   деятельность   учителя   музыки вбирает   в  себя   систему   музыкально­теоретических,  дирижерско­хоровых   и вокально­хоровых,   музыкально­исполнительских   и   методических   знаний, умений   и   навыков,   составляющих   информационно­операциональную   основу общей   профессиональной   компетентности   специалиста   и   имеющих нравственную и педагогическую направленность. Именно их наличие (в сумме с   общекультурными,   психолого­педагогическими   знаниями   и   умениями, ценностными и творческими ориентациями, педагогическими и музыкальными способностями,   профессионально   значимыми   качествами)   выступает важнейшим   условием   и   предпосылкой   эффективной   музыкально­ воспитательной   деятельности   современного   учителя   музыки общеобразовательной школы.                                                                                          Источники: 1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,47680/Ite mid, 2.http://www.pomochnikvsem.ru/load/publikacii_pedagogov/dopolnitelnoe_obraz ovanie/professionalnaja_kultura_uchitelja_muzyki_v_muzykalno_ispolnitelskoj_d ejatelnosti

Посмотрите также